- Интересующийся
Это, по-моему, больше напоминает иконографический символический пейзаж, нежели чем живописный, который проник в икону в 17- м веке.
Пейзаж, природа, это только дополнение, к духовному созерцанию , к молитве. Можно конечно рассматривать икону как картину, но это на первых порах, или вне Крещения.неканоническое изображение пейзажа на иконах?
Пейзаж, природа, это только дополнение, к духовному созерцанию , к молитве. Можно конечно рассматривать икону как картину, но это на первых порах, или вне Крещения.
Природа на иконах мирная, без напряжения стихиями. Почитайте Ветхий Завет. Там явление Бога в огненной бури, со сверкающими молниями, сжигающее все на своём пути. На иконе иное-Мир всем.
Изображение лишь природы, не будет иконой, даже в друидском веровании, ими по другому поклонение природе воздается.
Так что любое, или символическое, или натуральное сопровождение образа святого человека, служит лишь дополнением, не являясь тем самым, причиной критики иконы, вынося её как бы, вне канонического понимания. Молитесь, это главное. При молитве внутри возникает другое состояние, очень далёкое от искусствоведения.
Знаю, что единственный ответ, который найдут оппоненты - исключение подчёркивает правило.Новозаветная Троица: Бог Отец в виде старца, Бог Сын в виде отрока и Дух Святой в виде голубя. Но такие образы были запрещены на соборах: Стоглавом (1551) и Большом Московском (1666-67), а Седьмой Вселенский Собор прямо говорит:
- Мы потому и не изображаем Отца, что Он не имеет воплощения (Бога Отца никто никогда не видел), а изображаем Сына, потому что Он был воплощен и имеет человеческий образ. Согласно Евангелию Бога Отца мы можем лицезреть только через Христа, как Он Сам и сказал:
" видевший Меня видел Отца" (Ин.14:8). И иного образа Бога нам не дано. Любой другой (человеческий) образ, кроме Христа, будет искажением веры. А ведь именно такие образы рождают неправильное представление о вере, отсюда атеистическое утверждение, что православные верят в дедушку, сидящего на облаках.
(по матералам православного портала Елицы)
Нет, не приемлемо. Это чувственные аллегория, не имеющие обратного духовного отклика. У Есенина, просто описательный процесс. Без страстный к взирающему на него.Приемлемо ли это в Православии?
Здесь нужно обратить внимание на язык жестов.Благословляющий у Бога Отца и у Богомладенца.Также символ власти - Корона - Скипетр - Держава у Божией Матери и Трон.Что обозначает жест левой руки Богомладенца - я не знаю.В иконе всё символично,нужно обращать внимание на это.Знаю, что единственный ответ, который найдут оппоненты - исключение подчёркивает правило.
Известна история чудотворной иконы Богородицы "Державная", извод - не канонический, но благодать - не побрезговала:
Посмотреть вложение 31886
Жесты - детали, Бог Отец в виде Старца - каноничен?Здесь нужно обратить внимание на язык жестов.Благословляющий у Бога Отца и у Богомладенца.Также символ власти - Корона - Скипетр - Держава у Божией Матери и Трон.Что обозначает жест левой руки Богомладенца - я не знаю.В иконе всё символично,нужно обращать внимание на это.
Изображения Бога Отца – это во многом условность, потому что – тут Вы правы – Бога действительно никто не видел, о чем можно прочитать и в Ин 1:18. Традиция изображать Бога Отца в виде старца есть, она неканонична, но существует. Видимо, в изображении Бога в виде Старца хотели подчеркнуть отеческую природу Первого Лица Троицы, Его мудрость, любовь и все, чем отличается Отец Семейства, Патриарх рода.Жесты - детали, Бог Отец в виде Старца - каноничен?
Нет, не приемлемо. Это чувственные аллегория, не имеющие обратного духовного отклика. У Есенина, просто описательный процесс. Без страстный к взирающему на него.
Икона же, это вход в духовный мир.
Я слышал толкование, что Богомладенец смотрит и указывает рукой на восток (если представить себе стороны света как на карте), т.е. в сторону, куда отвезли и где убили последнего Царя. Это укладывается в общую концепцию Державной иконы, как символа того, что Божия Матерь приняла на себя верховную власть над Россией после убийства Царя.Здесь нужно обратить внимание на язык жестов.Благословляющий у Бога Отца и у Богомладенца.Также символ власти - Корона - Скипетр - Держава у Божией Матери и Трон.Что обозначает жест левой руки Богомладенца - я не знаю.В иконе всё символично,нужно обращать внимание на это.
СпасибоЯ слышал толкование, что Богомладенец смотрит и указывает рукой на восток (если представить себе стороны света как на карте), т.е. в сторону, куда отвезли и где убили последнего Царя. Это укладывается в общую концепцию Державной иконы, как символа того, что Божия Матерь приняла на себя верховную власть над Россией после убийства Царя.
