Вопрос о двуперстии и троеперстии

Православный христианин
Когда конкретно,в каком веке,по Вашему,при каком митрополите(патриархе),Вел князе(царе)Русская церковь,Москва,отказалась от своего,от греков с кн.Владимиром принятого уже нескольковекового, родного,дедовского и прапрадедовского троеперстия и вдруг приняла новое какое-то еретическое,никогода незнаемое православными,двуперстие?
Можно подробно ознакомиться:

профессор Николай Иванович Субботин

О перстосложении для крестного знамения: (по поводу книги г. Каптерева)

 
Иркутская обл.
Православный христианин
Каптерев Н.Ф., проф. Ответ профессору Субботину

"...Если он не согласен с нами и если, следовательно, двуперстие, по его мнению, не было обрядом православным и древним, то он и должен бы был научно объяснить: каким же образом двуперстие, этот, по уверению г. Субботина, «новосочиненный» в половине XV века московскими книжниками обычай, встречается, однако и в киевской Руси, и у сербов и, что особенно важно, встречается даже у самих греков в XI и XII столетиях? А между тем наш ученый критик вовсе и не думает хотя бы сколько-нибудь прояснить и сделать понятным это странное и совершенно непонятное явление, он только упрямо твердит одно совсем невероятное, что двуперстие есть «новосочиненный» в XV веке русскими книжниками обычай
По нашему убеждению (основания которого у нас указаны), двуперстие, как господствующий (но не исключительный) обычай, существовало у нас со времен крещения Руси, тогда как троеперстие, также бывшее в употреблении, но менее распространенное, с особою силою стало распространяться у нас только с половины XV века. По мнению же г. Субботина, господствующим обычаем у нас всегда было исключительно троеперстие, которое «опиралось незыблемо на предание, всем известное». Двуперстие же, по заверению г. Субботина, есть «новосочиненный обычай», в первый раз появившийся у нас только в половине XV века. Но если это дело стояло так, как заверяет г. Субботин, то у читателя естественно является вопрос: кем же это и по каким побуждениям был создан у нас «ново-сочиненный обычай» двуперстия? Кому это и зачем ни с того ни с сего потребовалось вдруг отбросить обычай старый, «незыблемо опиравшийся на предание, всем известное», и заменить его обычаем «ново-сочиненным»? Каким это образом «ново-сочиненный» в XV веке русскими обычай мог однако появиться в греческой церкви в XI и XII столетиях? Очевидно, г. Субботину необходимо было так или иначе ответить на эти неизбежные вопросы, чтобы сделать свои неудобоприемлемые и ни на чем неоснованные предположения хотя бы сколько-нибудь удобоприемлемыми для читателя. Но наш ученый критик требует от своих читателей, чтобы они свято верили в истинность самых его невероятных предположений, верили на слово, нё задаваясь никакими недоуменными вопросами."

http://www.odinblago.ru/kapterev_nikon/8
...В пух и прах.Лучше бы проф.Субботин промолчал.

Тут только можно повторить слова проф. Голубинского:

Отказаться от какого-нибудь научного мнения, которое было твердо содержим, горячо защищаемо и долгое время проповедуемо, конечно, не особенно легко и не весьма приятно. Но случается, что относительно подобного научного мнения находят новые данные, из которых оказывается, что оно было ошибочно. Что остается тогда делать? Как это ни тяжело и как это ни неприятно, остается расстаться с мнением, потому что упорствовать в защите того, что оказывается ошибочным, было бы делом странным и напрасным. В нашей полемике с старообрядцами сейчас указанное нами случилось с мнением о сложении перстов для крестного знамения, и однако полемисты наши против старообрядцев, или по крайней мере некоторые из них, не хотят сделать того, что надлежало бы сделать, т. е. не хотят отказаться от мнения, которое оказывается ошибочным.

Такие синодальные полемисты с раскольниками 250 лет только укрепляли раскол,твердя о русском невежестве и тупости 15-16 вв.,надеюсь по незнанию cвоему.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Читал уже, но вот опять невольно начал:

"...Митрополит Даниил мог еще ошибаться и заблуждаться, как и всякое отдельное лицо, но вот дело о двуперстии и троеперстии переносится на рассмотрение и решение целого собора иерархов, выражающего собою голос всей русской церкви. Конечно, собор уже не мог обманываться так грубо, как отдельное лицо, тем более, что Стоглавый собор имел в виду именно исправить поисшатавшиеся в последнее время церковные обычаи, уничтожить всякую вкравшуюся в церковную жизнь новину, имел в виду восстановить в церковных обычаях старину, поскольку она была изменена в последнее время. Значит, по самым своим задачам и целям Стоглавый собор должен был, опираясь на старину, на вековую непрерывную традицию, уничтожить в современных церковных обычаях все нововводное, новосочиненное, недавно только появившееся. При таких
условиях ново-сочиненный обычай—двуперстие, опиравшийся только на подложное Феодоритово слово, при том «более благоприятствующее троеперстию, нежели двуперстию», очевидно, неминуемо должен был подвергнуться осуждению собора, так как собор станет конечно за тот старый обычай (троеперстие), который, по заверению г. Субботина, был «обрядом, твердо державшимся на предании, издревле, изначала преемственно наследованном от отцов и дедов», который «незыблемо опирался на предание, всем известное·». Осуждение ново-сочиненного обычая — двуперстия Стоглавым собором было неминуемо и потому еще, что председатель собора, митрополит Макарий, был известным знатоком, любителем и собирателем русской церковной древности, и потому менее всего был способен «ново-сочиненный», недавно появившийся обычай, совершенно чуждый предшествовавшей церковной практике, принять за обычай древний. А между тем в действительности на Стоглавом соборе происходит нечто совсем удивительное и невероятное: вопреки .всей русской церковной старине, вопреки всеми доселе признаваемому обычаю, отцы Стоглавого собора узаконяют «ново-сочиненный» обычай, появившийся только недавно, так сказать на глазах отцов собора; они отвергают обычай старый, «твердо державшийся на предании, издревле, изначала преемственно наследованный от отцов и дедов», решительно отрицают тот самый обычай, который «незыблемо опирался на предание, всем известное», значит, известное и отцам Стоглавого собора. Каким же образом могло произойти подобное невероятное событие? Как могли так непростительно грубо обмануться отцы целого собора, представители всей русской церкви?

