Сострадание и Рай

Православный христианин
Добрый день!
Испытывают ли люди в раю сострадание к тем кто там не находится?
 
Православный христианин
Добрый день!
Испытывают ли люди в раю сострадание к тем кто там не находится?
Вопрос конечно интересный?
Но кто же вам ответит?
Мы пока не удостоились того, чтобы просто подумать о такой милости от Творца.
А какой смысл пустословить, вот окажетесь там и все узнаете.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Добрый день!
Испытывают ли люди в раю сострадание к тем кто там не находится?
********************************************************************************************************************************
Лк.16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Лк.16:20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
Лк.16:21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Лк.16:22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
Лк.16:23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
Лк.16:24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Лк.16:25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;*
Лк.16:26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Лк.16:27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
Лк.16:28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Лк.16:29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Лк.16:30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Лк.16:31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
****************************************************************************************************************************************

Я привожу только цитаты на Лк.16:25, но лучше прочитать толкования полностью, чтобы уяснить смысл в объеме. На сайте "Азбука Веры" есть возможность быстрого перехода к толкованиям.
Прямого ответа на Ваш вопрос тут нет, так как лоно Авраама, это не рай, это шеол, то-есть обитель мертвых. Но эти цитаты дают общее представление об интересующем Вас вопросе.

"...Что же Авраам? Он не сказал богачу: бесчеловечный и жестокий, не стыдно ли тебе? теперь ты вспомнил о человеколюбии. Но как? Чадо! Смотри на сострадательную и святую душу. Мудрец какой-то говорит: смиренную душу не возмущай. Поэтому и Авраам говорит: «чадо», давая чрез сие знать ему, что именовать его так милостиво даже теперь в его власти........"
Бдж. Феофилакт Болгарский.

"...Сожалеет Авраам о богаче, находящемся в пламени, потому и чадом называет его с состраданием; сожалеет же, думаю, не столько о мучении, сколько о действующей еще в нем злобе. Ибо еще не пришел в сознание своих прегрешений, еще не понял, что по справедливости терпит муку...."
Свт. Григорий Палама.

"...Святой патриарх щадит казненного Богом; не дерзает не только осуждать, но и присовокуплять суда своего к суду Божию; сострадает страждущему в вечной муке как своему члену, как члену человечества, говорит: чадо, помяни....."
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

"Авраам обращается к горящему в аду грешнику с ласковым словом: чадо, – что показывает полное отсутствие всякой злобы у праведников в Царстве блаженства.....".
Свт. Николай Сербский.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Добрый день!
Испытывают ли люди в раю сострадание к тем кто там не находится?
Да, если рай - это предвкушение душой вечного блаженства по расставании с телом(после смерти).
Нет, если рай - это вечное блаженство(после воскресения мертвых, жизнь будущего века).
 
Православный христианин
Испытывают ли люди в раю сострадание к тем кто там не находится?
«Батюшка, – спросил кто-то, – ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, у которого близкие родные будут мучиться в аду?» Старец (преп. Амвросий Оптинский) ответил: «Нет, там этого чувства уже не будет; про всех тогда забудешь. Это всё равно, как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно, и толпятся разнородные мысли; а пришла – взяла билет, и про всё забыла».

Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царствие Небесное."

 
Санкт Петербург
Православный христианин
«Батюшка, – спросил кто-то, – ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, у которого близкие родные будут мучиться в аду?» Старец (преп. Амвросий Оптинский) ответил: «Нет, там этого чувства уже не будет; про всех тогда забудешь. Это всё равно, как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно, и толпятся разнородные мысли; а пришла – взяла билет, и про всё забыла».
Я думаю, что в вечности ничего не исчезнет из памяти человека. В блаженстве человек будет един с Богом, а Бог помнит все. Разве Христос не будет сострадать к тем, кто не захочет жить по Божией воле и вследствие этого будет лишен блаженной жизни с Ним? Но это будет их выбор и они будут жить той жизнью, которую выбрали сами, отказавшись от Бога.

Если человек в раю потеряет память о своих согрешениях, родственниках, друзьях и врагах, то забудутся этапы становления его личности и уже не будет той личности, которая достигла обожения и рая. Поэтому, если стереть из памяти события, связанные со своими или чужими согрешениями, то не повторится ли в раю история с грехопадением? Ведь память о прошлых грехах и о смерти зачастую и есть то, что не позволяет повторять прошлые ошибки.

