Термин "алтарь" (вопрос на засыпку)

Православный христианин
...с которого первые христиане ели, не придумав таинств...
...я что упустила?
Главное - Таинство(с заглавной, а не прописной!) Евхаристии установил(а не придумали!) сам Христос, на Тайной Вечери. А молитвы, при священно действии, христиане составляли/дополняли/сочиняли, что почиталось как харизматический дар, и лишь позже стали записываться в сборники молитв.
После дарования христианам (313 год) свободы вероисповедания, имели место случаи своевольного искажения, некоторыми священнослужителями, литургических текстов, что влекло за собой уклонения в различные ереси.
Всвязи с этим, для исправления ошибок и огрех в молитвах, стали составляться к повсеместному использованию более подробные и единообразные чинопоследования всех служб (суточного круга) И Евхаристии в частности.
 
Православный христианин
Разве Христос приносит себя в жертву
Простите, если Вы не знакомы еще с этим, обратитесь к поисковику на Азбуке:
Жертва
На Голгофе Господь добровольно совершил принёс Себя в жертву ради спасения человека. Он страдал и умер не потому, что не мог избежать страдания, но потому что возжелал пострадать. Он Сам допустил над Собою совершиться временному торжеству неправды. Его страдание не было необходимостью, но было проявлением Божественной Любви. Святой Григорий Нисский сказал, что Христос не стал ждать, когда Он будет вынужден к Своей жертве предательством Иуды, злобой священников, неразумием народа: «Он предварил эту волю зла, и до того, как был к тому вынужден, вольно отдал Себя накануне Страстей, в Великий четверг, даровав Свою плоть и кровь». Именно поэтому говорится о Христе как об Агнце, «предопределенном прежде основания мира» (1Пет. 1:19) и даже «закланном от создания мира» (Откр. 13:8).
Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, всегда, ныне и присно, явлена нам на Литургии, потому что на Литургии является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.
Бескровная Жертва – одно из названий Таинства Евхаристии.
 
Крещён в Православии
Простите, если Вы не знакомы еще с этим, обратитесь к поисковику на Азбуке:
Жертва
На Голгофе Господь добровольно совершил принёс Себя в жертву ради спасения человека. Он страдал и умер не потому, что не мог избежать страдания, но потому что возжелал пострадать. Он Сам допустил над Собою совершиться временному торжеству неправды. Его страдание не было необходимостью, но было проявлением Божественной Любви. Святой Григорий Нисский сказал, что Христос не стал ждать, когда Он будет вынужден к Своей жертве предательством Иуды, злобой священников, неразумием народа: «Он предварил эту волю зла, и до того, как был к тому вынужден, вольно отдал Себя накануне Страстей, в Великий четверг, даровав Свою плоть и кровь». Именно поэтому говорится о Христе как об Агнце, «предопределенном прежде основания мира» (1Пет. 1:19) и даже «закланном от создания мира» (Откр. 13:8).
Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, всегда, ныне и присно, явлена нам на Литургии, потому что на Литургии является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.
Бескровная Жертва – одно из названий Таинства Евхаристии.
Сергей, очень рад, что Вы исповедуете Иисуса Христа. И всё, что Вы написали истинно. Спаси Вас Бог.
Но Вы не ответили на вопрос, который я задал уважаемому мной священнику: "Разве Христос приносит себя в жертву в Святая Святых?"
 
Православный христианин
Сергей, очень рад, что Вы исповедуете Иисуса Христа. И всё, что Вы написали истинно. Спаси Вас Бог.
Но Вы не ответили на вопрос, который я задал уважаемому мной священнику: "Разве Христос приносит себя в жертву в Святая Святых?"
Простите, но Вы даете повод, сомневаться, что являетесь христианином?
За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.
Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
 
Кстати, в Иерусалиме, бывает,служат на переносном алтаре. Например, на праздник Вознесения, место которого принадлежит мусульманам, и они пускают христиан послужить в праздник.
Бема vs пресвитерос (пресвитерион) - именно так читается на (древне)греческом, спутать можно только если слышать произношение на среднегреческом (византийском), где бема читается как вима; но все равно гласные разные (эта и эпсилон). Бема (вима) - ход, щаг, седалище, седалище судьи; пресвитерос и производные - старый, старец, старейшина, совет старейшин и т.д.
Пресбитерий с "б" - это явно сохранение древнегреческого произношения. Интересно и с менс/минс - есть же антиминс!
Интересно также, когда произношение "агиа" поменялось на "айя"... Возможно,так было и в древнегреческом, только филологи об этом не знают. Во всех же языках есть тенденция к укорочению слов, облегчению произношения. Кроме исландского, наверное :)
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Кстати, в Иерусалиме, бывает,служат на переносном алтаре. Например, на праздник Вознесения, место которого принадлежит мусульманам, и они пускают христиан послужить в праздник.
Бема vs пресвитерос (пресвитерион) - именно так читается на (древне)греческом, спутать можно только если слышать произношение на среднегреческом (византийском), где бема читается как вима; но все равно гласные разные (эта и эпсилон). Бема (вима) - ход, щаг, седалище, седалище судьи; пресвитерос и производные - старый, старец, старейшина, совет старейшин и т.д.
Пресбитерий с "б" - это явно сохранение древнегреческого произношения. Интересно и с менс/минс - есть же антиминс!
Интересно также, когда произношение "агиа" поменялось на "айя"... Возможно,так было и в древнегреческом, только филологи об этом не знают. Во всех же языках есть тенденция к укорочению слов, облегчению произношения. Кроме исландского, наверное :)
Совершенно не знаю ни один греческий, очень хотелось изучить именно средневековый, надеюсь, что получится найти курс. При поисках поняла, что Эразм наделал шуму по поводу произношения. Спасибо за Ваши поправки, писать буду латиницей (на итальянском). А в логике Вы, случайно, не усмотрели несостыковки? Я не филолог и поэтому за отсутвием филологических работ на эту тему, приходится что-то просто ковырять по крупицам. Уж очень интересная эта тема - различие терминологий в разных церквях при поверхностной лингвистической близости. Спасибо Вам за Ваше внимание к моим вопросам
 
А в логике Вы, случайно, не усмотрели несостыковки?
В какой логике? По-моему, просто совпадение. А в этом случае ещё и разница в произношении. Если бы Вы (быстренько )) освоили правила чтения на греческом (греческим называется по умолчанию древнегреческий; а современный называется новогреческим), то всё бы сами посмотрели в сканированном словаре - это совсем несложно, на таком-то уровне - просто берешь и проверяешь наличие слова, если его нет, то значит, оно по-другому пишется, а вариантов выбора в случае всех букв - два: б-в, э-и, тх-ф, эу-в и т.д. Попробуйте. Почитала сейчас, это Рейхлин придумал.
Я тоже не филолог, не знаю, чем отличается византийский греческий от современного. Единственное что знаю, это то, что греки сесйчас служат как бы на византийском, но он вообще-то выглядит и звучит совсем как современный ) Так что может я неправильно поняла, и они служат на новогреческом. Если Вы в Питере, то могу порекомендовать курсы древнегреческого. Вот здесь вроде подходящее видео:
Вот если это выучить, то потом можно смотреть непосредственно в словаре Вейсмана (есть в интернете, хотя и неудобнее по сравнению с бумажным, в пдф).
У меня тоже был несколько лет назад вопрос об одном слове (об этимологическом родстве с другим словом), но от самих греков я так и не получила ответ - но наверное, это нужно было спрашивать у лингвистов, а не просто носителей.
Кстати, "трапеза" - это просто "стол" в переводе, "агиа трапеза", соответственно, "святой стол", "престол". Ударение, как я помню, на "е".
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Простите, Вы не ошибаетесь? Разве Христос приносит себя в жертву в Святая Святых?
Добровольное схождение Христа на крест, является высшим таинством и проявлением высшей любви к человеку. В мире духовном времени нет, а есть свершившийся Акт, который определяется действием. Жертва Христа, своим действием проявляется еже минутное потому. Обращение к этому действию людьми, в форме Памятования и исполнения образных обрядов, создаёт связь с Богом. Это акт является благодарностью людей за жертву Самого Бога Христа.
 