В XVIII веке с Запада в Россию пришел живописный, или академический стиль иконописи и стал вытеснять каноническое письмо. Как ясно из названия, это более реалистичное письмо, которое создает конкретный образ, отражая внешние особенности. Такие изображения родственны картинам на религиозные темы. Для написания живописных икон зачастую используются масляные краски.
Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека.
Не знаю,какие иконописцы в настоящее время поддерживают академический стиль.И как идёт развитие традиций реалистического пейзажа в этом стиле написания икон.Знаю только(по данным интернета),что - есть художники,которые,внесли существенный вклад в развитие реалистического пейзажа.Это русские художники-Васильев,Cаврасов,Шишкин,Куинджи,Левитан.
Татьяна, а какие конкретно иконописцы в настоящее время поддерживают академический стиль икон?
Как там идёт развитие традиции изображения реалистического пейзажа?
Не знаю,какие иконописцы в настоящее время поддерживают академический стиль.И как идёт развитие традиций реалистического пейзажа в этом стиле написания икон.Знаю только(по данным интернета),что - есть художники,которые,внесли существенный вклад в развитие реалистического пейзажа.Это русские художники-Васильев,Cаврасов,Шишкин,Куинджи,Левитан.
А Ваш тезис "Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека"
из какого источника?
И как Вы прокомментируете целесообразность написания икон, подобной нижепубликуемой, где явен академический подход к написанию не только пейзажа на бэкграунде, но и в изображении действующих лиц?
Вход Господень в Иерусалим.
70х70 см, доска, масло, иконостас Дворцовой церкви святых апостолов Петра и Павла
Петергоф, 2010 год
Д. Хомяков
Один современный старец сказал: Нужно облобызать что принято Церковью.В церковь мы ходим к Богу.И батюшки-настоятели знают какие иконы располагать в храмах.Заходите в церкви РПЦ к Богу,Божией Матери,Господу нашему Иисусу Христу,святым,веру исповедовавшим.Молитесь перед иконами и лобызайте их,ничтоже сумняшеся.А Ваш тезис "Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека"
из какого источника?
И как Вы прокомментируете целесообразность написания икон, подобной нижепубликуемой, где явен академический подход к написанию не только пейзажа на бэкграунде, но и в изображении действующих лиц?
Вход Господень в Иерусалим.
70х70 см, доска, масло, иконостас Дворцовой церкви святых апостолов Петра и Павла
Петергоф, 2010 год
Д. Хомяков
Один современный старец сказал: Нужно облобызать что принято Церковью.В церковь мы ходим к Богу.И батюшки-настоятели знают какие иконы располагать в храмах.Заходите в церкви РПЦ к Богу,Божией Матери,Господу нашему Иисусу Христу,святым,веру исповедовавшим.Молитесь перед иконами и лобызайте их,ничтоже сумняшеся.
Роспись алтаря В Псково-Печерском монастыре:
![]()
Если Вам нужен пейзаж и менно реалистический - то,фамилии художников-пейзажистов-реалистов, упомянула в предыдущем комментарии.
Все мои прежние ответы подкреплены ссылками.
Один современный старец сказал: Нужно облобызать что принято Церковью.В церковь мы ходим к Богу.И батюшки-настоятели знают какие иконы располагать в храмах.Заходите в церкви РПЦ к Богу,Божией Матери,Господу нашему Иисусу Христу,святым,веру исповедовавшим.Молитесь перед иконами и лобызайте их,ничтоже сумняшеся.
Роспись алтаря В Псково-Печерском монастыре:
![]()
Если Вам нужен пейзаж и менно реалистический - то,фамилии художников-пейзажистов-реалистов, упомянула в предыдущем комментарии.
Все мои прежние ответы подкреплены ссылками.
Интернет знает больше меня.Спросите у него,если Ваш вопрос остался не отвеченным.Ув. Татьяна.
Дело в том, что
в данной теме исследуется не реалистический пейзаж на картинах художников-пейзажистов, а реалистический пейзаж на иконах, что имеет место в академическом стиле.
Ув. Татьяна.
Дело в том, что
в данной теме исследуется не реалистический пейзаж на картинах художников-пейзажистов, а реалистический пейзаж на иконах, что имеет место в академическом стиле иконописи.
Посмотреть вложение 31913
ИконаМоление на камне Преподобного Серафима Вырицкого
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.
2018 г. икона на доске, масло. 75 см. х 55 см.
А так же вопрос о том, насколько допустима эта тенденция с позиции ортодоксального христианского отношения к иконам.
Интернет знает больше меня.Спросите у него,если Ваш вопрос остался не отвеченным.
А Ваш тезис "Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека"
из какого источника?
И как Вы прокомментируете целесообразность написания икон, подобной нижепубликуемой, где явен академический подход к написанию не только пейзажа на бэкграунде, но и в изображении действующих лиц?
Вход Господень в Иерусалим.
70х70 см, доска, масло, иконостас Дворцовой церкви святых апостолов Петра и Павла
Петергоф, 2010 год
Д. Хомяков