Стоит ли идти к старообрядцам...

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
О, исповедь - это особая статья, здесь без епитимий редко обходится. Стои́т, бывало, Великим постом очередь на исповедь человек двадцать, а к причастию на следующий(!) день хорошо, если половина подходит. Кроме смертных грехов, особо строго наказывают за нарушение постов (аз, грешная, регулярно попадала). Бывало, один пост держу, а другой нет - всё, на целый год отлучена от причастия! А посты строгие, с сухоядением и днями, когда пища вообще не поставляется. И никаких послаблений - ни детям, ни беременным, ни больным, кроме уж каких-то особых случаев. Мне поп дал разрешение на постное масло(!) только после операции по удалению желчного пузыря. Ещё обязательной епитимии подлежат мужчины, бреющие или даже только подстригающие бороду.
Лично я считаю, что это строгости чрезмерные, тем более сам Господь предупреждает пастырей: "Не накладывайте на людей Моих бремена неудобоносимые". Везде хороша мера и золотая середина. Тем более, так заботясь о внешнем, старообрядческие попы очень часто не радят о том, а правильно ли человек понимает основы своей веры, не еретичествует ли. Мне в приватных беседах с людьми нередко приходилось слышать и нелепейшие выдумки на грани с язычеством, и еретизмы. Вот Вам и ещё одно подтверждение того, как старообрядцы за вполне себе второстепенным не видят главного и, очень хорошо замечая сучок в глазу новообрядцев, в своем бревна не чувствуют.
 
Последнее редактирование:
Самарская область
Православный христианин
Бывало, один пост держу, а другой нет - всё, на целый год отлучена от причастия!
О как здорово!(
Католики с ума сошли с этим в своё время в 12-13 веках - "рубили" на исповеди всех. Не подпускали к Чаше, а потом и Кровь запретили мирянам за греховность социума. Только когда иезуиты появились, они стали всё прощать, но за выгоду для ордена.

Сколько раз за год можно там у староверов причаститься?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
О таком "законе" не знаю, но по факту на Светлой и так причастников не бывает.
 
Самарская область
Православный христианин
О таком "законе" не знаю, но по факту на Светлой и так причастников не бывает.

Пасха - праздник праздников, нельзя на пиру торжества Царя голодать, каждый день нужно причащаться, не нужно поститься, просто не переедать и не перепивать.

Глория, и вот ещё для меня интересная тема.
Как само общество, приход устроены. Есть любовь между прихожанами, есть любовь в среде клириков между собой? Именно об этом из литературы не почерпнешь, как кажется. Да и сравнить Вы точно сможете
 
Православный христианин
Современные старообрядцы ничем ни отличаются от нас. Только старики более суровы на вид и в обхождении. Своим единоверцам при нужде помогают, да, но особой любви и задушевной атмосферы в приходах нет. А где она есть? В последние времена живем, оскудение во всем - и в любви, и в вере.
Об отношениях между клириками ничего сказать не могу, так как в храмах, в большинстве своем, один поп, наличие дьякона - редкость, их просто не хватает. Кстати, хваленая соборность у старообрядцев - это давно миф, везде и все решает сам настоятель. Даже на соборы с каждым годом ограничивают количество делегатов от мирян, да и присутствие их там - чаще пустая формальность.

П.С. Ежедневное причастие на Светлой?.. Что Вы, это немыслимо!
Однако, я не припомню такого и в храмах РПЦ, которые посещала до своего ухода в старообрядчество... А у вас такое практикуется?
 
Последнее редактирование:
Самарская область
Православный христианин
Про атмосферу понятно, глобализация в действии( Полагал, что соборность где-то хранят.

Скажите, а батюшек мало из-за трудности служб, или больше из-за понимания слабой основы церкви?

Вы в самом начале предлагали мне посетить их в Самаре. Я заходил лет 6-7 назад к безпоповцам, и был удивлен сотне икон писанных до 18 века, расположенных в их молельной комнате, которые они с тщанием сохраняли все века гонений. Очень мощный столп любви исходил от икон. Но одновременно я почувствовал брошенность этих людей, даже жалко их стало, хотя им вместе было хорошо.

