Правильное толкование притчи о добром самарянине

Оскорбление святых - оскорбление Духа Святого. Со всеми последствиями такого действия. Я бы , как минимум , остерегся.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Отвергая закон " о любви к ближнем", данный Иисусом Христом, люди ( нравственные) придерживаются золотому правилу нравственности:
  1. Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе;
  2. Не делай другим того, чего не хочешь себе.
 
Крещён в Православии
Оскорбление святых - оскорбление Духа Святого. Со всеми последствиями такого действия. Я бы , как минимум , остерегся.
1) Нет, оскорбление святых - это не оскорбление Духа Святого. Да и не было тут оскорбления. "Засланный казачок" и "дармоед" - не считаю это оскорблением. Если кому-то режет слух - давайте заменю на "не авторитет в рассматриваемом вопросе" и "всю жизнь жил за чужой счёт". Что собственно сразу и говорил. Хотя смысл - такой же.
2) Если есть возражения по тому что я сказал - говорите. Все свои слова я подтверждаю аргументами. И от оппонентов жду того же.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос: Если кормя псов я отнимаю еду у детей - то псов не надо кормить.
Обращаю внимание, как невежество и ложь мешает правильно размышлять!
Во-первых, самовольно переиначив слова Спасителя, хулитель сам попался в логическую ловушку:
Если ... псов кормить, - то ... их не надо кормить.
Так кормлю или не кормлю?
Во -вторых, тут стоит обратить внимание на смысл, а не псов:
В притче сказано ясно:
"Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подошедши, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час".
В чем же ошибка хулителя ?
В том, что он не может слышать слово Бога и выдумывает свою ложь.
А вот ханеянка поняла правильно смысл притчи и была вознаграждена по своей вере.
 
Православный христианин
Все свои слова я подтверждаю аргументами. И от оппонентов жду того же.
Ваши аргументы ошибочные.

1. Притча о добром самарянине. Совершенно очевидно, и толкования отцов это подтверждают, что слова Господа "иди и ты поступай так же" означают "поступай как самарянин".

2. Притча о дочери хананеянки. Во-первых, Господь сделал с ней по её вере то же, что делал уверовавшим детям Израиля. Во-вторых, Он сделал в землях Тира и Сидона, покинув землю Израиля, то есть как раз уйдя ко псам от детей. То есть Ваша аргументация, что помощь Господа хананеянке была обусловлена отсутствием ущерба для "детей" некорректна.

3. Примеры 3 и 4. Изгнание менял, обличение "ваш отец дьявол". Когда Господь нас наказывает или обличает, это не значит, что Он нас не любит. Господь пошел на Крест в том числе и за этих самых менял.

4. Аргумент 2 - это вообще не аргумент а вопрос "как поступить". Тут молиться надо и просить Божией помощи и вразумления, а не с линейкой подсчитывать, кто "ближнее".


Аргумент 1
Писание. В Евангелиях есть примеры когда Христос почти прямым текстом говорит и своим поведением показывает что далеко не все люди - ближние.

Пример 1)
Притча о добром самарянине (Лк.10:25-37). Только ум извращённый псевдо-христианскими "заповедями" и "истинами" способен увидеть в этой притче утверждение "все люди ближние". Христос практически прямым текстом говорит ровно обратное (ближний - только самарянин, остальные участники - не ближние).

Пример 2)
Исцеление дочери хананеянки (Мф. 15:21-28)
Вольный пересказ эпизода:
Хананеянка: Помоги.
Христос: Если кормя псов я отнимаю еду у детей - то псов не надо кормить.
Хананеянка: Но ведь сейчас тебе не надо выбирать кого кормить. Ты можешь накормить и тех и других.
Христос: Да, ты права, сейчас я могу помочь и тем и другим. В данной ситуации помогая тебе я не мешаю своим ближним. К тому же ты в Меня веришь. Поэтому получи то что просила.

Здесь Христос явно говорит что в случае конфликта интересов надо всегда защищать интересы ближнего. Если интересы не-ближнего при этом страдают - то их не надо защищать.
Возвращаясь к нагорной проповеди. Допустим враг просит мою последнюю рубашку. Если эта рубашка нужна моему ближнему - то отдать нужно ближнему, а не врагу. Потому что отдав рубашку врагу - я наврежу ближнему (и тем самым нарушу главую заповедь "люби ближнего как себя").
На первый взгляд кажется что не отдав рубашку врагу - я нарушу заповеди которые Христос дал в нагорной проповеди. На самом деле - нет, не нарушу. Потому что сказанное в нагорной проповеди - нужно применять в реальной жизни с такой оговоркой: если это не противоречит заповеди "люби ближнего".

Пример 3)
Изгнание менял из храма: (Ин. 2:13-16) (Мф. 21:12-13) (Мк.11:15-19) (Лк.19:45-48)
Христос выгнал менял кнутом из храма. Никакой любви к менялам Христос в этом эпизоде не проявил. Напротив - он явно проявил агрессию и физическое насилие. В наше время за такие действия он бы пошёл по уголовной статье. Ну или как минимум по административной.
Опять же - только ум извращённый псевдо-христианскими "заповедями" и "истинами" способен увидеть в этом эпизоде любовь Христа к менялам. Нет здесь никакой любви.

Пример 4)
Про своих оппонентов Христос говорил: "Ваш отец диавол" (Ин.8:44), "порождения ехиднины" (Мф.3:7).
Опять же - нет здесь никакой "любви ко всем" и "все люди ближние". А есть ровно обратное.


Аргумент 2
Если считать всех людей ближними - то в реальных жизненных ситуациях у нас не будет ориентира, мы не будем понимать как правильно поступить. Если помогая одному "ближнему" я мешаю другому "ближнему" - то как мне поступить? Нельзя смешивать всех в одну кучу.
 
Православный христианин
Прочитал всю тему. Написали много, но тем не менее считаю что тема ближнего не раскрыта. По крайней мере с практической точки зрения (при принятии решений в реальных жизненных обстоятельствах).

Участники дискуссии разделились на 2 лагеря
Стараясь вам помочь, напоминаю слова святых отцов и священноначалия, прозвучавшие в ходе обсуждения.

=======

* Святые отцы:

Прп. Исидор Пилусийский (+449):

Для сего-то и Самарянина изобразил тебе Спаситель. Ибо близость познается по естеству, а не по добродетели, по сущности, а не достоинству, по сострадательности, а не по месту, по способу служения, а не по близости места. Почитай ближним прежде всего того, кто нуждается, и без зова сам иди к нему на помощь.

Блж. Феофилакт Болгарский (+1107):

Он сказал: а кто ближний мой? Он думал, что он праведен и не имеет подобного себе и близкого по добродетели; ибо полагал, что праведнику ближний есть только праведный же. Итак, желая оправдать себя и возвыситься пред всеми людьми, он с гордостью говорит: а кто ближний мой? Но Спаситель, поскольку Он Творец и во всех видит одно создание, определяет ближнего не делами, не достоинствами, но природой. Не думай, - говорит, - что поскольку ты праведен, то и нет тебе никого подобного. Ибо все имеющие одну и ту же природу суть ближние твои. Итак, и ты сам будь ближним их не по месту, но по расположению к ним и заботливости о них.

Прав. Иоанн Кронштадтский (+1909):

Кому сделаешь милость, тот и есть твой ближний. Значит, всякому нужно делать добро, не разбирая лица, иностранец ли он, соотечественник или другой кто.

Свт. Тихон Задонский (+1783):
Итак, христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы.
<...>
Поскольку в главе о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку, сказано, что есть любовь христианская и каковы ее плоды, поэтому здесь о том не предлагается; там смотри, читатель. Ибо между ближними нашими не только приятели и друзья наши, но и враги наши имеются в виду, которых Христос нам повелевает любить: «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44)


Прп. Максим Исповедник (+662):
Любящий Бога не может не любить и всякого человека как самого себя, хотя не благоволит к страстям тех, кои еще не очистились.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) (+1861):
Не ищите и не ожидайте любви от человеков! Ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам.

Свт. Косма Этолийский (+1779):
Ближние наши - это не только друзья и родственники, но и все люди, имеющие общую с нами природу. Враги ли это, союзники ли, или люди, неравные нам по общественному положению, – все они создания одного Творца, давшего нам дыхание жизни. Все мы наслаждаемся одним небом, одним воздухом. Дни и ночи даны всем одинаково. Кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то справедлив, а кто-то не очень. Бог великодушен и добр ко всем.

* Священноначалие:

Прот. Виктор Потапов:
По Евангелию «ближний» есть всякий человек независимо его расы, племени или убеждений. «Ближний» для русских не только русский или для американца американец и так далее, то есть не только единомышленник, не только коллега и не только соотечественник. Ближним для нас может оказаться так же и наш государственный, политический враг, наш идеологический противник, человек, не согласный с нами в религиозных и иных вопросах, человек психологически и физически нам чуждый и даже противный; «ближний» это всякий человек – и свой, и чужой. Любовь к «своим» не должна настолько заполнять все наше сердце, чтобы в нём не оставалось места для внимания к «чужим». Притча о милосердном самарянине, как и всё Евангелие, стирает границы между понятиями «ближнего» и «дальнего». Для Бога нет дальних. Для Бога все люди близки, все Его драгоценное создание.