Итак, пожалуй, Бог не будет стирать из нашей памяти ничего.
Это наши враги занимаются стиранием памяти. Они пытаются сейчас стереть память о истории русского народа с героизмом одних и предательством других, о жертвах ради победы любви и о наказаниях предателей. И все это делается для того, чтобы мы утратили дух православия, дух победы над смертью и отреклись не только от Бога, но и от своей родины, от идентичности быть русским.

P.S. Обычно спрашивают о сострадании в раю к близким родственникам. А разве по отношению к нашим бывшим личным врагам, если они окажутся вне рая, будут другие чувства?
 
Крещён в Православии
Если человек в раю потеряет память о своих согрешениях ...
Если Сам Господь говорит, что забудет все грехи наши ради Себя (Ис. 43:25); (Евр. 8:12), то какой смысл людям в прощении (пребывая в состоянии прощения) помнить о своих грехах? Время для того и дано было, чтоб человек "вектор" (лучше сказать "парадигму") бытия, своей жизнью на земле, изменил, следуя духу Божиему, а не самости своей, и не следовании духу богопротивному. В том-то и заключается парадоксальность человеческого бытия - дух Божий есть при душе каждого человека, а человек ему не следует, а бывает, и не знает духа Божьего, следуя духам темным, бесовским.

Человек, нашедший душой своей путь к духу Божиему, оказавшись вне времени, изменить этот путь не сможет. Другими словами человек окажется в состоянии Адама, сделавшим выбор в познании бытия путем добра; вроде как отказавшимся съесть "яблочко".
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Я думаю, что в вечности ничего не исчезнет из памяти человека
А может дело вовсе и не в памяти.
Сострадание ассоциируется со страданием(и этимологически и оптыно, со-страдать тоже больно), а в вечном блаженстве больно быть не может. и вот приходит к Вам, мудрому старцу Юрию Шокину крепостной, например, с вопросом, и что, Вы будете просвещать его что есть страдание что есть сострадание, что есть блаженство погружаясь в дебри психологии?

Что-то подобное случислоь и здесь, имхо, перед Вами не доклад о роли памяти в становлении личности(а этот доклад не понял бы не только крепостной, но и сам Юрий Шокин), а сиюминутный ответ утверждающий что в раю нету никакой боли. Просто таким вот неудачным способом. мало ли кто был тот человек, что спрашивал.

А вдруг помилованный(излеченный грех) человек не помнит, что тогда с личностью? А вдруг амнезия, что тогда с личностью? Если Вы думаете что эта тема о памяти(или какой-нибудь ответ в ней), попробуйте обосновать сотериологическую функцию памяти.
:cool:
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Если Сам Господь говорит, что забудет все грехи наши ради Себя (Ис. 43:25); (Евр. 8:12), то какой смысл людям в прощении (пребывая в состоянии прощения) помнить о своих грехах?
Смысл памяти о грехах состоит в том, чтобы снова не согрешить.

Апостол Петр трижды отрекся от Христа. И хотя Господь простил Петру грех, вернул ему апостольское достоинство и более никогда не напоминал ему об этом отречении, однако сам Петр никогда не мог забыть своей немощи.
Также и с царем Давидом. «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь» (2Цар.12:13).
Однако, несмотря на то, что покаяние Давида с самого момента его обличения пророком Нафаном было окончательным и бесповоротным, но каяться Давид продолжал всю жизнь и не забывал о содеянном грехе.
 
Крещён в Православии
Смысл памяти о грехах состоит в том, чтобы снова не согрешить.

Апостол Петр трижды отрекся от Христа. И хотя Господь простил Петру грех, вернул ему апостольское достоинство и более никогда не напоминал ему об этом отречении, однако сам Петр никогда не мог забыть своей немощи.
Также и с царем Давидом. «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь» (2Цар.12:13).
Однако, несмотря на то, что покаяние Давида с самого момента его обличения пророком Нафаном было окончательным и бесповоротным, но каяться Давид продолжал всю жизнь и не забывал о содеянном грехе.
Да. Но это пока человек живет на земле, во времени. И все примеры этого Вашего комментария об этом. Но в предыдущем комментарии Вы говорили о:
... что в вечности ничего не исчезнет из памяти человека ...
В вечности. В вечности плохое не придет больше на память, будет изглажено: "Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя"
 
Православный христианин
Я думаю, что в вечности
Мы думаем, рассуждаем... А преп. Антонию, очевидно, было дано некое знание. Кстати подобное тому, что он говорил, я встречал и у других отцов, только сейчас не могу точно сказать у кого.
С другой стороны, "про всех забудешь..." надо совмещать с тем, что Церковь обращается к святым: "вы бо молите о нас Христа Бога нашего...". Значит, на Небе есть и то, и то ))
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Добрый день!
Испытывают ли люди в раю сострадание к тем кто там не находится?
Почему же в раю невозможно сострадание к погибающим? А разве не сострадают о нас, грешниках, святые, которые уже блаженствуют в раю и молятся о нашем спасении?

Ведь и Христу свойственно сострадание к тем, кто отверг Его и находится не с Ним. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели»! (Матф.23:37). И, как я предполагаю, никуда подобное сострадание к тем, кто не с ними, не исчезнет у тех, кто будет пребывать в раю в единстве любви с Богом.
 
Крещён в Православии
Почему же в раю невозможно сострадание к погибающим?
А Иван42 и не спрашвивает, почему невозможно.

Будучи "буддистом" и имея представления о христианстве на уровне предрассудков, он спрашивает о противоречии вроде:
1) Со-страдание - со-участие в чужом горе, печаль.
2) Тот кто любит не может быть безразличен к горю ближнего.
3) Значит или в раю будет "горе", или в раю нет любящих.

Что легко заметить(было бы желание). Похожие предрассудки в вопросе типа "как любящий карает/наказывает/причиняет страдания"(был где-то прежде).

В приведенной же цитате Бог говорит, что Он многократно хотел спасти Иерусалим, но у Иерусалима были другие желания. Бог хочет спасти? Вот это да! Не все люди хотят того же? Ну надо же! Оказывается это доказывает "вечное сострадание".
Это лишний раз показывает что сострадание спутник любви, а любовь вечна. Невозможно показать "сострадание" без "болезнования" не "расскладывая" сострадание на составляющие и причины, то есть не залезая "в дебри психологии", повторю ещё раз. Тем более когда спрашивающий не готов подобное выслушивать в ответ.

Вмире елейного язычества подмена предмета благочестивым тоном может и сходит за ответ, но в мире обычном подмена ответ не заменяет. :cool:
 
Крещён в Православии
Испытывают ли люди в раю сострадание к тем кто там не находится?
Небесная Церковь, т.е. почившие святые, мученики, праведники прошлого молятся за нас. И разве мы не обращаемся к святым в молитвах: "молите Бога он нас"? Без сострадания это было бы не возможно.
 
Москва
Православный христианин
* - Попавшие в рай не будут сострадать попавшим в ад
У вас ещё прописано: "Как праведные будут наслаждаться невозмутимым счастьем при сознани,что где-то страдают живые существа и будут непрестанно страдать?..."
Это чисто адвокатсткий приём - пускать пыль в глаза софизмами...Вы всё забываете что, ад не человеческая выдумка,а Богом учреждён и по Божьему же присуждению будет наполнен...Если так,то,стало быть,такое действие не противно Богу и не нарушает,скажем так,внутренней гармонии Божественных свойств,а напротив,требуется ею.
Если в Боге так,то как это может расстроить блаженное благонастроение праведных,когда они един дух суть с Господом?...(c)...(c)...
(Спасайтесь!Путеводитель по творениям Святителя Феофана Затворника;стр.18 - ад)
** ...(c) ... - Те, кто в Раю, не только не будут видеть тех, кто в аду – они даже не будут помнить, имели ли они брата, или отца, или мать, если и те не будут в Раю вместе с ними.
"В то́й де́нь поги́бнут вся́ помышле́ния его́" (Пс.145:4), – говорит псалмопевец...(c) ...
Преподобный Паисий Святогорец; Слова. Том 4: Семейная жизнь. М., 2017. С. 306.
*** -То, как все будет в жизни Вечной, находится вне пределов нашего жизненного опыта. Мы не знаем даже точно, как будем ощущать себя после отделения души от тела, то есть смерти, поэтому любые разговоры об этих вещах могут вестись только приблизительно и очень важно понимать цель, с которой ведутся такие разговоры...(c)... - я бы посоветовал заниматься теми делами, на которые Вы можете повлиять, которые, что называется, у Вас в руках. По крайней мере, это будет точно не пустое.
После смерти те, кто попадет в Рай, будут ограждены от любых страданий, и этих в том числе.
Что можно сделать сейчас? Молиться о своих усопших родных, молиться о тех, кто еще жив, помогать тем, кому нужна наша помощь. Это непременно даст какие-то плоды, потому что молитва — это то, что на самом деле нужно усопшим.
Узнаем ли мы наших родных(если мы и они - попадём в рай) - конечно, узнаем...(c)...
https://foma.ru/kak-mozhno-radovatsja-v-raju-esli-blizkij-v-adu.html
 
Последнее редактирование:
Санкт Петербург
Православный христианин
* - Попавшие в рай не будут сострадать попавшим в ад
У вас ещё прописано: "Как праведные будут наслаждаться невозмутимым счастьем при сознании, что где-то страдают живые существа и будут непрестанно страдать?..."
Это чисто адвокатский приём - пускать пыль в глаза софизмами... Вы всё забываете что, ад не человеческая выдумка, а Богом учреждён и по Божьему же присуждению будет наполнен... Если так, то, стало быть, такое действие не противно Богу и не нарушает, скажем так, внутренней гармонии Божественных свойств, а напротив, требуется ею.
Если в Боге так, то как это может расстроить блаженное благонастроение праведных, когда они един дух суть с Господом?...(c)
(Спасайтесь! Путеводитель по творениям Святителя Феофана Затворника; стр.18 - ад)
** ...(c) ... - Те, кто в Раю, не только не будут видеть тех, кто в аду – они даже не будут помнить, имели ли они брата, или отца, или мать, если и те не будут в Раю вместе с ними.
Чтобы понять почему не будет сострадания к нераскаянным грешникам, следует прежде всего понять, в чем будет состоять сущность Суда Христова над воскресшими грешниками после Второго Его Пришествия. Если осуждение их на Суде рассматривать как наказание, то наказание вечными мучениями без предоставления всякой возможности исправления и покаяния никак не сочетается с любовью Бога к осужденным Им преступникам. Разве не жестоко это наказание вечными мучениями в огненном озере? Ведь наказание это есть вразумление с целью исправления преступника. Наказания даются только тем, кого возможно исправить наказанием и спасти от вечных мук. А если наказания даются не для исправления, а для отмщения вечными мучениями за греховное поведение, то это, пожалуй, противоречит православному учению о спасении погибающих грешников и свойству любви сострадать к осужденным преступникам.

Но, как я представляю, никакого наказания нераскаянных грешников на вечные мучения по приговору Последнего Суда не будет. Бог не губит души грешников в смерти второй, а наоборот, воскрешает их от смерти телесной при Втором Своем пришествии. Но так как эти грешники отдали себя во власть дьявола, отпали от всеблагого Бога и возможности спасения их исчерпаны, то Бог определяет им быть вместе с дьяволом в некотором изолированном месте, которое и называется геенна огненная.

Леонов Алексей Михайлович пишет о геенне: - «А слово «геенна» (греч. «γέεννα») связано происхождением с реально существовавшей географической точкой близ Иерусалима, долиной Енном, где во время исполнения религиозно-языческих обрядов в честь Молоха идолопоклонники приносили в жертву сожжения детей. По прошествии времени, после запрета и упразднения этого кровавого культа, в долину стали сбрасывать мусор, нечистоты, падаль и трупы людей, отчего она кишела червями и источала смрад гниющей органики; всё это предавалось огню, что, в результате, и послужило образом геенны как места мучений и скорби, где червь не умирает и огонь не угасает: «Помни, что гнев не замедлит, что наказание нечестивому — огонь и червь» (Сир. 7:18-19); «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:43-44). (https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/raj-i-ad-dva-mesta-ili-dva-sostojanija.2065/).
О том, что геенна изолирована от мира, пишет святой Иоанн Златоуст: - «Ты хочешь все-таки знать: в каком месте будет геенна? По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопи бывают в местах отдаленных, так и геенна будет где-нибудь вне этой вселенной» (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/simfonija-po-tvorenijam-svt-ioanna-zlatousta/1).

