Св. Писание и св. отцы о непрестанной молитве

Православный христианин
Молитва в смирении временном, например с молитвой и за других,
а потом в сладком посте когда смирение уже постоянно и уже с радостью,
и Благодать постепенно растет до любви.

Вот на пике Благодати Бог дает в сердце постоянную молитву, например при Причастии,
которая и во сне и в удар сердца, быстрая и как бы уголек в сердце или некая плотность.
Но и из нее можно выпасть когда выпадешь из смирения.

Вот практический путь, а не вот это все, непонятное как сделать.
Наверное :)
Все правильно, именно так. Византийские отцы любили все это многословно и витиевато описывать, такая уж у них была культура. А по сути практически это очень просто, но не легко сделать и требует от нас самоотвержения и постоянных усилий.
 
Православный христианин
"Исихастское обучение" -- так называется сборник глав прп. Каллиста Ангеликуда, младшего современника Паламы, посвященный основному понятию (византийского) исихазма -- источнику. Рождению от Духа, после которого и начинается собственно исихастское делание. Само рождение от Духа -- это дар свыше, и исихастское обучение должно быть, по мысли преподобного направлено на достойное принятие и сохранение этого дара, на избегание возникающих на этом пути ошибок из-за невежества, "ненаученности", как он сам пишет в одной из глав.
Византийцы крайне негативно относились к тому, что они называли мнимой простотой.
Исихастское обучение -- художество, а не ремесло.
 
Православный христианин
А вот интересно, блаж. Ксения читала "Исихастское обучение" прп. Каллиста? :)
Несомненно художественные методы и научение могут помочь в умном делании, особенно избежать ошибок, но являются ли они необходимыми? Мне кажется, если с верой и смирением молиться и положиться во всем на Бога, то благодать сама научит и будет руководить на этом пути. Но если притом еще и иметь соответствующие знания, то это конечно только поможет. Так что я не вижу тут противоречия.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Византийцы крайне негативно относились к тому, что они называли мнимой простотой.
Простота - когда ничего лишнего. Для испорченной природы это уже не естественно и не понятно, поэтому сложно. А обычно да, примитивом подменяют, - это когда нет и необходимого.
 
Православный христианин
"В несмысленное сердце не внидет Премудрость". Это про исихастское обучение. Но спасаться можно и деланием заповедей.
 
Православный христианин
"В несмысленное сердце не внидет Премудрость". Это про исихастское обучение. Но спасаться можно и деланием заповедей.
Это я не к тому чтобы оспаривать пользу научения, но мне кажется есть разница между "несмысленным" и "ненаученным". Можно все книжки по исихазму прочитать и остаться с "несмысленным сердцем". Можно не читая книг обрести осмысленное сердце если прислушиваться к голосу Бога в сердце. "Дух Твой Благий наставит мя на землю праву"(Пс. 142). Прп. Мария Египетская вообще никаких книг не читала, а какую благодать молитвы имела. Но конечно мы не Мария Египетская и нам нужно прилагать и то и другое.

– «А ты читала псалмы, госпожа моя, и другие книги?» – Она же улыбнулась на это и говорит старцу:
– «Поверь мне, не видела я лица человеческого с тех пор, как узнала эту пустыню. Книгам никогда не училась. Не слышала даже никого, поющего или читающего их. Но Слово Божие, живое и действенное, само учит знанию человека.»

... С этими словами она обратилась на восток и, подняв глаза к небу и воздев руки, шепотом начала молиться. Не слышно было раздельных слов, так что Зосима не мог ничего понять из ее молитвы. Стоял же он, по его словам, с трепетом, глядя в землю и не говоря ни слова. И клялся он, призывая Бога в свидетели, что, когда показалась ему длинной ее молитва, он отвел глаза от земли и видит: поднялась она на локоть от земли, и стоит, молясь, на воздухе.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"Исихастское обучение" -- так называется сборник глав прп. Каллиста Ангеликуда, младшего современника Паламы, посвященный основному понятию (византийского) исихазма -- источнику. Рождению от Духа, после которого и начинается собственно исихастское делание. Само рождение от Духа -- это дар свыше, и исихастское обучение должно быть, по мысли преподобного направлено на достойное принятие и сохранение этого дара, на избегание возникающих на этом пути ошибок из-за невежества, "ненаученности", как он сам пишет в одной из глав.
Византийцы крайне негативно относились к тому, что они называли мнимой простотой.
Исихастское обучение -- художество, а не ремесло.
Где мнимая простота? В смирении или в посте? И кто из Святых не смирялся и не постился?
 
Православный христианин
У меня вот посмиряться еще получается через молитву за нас или из уныния аллилуйя или чтения о чудесах Святых и т.д..
А вот со сладким постом совсем беда по причине здоровья. Пару раз в год пытаюсь и не получается. Буду еще пытаться. : )
Бог даст получится.

А так получается бодливой корове Бог рог не дал. : )
Типа агитирую а сам не делаю. Но вот пытаюсь. Один раз даже получилось лет пять тому.
Потому и говорю из опыта.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
У меня вот посмиряться еще получается через молитву за нас или из уныния аллилуйя или чтения о чудесах Святых и т.д..
А вот со сладким постом совсем беда по причине здоровья. Пару раз в год пытаюсь и не получается. Буду еще пытаться. : )
Бог даст получится.

А так получается бодливой корове Бог рог не дал. : )
Типа агитирую а сам не делаю. Но вот пытаюсь. Один раз даже получилось лет пять тому.
Потому и говорю из опыта.
Пост не требуется для тех у кого здоровье не позволяет, так что не переживайте.
 
Православный христианин
Мне кажется слово "простота" имеет разные смыслы и только вносит путанницу. В данном случае речь идет о необученности человека в падшем состоянии, о незнании тайн Царства Божия и правильного пути к нему, поэтому обучение необходимо. "Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют." (от Луки 8:10). Обучение может быть дано через передачу живого знания от других людей (духовника, братьев), из книг или непосредственно от благодати Св. Духа.

"Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством свяященнотайне."
Степенна 4-го гласа
 
Православный христианин
Повторюсь, я веду речь об исихастском обучении. В других чинах спасаются по-разному.
В обучении бывает так, что хватает таланта, но не хватает учителя. А бывает, есть учитель, но не хватает таланта (пишет прп. К., но цитировать, по известным причинам, не могу). О таких проблемах идет речь в обучении, а не о новоначальном покаянии, смирении и посте. Ко времени обучения эти проблемы должны быть уже решены.
 
Православный христианин
****
прп. Макарий Египетский:

Блаженный авва Макарий был спрошен братьями: "Какое из подвижнических деланий приносит с собой награду?" - ответил так: "Нет ничего выше непрестанной молитвы. Ведь демоны до последнего пытаются прекратить её, ибо знают, что ею уничтожаются все их ухищрения"

"Вершина всякого владычества добродетелей и лучшее из всего, что есть благого в душе, - это постоянство в молитве, непрестанно устремленной к Богу"

"Когда благодать возобитала в человеке, она не перестаёт молиться, ибо Дух непрестанно молится в нем. И это есть степень совершенных: ходят ли они, говорят ли - непрестанно у них на устах и в сердце молитва, устремленная к Богу"
*****

прп. Исаак Сирин (Ниневийский):

На вопрос: ‘‘Какова та вещь, которая объединяет все дела монашеской жизни так, что когда кто-либо достигает ее, он знает, что подошел к концу этого образа жизни?” — он отвечает: “[Это бывает] когда удостаиваешься постоянства в молитве. Достигший этого пришел к пределу всех добродетелей, и отныне человек становится жилищем Духа. [Действительно,] если кто-либо не получил поистине дара Утешителя, он не может пребывать в тишине этого постоянства в молитве. Ибо Дух, когда вселился в человека, не прекращает молиться: Сам Дух непрестанно молится [в нем]. Тогда, спит ли он или бодрствует, молитва не прекращается в его душе: ест ли он или пьет, уснул ли он или делает что-либо, и даже когда он погружен в глубокий сон, благоухание молитвы без усилий разливается в его сердце. Молитва, которой он отныне обладает, не есть молитва по предписанию, но [молитва] на всякое его время”
*****

Иосиф Хаззайя:

«Ни на одно мгновение твой ум не перестает помнить о Боге, и его язык непрестанно произносит в твоем сердце сокровенную молитву. ... Я говорю здесь не о молитве, совершаемой в определенное время, но о той, которая постоянна и никогда не прекращается […]: она есть совершенство всех заповедей.»

«Не оставляй в пренебрежении деятельные орудия, служащие для сего извлечения прибыли, которые суть умеренный пост, непрестанная молитва телом и умом, смирение и любовь друг ко другу»

(из книги Робер Бёлэ БЕЗВИДНЫЙ СВЕТ. Введение в изучение восточносирийской христианской мистической традиции., стр. 70-75)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
***Мы видели, что святой пророк Давид приглашает всех без исключения людей Божиих к молению именем Господа; и что постановлением святой Церкви законополагается всем неграмотным и незнающим Священного Писания наизусть заменять молитвословия и псалмопения молитвою Иисусовою. Святой Симеон, архиепископ Солунский, заповедует и советует архиереям, священникам, всем монахам и мирским на всякое время и час произносить эту священную молитву, имея ее как бы дыхание жизни [102]; при пострижении в монашество, когда новопостриженному даются четки, постригающий говорит: «Прими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, его же и носяй во устех твоих, уме же и сердце, глаголи непрестанно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» [103]. Но преподобный Нил Сорский наставляет, что «память Божия, то есть умная молитва, выше всех деланий, добродетелей глава, как любовь Божия. Кто бесстыдно и дерзко захочет войти к Богу и беседовать с Ним чисто, кто нудится стяжать Его в себе, тот удобно умерщвляется бесами, если будет попущено, как взыскавший достигнуть того дерзостно и гордостно, превыше своего достоинства и устроения» (Слово 11). При поверхностном взгляде завещание преподобного Нила может представиться противоречащим законоположению Священного Писания, святых отцов и преданию Церкви. Тут нет противоречия; тут говорится о молитве Иисусовой в ее высшей степени. Всем христианам можно и должно заниматься молитвою Иисусовою с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа; но не всем дозволяется приступать к молитвенному священнодействию умом в сердечной клети. Первым образом могут и должны заниматься Иисусовою молитвою не только монахи, живущие в монастырях и занятые послушаниями, но и миряне. Такая внимательная молитва может назваться и умною и сердечною, как совершаемая часто одним умом, и в тщательных делателях всегда при участии сердца, выражающимся чувством плача и слезами по причине умиления. Молитвенное священнодействие ума в сердце требует предварительного упражнения в первом образе моления, удовлетворительного преуспеяния в этом молении. Благодать Божия сама собою, в известное ей время, по ее благоволению, переводит подвижника молитвы от первого образа ко второму. Если благоугодно Богу оставить подвижника при молитве покаяния, то да остается при ней, да не ищет высшего состояния, да не ищет его в твердом убеждении, что оно не приобретается человеческим усилием, — даруется Богом. Пребывание в покаянии есть залог спасения. Будем довольны этим состоянием; не будем искать состояния высшего. Такое искание есть верный признак гордости и самомнения; такое искание приводит не к преуспеянию, а к преткновениям и погибели. Святой Нил, основываясь на учении всех святых отцов, воспрещает преждевременно стремиться к низведению ума в сердце, к наружному и внутреннему безмолвию, к ощущению сладости и прочих высоких молитвенных состояний, которые открываются тогда, когда будет принята Богом молитва покаяния и враги отступят от души. Сказал псалмопевец: отступите от Мене еси делающие беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего. Услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият (Пс.6:9-11). Утешение, радость, наслаждение, подаяние даров суть последствия примирения. Искание их прежде примирения есть начинание, исполненное безрассудства.
(свт. Игнатий (Брянчанинов))

http://брянчанинов.рф/sobranie/tom2_asketicheskie_opyty.shtml
 
Православный христианин
"Исихастское обучение" -- так называется сборник глав прп. Каллиста Ангеликуда, младшего современника Паламы, посвященный основному понятию (византийского) исихазма -- источнику. Рождению от Духа, после которого и начинается собственно исихастское делание. Само рождение от Духа -- это дар свыше, и исихастское обучение должно быть, по мысли преподобного направлено на достойное принятие и сохранение этого дара, на избегание возникающих на этом пути ошибок из-за невежества, "ненаученности", как он сам пишет в одной из глав.
Византийцы крайне негативно относились к тому, что они называли мнимой простотой.
Исихастское обучение -- художество, а не ремесло.
"Невзирая на немощь нашу, Господь с нами, Господь не оставляет нас! И дай, Господи, быть нам детьми Божиими.
В последнее время постоянно размышляю, молюсь и думаю: Боже, дай мне простоты! Начал опытно понимать, что все эти философии, эти многие знания – они гордость только вселяют в сердце человеческое, простоты не будет. А если не будешь как это дитя, то не войдёшь в Царствие Небесное. Вот отчего я и в детство ударился: сказки читаю, детские журнальчики листаю, букварь читаю сижу. И, знаете, так легко, на душе становится. Светлеешь, очищаешься, как-то по-иному духовно себя ощущаешь, и духовный мир воспринимаешь по-новому. Уже неохота тебе мудрствовать лукаво, философствовать, лицемерить. Действительно – святое детство и мы все кто? – Божии создания, братья и сёстры. Вот этого детства святого, чистого и вам всем дай, Господи! Чтоб вы не мудрствовали лукаво, чтоб этой гордостью, чванливостью не страдали, а чтобы простые были сердцем, радостные, смиренные, кроткие и духовная радость да наполняет сердца наши".

Схиархимандрит Зосима (Сокур) († 2002)
 
Православный христианин
Схиархимандрит Зосима (Сокур) († 2002)
Как-то приехал в с.Никольское, а схиархимандрида окружили женщины и он им советовал как можно меньше сношаться с мужьями.
Дословно не помню, а смысл такой - мазать зелёнкой между ного и говорить, что ныне больны.
Ох уж эти ё...ри ....
 
Православный христианин
Как-то приехал в с.Никольское, а схиархимандрида окружили женщины и он им советовал как можно меньше сношаться с мужьями.
Дословно не помню, а смысл такой - мазать зелёнкой между ного и говорить, что ныне больны.
Ох уж эти ё...ри ....
Так то желательно дословно, а то вот Святой Паисий Афонский говорит что люди делятся на мух и пчел.
Каждый найдет что то свое.

Я вот у Схиархимандрита Зосимы (Сокура) († 2002) нашел что для самодвижной молитвы надо сначала молится за всех вокру.
Могу найти дословно.
 
Православный христианин
Я вот у Схиархимандрита Зосимы (Сокура) († 2002) нашел что для самодвижной молитвы надо сначала молится за всех вокру.
Могу найти дословно.
Помолился за двух часто докучающих и они стали приветливыми ...
Если бы люди молились друг за друга, то мир иным был бы.
 
Православный христианин
Помолился за двух часто докучающих и они стали приветливыми ...
Если бы люди молились друг за друга, то мир иным был бы.
Еще можно молится за усопших и узнать их состояние на данный момент.

За упокой Схиархимандрита Зосимы так тихая радость а вот за царя Ивана грозного нет.
Решаемые вопросы по посмертной участи.
 
Православный христианин
Еще можно молится за усопших и узнать их состояние на данный момент.

За упокой Схиархимандрита Зосимы так тихая радость а вот за царя Ивана грозного нет.
Решаемые вопросы по посмертной участи.
Мне кажется тут с каким настроем приступаете, то и испытаете в молитве. Вот другое дело о неизвестных вам людях узнать...
Простите за скептицизм, но не тот уровень, чтобы такое знание могли получить...
 
Православный христианин
Мне кажется тут с каким настроем приступаете, то и испытаете в молитве. Вот другое дело о неизвестных вам людях узнать...
Простите за скептицизм, но не тот уровень, чтобы такое знание могли получить...
Есть простой ответ, это опыт. Попробуйте минут 15 и все узнаете.

Это так же как и молитва за других а потом за себя. Тоже опыт.

Вот если Вы напишите я попробыва и ничего не ощутил тогда дальше можно что то обсуждать.
А так это разговор ни о чем.

Цель избавления от гордости это молчание, молчание мысли. Гордость есть, есть мысль, гордости нет, есть молчание.
Вот простота и не мнимая. Так же и желание но там бесстрастие.
Потому смирение и пост вот это необходимый минимум спасения который требуется от человека.
Хотя наверное минимум смирение, блаженны нищие....
 
Последнее редактирование:
Сверху