Прот. Георгий Митрофанов:

И здесь законник вынужден произнести слова, за которые его же собратья, законники и фарисеи, могли бы осудить. Он говорит о том, что ближний это самарянин. И в этих словах по существу может быть происходит первое исповедание этим самым законником, фарисеем, веры во Христа Иисуса. Ибо он пришел искушать Спасителя, а Спаситель открыл ему великую истину, что любовь Божия распространяется на всех людей, что ближние для него это все люди, независимо от того, какой религиозный закон они исповедуют.

Прот. Константин Пархоменко:

О чем эта притча? Прежде всего, это ответ на вопрос о том, кто является ближним. Напомню, что именно этот вопрос и задал законник Иисусу.
Для иудея ближним считался единоверец. Нам, воспитанным на христианской культуре, странно будет представить, что заповедь Божию «не пожелай жены ближнего твоего» иудеи воспринимали, как заповедь не желать жены иудея, но спокойно желать жены иноверца. Но, тем не менее, это было так. Ближний – это иудей. К нему следует относиться более или менее порядочно, милосердно, приветливо. Все остальные – дальние, неверные.
Но притча, рассказанная Христом, опровергает эту модель. Твой ближний – всякий человек, оказавшийся рядом!
<...>
Итак, самый первый и важный смысл притчи в том, что ближним является всякий человек, оказавшийся рядом. К каждому ты должен проявлять любовь и заботу.


=======

Едины отцы, и пастыри с ними едины. А у оппонентов лишь личное мнение, личное прочтение, персональные фантазии, невыкорчеванные пни упрямства псевдо-себя ради. Почему имеет смысл нам слушать единогласие отцов? Потому что веруем, что Бог говорит через них, будучи с нами во все века. (Подчеркиваю - не их версии, а Бог говорит через них, такова вера православная.) Почему имеет смысл послушаться и согласия пастырей с ними? Потому что веруем, что церковь жива и учит истинно.
Имеющий уши да услышит.
 
Крещён в Православии
1. Притча о добром самарянине. Совершенно очевидно, и толкования отцов это подтверждают, что слова Господа "иди и ты поступай так же" означают "поступай как самарянин".
Я написал что ближний для пострадавшего - только самарянин. Вы пишете что надо поступать как самарянин. Мы говорим про разные вопросы. Вы уводите дискуссию в сторону.

2. Притча о дочери хананеянки. Во-первых, Господь сделал с ней по её вере то же, что делал уверовавшим детям Израиля. Во-вторых, Он сделал в землях Тира и Сидона, покинув землю Израиля, то есть как раз уйдя ко псам от детей. То есть Ваша аргументация, что помощь Господа хананеянке была обусловлена отсутствием ущерба для "детей" некорректна.
Христос говорит что помогать надо не всем и не всегда. Значит псевдо-христианские "истины" "всех люби" и "всем помогай" - неверные. Вы уводите дискуссию в сторону.

3. Примеры 3 и 4. Изгнание менял, обличение "ваш отец дьявол". Когда Господь нас наказывает или обличает, это не значит, что Он нас не любит. Господь пошел на Крест в том числе и за этих самых менял.
Практическая ценность этого вашего комментария - нулевая. Если я отниму хлеб у детей и брошу его псам - может я этим помогу детям? Ведь помощь (согласно вашей логике) может по-разному проявляться.
Если рассуждать так как вы - можно вообще любые действия совершать, а потом говорить: "ну так это же я так проявляю любовь к ближнему". Будьте поближе к реальности, пожалуйста. И не уводите дискуссию в сторону.

4. Аргумент 2 - это вообще не аргумент а вопрос "как поступить". Тут молиться надо и просить Божией помощи и вразумления, а не с линейкой подсчитывать, кто "ближнее".
Я просто настаиваю на том что не всем и не всегда надо помогать. Главный критерий - интересы ближнего, они приоритетны. Интересы не-ближних - неприоритетны. Поэтому нельзя смешивать ближних и не-ближних. То есть лже-христианская "истина" "всех люби и всем помогай" - неверная. Если вы не согласны - аргументируйте. Если согласны - так и скажите. А не уводите дискуссию в сторону.
 
Крещён в Православии
...Если ... псов кормить, - то ... их не надо кормить....
Не понял вашу мысль.
Христос говорит что если для помощи псам надо навредить детям - то псам не надо помогать.
То есть помогать надо не всем и не всегда. О чём я и сказал, и на этом я настаиваю.
Я что вы сказали (или возразили?) - я не понял.
 