И лично к Вам вопрос. Вы ощущали Благодать и присутствие Божие в этих приходах?

П.С. Сейчас нормально на ежедневное причастие смотрят в Седмицу, раньше запрещали. Я специально отпуск брал на 2 недели, ходил на все вечерн.утр. службы с Лазаревой до Антипасхи. На Светл. через день причащался - это непередаваемые ощущения от радости Пасхи и Великого Поста
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Со священническими кадрами в старообрядчестве, действительно, напряжёнка. Причины разные, в том числе, конечно, и те, которые Вы назвали. Также немаловажную роль играет материальный фактор: централизованных зарплат у попов нет, а своих прихожан мало, чтобы церкви иметь хороших доход. Выручает, однако, еще сохранившаяся практика "десятины", ну и меценаты, где они есть.

Старинные иконы в большом количестве встречаются в старообрядческих храмах все реже. Последний, который я посещала, был построенный недавно храм Рдц, в нем их вообще было две, а остальные, по нужде - софринские литографии.

О Благодати... Несколько лет подряд, стоя на службе, я ловила себя на мысли, что мне как-то одиноко здесь, ощущение какой-то пустоты и даже холода... Богослужение не затрагивало никаких струн души, только хотелось, чтобы оно поскорее закончилось(а уходить там раньше окончания службы категорически нельзя). Это были новые и тревожные для меня ощущения - будучи в РПЦ я с удовольствием и часто посещала храм, можно сказать, жила богослужением. А первая ночная служба Воскресения Христова у старообрядцев так вообще стала потрясением: я впервые за двадцать лет своего пребывания в православии не ощутила пасхальной радости!!! Прямо на службе судорожно искала причину: почему так? По грехам моим?.. Но, выходит, этот храм весь был полон нераскаянных грешников, потому что радости на лицах не было...ни у кого!!!
На второй год эта ситуация, увы, повторилась. Потом я вообще перестала посещать Пасхальную службу. И начала "копать", и докопала до того, что со всей очевидностью доказала, что в старообрядческих храмах и не может быть иначе, потому что там НЕТ Благодати! Это не Церковь, соответственно, в ней не совершается Таинств, а есть только их форма, откуда же взяться Божьей благодати?!(подробнее об этом в моих постах 10, 12).
 
Последнее редактирование:
Самарская область
Православный христианин
Почти 10 лет я была прихожанкой сначала Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ), а затем Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ).
Чем эти движения (коль Церковью их назвать нельзя) отличаются, и что двигало Вами сменить первую на РДЦ?

И потом, 10 лет опыта требует усилий, что вообще удерживало там?
 
Православный христианин
И ещё о благодати. Милостью Божьей ее проявления я не единожды видела, будучи в РПЦ, даже зримо. У моей подруги и духовной сестры, ведущей очень чистую жизнь, неожиданно замироточила ее любимая и самая намоленная икона - Богородицы "Скоропослушницы".
Я не раз видела на службах бесноватых и как их корчило при прикосновении к святыне. Однажды, выйдя с ночной службы из храма маленького и бедного женского монастыря в г.Караганде, я увидела на куполе, на самом кресте, белого голубя в луче неведомо откуда взявшегося света... Скорее всего, именно Он и вернул меня через много лет домой, в истинную Церковь.
Ничего это у старообрядцев нет, никаких явных проявлений Св.Духа! Как я уже говорила, пусто и холодно... Когда я пыталась рассказывать некоторым о бывших со мной и виденных чудесах, они только посмеивались, говоря, что чудеса им не нужны, главное твердо стоять в вере отцов, а все остальное - от лукавого. Так, я и моя подруга тоже ни о чем таком Господа не просили, Он сам судил, когда, кому и для чего нужно зримо явить свою Благодать. И главное чудо, которое было сотворено со мною, грешной, было явлено...на причастии.
За почти десять лет - больше, конечно, формального пребывания в старообрядчестве - я причащалась всего раз 6-7, и тоже ничего при этом не ощущая. Дошло до того, что начала терять благоговение перед таинством...это было страшно... А последнее мое причащение стало вообще катастрофой! Но, как ни парадоксально, катастрофой во благо. Неисповедимы пути Господни, а Промысел Его чуден!
...Когда поп вложил мне в рот причастие (а это делается у них в три приема: кровь-тело-кровь), меня чуть не вырвало...во рту был вкус прокисшего вина... Я закрыла лицо руками и заплакала...на виду у всех... Потом кое-как проглотила это нечто... Больше я у старообрядцев не была, как отрезало. Я вернулась Домой. Слава Богу за все!!!

П.С. Что удерживало в старообрядчестве? В то время в моей жизни был такой клубок тяжелейших жизненных обстоятельств - смена страны проживания, проблемы с гражданством, потеря близких, жилья, любимой работы, очень долго даже компа не было, чтобы выяснить, кто есть кто.
Но главное - такова, значит, воля Божья, чтобы мне пройти этот путь до конца - всё узнать, понять, прочувствовать и поведать сегодня вам. Чтобы кого-то удержать от опрометчивого шага, который может привести в погибель, а кого-то убедить покинуть лже-Церковь. И реально паре человек с Божьей помощью уже помогла, а кое-кто задумался. Но мне трудно понять, почему на этом форуме мгновенно закрыли тему "Все о старообрядчестве из "первых рук", когда даже сами старообрядцы до сих пор терпят мое "миссионерство" на своих площадках в Сети.
https://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-3-0-00002562-000-0-0-1579931355
Однако, Господь все равно управил - я говорю здесь! А иначе не могу - молчанием предается Бог.
( об Рдц - позже).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
РДЦ - это Русская древлеправославная церковь, предстоятель - патриарх Александр(Калинин). В 1846 году, когда образовалась Белокриницкая иерархия(нынешняя РПсЦ), часть раскольников-беглопоповцев ее не приняла, так как решили, что митр.Амвросий крещен обливательно, а также обвинили его в грехе симонии.
И только в 1923 году, в смутные годы после революции, к этой группе беглопоповцев присоединился архиепископ Николай Позднев, бывший до этого втечение года членом обновленческой Церкви. Вот с этого времени формально и ведет свое начало современная Рдц. Однако, архиеп.Никола, видимо, все же понимая неканоничность сего образования, на единоличную хиротонию нового епископа не решался, а произошло это только в 1929 году с присоединением к Рдц епископа из единоверцев Стефана Расторгуева. По сути Рдц и стала единоверческой религиозной организацией (РО), только непоминающей, хоть они этого и не признаю́т.
Однако, в период 30-40-х годов прошлого века апостольская преемственность в Рдц прервалась, и с тех пор они стали таким же самочинным сообществом, как и Рпсц.
 
Последнее редактирование:
Самарская область
Православный христианин
Еще раз благодарю за ответы. Мне действительно интересно, об этом размышлял. Я посмотрел их сайты, и наполненность жизнью. Конечно, РДЦ уступает многократно РПсЦ. Но и все вместе они придерживаются формы, ритуала, аскетизма, замешанных на фарисейской закваске.

Навязываемая суровость не носится их предводителями. Понятно, что клир, приступая к причастию, не вычитывает в неделю Псалтирь, и не стоит 7 дней на посту, иначе батюшки не смогут вести службы и другую жизнь. А если две службы подряд? Многие архиереи вполне упитанны, но и у них еженедельные службы. Если же они себе попускают причащаться без подготовки, требуемой с мирских, то они лукавят вдвойне.

Удивительно, что РПЦ принимает участие в диалоге с ними, этим людям нужно просто вернуться в Церковь
 
Православный христианин
Удивительно, что РПЦ принимает участие в диалоге с ними, этим людям нужно просто вернуться в Церковь
С одной стороны, диалог с этой целью и ведётся. С другой стороны, процесс возвращения идёт и через создание всё большего числа старообрядных приходов под окормлением РПЦ.
Как ни парадоксально, но сама Рпсц неоднократно обращалась к РПЦ за признанием их иерархии. Нонсенс: рогожские старообрядцы, по факту считающие нас еретиками-никонианами, обращаются к нам же за признанием! При этом считая себя единственно-истинной Церковью во всем Вселенском православии:)
 
Православный христианин
о. Алексий Шляпин, РПЦ МП:

- Отменены не все решения Большого Московского собора(БМС), а именно клятвы и осуждения на "старые" обряды и употребляющих их.

При этом, анафема этого собора на тех, кто не приемлет (не признаёт спасительными) "новые" обряды, остаётся в силе.

Также, анафема БМС на тех, кто противится Церкви и продолжает раскол, остаётся в силе.

Остаётся в силе и решение БМС об отмене клятв Стоглавого собора на некрестящихся двуперстно.
 
Последнее редактирование:
Самарская область
Православный христианин
Кому интересно, почему, отвечу, так как вопрос изучила достаточно глубоко.

Глория, здравствуйте!
Хотел еще спросить о практике сохранения "ритуальной чистоты" старообрядцев, когда общение с "неверными" требует молитв, омовения. Действительно так? И насколько серьезно соблюдают?

И еще, Вы обещали материалы по Дурасову. Есть ссылки на интересные статьи/рассуждения?
 
Православный христианин
Мир Вам, Владимир! В строгом смысле ритуальную и, обязательно! бытовую чистоту блюдут беспоповцы.
Они никогда не смешаются с "неверными"(а к ним относимся и мы с Вами) ни в молитве, ни в пище. Далее идут поповцы из коренных старообрядцев. Ну а неофиты, переходящие в основном из РПЦ, очень долго к этому привыкают. Я так не привыкла вообще. Но поповцы, конечно, не бьют и не закапывают посуду, если из нее поел неверный, как это делают беспоповцы. Однако, окропить ее святой водой могут.
В приходе Рпсц, где я окормлялась, попадья вообще держала в трапезной для случайных гостей и даже наших оглашенных отдельную посуду, из которой больше никто не ел. Меня сильно это коробило, как будто эти люди прокаженные.
Нельзя также пользоваться одним ведром дома и в бане, помыть из одного пол в храме и притворе и куча других заморочек (в т.ч. касаемо "скверной" пищи), ничего общего с верой не имеющих.

Вот пока все, что есть из сочинений Сергия Дурасова:

https://staroobrad.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=86
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Добавлю еще о "молитвенной одежде". Женские сарафаны до пят, большие платки под булавку, закрывающие плечи и грудь; мужские кафтаны и вышитые косоворотки - все это, конечно, красиво и в какой-то мере настраивает на молитву. Но...пока не превращается в костюмированный фарс, эдакую ролевую игру эпохи постмодерна( как бы это ни парадоксально, на первый взгляд, звучало по отношению к старообрядцам).
Представьте картину - наблюдала лично. Воскресенье, подъезжает к храму авто, за рулём - дама. Открывается дверь, и первыми появляются...голые ноги, очень высоко голые. Оказывается, дама приехала на службу...в шортах! Но нет...пара минут, и она уже в старо-русском сарафане, натянутом поверх шорт.
Для меня, человека по природе искреннего и, милостью Божьей, давно нелукавого, это слом шаблона - принятого в миру шаблона о строгих и нелицемерных старообрядцах. Тем паче, что эта дама оказалась из коренной староверской семьи, где, казалось бы, устои блюдутся строго.
А вывод из своих многолетних наблюдений за старообрядцами в храме, и в быту сделала такой: только старики от 65 и выше держат правила строго, особенно о "немирщении", а все более молодые поколения, за небольшим исключением, - обыкновенные обмирщенные люди, играющие - уже по дурной традиции - в некую ролевую игру. Потому я им открыто говорила на форумах, что к Аввакуму и другим ревнителям первых веков после Раскола, они давно не имеют никакого отношения.
Но об индивидуальной вере во Христа судить, конечно, не берусь.
 
Последнее редактирование:
Самарская область
Православный христианин
Но об индивидуальной вере во Христа судить, конечно, не берусь.
В этом и соль!
Почитал разбор Дурасова - очень поучительно, взвешено, строго к грехам, но не к людям.
Еще раз благодарю! С Великим Постом!
 
Православный христианин
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху