Тринитарный догмат в конкретной жизни христианина

Мельбурн, Австралия
Крещён в Православии
Мне достаточно хорошо известно содержание тринитарного догмата.
Но являясь краеугольным камнем христианского вероучения, догмат о Пресвятой Троице в то же время есть догмат таинственный и на уровне рассудка непостижимый. Наш разум встает в тупик перед открывшейся реальностью Божественной жизни. Он бессилен понять, каким образом Троица одновременно есть и Единица; как «одно и то же соединено и раздельно» или что это за необычайное «разделение соединенное» и «единение разделенное».

Но что это означает в конкретной жизни верующего христианина? Согласно моему опыту и опыту общения с другими христианами – это означает то, что в молитве, в мыслях, в жизни мы отдельно обращаемся к Отцу, к Сыну, к Святому Духу. В реальной жизни для меня это три Бога, конечно, они находятся в полном согласии и единстве. У них разные функции по определению, они три разных субъекта в нашей жизни. Тринитарный догмат лишь говорит мне – это не многобожие. Но это формальное утверждение, которое в силу непостижимости я не могу применять в жизни. В конкретной жизни я поклоняюсь трем разным Богам, которые, в отличие от языческих богов, не конфликтуют между собой.
 
Православный христианин
В реальной жизни для меня это три Бога, конечно, они находятся в полном согласии и единстве. У них разные функции по определению, они три разных субъекта в нашей жизни.
Уважаемый Павел, с моей детской и наивной точки зрения, Вы, находясь в далёкой и осенней Австралии, относительно меня (в Москве) расположены "вверх ногами", что Ваш непосредственный опыт не подтверждает. Ваш вопрос подобен изложенному. Конкретно в моей жизни это означает:
- Бог един, но в трёх личностях, что "удобно": нет драмы одиночества, есть кого любить;
- Ипостаси не тождественны, так как о времени кончины мира знает "токмо Отец"; хула прощается человекам, когда обращена на Сына и не прощается, обращённая к Святому Духу.
Должен заметить, что о Боге мы надёжно знаем только то, что Он Сам благоволил открыть и ни на йоту больше! :)
 
сомневающийся
Павел, стандартная проблема религиозного (религия значит соединять, вера от верить - быть верным) знания-сознания: верующий хочет знать сразу, не исполняя соответствующую причинно-следственную связь, как быть верным, т.е. соответствующие заповеди, они же есть основание для соединиться (с Богом). Проще говоря: люди хотят, чтобы конец наступил в начале. В истории религий и академически данное утверждение формулируется, напр., так: "Однако когда к непосредственной вере присоединились вопросы знания, возникли трудности. Проблемой на этом этапе стало не объяснение соединения Божества и человечества во Христе, а вопрос о Божестве Христа", А. Бриллиантов https://ru.wikipedia.org/wiki/Арианский_спор#Тринитарный_вопрос .

Относительно вашего вопроса и догматически. Догматы предполагают внимательно созерцательное отношение к ним. И последовательное с моей т.зр. Напр., логично начать с догмата об освящении человека Божественной благодатью. Без которого прочие догматы и вашими словами "непостижимы". Т.е. и в терминах православного дискурса: очиститься от греха, соделаться причастником спасения, оправдаться и т.п. После рассмотреть и внимательно прочие догматы, если останется такое желание.

Когда выделить информацию, относящуюся к освящению человека Божественной благодатью и соответствующим методам из православного св. писания, не получается самостоятельно, запомнить ее, продумать и исполнить, напр., ту https://azbyka.ru/biblia/?Jn.14:23 и эту https://azbyka.ru/biblia/?Jn.7:38 . Тогда необходимо обратиться к православному св. преданию, т.е. к речи тех людей, у которых получилось исполнить соотв. догмат (об очищении от греха и освящении Божественной благодатью), они же делятся деталями и подробностями. С теми, кто сразу не понял слово верным, или не хочет его понять. Напр., https://azbyka.ru/biblia/?1Thes.4:3 , https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/gimny/2 , или https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/vosplamenenie-uma-v-duhovnoj-pustyni/ .
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Но являясь краеугольным камнем христианского вероучения, догмат о Пресвятой Троице в то же время есть догмат таинственный и на уровне рассудка непостижимый. Наш разум встает в тупик перед открывшейся реальностью Божественной жизни. Он бессилен понять, каким образом Троица одновременно есть и Единица; как «одно и то же соединено и раздельно» или что это за необычайное «разделение соединенное» и «единение разделенное».
Павел, а может лучше думать над тем ЧТО ОТКРЫЛ НАМ о Себе Бог и КАКИМИ БЫ ХОТЕЛ НАС ВИДЕТЬ, а не стараться познать Его сущность, тем более, что ни одно творение даже в нашем мире не могло бы сказать, что оно знает своего автора лучше, чем сам автор знает самого себя. Может лучше обратить внимание на то ЧТО ГОВОРИТ нам Бог, ведь приняв и живя по Его учению, мы и лучше поймем Его Самого. Прочитав в Евангелии Нагорную проповедь и воплощая в жизнь эти заповеди, вы и сможете увидеть Бога, ведь сказано, что "блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матфей. 5:8), то есть счастливы те, у кого сердце чистое, потому что они увидят Бога. Вот и очищайте свое сердце, и увидите кто такой Бог и как Он выглядит.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Но что это означает в конкретной жизни верующего христианина?
Без триадологии, нет христологии. Это на краткий вопрос, краткий ответ.
По Халкидону, одна Ипостась в двух природах. А о какой Ипостаси идёт речь, раскрывается в триадологии.

Молитесь Вы не разным Богам, а Одному, Который проявляет Себя через динамизм энергий, присущих каждой Ипостаси. Отец Волит, Сын Творит, Дух Святой освящает.Так как внутри Троицы нет никаких внутренних противоречий, и Она представляет Собой, совокупность совершенства, происходит среди Ипостасей перихорезис. В бесформенном движении, взаимо проникновение.
Посему Они всегда присутствуют вместе, к кому бы из Них не обращались с молитвенными просьбами.
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Но что это означает в конкретной жизни верующего христианина?
Христос воскресе!
Лучше, чем сказано в житии Сергия Радонежского, не сказать:
...«чтобы постоянным взиранием на Нее (Троицу) побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Правда, в житии говориться о установлении мира на Русской земле, устранении междоусобиц.
Мне же думается, что в конкретной жизни христианина созерцание (слишком сильно сказано, но не подберу другого глагола) Триединого Бога помогает преодолеть раздробление человеческого естества, помогает противлению греху, когда ум говорит одно, воля спит, а деятельность действует против ума и воли. То есть, по подобию Троицы мы призываемся восстановить свою целостность.
Второе - по подобию Троицы мы призываемся к восстановлению мира с другими личностями, к единению в Боге. То есть - к любви.
Ну а о молитвах к Трем Лицам Троицы хорошо ответил Сергей Калайда. Молясь каждому из Них, мы молимся Всему Богу. Обращаясь к Сыну, обращаемся одновременно и к Отцу, к Духу. Потому что Христос сказал, что Он и Отец Едины.
 
Крещён в Православии
Спасибо Вам. Но мой вопрос остается.
Я, кажется, знаю, что Вам нужно. Вот почитайте мой комментарий в другой теме, которая несколько схожа с Вашим вопросом. И дальше по этой теме почитайте.

Вот еще можно почитать в теме "Троичность Бога", начиная с этой ссылки на мой комментарий в данной теме. Там дальше и другие ссылки на мои комментарии из других тем приводятся.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Наш разум встает в тупик перед открывшейся реальностью Божественной жизни. Он бессилен понять, каким образом Троица одновременно есть и Единица; как «одно и то же соединено и раздельно» или что это за необычайное «разделение соединенное» и «единение разделенное».
Вот еще посмотрите ссылку.
 
Мне больше всего нравится пример с водой, которая бывает в трёх состояниях (газообразном, жидком и твёрдом) и всё равно остаётся водой. На уровне разума этот догмат понять нельзя (ну вот тольько как этот пример с водой). Мы молимся одному Богу в Его разных проявлениях.
 
Интересующийся
Вот еще посмотрите ссылку.
Здравствуйте, Павел. Небольшое замечание к Вашему посту.

Вы пишите:
Это Божественное естество Иисуса, уже изначально, извечно всегда, было помазано Богом-Отцом на Царство (на сотворенный мир).

Но сказано:
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин. 18:36).

Толкование блж. Феофилакта Болгарского:
Господь отвечает: «Царство Мое не от мира сего», и таким ответом совершает два дела: во-первых, возводит Пилата к познанию, что Он не простой человек и не из числа земных существ, но Бог и Сын Божий, во-вторых, уничтожает подозрение в похищении верховной власти. «Царство Мое не от мира сего» : посему не бойся Меня, якобы тирана и мятежника.
Здесь же показывает и слабость нашего (земного) царства, ибо оно имеет силу в слугах, а Царство Вышнее сильно само в себе и ни в ком не нуждается. А манихеи в этих словах находят предлог говорить, что мир сей чужд благого Бога. «Ибо, – говорят, – Сын Божий говорит, что Царство Мое не отсюда». Но, о безумные, вы прежде вникните в это изречение.
Он сказал «Царство Мое не от мира сего», и опять – «не отсюда», но не сказал «оно не в мире сем и не здесь». Он царствует в мире сем, промышляет о нем и по Своему хотению всем управляет. Но царство Его «не от мира сего», а свыше и прежде веков и «не отсюда», то есть не от земли состоялось, хотя здесь имеет силу и пребывает, но не отсюда, и не состоит из дольнего, и не падает. Потом, как нужно было бы понимать слова «пришел к своим» (Ин. 1, 11), если бы мир сей не был Ему Свой?
 
Крещён в Православии
Мне больше всего нравится пример с водой, которая бывает в трёх состояниях (газообразном, жидком и твёрдом) и всё равно остаётся водой. На уровне разума этот догмат понять нельзя (ну вот только как этот пример с водой). Мы молимся одному Богу в Его разных проявлениях.
Мария, в Вашем примере есть один недопустимый момент: между твердым льдом, водой, и паром всегда есть четкая граница; другими словами лед обособляется от воды, вода от пара, пар от воды - здесь больше похоже на три "бога".
Думаю, что пример с "неоном" лучше.
А, потом, действительно, одно "агрегатное" (прошу простить за это слово) состояние вытекает из другого: чем больше одного состояния - тем меньше другого. Так вот так не должно быть. Ничего не должно уменьшаться.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Мне больше всего нравится пример с водой, которая бывает в трёх состояниях (газообразном, жидком и твёрдом) и всё равно остаётся водой. На уровне разума этот догмат понять нельзя (ну вот тольько как этот пример с водой). Мы молимся одному Богу в Его разных проявлениях.
Так веруют протестанты. Что по необходимости вода может быть паром, или льдом, или водой. Но Вам будет интересно, что много веков назад, Савелий утверждал непреложность такого верования. Посмотрите в поисковеке-савелианство. И в опровержение таких Божественных метаморфоз, выступил ни кто иной как Арий, заявив о том, что по Рождению Христа, прервались все преобразовательные процессы Божественной природы.
Далее пошло опровержение уже его Ария ереси, в том, что было время когда Сына не было.
Таким образом подошли к понятию Троицы, как совокупности в неизменяемости, трех Ипостасей.
 
Крещён в Православии
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин. 18:36).
Николай, это сказано в смысле "пока" сей мир (мир в котором мы живем) - не Его; и Царство Его пока не отсюда (в смысле ничего общего с земными царствами не имеющее).
Но скоро все миры и царства будут Его, и в прямом, и в переносном смысле, даже если думать чисто с земной точки зрения. Т.е. не будет ничего, что б не имело начала от Бога.
Да, наш мир падший, и начало нашего мира не Божеское, враждебное Богу - но это только "пока". Сказано:
  • Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1)

  • Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. (Ис. 45:23)
 
Последнее редактирование:
Мария, в Вашем примере есть один недопустимый момент: между твердым льдом, водой, и паром всегда есть четкая граница; другими словами лед обособляется от воды, вода от пара, пар от воды - здесь больше похоже на три "бога".
Думаю, что пример с "неоном" лучше.
А, потом, действительно, одно "агрегатное" (прошу простить за это слово) состояние вытекает из другого: чем больше одного состояния - тем меньше другого. Так вот так не должно быть. Ничего не должно уменьшаться.
На мой взгляд, это уже детали. Я живу в центре Питера, где много воды в любых состояниях, и её всегда много ) Поэтому, наверное, это для меня самый понятный образ ) Агрегатные состояния не изменяют природу воды.

"Поскольку ипостасные различия Лиц Святой Троицы суть различия в образах Их бытия, постольку для уяснения троичного догмата используется и образ воды в трёх её агрегативных состояниях. Если представить, что в одном сосуде находится вода в трёх разных состояниях, в трёх образах бытия, — в виде льда, жидкости и пара, — то это не даст нам оснований утверждать, что в данном сосуде — три воды. Ведь и лёд, и жидкость, и пар — одно по сущности вещество: вода. Подобно этому и Отец, Сын и Святой Дух, отличаясь Друг от Друга образами бытия, — не три Бога, но один. Образ с водой стал активно использоваться в достаточно позднее время. Тем не менее, нельзя сказать, что он основан ни на чём. Такого рода аллегорию можно встретить в Писании, в символическом представлении образа рождения Сына от Бога Отца: «из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс.109:3). "
https://azbyka.ru/analogii-presvyatoj-troicy-v-mire

А про неон я не слышала. Вода, имхо, гораздо лучше подходит для объяснения тайны Троицы всем - в т.ч. не знающим, что такое неон (я и сама не очень-то знаю ))
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
На мой взгляд, это уже детали. Я живу в центре Питера, где много воды в любых состояниях, и её всегда много ) Поэтому, наверное, это для меня самый понятный образ ) Агрегатные состояния не изменяют природу воды.
ДРУЗЬЯ, избегайте спора о частностях! Комара отцеживаете и скрупулёзностью гордитесь, обсуждаете что? Метафору Марии и степень соответствия прототипу ... :)
 
ДРУЗЬЯ, избегайте спора о частностях! Комара отцеживаете и скрупулёзностью гордитесь, обсуждаете что? Метафору Марии и степень соответствия прототипу ... :)
Ну так и я о чём, это - детали.
 
Последнее редактирование:
Интересующийся
Но скоро все миры и царства будут Его, и в прямом, и в переносном смысле, даже если думать чисто с земной точки зрения.
Николай, это сказано в смысле "пока" сей мир (мир в котором мы живем) - не Его; и Царство Его пока не отсюда (в смысле ничего общего с земными царствами не имеющее).
Т.е. не будет ничего, что б не имело начала от Бога.
Да, наш мир падший, и начало нашего мира не Божеское, враждебное Богу - но это только "пока". Сказано:

В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1). В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть, что начало Быть (Ин. 1:1-3). В мире был, и мир чрез Него начал быть (Ин. 1:10). Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). Но от Бога родились (Ин. 1:13). Творца неба и земли, всего видимого и невидимого (Символ веры).
Что касается вечного Царства, то оно a priori не может быть земным с точки зрения православного учения, так как Царству Его не будет конца (Лк. 1:33).
 
Православный христианин
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1). В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть, что начало Быть (Ин. 1:1-3). В мире был, и мир чрез Него начал быть (Ин. 1:10). Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). Но от Бога родились (Ин. 1:13). Творца неба и земли, всего видимого и невидимого (Символ веры).
Что касается вечного Царства, то оно a priori не может быть земным с точки зрения православного учения, так как Царству Его не будет конца (Лк. 1:33).
Ключи от рая - у Петра, от ада - у Господа, всё Его, земное и небесное. Зло имеет некоторую свободу здесь по Промыслу, а не по склонности Творца к этому. Павел употребил
Но скоро все миры и царства будут Его, и в прямом, и в переносном смысле, даже если думать чисто с земной точки зрения. Т.е. не будет ничего, что б не имело начала от Бога.
не подумав хорошо и Вы - совершенно правы! :)
 
Сверху