Православный христианин
Я просто настаиваю на том что не всем и не всегда надо помогать. Главный критерий - интересы ближнего, они приоритетны. Интересы не-ближних - неприоритетны. Поэтому нельзя смешивать ближних и не-ближних. То есть лже-христианская "истина" "всех люби и всем помогай" - неверная. Если вы не согласны - аргументируйте. Если согласны - так и скажите. А не уводите дискуссию в сторону.
https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/123 Цитаты из Библии об отношении к людям

«Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18).

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф.5:44).

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матф.22:39).

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3).

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» ( Иак.5:16).

«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» ( 1Пет.1:22–23).

«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет.3:8–9).

«И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Иоан.3:22).

«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Иоан.4:21).

«Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему» ( Сир.29:2).

«Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» ( Пс.100:5).

«Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» ( Притч.11:12).

«Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» ( Притч.14:21).

«Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом» ( Сир.10:6).

«Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость – страх Господень, и во всякой мудрости – исполнение закона» ( Сир.19:18).

«Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его» ( Сир.22:26).

«Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:2).

«Помни заповеди и не злобствуй на ближнего» ( Сир.28:7).

«Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же» ( Сир.29:23).

«Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» ( Зах.8:17).

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» ( Втор.5:20).

«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10).

«Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9).

«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» ( Рим.15:2).

«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал.5:14).

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25).
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Не понял вашу мысль.
Христос говорит что если для помощи псам надо навредить детям - то псам не надо помогать.
То есть помогать надо не всем и не всегда. О чём я и сказал, и на этом я настаиваю.
Я что вы сказали (или возразили?) - я не понял.
Не надо искажать и пересказывать неверно!
Вы можете настаивать на своем, но мы обсуждаем то, что сказал Христос!
А в ваших рассуждениях логическая ошибка. И эту ошибку Вы пытаетесь "протащить" как аргумент.
Нигде Христос не говорил о помощи псам, - все это ваши выдумки.
 
Православный христианин
Не понял вашу мысль.
Христос говорит что если для помощи псам надо навредить детям - то псам не надо помогать.
То есть помогать надо не всем и не всегда. О чём я и сказал, и на этом я настаиваю.
Я что вы сказали (или возразили?) - я не понял.
Вы выстроили перед собой высокий забор из заблуждений и перелазите его подобно:

Пьяный мужик и забор
 
Крещён в Православии
...Ибо близость познается по естеству, а не по добродетели...Он Творец и во всех видит одно создание...всякому нужно делать добро, не разбирая лица, ...христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы....Ибо между ближними нашими не только приятели и друзья наши, но и враги наши имеются в виду, ...Любящий Бога не может не любить и всякого человека как самого себя...требуйте от себя любви и соболезнования к человекам...Ближние наши - это не только друзья и родственники, но и все люди, имеющие общую с нами природу...«ближний» есть всякий человек независимо его расы, племени или убеждений.... ближние для него это все люди, ...Твой ближний – всякий человек, оказавшийся рядом!...Имеющий уши да услышит.
Прекрасно.
А теперь привяжите все эти красивые цитаты к реальной жизни.
Потому что иначе все ваши ссылки на отцов - просто сотрясание воздуха.
Я в посте #720 именно это и попытался сделать (привязать христианские истины к реальной жизни). Поэтому и попросил вас прокомментировать мой пост (по пунктам и по существу). А вы в ответ снова сыпете цитатами которые в реальной жизни не работают. Ответьте на мой пост, тогда и поговорим.
 
Крещён в Православии
...
«Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему» ( Сир.29:2).
....
«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25).
...
То же самое. Не надо сыпать цитатами. Привяжите их к реальной жизни.
 
Православный христианин
То же самое. Не надо сыпать цитатами. Привяжите их к реальной жизни.
Пожалуйста.
Когда встречаю пьяного, который сам не может встать и добраться домой, то всегда помогаю таковым.
Даже если он весь в грязи, беру подмышки и помогаю добраться домой.

Сможите так?

Не буду приводить все примеры из своей жизни, так как духовно это не полезно.

Ваша беда в том, что Вам неохота помогать ближним и Вы создаёте некую теорию, оправдывающую Вас.
 
Крещён в Православии
Пожалуйста.
Когда встречаю пьяного, который сам не может встать и добраться домой, то всегда помогаю таковым.
Даже если он весь в грязи, беру подмышки и помогаю добраться домой.

Сможите так?

Не буду приводить все примеры из своей жизни, так как духовно это не полезно.

Ваша беда в том, что Вам неохота помогать ближним и Вы создаёте некую теорию, оправдывающую Вас.
В реальной жизни бывает много разных ситуаций, не только пьяные мужики в грязи.
Вы читали мой пост #720 ? Ответьте на него пожалуйста. Тогда и поговорим.
 
Сверху