Шеол

Шео́л (ивр. ‏שְׁאוֹל‏‎) — в древ­ней биб­лей­ской тра­ди­ции так назы­ва­лась оби­тель мерт­вых. Биб­лей­ские тексты Вет­хого Завета опи­сы­вают шеол как место оби­та­ния всех умер­ших неза­ви­симо от того, были ли они греш­ни­ками или пра­вед­ни­ками. Шеол, по сути, явля­ется анти­по­дом жизни на земле, «стра­ной» тем­ноты и тления, в кото­рой после смерти ока­зы­ва­ется каждый чело­век.

Так, святой пророк Давид вос­кли­цает: «Кто из людей жил – и не видел смерти, изба­вил душу свою от руки пре­ис­под­ней [в ори­ги­нале – от шеола]?» (Пс.88:49). «Вели­кое зло в том, что участь и пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков – одна. Те и другие оди­на­ково уми­рают и отхо­дят в шеол… Жизнь самого незна­чи­тель­ного чело­века ценнее пре­бы­ва­ния в шеоле вели­кого чело­века, так как умер­шие не знают … ни воз­да­я­ния, ни любви, ни нена­ви­сти и, вообще, не имеют части ни в чем, что дела­ется под солн­цем», — пишет проф. А. П. Лопу­хин (Тол­ко­вая Библия. Глава 9) в ком­мен­та­рии на Еккл.9:3–6.

Читая Свя­щен­ное Писа­ние, мы видим, что шеол был местом упо­ко­е­ния таких вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, как пат­ри­арх Иаков («Сойду к сыну моему в пре­ис­под­нюю [в ори­ги­нале – шеол]» (Быт.37:35), Иов («Пре­ис­под­няя [в ори­ги­нале – шеол] – дом мой; во тьме постелю я постель мою» (Иов.17:13) и бла­го­че­сти­вый царь Иудей­ский Езекия («В пре­по­ло­ве­ние дней моих должен я идти во врата пре­ис­под­ней [в ори­ги­нале – шеол]» (Ис.38:10).

Наиме­но­ва­ния шеола раз­личны: «пре­ис­под­няя», «цар­ство смерти», «земля забве­ния», «страна без­мол­вия», «цар­ство мрака», «загроб­ный мир», «неиз­ве­дан­ная глу­бина». 

***

Кем создан шеол?

В отли­чие от рая, о кото­ром ска­зано, что его «наса­дил» Бог «в Едеме на востоке» (Быт.2:8), о про­ис­хож­де­нии шеола в Боже­ствен­ном Откро­ве­нии ника­ких све­де­ний нет. Однако Богом созданы разум­ные суще­ства (Ангелы и люди), сво­бод­ная воля кото­рых откры­вает для них воз­мож­ность или жить в Боге, или отка­заться от Него. Разум­ное суще­ство, захо­тев­шее остаться без Бога, само себя ставит в усло­вия ано­маль­ного суще­ство­ва­ния. Поэтому шеол появился вслед­ствие отпа­де­ния от Бога ангела Ден­ницы. Шеол можно рас­смат­ри­вать как соб­ствен­ный мирок пад­шего ангела, отчуж­ден­ный от Цар­ства Добра гре­хов­ный демо­ни­че­ский «мир»: «Какое обще­ние пра­вед­но­сти с без­за­ко­нием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6:14).

Спра­вед­ливо ли назы­вать шеол местом, уда­лен­ным от Бога?

