Тринитарный догмат в конкретной жизни христианина

агностик
Но что это означает в конкретной жизни верующего христианина?
Позвольте спросить - а есть ли разница? Будь это один Бог в трех обликах или три Бога в согласии. В конкретной жизни верующего христианина, на практике, разве повлияет это различие на что-нибудь?
 
Мельбурн, Австралия
Крещён в Православии
Конечно, если в молитве некто обратился к Богу-Отцу, а потом чувствует, что надо еще обратиться к Сыну и еще к Духу, то это значит, что для него - это три разных Бога. То что у них одна природа ничего не меняет. Если я обращаюсь к Пете, Васе, к Мише, то хотя у них одна природа - человеческая - я обращаюсь к разным человекам. То что есть три порции воды - одна в виде льда, другая в виде жидкости, третья в виде пара, не меняет того факта, что с это три разных объекта, но одинаковой природой.
Наличие трех богов имеющих общую природу - сущность - не есть монотеизм.
Если бы молитва, обращенная к одному из них, например, к Сыну, означала, что я уже обратился ко всем трем, тогда это был бы единый Бог. Но молитвенная практика обращается по разному к каждому Лицу.
 
Мельбурн, Австралия
Крещён в Православии
Мне больше всего нравится пример с водой, которая бывает в трёх состояниях (газообразном, жидком и твёрдом) и всё равно остаётся водой. На уровне разума этот догмат понять нельзя (ну вот только как этот пример с водой). Мы молимся одному Богу в Его разных проявлениях.
То есть Отец, Сын и Дух - это Бог в разных Появлениях? Но это прямо противоречит тринитарному догмату и церковному учению. Вот, например, Иванов как директор завода, как муж своей жены, как сын своей матери - это Иванов в разных проявлениях. Но субъект один.
 
Мельбурн, Австралия
Крещён в Православии
Позвольте спросить - а есть ли разница? Будь это один Бог в трех обликах или три Бога в согласии. В конкретной жизни верующего христианина, на практике, разве повлияет это различие на что-нибудь?
Каждая "ипостась" - это либо отдельный "субъект", отдельное "самосознание", "воля", "миссия". Либо это один Бог принимающий разные формы - один раз - он как Отец, другой раз - Он как Сын, третий - как Дух. Но это не православное учение. Тогда бессмысленны Слова Иисуса: «Я и Отец - одно» Он не утверждает тождество.
 
Православный христианин
Каждая "ипостась" - это либо отдельный "субъект", отдельное "самосознание", "воля", "миссия". Либо это один Бог принимающий разные формы - один раз - он как Отец, другой раз - Он как Сын, третий - как Дух. Но это не православное учение. Тогда бессмысленны Слова Иисуса: «Я и Отец - одно» Он не утверждает тождество.
В отношении субъектности каждой ипостаси давно существует консенсус, иначе не понять
Евангелие от Иоанна

3:35. Отец любит Сына и все дал в руку Его.
3:36. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не
верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий
пребывает на нем.
 
Интересующийся
Не из за "скалы"(πέτρα) свое имя Симон получил; - у Симона прозвище было Кифа, что есть "камень" на арамейском.
Павел, я обсуждаю греческий текст. Прозвище на арамейском языке כאפא (Кифа - камень) дал апостолу Петру Христос. Не могли же переводчики (поскольку считается, что Евангелие от Матфея было единственным, написанным на еврейском) оставить в греческом тексте непереведенное слово. И они заменили его на πέτρα. Но это не исключает того, что сама по себе форма имени Пέτρος стала новой для греческого, изобретенной на основании слов Христа. Именно из греческой "скалы" (πέτρα) Петр (Пέτρος) свое имя получил, причем даже не из арамейского כאפא. Греческий вариант "камня", или "скалы", усвоил Симон: он никогда не представлялся Кифой, но называл себя Петром. Потому Иоанн пишет: "и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)" (Ин. 1:42). В греческом подлиннике: ἤγαγεν αὐτὸν πρὸς τὸν Ἰησοῦν ἐμβλέψας αὐτῷ ὁ Ἰησοῦς εἶπεν σὺ εἶ Σίμων ὁ υἱὸς Ἰωάννου σὺ κληθήσῃ Κηφᾶς (будешь назван Кифой (имя, образованное от כאפא - "камня") [ὃ ἑρμηνεύεται Пέτρος (что в переводе значит Петр - на греческом)]. Давайте будем разбираться с одним языком - греческим, с которого начали.
Вот что говорит по этому поводу проф. А. Лопухин:
При этом Христос предвозвещает Петру, что он будет со временем – время в точности не обозначено – «называться», т.е. согласно употреблению глагола «называться» в еврейском языке, станет человеком в высшей степени твердым и энергичным (ср. Быт. 32:28). Таково, действительно, значение греческого слова πέτρος, которым передано данное Христом Петру арамейское имя "Kифа" (точнее, «Kейфа», соответствующее древнееврейскому слову «кеф» – скала, камень), и таковым со временем стал Петр среди верующих. Христос, стало быть, в настоящем случае не менял Симону имени и не повелевал переменить его со временем: Он этим предсказывал Симону только великое будущее. Поэтому-то Симон, из благоговения к Господу приняв новое имя Петр, не оставил и прежнего, называясь до конца жизни своей Симоном Петром (2Пет. 1:1).
Господь обратился к ученикам Своим, а не персонально к Петру. Симон-Петр отвечал и спрашивал за всех, т.е. был другой стороной диалога и представлял множество учеников. Это коллективное мнение учеников
Павел, почему Вы так решили? Если, например, учитель, ведя урок в классе, где присутствует 30 человек, спросил всех, а ответил какой-нибудь Вася, это тоже будет достоянием общественности? Кроме того, когда делается акцент на Петре, ему дается новое имя.

кроме одного: раз есть уже слово Пέτρος значит Господь мог уже сказать и Πέτρῳ; т.е. сказать, имея в виду Петра, можно было применив определенный артикль дательного падежа τῷ и изменив окончание мужского рода с "ος" на "ῳ", пусть даже и со строчной первой буквой (не с заглавной). Но не сказал, поскольку не имел в виду только Петра.
Павел, спор между православными и католиками не в том, что Иисус обращался напрямую к Петру, а в понимании слова "камень" (πέτρα). Православные, чью позицию разделяю и я, полагают камнем вероисповедание, в отличие от Римской церкви, верующие которой видят в этом слове личность самого Петра. Камень - это похвала Петру, награда за стойкость и непоколебимость характера, его преданное и искреннее вероисповедание, на котором потом (на такой же чистой вере людей) будет построена церковь.
Свт. Иоанн Златоуст:
Что сказал Петр, и был ублажен? «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Когда Отец открывал ему мудрость, неужели он не умел понять? Но он (Петр) нашёл имя мудрее таинственных преданий. Пётр владеет ключами; он получил ключи, когда сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Которых увидит Пётр называющими Сыном, тем открывает дверь царства; а которых найдёт называющими творением и богохульствующими, от тех закрывает дверь Церкви. Он получил ключи не прежде, чем сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго»; тогда и он слышит от Него: «блажен ты, Симон, сын Ионин, ...дам тебе ключи Царства Небесного»(Мф. 16:17–19). После исповедания – власть; после веры – передача Церкви и царства.
Свт. Кирилл Александрийский:
Боголепно взирает Видящий сердца и утробы (Пс.7:10; Иер.11др.). Он видит, какого благочестия достигнет ученик и до какого совершенства в добродетели дойдет он, ибо Он есть «сведый вся прежде бытия их» (Дан.13:42). Этим особенно Он и научает призванного ученика тому, что, будучи истинным Богом, Он обладает знанием без научения, ибо, не сказав ни одного слова и не спросив, кто или откуда пришел к Нему сей муж, от какого родился отца, Он говорит, кто он и как именуется. И уже приобретши его под свою власть и соделав Своим, не позволяет ему впредь называться Симоном, но переименовывает его в Петра, дав это имя от "скалы" (πέτϱα), так как намеревался основать на нем Свою Церковь (Мф.16:18).
А вот эти слова Феофилакта Болгарскоговеликой награде Петру, что именно на нем будет основана цeрковь) ничего хорошего христианству не принесли.
Если Вы взгляните на выражения, которые позволяли себе употреблять восточные святители к папам, то ужаснётесь. Там почти через каждое слово, что Римская церковь чуть ли не вселенская, есть стол и утверждение истины. Таков византийский витиеватый стиль комплиментов и лести, конечно, когда все хорошо. Но только папы начинали "буянить", их тут же ставили на место.
 
То есть Отец, Сын и Дух - это Бог в разных Появлениях? Но это прямо противоречит тринитарному догмату и церковному учению. Вот, например, Иванов как директор завода, как муж своей жены, как сын своей матери - это Иванов в разных проявлениях. Но субъект один.
Конечно один, но с Ивановым это возможно понять, тем более, что Иванов ограничен пространством и временем, как и мы, а с Троицей - это непознаваемо нашим интеллектом. Скажу отрывок из лекции арх. Ианнуария (Ивлиева), он говорил про сотворение мира и про то, что Бог-Сын всегда был (а не с момента земного Воплощения): "Бог сказал - да будет свет". Здесь Бог - это Бог-Отец, слово "сказал" - это Бог-сын, творческая сила.
Сергей в сообщении №7 про это написал.

Вы решили написать и Вы - написали - всё это Вы один, а не два разных. Но это разные Ваши проявления (подумал, сделал).
 
Но что это означает в конкретной жизни верующего христианина? Согласно моему опыту и опыту общения с другими христианами – это означает то, что в молитве, в мыслях, в жизни мы отдельно обращаемся к Отцу, к Сыну, к Святому Духу. В реальной жизни для меня это три Бога
Для меня это один Бог, и это для меня имеет разницу только потому, что так понятнее психологически (антропоморфизм всегда проще абстрактного представления), к тому же Бог-Сын нам известен только с Воплощения Христа, Он был и человеком, и Он как бы ближе психологически. Другой практической пользы мне не представить. Бог имеет три ипостаси - хорошо, но это чистое знание факта.
 
Интересующийся
Павел, специально для Вас создал новую тему. Прошу проследовать по ссылке https://azbyka.ru/forum/threads/tolkovanie-mf-16-19-v-istoriko-lingvisticheskom-kontekste.23975/ и написать ответ, если Вы несогласны, уже там.

UPDATE:
Вы что-то

Вы что перепутали, Николай1001, я эту тему не обсуждал.
Павел Май, извините, что случайно, в пылу спора увел Вашу не менее интересную тему в бок. Я уже создал новую тему. Больше сюда я и, надеюсь, что Павел, писать по данному вопросу не будем. А все началось с ссылки, которая висела в Вашей беседе (сообщение № 9).
 
Мельбурн, Австралия
Крещён в Православии
Вы что-то
Павел, я обсуждаю греческий текст. Прозвище на арамейском языке כאפא (Кифа - камень) дал апостолу Петру Христос. Не могли же переводчики (поскольку считается, что Евангелие от Матфея было единственным, написанным на еврейском) оставить в греческом тексте непереведенное слово. И они
Вы что перепутали, Николай1001, я эту тему не обсуждал.
 
сомневающийся
"<...> хотя из действий и одних только действий познаются естества по учению тех, которые могут <...>", святитель Софроний Иерусалимский, Соборное послание.
Сперва необходимо исполнить догмат освящения человека Божественной благодатью, Св. Духом, затем или вместе с тем наблюдать Троицу. Не наоборот, когда хотите, чтоб конец наступил в начале, и пробуете сразу рассмотреть вершину Богословия.
 
Православный христианин
Мы говорили о Мф. 16:19
и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
«…«и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне» – т. е. на вероисповедании – «Я создам Церковь Мою» (Матф. 16:18). Этими словами Господь показывает, что отселе многие будут веровать, ободряет дух Петра и делает его пастырем: «и врата ада не одолеют ее». Если же не преодолеют ее, то тем более Меня. Поэтому не смущайся, когда услышишь, что Я буду предан и распят. Далее обещает и другую почесть: «и дам тебе ключи Царства Небесного» (Матф. 16:19). Что значит: «и Я дам тебе»? Как Отец дал тебе познание обо Мне, так и Я дам тебе; не сказал – умолю Отца, хотя и это было бы важным доказательством Его могущества и неизреченно великим даром; но: «Я дам тебе». Что же даешь Ты, скажи мне? Ключи неба, чтобы «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Как же не может дать того, чтобы сесть одесную и ошуюю – Тот, Который говорит: Я дам тебе? Видишь ли, как Христос этими двумя обещаниями возводит Петра к высокому о Нем мнению, как открывает Себя и показывает истинным Сыном Божьим? Он обещает даровать ему то, что собственно принадлежит одному Богу, именно: разрешать грехи,сделать Церковь непоколебимой среди всех волнений, и простого рыбаря явить крепчайшим всякого камня, когда восстанет на него вся вселенная. Подобным образом и Бог Отец сказал, беседуя с Иеремией, что полагает его, как столп медный и как стену (Иер. 1:18); но Иеремия поставлен был для одного народа, а Петр для целой вселенной…».
Подробнее:


Еп. Михаил (Лузин)
«…что свяжешь на земле, будет связано на небесах
и пр. — Дам тебе: этим дается не одному Петру исключительное право допускать или не допускать в церковь, как думают римские католики, но такое же право даровано впоследствии всем апостолам (Ин. 20:21—22); здесь же оно дается Петру потому только, что он прежде всех исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим. «Неужели ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая вселенская церковь…».
Подробнее:
 
Православный христианин
Конечно, если в молитве некто обратился к Богу-Отцу, а потом чувствует, что надо еще обратиться к Сыну и еще к Духу, то это значит, что для него - это три разных Бога. То что у них одна природа ничего не меняет. Если я обращаюсь к Пете, Васе, к Мише, то хотя у них одна природа - человеческая - я обращаюсь к разным человекам. То что есть три порции воды - одна в виде льда, другая в виде жидкости, третья в виде пара, не меняет того факта, что с это три разных объекта, но одинаковой природой.
Наличие трех богов имеющих общую природу - сущность - не есть монотеизм.
Если бы молитва, обращенная к одному из них, например, к Сыну, означала, что я уже обратился ко всем трем, тогда это был бы единый Бог. Но молитвенная практика обращается по разному к каждому Лицу.
Друже изучите для начала:

Свята́я Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.
Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.
Образы Святой Троицы в материальном мире
Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица? Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму (см. подробнее). Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить:
  • солнце – его круг, свет и тепло;
  • ум, рождающий неизреченное слово (мысль), выражаемое дыханием;
  • сокрытый в земле источник воды, ключ и поток;
  • присущие богообразной человеческой душе ум, слово и дух.
Подробнее:
 
Сверху