То есть на Последнем Суде будет всего лишь выявление тех грешников, которые неспособны к покаянию по укоренению в гордости, себялюбию, отвержению Бога, и отделение их от святых, достойных Царствия Небесного. Господь отделит тех, кто уже пребывает в духовном самоослеплении и в духовной смерти души, от тех, кто стремится к Богу и живет в единстве с Ним. Господь отделит козлов от овец или солому от пшеницы, как сказано в Писании: - «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Матф.3:12). Последний Суд это не наказание Божие, и не отмщение, а констатация Богом факта неспособности грешников к покаянию по пребыванию их в смерти души. Последний Суд это жатва, собирание урожая в Царство Небесное и уборка мусора, в котором нет никакой жизни. А сжигание мусора из соломы и безжизненных засохших веток, не давших плода, это есть очистка Творения Божия от всего того, что не нужно для блаженной жизни с Богом.

Итак, Суд Божий, как я думаю, будет состоять не в том, чтобы наказать грешников вечными мучениями, а в том, чтобы собрать весь мусор из нераскаянных грешников, уже пребывающих в смерти второй, и изолировать их в геенне огненной от Царства Небесного. И так как геенна будет изолирована от Царства Небесного, то у святых, пребывающих в блаженстве в Царстве Небесном, не будет никаких причин вспоминать о погибших для блаженной жизни грешниках. Ввиду отсутствия воспоминаний о них не будет и сострадания к ним.

P.S.
Какова же будет жизнь укорененных во зле грешников, бегущих от Бога в геенну, изолированную от Царства Небесного?
Фактически духовно они останутся в той жизни, в которой постоянно пребывали, отвергая Бога и жизнь по заповедям Его. А мы знаем, какая это жизнь – это душевная неустроенность, скорби, страдания, уныние и полное подчинение власти дьяволу. Уже сейчас на земле мы, начиная с Адама и Евы, познаем зачатки жизни в вечных мучениях. Грех – это начало болезни души, но пока еще не духовная смерть ее. Больная душа еще способна к покаянию. А наказания, которые дает Бог, даются Им для вразумления, покаяния и спасения души человека от окончательной смерти души (смерти второй).

Но те, кто по гордости своей и постоянному нарушению заповедей Божьих укоренятся в грехах и неспособны будут покаяться на Последнем Суде, потому что только обращение к Богу может исцелить больную душу, навечно лишатся благодати Божией и блаженной жизни с Ним. А благодати Божией они будут лишены не потому, что Бог накажет, а потому что по духовному самоослеплению своему утратят способность воспринимать благодать Божию.
Бог создал их для блаженной жизни с Ним, но если они по гордости своей не захотят быть с Ним, то это их выбор. Бог воскресит их к такой жизни, которую они выбрали – жизни без Бога. Пусть живут так, как хотят. А жизнь без Бога это жизнь в вечных мучениях и в духовной смерти (смерти второй), которая есть окончательная утрата Бога – источника блаженной жизни. И в Судный день отделит Господь воскресших грешников с погибшей душой, неспособной к покаянию и спасению, и повелит им «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).

Святой Никодим Святогорец пишет о лишении человека богообщения: «О несчастный грешник! Разве это малый убыток, разве это малая скорбь – потерять Бога, Который весь есть сладость, весь радость, весь желание и весь ненасытимое насыщение? Который весь есть свет и источник света, и жизнь и источник жизни, весь мудрость и источник мудрости? Разве это малая скорбь – потерять Бога, красота Которого превосходит всякую красоту, мудрость – всякую мудрость и сладость Его – всякую сладость?»1133 (https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tainstvo-smerti/27#sel=26:1,26:174).
 
Крещён в Православии
Добрый день!
Испытывают ли люди в раю сострадание к тем кто там не находится?
Сострадание это некая печаль и горечь, чего лишены пребывающие в Раю. При этом пребывающие в Раю знают об участи земных и адовых то, что не даёт им ни малейшего повода для печали.
Рай это полнота радости и блаженства, я не представляю Деву Марию в Раю всю в слезах от сострадания, это нонсенс.
 
Сверху