Недо­пу­стимо гово­рить о непри­сут­ствии Божием в шеоле и где бы то ни было. Миро­вла­дыка – вез­де­при­сут­ству­ю­щий и все про­ни­ца­ю­щий Дух («Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в пре­ис­под­нюю – и там Ты» (Пс.138:7–8)), и ни бесы, ни диавол, ни кто-либо еще, не в состо­я­нии созда­вать лакуны (тайные углы), куда бы не рас­про­стра­ня­лась Боже­ствен­ная власть. Выра­жа­ясь иначе, не суще­ствует тво­ре­ний (вклю­чая изоб­ре­та­теля зла), непри­част­ных Созда­телю по бытию: (на это соб­ственно, ука­зы­вает и имя «Все­дер­жи­тель» (ср.: прп. Иоанн Дамас­кин: «Бог – … бес­пре­де­лен… Все­дер­жи­тель, все нази­ра­ю­щий, Про­мыс­ли­тель обо всем, име­ю­щий власть [над всем]» [6, с. 48]): «В Его руке душа всего живу­щего» (Иов.12:10). С другой сто­роны, после паде­ния анге­лов между Богом и диа­во­лом сохра­ни­лись и меж­лич­ност­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния: «И был день, когда пришли сыны Божии пред­стать пред Гос­пода; между ними пришел и сатана. И сказал Гос­подь сатане: откуда ты пришел? И отве­чал сатана Гос­поду и сказал: я ходил по земле и обошел ее» (Иов.1:6–7); «И сказал Гос­подь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не про­сти­рай руки твоей. И отошел сатана от лица Гос­подня» (Иов.1:12).

Всегда ли в эпоху Вет­хого Завета пред­став­ле­ния о шеоле были оди­на­ко­выми?

В Ветхом Завете нет одного четко выра­жен­ного учения о загроб­ной участи чело­века и в разное время пред­став­ле­ния евреев могли несколько меняться. Так, в более позд­ние вет­хо­за­вет­ные вре­мена, осо­бенно в эпоху Вто­рого Иеру­са­лим­ского Храма, в связи с раз­ви­тием у иудеев идеи спра­вед­ли­во­сти и с уси­ле­нием мес­си­ан­ских ожи­да­ний, для одних шеол ста­но­вится местом пре­бы­ва­ния именно греш­ни­ков, кото­рые испы­ты­вают там бес­ко­неч­ные муче­ния. Они око­ваны «скор­бью и желе­зом» (Пс.106:10); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опу­тали» (Пс.17:6). В пре­ис­под­нюю, к «царю ужасов», нис­хо­дят теперь нече­сти­вые, тираны (Иов.18:5–21); там же нахо­дится и «ден­ница, сын зари», под кото­рым «под­сти­ла­ется червь, и черви – покров» его (Ис.14:9–15). Пра­вед­ники после своей кон­чины попа­дают в другое место, кото­рое в ново­за­вет­ные вре­мена полу­чит назва­ние «рая» (греч. παράδεισος – сад, парк). Это пред­став­ле­ние дает притча Иисуса Христа о бога­том и Лазаре, в кото­рой гово­рится, что нищий после своей кон­чины «отне­сен был Анге­лами на лоно Авра­амово» (Лк.16:22). Богач, после смерти испы­ты­ва­ю­щий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авра­ама и Лазаря на лоне его» (Лк.16:22–23).

Чем отли­ча­ются шеол, ад и геенна?

В Свя­щен­ном Писа­нии упо­треб­ля­ются разные поня­тия: «ад» и «геенна». «Ад» – слово гре­че­ское (ᾅδης, «хадес»), исполь­зо­ва­лось в Сеп­ту­а­гинте для пере­дачи еврей­ского слова «шеол», озна­ча­ю­щего гроб или могилу. В эпоху Вто­рого храма, когда пред­став­ле­ния о шеоле стали меняться, место, где греш­ники пре­бы­вают после смерти, полу­чило назва­ние «геенна» (речь идет о при­ло­же­нии понят­ного еврею образа к аду). Это назва­ние носила рас­по­ло­жен­ная к югу от Иеру­са­лима долина Енном, в кото­рой евреи, зара­жен­ные идо­ло­по­клон­ством, совер­шали язы­че­ские обряды и даже при­но­сили в жертву своих детей (Иер.7:31). Впо­след­ствии это место было пре­вра­щено в свалку для мусора; там же сжи­гали трупы нечи­стых живот­ных и пре­ступ­ни­ков. Поэтому долина всегда изда­вала смрад­ный запах; в ней горел огонь и копо­ши­лись черви. Это и побу­дило евреев назвать А. «геен­ной» и соста­вить о нем соот­вет­ству­ю­щие пред­став­ле­ния, кото­рыми поль­зо­вался и Хри­стос, изоб­ра­жав­ший «геенну огнен­ную» как место, где «червь… не уми­рает и огонь не уга­сает» (Мк 9:47–48). Кроме наиме­но­ва­ния «геенна» ново­за­вет­ные тексты исполь­зуют для обо­зна­че­ния ада такие слова и опре­де­ле­ния, как «бездна» (Лк 8:31), «печь огнен­ная», где «будет плач и скре­жет зубов» (Мф. 13:50), «озеро огнен­ное, горя­щее серою» (Откр 19:20) и др. В НЗ только одна­жды (2Петр. 2:4) встре­ча­ется про­из­вод­ный от τάρταρος глагол ταρταρόω (низ­вер­гать в А.).