Крещён в Православии
Добровольное схождение Христа на крест, является высшим таинством и проявлением высшей любви к человеку. В мире духовном времени нет, а есть свершившийся Акт, который определяется действием. Жертва Христа, своим действием проявляется еже минутное потому. Обращение к этому действию людьми, в форме Памятования и исполнения образных обрядов, создаёт связь с Богом. Это акт является благодарностью людей за жертву Самого Бога Христа.
Вадим, можете ли Вы ответить "да" или "нет" на вопрос : "Разве Христос приносит себя в жертву в Святая Святых?"
 
Крещён в Православии
Простите, что Вам не понятно как христианину, в словах Апостола?
Сергий, Вы часто просите Вас простить. Может быть, Вы издеваетесь надо мной?
В словах апостола мне всё понятно. А этот Ваш выпад мне не понятен:
Простите, но Вы даете повод, сомневаться, что являетесь христианином?
Поэтому я и просил Вас пояснить причину Вашего сомнения.
И всё-таки, если Вы цитируете "Разве Христос приносит себя в жертву" (пост 22) и пытаетесь ответить за священника на мой вопрос: "Разве Христос приносит себя в жертву в Святая Святых?", то цитируйте всё предложение и отвечайте конкретно, а не цитатой, которая не отвечает на мой вопрос.
 
Православный христианин
Крещён в Православии
Возможно, я неправильно понимаю, прошу поправить.
Читать выделенное о теле:
Евр.13.11-13. «Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
Итак выйдем к Нему за стан
, нося Его поругание;»
И ещё читать выделенное о крови:
Евр.13.11-13. «Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, –то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;»

В моём понимании Христос телом пострадал вне храма, Духом войдя к Богу Отцу в Святая Святых через разорванную завесу.
 
Православный христианин
Святая Святых в ВЗ, была лишь прообразом, того, что совершилось в НЗ.
«...Когда говорит о святом и святом святых. Святое есть образ прежнего времени, потому что там все совершилось с жертвоприношениями; а святое святых есть образ настоящего. Словом – святое святых (апостол) означает и небо, и завесу неба, и плоть (Христову), входящую внутрь завесы: «открыл нам, – говорит, – через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10:20). Впрочем нужно объяснить это место с самого начала. Что же он говорит? Кто "первый"? Завет. «Имел постановление о Богослужении». Что значит: «постановление о Богослужении»? Знаки или постановления; как бы так говорит: тогда он имел их, а теперь не имеет, – и этим уже выражает, что (ветхий завет) отменён: "имел", говорит, так что теперь он, хотя бы и оставался, уже не имеет (силы). «Святое же людское» («Святилище земное»). "Людским" называет его потому, что всем дозволялось входить в него; в одном и том же здании назначено было место, где стояли священники, где иудеи, прозелиты, назореи. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его людским (κοσμικόν, мирским); иудеи же не были мирскими. «Скиния первая, – говорит, – в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов». Это – мирские знаки. «За второю же завесою, – следовательно, не одна была завеса, но была завеса и вне (святаго), – была скиния, называемая Святое святых». Смотри, как он называет то и другое скинией, потому что она как бы шатром осеняла находившееся там. «Имевшая золотую кадильницу, – говорит, – и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета». Все эти вещи были священны и служили ясными памятниками иудейской неблагодарности.
«И скрижали завета, – Моисей разбил их, – и манну": когда (иудеи) роптали, тогда (Моисей) и повелел, на память потомкам, положить её в золотую стамну. «Жезл Ааронов расцветший», – потому что они возмутились; иудеи были неблагодарны, непрестанно получая благодеяния, забывали их, потому, по повелению законодателя, всё это было положено в золотой ковчег, чтобы передать памяти потомков. «А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище». Что значит: «херувимы славы»? Значит – или славные, или подчиненные Богу. Хорошо также он указывает, что они находились выше, выражая, что есть предметы выше тех вещей. "О чем, – говорит, – не нужно теперь говорить подробно». Здесь он намекает, что всё это были не одни только видимые вещи, но и знаки чего-то другого. "О чем, – говорит, – не нужно теперь говорить подробно» – может быть, потому, что это требует продолжительного объяснения.

«При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение» (Евр. 9:6). Т.е., хотя это и было, но иудеи не участвовали в этом, потому что не видели этого; следовательно, было не столько для них, сколько для тех, для кого служило прообразом. «А во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евр. 9:7). Видишь ли самые прообразы, здесь уже предложенные? Чтобы не сказали: как может быть одна жертва, как первосвященник (Христос) однажды принес её? – (апостол) показывает, что так было издревле: святейшая и страшная (жертва) была одна. Так-то (иудеи) были приготовляемы издревле: и тогда, говорит, архиерей приносил жертву однажды. Хорошо также сказано: «не без крови»; не без крови, хотя и не такой крови (как ныне), потому что и служение было не таково. Это означало, что настанет (жертва), которая не будет истребляться огнём, но более обнаруживаться кровью. Так как под жертвою (апостол) разумеет крест, при котором не было ни огня, ни дров, и который не был приносим много раз, но однажды принесён (обагренный) кровью, то показывает, что и ветхозаветная жертва была такова же и приносилась однажды с кровью. «Которую приносит, – говорит, – за себя и за грехи неведения народа». Смотри, не сказал: о грехах, но: «грехи неведения народа», чтобы они не высокомудрствовали: хотя бы, говорит, ты согрешил невольно, но и при нежелании своём ты допустил неведение, и потому никто не может быть чистым. Везде он прибавляет: "за себя", выражая, что Христос – первосвященник, гораздо высший иудейского. Действительно, если Он был непричастен грехам нашим, то как Он мог принести жертву за Себя? Для чего же, спросишь, (апостол) и сказал это? Для указания на высшее. Доселе не было рассуждения; а далее он рассуждает и говорит: "Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» (Евр. 9:8). Для того, говорит, это было так устроено, чтобы мы знали, что святое святых, т.е. небо, ещё недоступно. Впрочем, на том основании, что мы не входим в него, мы не должны думать, будто его нет; мы не могли входить и во святое святых. "Она есть, – говорит, – образ настоящего времени» (Евр. 9:9).

2. Какое время он называет наступающим? Время прежде пришествия Христова; а время после пришествия Христова уже не есть наступающее. Как в самом деле оно может быть наступающим, когда оно уже наступило и оканчивается? И еще нечто другое он выражает здесь: "она есть, – говорит, – образ настоящего времени», т.е. было прообразом. «В которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего» (Евр. 9:9). Видишь ли, как ясно он показал здесь, что значит: «закон ничего не довел до совершенства», и: «если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» Как? «По совести» ("в совести"). Жертвы не очищали души, но касались только тела: они были по «закону заповеди плотской». Подлинно, они не могли очистить ни прелюбодеяния, ни убийства, ни святотатства. Вот (заповедано было): это ешь, а этого не ешь, – хотя все это безразлично. «И которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами». Это, говорит, пей; хотя о питии ничего не было заповедано, но (апостол) сказал так для выражения маловажности этих предметов: «и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» (Евр. 9:10). Вот в чём состоит оправдание плотское. Здесь он отвергает жертвоприношения, показывая, что они не имели никакой силы и что они существовали только «до времени исправления», т.е, оставались до времени, которое исправляет всё.

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною» (Евр. 9:11). Здесь он разумеет плоть (Христову). И хорошо назвал её большею и совершеннейшею, так как Бог-Слово и вся сила Духа обитает в ней: «Ибо не мерою дает Бог Духа» (Иоан. 3:34); называет её «совершеннейшею», как безукоризненную и совершившую большие дела. «Сиречь, не сея твари» («Не такового устроения»). Вот почему она большая; она не была бы от Духа, если бы человек устроил её. «Не сея твари», т.е. не такого устроения, как твари, но духовного: она устроена Духом Святым. Видишь ли, как он называет тело (Христово) и скинию, и завесою, и небом? «Большею и совершеннейшею, – говорит, – скиниею", и далее: «открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10:20); и ещё: «входит во внутреннейшее за завесу» (Евр. 6:19); и ещё: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24). Для чего же он делает это? Чтобы научить нас, что в том и другом прообраз – одно и то же значение. Именно: небо есть завеса, потому что завеса так же отделяет святое, как и плоть скрывает божество; равно и плоть, заключающая божество, есть скиния; и небо есть также скиния, потому что там внутри пребывает священник. «Христос вошел, – говорит, – как первосвященник»; не сказал: сделавшись, но: "вошел", т.е. пришедши на это самое дело и не преемствовав какому-нибудь другому, не так, чтобы наперед пришёл, а потом сделался (первосвященником), но был им вместе с тем, как пришёл. Также не сказал: «пришёл священник» жертвоприношений, но: «грядущих благ», так как невозможно изобразить всё словом. «И не с кровью козлов и тельцов» (Евр. 9:12), – потому что всё изменилось. «Но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление»: вот здесь он разумеет небо. "Однажды, – говорит, – вошел во святилище и приобрел вечное искупление». Слово: "приобрел" выражает, что это дело – одно из весьма дивных и неожиданных, как Он одним входом приобрёл вечное спасение...».
(ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО; Том XII; Книга 1; ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ; Беседа 15).
Читать подробнее
 
Украина
Православный христианин
Простите, Вы не ошибаетесь? Разве Христос приносит себя в жертву в Святая Святых?
Конечно, если Вы были в храме во время причастия, то обычно там поют:" Тело Христово приимите, источника безсмертия вкусите..."
Кроме того священник произносит вслух молитву:" Верую, Господи, открыто признаю, объявляю, что Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый (ая), т. е. самый (ая) большой (ая) есть я. Еще верую, что это есть самое пречистое Тело Твое, и эта самая есть честная Кровь Твоя. Поэтому молюсь Тебе: помилуй меня, и прости мне прегрешения, сделанные по собственной воле, и сделанные против моего желания, которые я сделал (ла) словом или делом, знавши или не знавши, что это грешно. И удостой меня безнаказанно причаститься пречистых Твоих Таинств, для прощения грехов и для получения вечной жизни."

Молитву привёл на русском языке для точности понимания.

Извините не смог раньше ответить.
 
Православный христианин
В моём понимании Христос телом пострадал вне храма, Духом войдя к Богу Отцу в Святая Святых через разорванную завесу.
Геннадий, не уподобляйтесь раввинам, что там завеса? Святая Святых - это единственно Богородица, это единственный путь, которым Бог Слово пришёл в мир, для того, чтобы выйти из мира (сойти во Ад) Богу не надо раздирать завесу, это ПРОСТО ЗНАК для людей, как радуга ...
 
Украина
Православный христианин
Возможно, я неправильно понимаю, прошу поправить.


В моём понимании Христос телом пострадал вне храма, Духом войдя к Богу Отцу в Святая Святых через разорванную завесу.
которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище......
Блаженный Феофилакт:"Ибо как кровь животных, приносимых за грехи народа, первосвященник вносил во святилище, тела же сжигались вне стана, так и Христос, пострадав за грехи мира, внес во святилище Свою Кровь к Отцу, как Первосвященник, тело же было распято вне врат. Итак, совершая воспоминание о жертве той, наши первосвященники вносят Кровь Господа в наше святилище и на алтарь, как на небо. Поэтому первосвященникам ветхозаветного закона нельзя вкушать от этого алтаря, как иноплеменным и как не помышляющим о том, что выше этого мира: мы же не таковы."

Тоесть Христос и сейчас входит во Святая Святых и Своею Кровью освящает нас в храме, конечно если мы этого хотим , в таинстве Евхаристии. Смысл Жертвы в том чтобы мы могли быть очищены от грехов Его Кровью.
 
Сверху