На это г. Субботин обыкновенно отвечает, что отцы Стоглавого собора были так невежественны и неразумны, что легко могли «ново-сочинённый» обычай принять за старый, ранее практиковавшийся в русской церкви и «незыблемо опиравшийся на предание, всем известное». Но, очевидно, эта ссылка на поголовное невежество всех тогдашних представителей русской церкви не только неверна исторически, не только без нужды крайне унижает всех тогдашних русских иерархов, но и не объясняет самого дела, так как представители русской церкви, присутствовавшие на Стоглавом соборе, настолько-то были сведущи, чтобы уметь отличить древний, доселе признаваемый всею церковью и практиковавшийся в ней обряд, от другого обряда, «ново-сочиненного», недавно появившегося, непризнанного церковью, не вошедшего в церковную практику, — ведь, для этого какого-либо особого образования, знания наук вовсе и не нужно. И если отцы Стоглавого собора, несмотря ни на что, все-таки утвердили ново-сочиненный, недавно появившийся обряд, то для этого одного невежества уже недостаточно, а нужно прямо признать какое-то помрачение всех тогдашних представителей русской церкви, помрачение тем более удивительное, что, начавшись с отцов Стоглавого собора, оно потом непрерывно продолжалось вплоть до патриарха Никона....

Истинно удивительную картину нашей древней церковной жизни рисует нам художественное перо г. Субботина...."

http://www.odinblago.ru/kapterev_nikon/8
 
Православный христианин
Каптерев Н.Ф., проф. Ответ профессору Субботину
Читал уже, но вот опять невольно начал:
Сказано самим Господом нашим Иисусом Христом!!!
“Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф 28: 19-20).

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:16).
А не сказано, кто будет ограждать себя крестным знамением двумя перстами спасен будет???
Повторим в который раз, значение крестного знамения от самих Апостолов Христовых!!!

О крестном знамении

Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением. Ибо это знак Страстей, данный против диавола, если кто с верой его совершает, а не для угождения людям, чтобы через знание предлагать его как панцирь. Ибо враг, видя духовную добродетель, исходящую от сердца, подобие явно представленного омовения – трепеща обращается в бегство, когда ты не уступаешь ему, а вдохновляешь самого себя. Это самое было в прообразе Моисеева агнца, которого приносили в жертву на Пасху и кровью которого (Моисей. – Пер.) окроплял порог, помазывая оба косяка дверей, и это обозначает то, что есть теперь в нас, – веру в совершенного Агнца. Осеняя себе рукою лоб и глаза, мы отгоняем того, кто пытается погубить нас.
(Cвященномученик Ипполит Римский (~170 –†~235) ; Апостольское предание ).
Что о нем говорится?
Ибо это знак Страстей, данный против диавола, если кто с верой его совершает, а не для угождения людям, чтобы через знание предлагать его как панцирь.

Осеняя себе рукою лоб и глаза, мы отгоняем того, кто пытается погубить нас. [/b].
Вот, что говорит об крестном знамении вселенский учитель Иоанн Златоуст?

«… Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки, который "как овца, веден был на заклание" (Иса. 53:7). Потому, когда знаменуешься крестом, то представляй все значение креста, погашай гнев и все прочие страсти. Когда знаменуешься крестом, пусть на челе твоем выражается живое упование, а душа твоя делается свободной...
…. Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лице твоем, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану. Если и мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников, то представь, как ужасается дьявол, видя оружие, которым Христос разрушил всю его силу и отсек голову змея. Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет в славе Своей, и когда это знамение явится перед Ним, сияя светлее самых лучей солнечных. Тогда крест этот самым явлением своим как бы скажет в оправдание Господа перед целой вселенной и в свидетельство, что с Его стороны все сделано, что только было нужно. Это знамение и в прежние, и в нынешние времена отверзало заключенные двери; оно отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд; оно врачевало смертоносные угрызения зверей. Если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость дьявола, то, что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего тому подобного?
5. Итак, запечатлей крест в уме твоем и обними спасительное знамение душ наших. Этот самый крест спас и преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввел истину, землю обратил в небо, людей сделал ангелами. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны; смерть уже не смерть, а сон. Крестом все враждебное нам низложено и попрано. Итак, если кто скажет тебе: ты покланяешься Распятому, отвечай ему радостным голосом и с веселым лицом: покланяюсь и не перестану покланяться. Если он засмеется, ты оплачь его безумие и благодари Господа, что Он оказал нам такие благодеяния, которых без откровения свыше и познать никто не может. Такой человек смеется, ведь, потому только, что "душевный человек не принимает того, что от Духа Божия" (1 Кор. 2:14)…».

(ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО; Том VII; Книга 2; ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА; БЕСЕДА 54).

Более подробно:
Но не сложение перстов главное при изображении крестного знамения:

Этот самый крест спас и преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввел истину, землю обратил в небо, людей сделал ангелами.

А КРЕСТ Христов и полная вера, и уж точно не двуперстие?
НО!!!
«…Христос избрал 12 Апостолов, через которых основал Свою Церковь, в которой спасаются верующие. Раз Христос один, то и истинная Церковь Христова тоже может быть только одна. Принимая ересь (искажая догматы веры) или уходя в раскол (не подчиняясь законным епископам)—человек выпадает из Церкви и лишается райского блаженства. Вернуться в Церковь можно через покаяние, для чего надо отвернуть ересь и соединиться с Церковным Телом…».
Подробнее:
Что такое раскол и как отличить раскольников).

Что Вам не понятно-то в словах самого Господа нашего Иисуса Христа?
“Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф 28: 19-20).
Власть крестить дана Апостолам Христовым, а они ЕЕ передали епископам!!!

«...Ничего не делайте без епископа.

….Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит Он, то и Богу приятно …».


(Послания св. Игнатия Богоносца (р. 35 г. – ум. 20 декабря 107 г.); Послание к смирнянам ).

И уж тем более преподавать таинство:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Ин 6:53-54)

ЕВХАРИСТИИ!!!
Сам Господь говорит:
“да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино” (Ин 17:21-22).

«…Удаляйтесь от злых плевел, которых не возвращает Иисус Христос, потому что они не насаждение Отца. Не то, чтобы я нашел у вас разделения, напротив скорое очищение. Ибо, которые суть Божьи и Иисус – Христовы, те с епископом. И те, которые покаявшись придут в единение Церкви, также будут Божьи, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову…».
(Послания св. Игнатия Богоносца (р. 35 г. – ум. 20 декабря 107 г.); Послание к филадельфийцам ).

ЧТО НЕ ПОНЯТНО?
…И те, которые покаявшись придут в единение Церкви, также будут Божьи, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего...
Так почему до сих пор так называемые староверы не подчиняются Церкви Христовой, а лишь упорно доказывают какой-то догмат о сложении перстов при крестном знамении и именно двумя перстами???
Не подскажите ПОЧЕМУ?
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Вот ещё:) Почитай,брат Сергий,не пожалеешь!

Рассуждая о Стоглавом соборе, г. Субботин, между прочим, замечает: «изданное собором 1551 г. постановление (о двуперстии) показывает только, что число книжников, ратовавших за двуперстие, было тогда значительно и они пользовались такою силою, что могли и успели учение о двуперстии провести на соборе и облечь в форму соборного постановления, хотя изложенного до крайности сбивчиво и не толково» (стр. 795). В другом месте г. Субботин, сославшись на постановление Стоглава, «чтобы протопопы и все священники на себе воображали крестное знамение, тако ж бы и детей своих, всех православных христиан, поучали и наказывали ограждать себя крестным знамением... двема персты», замечает: «поучают и наказывают обыкновенно тому, чего наказуемые и поучаемые не знают и не делают: значит, духовные дети протопопов и священников, да и сами священники и протопопы не знали дотоле и не употребляли двуперстия, напротив крестились троеперстной (стр. 791).

Таким образом, г. Субботин указывает на новый очень важный и могучий фактор в нашей церковной жизни XVI века, о котором доселе молчали все историки,—на класс каких то книжников-двуперстников, которые составляли из себя многочисленную, сильную и влиятельную корпорацию, стоявшую вне народа и духовенства, которые, вопреки книжникам, держались троеперстия. Эти книжники отличались антицерковным направлением, они создавали у нас «ново-сочиненные» обряды, не похожие на обряды признаваемые и употребляемые церковью; они, не принадлежа к пастырям и пасомым, были, однако, так сильны и могучи в церковных делах, что заставили целый собор русских иерархов, на котором они, очевидно, присутствовали, отказаться от обряда древнего, всеми доселе признаваемого, опирающегося на незыблемое предание, всем известное, в пользу обряда «ново-сочиненного», в церкви доселе неупотреблявшегося. Когда и под какими влияниями возник и
сложился у нас в многочисленную, сплоченную корпорацию класс книжников, какова природа этой антицерковной корпорации, ее цели и задачи, откуда взялась и на чем утверждалась ее могучая сила, с которой не могли бороться даже целые соборы, каким образом многочисленные книжники-двуперстники, не принадлежа к пастырям и пасомым-троеперстникам, могли присутствовать на Стоглавом соборе и решать там дела по своему желанию,—на все эти, естественно возникающие, неизбежные вопросы г. Субботин не дает никакого ответа. Ж это очень жаль. В настоящем своем виде заметка г. Субботина о книжниках является только фразою, неимеющей никакого реального содержания, тогда как научным разъяснением этого вопроса г. Субботин оказал бы истинную услугу науке, выяснив в нашей церковной истории очень крупное и важное явление, которое проглядели все наши историки. Но научное разъяснение указанного явления возможно, конечно, под тем только условием, если многочисленный класс книжников, как его представляет себе наш критик, будет фактом действительно существовавшим, а не созданием только фантазии г. Субботина.
---

Субботину можно было ещё придумать вроде такого - Царь Иван Грозный заставил всех принять новое еретическое двуперстие,и страшась царя,русские люди отказались от своего родного троеперстия...

Интересно было бы почитать хоть одно! сохранившееся "Слово против нового еретического двуперстия,которое лютые волки внесли в нашу русскую церковь" 15-16 вв. хотя бы от одного! архиерея,иерея,игумена и т.д...Но эти тупые и невежественные русские всё молча проглотили! Никто не встал за своё родное старое,своё,отцовское и дедовское троеперстие.....
 
Православный христианин
Вот ещё:) Почитай,брат Сергий,не пожалеешь!
Как можно опираться на Стоглав, если не было от самих Апостолов двуперстия?:(
Да нет брат мой во Христе, не то читаешь?

Нѣчто о расколѣ въ Россійской церкви.

«1.

Христіанская вѣра торжественно введена въ Россію при св. великомъ князѣ Владимірѣ I, который крестился въ 988 году по Рождествѣ Христовѣ.

2.

Церковь российская, принявъ свое начало отъ греческой церкви, приняла отъ оной и ученіе о христіанскомъ благочестіи, и іерархію, и всѣ чины и обряды Богослуженія.

3.

Хотя въ мрачную годину татарскаго порабощенія Россіи появились (О хожденіи напр, по солнцу, былъ въ 1472 г. споръ у Геронтія, коломенскаго епископа, даже съ великимъ княземъ Іоанномъ III, который былъ увлеченъ въ ученіе, церковію не принятое ) и возрасли нѣсколько (Некоторые въ 1551 году хотѣли даже было утвердить оные соборомъ), а въ смутное время самозванцевъ получили и некоторую силу (Сами патріархи россійскіе нашлись въ недоумѣніи, когда греческіе патріархи стали имъ указывать на особенности сіи, какъ во всей православной греческой церкви неизвѣстныя и нетерпимыя) мнѣнія, составляющая нынѣ тѣ особенности, ради коихъ мнимые старообрядцы оставили великороссійскую церковь; но принимавшихъ и не принимавшихъ оные христианъ россійскихъ, между собою не разделяли (Изъ дѣяній напр. Стоглаваго собора видно, что въ Новгородѣ и Псковѣ аллилуіа произносимо было троекратно; однакоже новгородцевъ и псковитянъ москвитяне такъ не чуждались, какъ нынѣ чуждаются православныхъ раскольники). Bcѣ россійскіе христіане до времени патріарха Никона состояли при одной и той же церкви Христовой (Греческихъ патріхарховъ и другихъ іерарховь, пріѣзжавшихъ въ Россію и жившихъ въ Россіи, никогда не соглашавшихся на помянутыя особенности, никто изъ россіянъ не чуждался, всякъ принималъ отъ нихъ благословеніе), хотя иные изъ нихъ держались и помянутыхъ особенностей (Стоитъ только взглянуть въ т. 1-й, Собранія госуд. грамотъ и договоровъ, хранящихся въ Государственной коллегіи иностранныхъ дѣль, где показаны на печатяхъ разнообразныя сложенія перстовъ у рукъ благословляющихъ ).

4

Сіи особенности въ обычаяхъ, усилившаяся особенно после самозванцевъ, наконецъ вошли даже и въ некоторыя печатныя книги (Въ мнимо-Кириллову 1644г., въ учебную Псалтирь 1647 г., въ книгу о Вѣрѣ 1648 года), кои книги столь же разнообразились между собою, сколь разнообразныя попадались рукописи, съ коихъ печатались книги, по неискусству или злонамеренности переписчиковъ, или вернее: сколь разномысленны были надсмотрщики за печатаніемъ книгъ (Не только въ разныхъ книгахъ объ одномъ и томъ же напр. перстосложеніи писано различно, но даже однѣ и тѣ же книги, напр. Служебники разныхъ выходовъ, чрезъ пять лѣтъ при одномъ и томъ же патріархѣ Іосифѣ печатанных, не во всемъ согласны между собою).

5.

Церковь россійская видела это, и для исправленія церковныхъ книгъ, для приведенія ихъ въ точное согласіе съ подлинниками греческими (Смотря на 2-й пунктъ сей статьи, надобно сказать, что тѣ книги славянскія правильнее, кои согласнее съ подлинниками греческими) принимала все возможныя, по времени и обстоятельствамъ меры, для чего

1) въ начале XVI века вызванъ былъ изъ Греціи ученый мужъ, монахъ Максимъ Грекъ (Ученикъ Флорентійскаго и Парижскаго университетовъ, сведущій въ еллинскомъ и славянскомъ языкахъ),

2) въ половине XVI века положено соборнымъ правиломъ озаботиться исправленіемъ книгъ, съ строгимъ воспрещеніемъ употреблять въ храмахъ неисправленныя книги (Въ 5-мъ вопросе Стоглава сказано: «Божественных книги писцы пишутъ (у насъ) съ неправленныхъ переводовъ, а ваписавъ, не правятъ же, опись въ описи прибываетъ и недописи, а чтецы не по правымъ тѣмъ книгамъ въ церквахъ Божіихъ чтутъ и поютъ, и учатся и пишутъ съ нихъ»).

3) все патріархи россійскіе преемственно имѣли тоже попеченіе (См. предисловіе къ Потребнику изданному при Филаретѣ; такъ же предисловіе въ Потребнику, изданному въ 1639 году при Іосифѣ), а при царѣ Алексіѣ Михайловичѣ и патріархъ Іосіфѣ былъ нарочно посыланъ въ Грецію строитель Сергіевой Лавры iepoмонахъ Арсеній Сухановъ для собранія книгъ, съ коими слѣдовало сообразить употреблявшіяся въ россійской церкви книги и между собою сдѣлавшіяся разногласными;

4) преемникъ патріарха Іосифа, патріархъ Никонъ, съ необыкновеннымъ умомъ и ревностію къ правовѣрію, пользуясь особеннымъ къ себѣ благоволеніемъ царя Алексія Михайловича, обратилъ всю свою дѣятельность на приведеніе того въ исполненіе, о чемъ такъ издавна и такъ много заботилась церковь россійская, т.-е. решительно исправить нити. Въ это время уже были всѣ нужныя пособія къ поправленью, какъ-то: знающіе языкъ греческій и языкъ славянскій, опытные въ древностяхъ церковныхъ, довольно собрано книгъ и рукописей (Изъ восточныхъ монастырей Афонской и Синайской горы доставлено въ Москву около пятисотъ древнихъ книгъ, изъ коихъ иныя писаны за 500, другія за 600 и 700 лѣтъ прежде тогдашняго времени, а одно Евангеліе за 1050 лѣтъ). Царь Алексій Михайловичъ въ 1654 году повелѣлъ собрать соборъ, пригласилъ вселенныхъ патріхарховъ (Вселенскіе патріархи присутствовали на соборѣ не въ 1654 г. Изд.), и въ присутствии всероссійскаго патріарха Никона поручилъ собору со всевозможнымъ тщаніемъ кончить дѣло исправленія книгъ, часто возобновляемое, но дотолѣ некончанное.

6.

Державную волю благочестивѣйшаго государя соборъ (Разумѣется не соборъ 1654 г., а соборъ, составленный собственно для наблюденія за исправленіемъ книгъ, открывшій свои занятія въ 1656 г. Изд.) исполнилъ съ особливою точностію: церковныя книги были сверены съ древнѣйшими рукописями, съ вѣрнѣйшими греческими подлинниками, отъ погрешностей очищены, и наконецъ въ 1667 году на соборе (на которомъ патріархь Никонъ, преставшій управлять церковію еще въ 1660 году, лишенъ патріаршества) по воле государя Алексія Михайловича повелено отселе употреблять при церквахъ сіи исправленныя книги.

7.

Но сей случай, обрадовавшій православную церковь россійскую, завистникамъ славы великаго патріарха, оскорбленнымъ твердостію его характера самочинникамъ, а наипаче невеждамъ корыстолюбивымъ и буйнымъ (Въ числѣ таковыхъ главные: протопопъ Аввакумъ, попъ Лазарь, Никита Пустосвятъ, дьяконъ Федоръ, Григорій Нероновъ и царевій духовникъ Стефанъ Вонифатьевъ) открылъ предлогъ отделиться отъ великороссійской церкви, свергнуть съ себя ея управленіе, съ собою отторгнуть некоторыхъ простодушныхъ и назвать себя для большаго обольщенія староверами и старообрядцами (Мнимые наши старообрядцы тѣми только обрядами разнятся отъ великороссіянъ православныхъ, кои появились въ Россіи по времени послѣ св. князя Владиміра, и о коихъ обрядахъ въ православной греческой церкви ни въ одномъ уставѣ, ни въ одвомъ церковномъ нынѣ писано не было. Напр. на какомъ соборѣ вселенскомъ, или какимъ православнымъ учителемъ — отцомъ греческой церкви было бы написано: ходить посолонь, слагать два, а не три персты для крестнаго знаменія, двоить аллилуіа, а не троить, въ брадѣ и усахъ образъ Божій полагать и проч.?). Такъ въ конце XVІІ века получилъ въ церкви российской начало расколъ, который по времени и обстоятельствамъ умножился и раздробился на многочисленный секты…».

ПОДРОБНЕЕ:

АРКАДІЙ АРХІЕПИСКОПЪ ПЕРМСКІЙ И ПЕТРОЗАВОДСКІЙ; НЕКОТОРЫЯ ЕГО СОЧИНЕНІЯ ПРОТИВЪ РАСКОЛА; Н. СУББОТИНА; МОСКВА; ТИПОГРАФІЯ Э. ЛИССНЕРА и Ю. РОМАНА, Воздвиженска, Крестовоздвиженскій пеρ., д. Лисснера; 1890.

Какое количество сект, произошло в рядах так называемых староверов можно узнать:

(Сергей Васильевич Булгаков (1859—1932); Справочник по ересям, сектам и расколам). ).

И как после всего сказанного, можно искать у них истинную догматику христианскую???
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Какое количество сект, произошло в рядах так называемых староверов можно узнать:
И как после всего сказанного, можно искать у них истинную догматику христианскую???
Сказано самим Господом нашим Иисусом Христом!!!
“Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф 28: 19-20).

«...Ничего не делайте без епископа.

Так почему до сих пор так называемые староверы не подчиняются Церкви Христовой, а лишь упорно доказывают какой-то догмат о сложении перстов при крестном знамении и именно двумя перстами???
Не подскажите ПОЧЕМУ?
Брат Сергий,при чем здесь Господь(слова Его -идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа),епископы и раскольники с их сектами?

Мы ведь говорим о существовашем в Церкви перстослложении в этой теме. Конкретнее,о существовавшем в русской церкви до втор.пол.17 в.двуперстия,принятого русскими от греков в 10 веке.
 
Православный христианин
Брат Сергий,при чем здесь Господь(слова Его -идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа),епископы и раскольники с их сектами?

Мы ведь говорим о существовашем в Церкви перстослложении в этой теме. Конкретнее,о существовавшем в русской церкви до втор.пол.17 в.двуперстия,принятого русскими от греков в 10 веке.
Брат мой во Христе, как это при чем Господь?
Сколько раз можно повторять, где слова Христа о двуперстии?
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Этот вопрос надо раскольникам задавать,брат.А Господь ничего не говорил о сложении перстов -одного,двух,трех ли.

Спать пора. Я вас услышал,брат Сергий и брат Игорь,примерно так : В 15/16 вв. хитрые неведомые "армянско-московские книжники" как-то навязали русской церкви,русским людям,новое еретическое двуперстие,и те его приняли,без всяких протестов,наплевав на своё родное троеперстие.

Простите,повторюсь,в эти оскорбляющие наших предков выдумки я не верю.
 
Православный христианин
Этот вопрос надо раскольникам задавать,брат.А Господь ничего не говорил о сложении перстов -одного,двух,трех ли.

Спать пора. Я вас услышал,брат Сергий и брат Игорь,примерно так : В 15/16 вв. хитрые неведомые "армянско-московские книжники" как-то навязали русской церкви,русским людям,новое еретическое двуперстие,и те его приняли,без всяких протестов,наплевав на своё родное троеперстие.

Простите,повторюсь,в эти оскорбляющие наших предков выдумки я не верю.
Ну что же хотелось бы вас опустить с небес на землю.

Повторим, что явилось причиной раскола, услышав из первых уст?

Как учил Аввакум, этот “первоапостол” и главный борец раскола:

«…Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много!..»

(Аввакум (Протопоп) Петрович (?) Петров; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное).

«…поставили перед вселенских патриархов, и наши все тут же, что лисы, сидели, – эт писания с патриархами говорил много; бог отверз грешные мое уста, и посрамил их Христос! Последнее слово ко мне рекли: «что-де ты упрям? вся-де наша Палестина, – и серби, и албанасы,[ албанцы] и волохи,[ румыны] и римляне, и ляхи, – все-де трема персты крестятся, один-де ты стоишь во своем упорстве и крестишься пятью персты! – так-де не подобает!» И я им о Христе отвещал сице: «вселенстии учитилие! Рим давно упал и лежит невсклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша християном. А и у вас православие пестро стало от насилия турскаго[турецкого] Магмета, – да и дивить на вас нельзя: немощны есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, божиею благодатию, самодержство. До Никона отступника в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна. Никон волк со дьяволом предали тремя персты креститца; а первые наши пастыри, яко же сами пятью персты крестились, такожде пятью персты и благословляли по преданию святых отцов наших: Мелетия антиохийскаго и Феодора Блаженнаго, епископа киринейскаго, Петра Дамаскина и Максима Грека. Еще же и московский поместный бывый собор при царе Иване так же слагая персты креститися и благословляти повелевает, яко ж прежнии святии отцы, Мелетий и прочии, научиша…» (Аввакум (Протопоп) Петрович (?) Петров; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное).


…а первые наши пастыри, яко же сами пятью персты крестились, такожде пятью персты и благословляли по преданию святых отцов наших: Мелетия антиохийскаго и Феодора Блаженнаго, епископа киринейскаго, Петра Дамаскина и Максима Грека. Еще же и московский поместный бывый собор при царе Иване так же слагая персты креститися и благословляти повелевает, яко ж прежнии святии отцы, Мелетий и прочии, научиша…
КАК видим, основанием для раскола, т.е. раскольники опирались на слова,

Феодорита???

Мелетия???

Петра Дамаскина - 12-й век!!!

Стоглавого собора - XVI век!!!

Максима Грека - 16-й век!!!

Но как уже неоднократно говорилось, все эти слова, на которые яко бы опирались раскольники ПОДЛОЖНЫЕ.

Об этом, кто хочет убедиться то можно, подробно ознакомиться:

1.

профессор Николай Иванович Субботин

О перстосложении для крестного знамения: (по поводу книги г. Каптерева)


2.

Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» И.Т. Никифоровский Несколько слов относительно взгляда проф. Н.О. Каптерева на перстосложение древних киевлян, сербов и греков Опубликовано: Христианское чтение. 1891. № 7-8. С. 110-140

3.

Несколько слов относительно взгляда проф. Н.О. Каптерева на перстосложение древних киевлян, сербов и греков. Опубликовано: Христианское чтение. 1891. № 9-10. С. 283-316.

4.

Замѣтка на пятый поморскій отвѣтъ (Стр. 56-59)


5.

Голубинский Евгений Евсигнеевич

К нашей полемике со старообрядцами).

«…Следовательно, главную причину возникновения у нас раскола старообрядства составляет отсутствие у нас просвещения, при существовании которого уже во всяком или ни в каком случае раскол не имел бы у нас места…».

Повторим в который раз!!!

Не протопопы управляют Церковью, а собор епископов и кто им не покоряется, тот не ХРИСТОВ!!!


ВЕЛИКИЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР 1666-1667 гг., принимает решение :

   «...Аще ли же кто не послушает повелеваемых от нас, и не покорится Святой Восточной Церкви, и сему Освященному Собору, или начнет прекословити и противлятися нам, и мы таковаго противника данною нам властию от Всесвятаго и Животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем, и обнажаем его всякого севященнодействия, и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина (будет), отлучаем и чужда сотворяем от Отца, и Сына, и Святаго Духа: и проклятию, и анафеме предаем, яко еретика, и непокорника, и от православнаго всесочленения, и стада, и от Церкве Божия отсекаем, дондеже уразумится, и возвратится в правду покаянием...».
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Да я понял уже всё,Сергий.Дико-невежественные,не умеющие отличить православное сложение перстов от еретического,cвв. Нил Сорский,Иосиф Волоцкий,Пафнутий Боровский,Геннадий Новгородский,Герман и Зосима Соловецкие и мн.мн.др.на рубеже 15/16 вв.,наслушавшись армянско-московских книжников,спокойно приняли новое еретическое двуперстие,отказавшись от своего родного троеперстия. Ну а свт. митр.Макарий всё это уже закрепил соборно в середине 16 века.
 
Православный христианин
Да я понял уже всё,Сергий.Дико-невежественные,не умеющие отличить православное сложение перстов от еретического,cвв. Нил Сорский,Иосиф Волоцкий,Пафнутий Боровский,Геннадий Новгородский,Герман и Зосима Соловецкие и мн.мн.др.на рубеже 15/16 вв.,наслушавшись армянско-московских книжников,спокойно приняли новое еретическое двуперстие,отказавшись от своего родного троеперстия. Ну а свт. митр.Макарий всё это уже закрепил соборно в середине 16 века.
Да нет брат мой во Христе, совершенно не так.
Вспомним, когда возникло в Церкви первое несогласие, или раскол?
В Антиохию из Иерусалима пришли державшиеся строгого фарисейства христиане, которые говорили язычникам, что они без обрезания не могут иметь части в царстве Божием, и спорили с Павлом и Варнавой относительно проповедуемого ими учения. Для решения этого вопроса был созван в Иерусалиме Апостольский Собор. И хотя на стороне христиан, исповедующих обрезание, был Моисеев Закон, да и из Евангелия всем было известно, что и Господь наш Иисус Христос был обрезан, но как мы знаем это не повлияло на решение Апостолов.
Апостольский Собор принял решение, что обратившиеся язычники не подлежат обрезанию.
Как видим первое и серьезное разногласие в христианской церкви было устранено.
Разность воззрения у христиан из иудеев и у христиан из язычников, пока они держали себя в должных границах и что не касалось сущности христианского благочестия не стало помехой единства Церкви.
Интересно, наверное, наши “чудо защитники” и обрядоверы, так называемые “староверы”, до сих пор бы хранили древнейший Моисеев Закон, ведь из их воззрений сам Господь наш Иисус Христос принял Обрезание, а они до сих пор по своему невежеству утверждают, что приняли двуперстие от Христа???:confused:

Второе:
«Если же мы обратимся къ древности болѣе глубокой, чѣмъ та, за которую ратують старообрядцы, то увидимъ, что церковь иногда отлучала отъ себя и признавала раскольниками и даже еретиками не только тѣхъ, кто, вопреки ея требованию, не хотѣлъ оставить какихъ-либо неправильныхъ обрядовьйгъ дѣйствій, но даже и тѣхъ, кто, вопреки ея опредѣденію, не соглашался разстаться съ какимъ-либо несомненно древнимъ и благочестивымъ обычаемъ, признаннымь церковью по чему-либо неудобнымъ для дальнейшаго храненія верующими. Такъ напр. известно, что до перваго вселенскаго собора некоторые восточные (малoaзiйcкie) христіане, на основаніи преданія, получившаго начало отъ апостоловь Филиппа и Iоанна Богослова, праздновали пасху вместе съ евреями, именно 14 числа перваго весенняго еврейскаго мѣсяца нисана, въ какой бы день недели ни падало это число. Когда же первый вселенскій никейскій соборъ, согласно съ существовавшимъ въ первые три века обычаемъ западныхъ христіанъ, который велъ свое начало отъ апостоловь Петра и Павла, постановилъ, чтобы все христіане повсюду праздновали пасху въ первый воскресный день после 14 числа нисана, и когда некоторые изъ малоазійскихъ христіанъ не согласились последовать этому определенію, а продолжали упорно хранить свой прежнній обычай,—церковь на послѣдующихь соборахъ вселенскихъ и поместныхъ признала ихъ не только раскольниками, но даже еретиками — четыредесятниками, наравне съ apiaнами, македоніанами и подвергла ихъ отлученію, не смотря на то, что четыредесятники отстаивали свой несомненно древній, священный и апостольский обычай, котораго, какъ правильнаго, держались въ свое время такіе знаменитые мужи, какимъ былъ напр. Поликарпъ, епископъ смирнскій, ученикъ святаго Іоанна Богослова. «Все дерзающіе нарушати опредѣленіе святаго и великаго собора, въ Никеи бывшаго, въ присутствіи благочестивейшаго и боголюбезнейшаго царя Константина,— читаемъ въ 1-мъ правиле антіохійскаго собора,—о святомъ празднике спасительныя пасхи, да будутъ отлучены отъ общенія и отвержены отъ церкви, аще продолжатъ любопрительно возставати противу добраго установления и cie речено о мірянахъ. Аще же кто изъ предстоятелей церкви, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, послѣ сего опредѣленія дерзнетъ, къ развращенію людей и къ возмущенію церквей, особитися и со иудеями совершати пасху, таковаго святый соборъ отнынѣ уже осуждаетъ быти чуждыми церкви, яко содѣлавшагося не только виною грѣха для самаго себя, но и виною разстройства и развращенія многіхъ. И не токмо таковыхъ соборъ отрѣшаетъ отъ священнослуженія, но и всѣхъ дерзающихь быти въ общеніи съ ними, по ихъ изверженіи изъ священства. Изверженные же лишаются и внѣшнія чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божію священству» (Мы привела это правило по Книгѣ правилъ, а не по Кормчей, гдѣ оно помещено въ сокращенномъ видѣ. См. о томъ же въ Кормчей 7 прав, втораго вселен. собора, 95 прав, шестаго всел. собора и 7 прав. лаодикийскаго собора).

Если же церковь такъ строго судила даже тѣхъ, кто вопреки ея суду и опредѣленію, не хотѣлъ оставить обычая правильнаго, то соборъ 1667 года имѣлъ еще большее право подвергнуть клятвѣ, какъ раскольниковъ и еретиковъ, Аввакума, Лазаря, дьякона Федора и ихъ единомысленниковъ, которые, вопреки его определенію, не только не согласились разстаться съ своими неправильными обрядами, но еще хулили разными именами обряды, узаконенные соборомъ, и церковь, принявшую эти обряды, называли, къ соблазну православныхъ, еретическою, оскверненною антихристовою скверною. Строго осудилъ соборъ 1667 года противниковъ его опредѣленіямъ, но справедлива была эта строгость, такъ какъ грѣхъ противленія крайне тяжелъ, какъ говорить объ этомъ пророкъ Самуилъ: якоже грѣхъ есть чарованіе, тако грѣхъ есть противленіе: и якоже грѣхъ идолопоклоненіе, тако непореніе (1 Царств. XV, 23).

Впрочемъ, изрекая грозный судъ свой, надъ противниками святой восточной церкви, какъ раскольниками и еретиками, отцы собора 1667 года не лишили ихъ и свойственной пастырской любви милости, присовокупивъ: «дондеже пребудутъ въ упрямствѣ и непокореніи» (Дополн, къ Акт. истор. т. V, стр. 473), или: «дондеже вразумятся и возвратятся въ правду покаяніемъ» (2 Тамъ же, стр. 487).

Послѣ всего сказаннаго уже ясно видно, на кого и за что изречена соборомъ 1667 года клятва. Всѣ, кто не хотѣлъ оставить, такъ называемыхъ, старыхъ обрядовъ и принять обряды исправленные, одобренные соборомъ, подвергались соборной клятвѣ, но не за употребление своихъ старыхъ обрядовъ, которыхъ клятва не касалась, хотя соборъ и призналъ ихъ неправильными, а за то, что церковь православную, принявшую обряды исправленные, они неправильно обвиняли въ перемѣнѣ вѣры, въ ереси, и вслѣдствіе этого не только не хотѣли покориться освященному собору, совершенно отдѣлились отъ церкви и ея iepаpxiи, не стали принимать ея таинствъ и составили свое, отдѣльное отъ церкви, самочинное общество. Другими словами: соборъ 1667 года проклялъ не обряды, признанные имъ неправильными, хотя и не нарушающими существа вѣры, а расколъ, отступничество отъ церкви изъ-за этихъ обрядовъ неразумныхъ и упорныхъ, ревнителей мнимой старины. А если такъ, то уже нетрудно определить и то, на кого ныне падаетъ соборная клятва и на кого она не простирается. Старообрядцы, не только содержащіе обряды, неодобренные соборомъ, но изъ-за этихъ обрядовъ удаляющіеся отъ церкви, употребляющей обряды исправленные, какъ отъ неправославной, еретической, непризнающіе ни ея іерархіи, ни таинствъ, и составляющіе самочинное, независимое отъ церкви, общество, подлежатъ соборной клятвѣ, «яко еретики и непокорники». Единоверцы, признавшіе святость церкви православной и, во свидетельство признанія ея истины и благодати, покорившіеся ей и ея іерархіи, по самой силѣ соборнаго опредѣленія, какъ «вразумившіеся и возвратившіеся въ правду»—свободны отъ клятвы собора, не смотря на то, что, съ дозволенія святѣйшаго синода, остаются пpи своихъ, отличныхъ отъ православія, обрядахь, которыхъ соборъ не проклиналъ. И святѣйшій синодъ, допустившій единовѣріе съ его особыми обрядами, не только не впалъ въ противоречіе съ соборомъ 1667 года, какъ несправѣдливо думаютъ некоторые, напротивъ поступилъ вполнѣ согласно съ его опредѣленіемъ, такъ какъ, повторимъ соборъ изрекъ свою клятву не на обряды, дозволенные въ единоверіи, и не за содержание ихъ, а на противниковъ изъ-за этихъ обрядовъ святой церкви, хулившихъ ее разными именами, не признававшихъ ея святости, какими единоверцы, вошедшие въ миръ и единение съ церковию, перестали быть…» (стр.62-66).
Более подробно:
Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» О клятве Московского собора 1667 года Опубликовано: Христианское чтение. 1872. № 5. С. 1-70.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Да нет брат мой во Христе, совершенно не так.

Нет,брат Сергий,именно так объясняют принятие нового еретического двуперстия русской церковью - дичайшим невежеством.Приняли новое еретическое перстосложение,отказавшись от своего родного.
Вы же сами давали ссылки на Субботина.
 
Православный христианин
Нет,брат Сергий,именно так объясняют принятие нового еретического двуперстия русской церковью - дичайшим невежеством.Приняли новое еретическое перстосложение,отказавшись от своего родного.
Вы же сами давали ссылки на Субботина.
Да брат мой во Христе, как может дойти истина до старовера, если ОНА не может дойти до тебя?
Сколько раз можно повторять?
Крестное знамение не является догматом, на протяжении веков его изображали рукой, одним перстом, двумя перстами, тремя, но смысл то не в том какими пальцами руки иго изображали, а в КРЕСТЕ Христовом!

Греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении сменили у себя двуперстием, с появлением ереси монофизитов.

Позже греки отказались и от двуперстия, только не потому, что оно сделалось само по себе не православным, а все из-за того, что на смену еретиков-монофизитов, пришло другое еретическое учение – несторианство. Несториане всегда строго соблюдали, и придерживались двуперстия, так как они соединили свое учение еретическое, о соединении во Христе двух природ. В двуперстии они видели символику и подтверждение своего еретического учения. Это и стало причиной к тому, что Константинопольская Церковь сменила у себя двуперстие на троеперстие, которое выражало главный и основной догмат христианства – учение о Святой Троице.

«…Легко видеть, что это «двоеперстие», хорошо известное как жест благословения на многочисленных изображениях Христа на Востоке и на Западе, и которое старообрядцы в России сохранили до сих пор, своим происхождением обязано «неверным» и «еретикам» . Два перста и одна рука направлены против монофизитов и несториан как немое исповедание двух природ Сына, вочеловечшегося в одной ипостаси (или лице). Гораздо древнее, однако, ни с каким временем не связанный библейский символизм «верхнего – нижнего», «правого – левого», что до сего дня остается глубоко укорененным в языке и обычаях повседневной жизни.
С затуханием вышеуказанных христологических споров или, возможно, в контексте, свободном от них, крестное знамение раскрылось во всей полноте своего символизма и обрело окончательную форму.
Надлежит совершать крестное знамение тремя /первыми/ пальцами /правой руки/, поскольку так запечатлевается призывание Святой Троицы (о Которой пророк говорит: «Кто взвесил тремя пальцами прах земли?» (Ис.40:12 (Vulgata)…».
Читать подробнее

Вы читать то умеете?
Сам Аввакум говорит:
Палестина, – и серби, и албанасы,[ албанцы] и волохи,[ румыны] и римляне, и ляхи, – все-де трема персты крестятся
Вот ВЕЛИКИЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР 1666-1667 гг., принимает решение, перейти на Руси на троеперстие, которое выражало главный и основной догмат христианства – учение о Святой Троице и которое к тому времени было в употреблении во всех поместных Церквах
На Соборе принято это решение не спонтанно, а при тщательном рассмотрении.
Так почему нашлись единицы, которые не подчинились соборному решению Церкви???
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Да брат мой во Христе, как может дойти истина до старовера, если ОНА не может дойти до тебя?Сколько раз можно повторять?
Крестное знамение не является догматом, на протяжении веков его изображали рукой, одним перстом, двумя перстами, тремя, но смысл то не в том какими пальцами руки иго изображали, а в КРЕСТЕ Христовом!
Брат Сергий,я даже и не пытался оспаривать это,п.ч. полностью согласен с этими словами! Это до наших раскольников-старообрядцев не доходит,что Крестное знамение не является догматом.Я крещусь тремя перстами,как и вся Церковь.
Но не вижу ничего худого и в двуперстии единоверцев.
Греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении сменили у себя двуперстием, с появлением ереси монофизитов.
Позже греки отказались и от двуперстия, только не потому, что оно сделалось само по себе не православным, а все из-за того, что на смену еретиков-монофизитов, пришло другое еретическое учение – несторианство. Несториане всегда строго соблюдали, и придерживались двуперстия, так как они соединили свое учение еретическое, о соединении во Христе двух природ. В двуперстии они видели символику и подтверждение своего еретического учения. Это и стало причиной к тому, что Константинопольская Церковь сменила у себя двуперстие на троеперстие, которое выражало главный и основной догмат христианства – учение о Святой Троице.
Полностью согласен!!

Единственный уточняющий вопрос по написанному тобой,брат.
1. В каком веке "греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении сменили у себя двуперстием"?
2. В каком веке "греки отказались и от двуперстия"? (Константинопольская Церковь сменила у себя двуперстие на троеперстие)
3. Сколько лет,с какого по какой век, у греков существовало двуперстие?
 
Брат Сергий,я даже и не пытался оспаривать это,п.ч. полностью согласен с этими словами! Это до раскольников не доходит,что то или иное сложение перстов не догмат. Я крещусь тремя перстами,как и вся Церковь.



Полностью согласен!!

Единственный уточняющий вопрос по написанному тобой,брат.
1. В каком веке "греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении сменили у себя двуперстием"?
2. В каком веке "греки отказались и от двуперстия"? (Константинопольская Церковь сменила у себя двуперстие на троеперстие)
3. Сколько лет,с какого по какой век, у греков существовало двуперстие?
Какая историческая хронография может подтвердить что в Греческом мире было в употреблении двуперстие?Ответ никакая ее нет и не было ,а если и была она была засвидетельствовала такой заметный факт как переход обрядов.Есть только фиктивные домыслы на пустом фанатизме профессора Каптерева.Троеперстие о котором говорит папа Иннокентий III было и есть с распростёртыми перстами,а не со сложенными как у православных в щепотку.
Спрошу я вас а как вы хотите соединиться с Богом которая есть Святая Троица иначе как не крестясь тремя перстами?Это сложение от апостолов,а двуперстие от монофизитов.
~Щуйца апостола Иакова в Рединге сложенная по апостольски троеперстным сложением.~

Летопись Серафимо-Дивеевской обители":
"
Однажды пришли к нему (прп.Серафиму Саровскому)четыре человека из ревнителей старообрядчества, жители села Павлова Горбатовского уезда, спросить о двуперстном сложении, с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог кельи, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов: сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! "

П.с очень хочу прочитать выдержки из прп.Петра Дамаскина и прп.Макима Грека которых вы обратили в пользу вашего мнения.У первого речь явно идёт о имясловном перстосожении.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Спрошу я вас а как вы хотите соединиться с Богом которая есть Святая Троица иначе как не крестясь тремя перстами?
Игорь,древние,первые христиане сначала крестились одним перстом.Они не были соеденины с Богом, которая есть Святая Троица?
 
Если это так,то что хотели показать монофизиты крестясь двумя перстами,Игорь?
Поглощение одним естеством другого и оставлением одного естества.
"Но вот уже Четвертый Вселенский Собор, состоявшийся в 451 году в Халкидоне, прошел без участия армянских епископов, и по этой причине им не были в точности известны постановления этого Собора. А между тем в Армению прибыли монофизиты, распространявшие свои заблуждения. Правда, постановления Собора вскоре появились в Армянской Церкви, но, по незнанию точного значения греческих богословских терминов, армянские учителя впали в непреднамеренную ошибку. В результате армянский собор в Довине в 527 году постановил признать во Христе одну природу и тем самым однозначно поставил АГАЦ в число монофизитов. Православная вера была официально отвергнута и осуждена"(~В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРАВОСЛАВИЕМ
И АРМЯНСКОЙ «ЦЕРКОВЬЮ», И ЕСТЬ ЛИ
В НЕЙ СПАСЕНИЕ?~)

Игорь,древние,первые христиане сначала крестились одним перстом.Они не были соеденины с Богом, которая есть Святая Троица?
Жду подтверждения этого тоже , извините, фиктивного взгляда..
 
Сверху