Кто такие оби­та­тели шеола рефа­имы?

Среди оби­та­те­лей шеола биб­лей­ские тексты назы­вают рефа­и­мов (в сино­даль­ном изда­нии в боль­шин­стве слу­чаев пере­во­дится словом «мерт­вецы»). Отно­си­тельно рефа­и­мов среди тол­ко­ва­те­лей нет общего мнения, так как этим словом в Библии обо­зна­ча­ются и мерт­вецы (что и отра­жено в сино­даль­ном пере­воде), и греш­ники (Притч.21:16: «Чело­век, сбив­шийся с пути разума, водво­рится в собра­нии мерт­ве­цов» (в цер­ков­но­сла­вян­ском – испо­ли­нов)), и один из древ­ней­ших наро­дов, неко­гда оби­тав­ших в Пале­стине (Быт.14:5;  Втор.2:11; Нав.12:4 и др.).

Что стало с теми, кто нахо­дился в шеоле, когда туда пришел Хри­стос?

На этот счет суще­ствуют раз­лич­ные бого­слов­ские мнения. Согласно одним из них, Иисус Хри­стос сошел в шеол, вывел из него души всех вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков и открыл веру­ю­щим доступ в Цар­ствие Небес­ное, как место бла­жен­ного оби­та­ния для всех бла­го­че­сти­вых. А тех, кто стал про­ти­виться Ему и в самых глу­би­нах шеола, Ему при­шлось там оста­вить, а еще точнее — они сами отка­за­лись выйти из ада и поста­вили себя вне Жизни. «Хри­стос, чтобы при­ве­сти нас к Богу, одна­жды постра­дал за грехи наши, пра­вед­ник за непра­вед­ных, быв умерщ­влен по плоти, но ожив духом, кото­рым Он и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал, неко­гда непо­кор­ным ожи­дав­шему их Божию дол­го­тер­пе­нию, во дни Ноя, во время стро­е­ния ков­чега, в кото­ром немно­гие, то есть восемь душ, спас­лись от воды», — гово­рит Апо­стол Петр (1Пет.3:18–20). «Ныне же, исхи­тив из глубин адских чело­ве­че­ство, возвел его на небо и в преж­нее высо­кое состо­я­ние нетле­ния. Впро­чем, нис­шедши во ад, Он не всех вос­ста­но­вил, а только тех, кото­рые вос­хо­тели уве­ро­вать в Него; души же святых, от века насиль­ственно задер­жан­ные адом, Он осво­бо­дил и всем им открыл восход на небеса», — гово­рится в Синак­сари на Святую и Вели­кую неделю Пасхи.

Согласно дру­гому мнению, бла­го­даря Своей про­по­веди (1Пет.3:19–20) и Своему все­мо­гу­ще­ству Хри­стос вывел из шеола не только вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, ожи­дав­ших при­ше­ствия Мессии, но и тех «непо­кор­ных», для кого пре­бы­ва­ние в там стало пери­о­дом их очи­ще­ния и духов­ного созре­ва­ния для при­ня­тия обра­щен­ного к ним еван­гель­ского бла­го­ве­стия.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки