"здоровый гнев"

город Минск
Православный христианин
Добрый вечер! Вопрос состоит в следующем. Вся христианская аскетика направлена на борьбу со страстями. Гнев является грехом и связан с тем, что человек испытывает чувство злости (т. е. с агрессией). Современная светская психология содержит установку на то, что невыраженные эмоции или неотреагированные ситуации плохо сказываются на состоянии здоровья (невроз, психосоматические расстройства и др.) Научиться сдерживать себя в словах и поступках в тот момент, когда на тебя нападают "ближние" - первый шаг к обузданию этой страсти. Но оказывается, что само негативное чувство при этом не исчезает и действует разрушительно на тело, даже если этого не осознаешь. Таким образом, если человек не научился правильно переживать те состояния, которые у него возникают в момент стресса, но идет по пути борьбы со страстями, он неминуемо пострадает и будет болеть? За четыре месяца занятий с психологом, которая считает себя христианкой, мне так и не удалось внести ясность: существует ли какой-либо компромисс между "терпеть, молчать и болеть" и "давать сдачи и получать временное облегчение". Дело в том, что, как известно, самый тяжелый грех - это когда ты уже можешь промолчать и уступить, но не делаешь этого в угоду себе, зная, что так будет лучше для меня, любимого. Кроме того, гнев, как оказалось, может быть "замаскирован" под страх или эмоциональное онемение, т. е. в момент стресса чувство злости не осознается человеком, но спустя некоторое время (как боль, появляющаяся после прекращения действия обезболивающих средств, например) может вспыхнуть с огромной силой, а время уже ушло, человек не отреагировал на ситуацию, отношения не изменились к лучшему и ему остается только "сидеть на горящих углях"! Как бы не променять свое первородство на чечевичную похлебку...
 
Россия
Православный христианин
Интересный вопрос. Ну вообще насколько знаю гнев как таковой не грех. Главное правильно его использовать. Если вам случайно на ногу наступили, а вы бьете в лицо за это это грех. Но если вы видите как пара наркоманов забивают ногами котенка и вы кидаетесь с гневом его защищать, спасая от имбецилов, то думаю что это не грех. Главное не перегнуть палку и не наработать на статью.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Гнев как грех – извращенное проявление «раздражительной части» души. Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния злу. В результате грехопадения эта сила души извратилась и стала, у большинства людей, наихудшим пороком.
 
Крещён в Православии
Когда-то в детстве нас с моим младшим братом, остановила компания подростков с целью нас ограбить, мы не хотели отдавать, первым ударили моего брата, удар был на столько сильный, что во мне все закипело и тут я просто перестал быть самим собой помню только, что кого-то хватал бил и тут же хватал другого, пока не схватил своего брата и только его крик меня остановил. Что это было гнев или в меня вселился бес (вопрос не такой простой, как может показаться). И вот о чем хочу сказать, что это состояние, которое меня тогда охватило, это как наркотик оно очень тебя бодрит, от одного только воспоминания, как я не чувствуя боли крушил все подряд. Может в тот самый момент это и был праведный гнев, но потом, когда о нем вспоминал, это уже однозначно был грех. Такое состояние со мной потом повторялось в аналогичных обстоятельствах я его специально не вызывал, это как вспышка, раз и тебя нет. Мне даже сейчас трудно, хотя со мной уже давно такого не происходило, как-то дистанцироваться от него и почувствовать себя свободным от него. Я говорил о нем на исповеди, но видно этот грех сидит глубоко.
 
Православный христианин
1) Современная светская психология содержит установку на то, что невыраженные эмоции или неотреагированные ситуации плохо сказываются на состоянии здоровья (невроз, психосоматические расстройства и др.)
2) За четыре месяца занятий с психологом, которая считает себя христианкой, мне так и не удалось внести ясность
3) Но оказывается, что само негативное чувство при этом не исчезает и действует разрушительно на тело, даже если этого не осознаешь.
1) Психология --- наука не существующая. Что-то вроде сборника непонятных советов за непонятные деньги.
2) Это и есть доказательство 1)-го пункта.
Психология не может ничего излечить, она на некоторое время может "обезболить"(знаменитое "давайте об этом поговорим" :) и есть роспись в бессилии), а затем заменить одну страсть другой. Душа, ясное дело, от этого здоровее не становится.
3) Во время вскипания внутренностей --- встаньте пройдитесь, сделайте глубокие вдохи через нос с задержкой дыхания --- уменьшите адреналин в крови. Это на некторое время задержит разрушение тела.
 
Православный христианин
1) Ну вообще насколько знаю гнев как таковой не грех.
2) Но если вы видите как пара наркоманов забивают ногами котенка и вы кидаетесь с гневом его защищать, спасая от имбецилов, то думаю что это не грех.
1) Как таковой всегда грех.
2) Причинять вред человеку из-за животных --- всегда грех.
 
Православный христианин
https://azbyka.ru/gnev
1) Гнев как грех – извращенное проявление «раздражительной части» души.
2) Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния злу.
3) В результате грехопадения эта сила души извратилась и стала, у большинства людей, наихудшим пороком.
1) У души нет раздражительной части и никогда не было.
2) Гнев --- это грех, то есть отступление от Бога, отступление от Любви. А отступление от Любви не может быть разумным.
3) Силой души является только Святой Дух, а страстями человек от Него отказывается. Страсти являются грехами. Грех(гнев) не может быть "силой" души.
 
Православный христианин
Ну вот, например, проповедь К.Пархоменко
Как правильно гнваться!
Сразу вопрос: А как правильно блудить, пьянствовать, воровать?
ЗЫ: Молитва-исповедь-причастие.
ЗЗЫ: Молитесь за врагов, ну и за тех на кого гневаетесь.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Силой души является только Святой Дух
Олег, смысла генерировать определения терминам нет:)
Ваши вопросы нужно немного исправить
Сразу вопрос: А как правильно блудить, пьянствовать, воровать?

Как правильно питаться, чтобы не чревоугодничать, как супругам быть близким, чтобы не блудить.

Грех - это всегда искажение Божьего замысла. Гневаться на грех - не грех. А вот гневаться на человека - уже отступление.

P.s. Разум, чувство и воля - это силы души (подробнее по ссылке выше)
 
Православный христианин
P.s. Разум, чувство и воля - это силы души (подробнее по ссылке выше)
УЦЕЛЕВШИЕ ГЛАВЫ СВ. КАЛЛИСТА КАТАФИГИОТА, обдуманные и весьма высокие о божественном единении и созерцательной жизни (https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/38), 34-я главизна.
...Называю же я душу трехчастною не по началам: разумному, страстному и пожелательному, ибо душа тройственна существенно не в этом...
Но сообразно со своею простотою, душа – трехчастна, будучи умом, пользуясь словом и духом, что наиболее свойственно ей и вовсе не нарушает ее простоты, потому что и троичность единоначального Божества, подобный образ Которого есть душа, не мешает своему единству и простоте, но Божество есть и вполне простое единое пресущественное и в то же время, тем не менее, столь же незыблемо – Троица. Итак, душа или ум [ибо она есть ум и вообще ум есть душа], слово и дух преестественно составляющие единое, представляют нам истинное подобие Триипостасного единого Божества.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Ваши вопросы нужно немного исправить:
0) Как правильно питаться, чтобы не чревоугодничать, как супругам быть близким, чтобы не блудить.
2) Гневаться на грех - не грех.
3) А вот гневаться на человека - уже отступление.
0) Это всё про плоть. Стремление должно быть умалить страсти, а не ужиться с ними. (И, кстати, иже смотрит на жену с вожделением уже прелюбодействова с нею в сердце своём. --- Вот что надо побороть, а не привыкнуть.)
2) То есть изнасиловать для размножения --- не грех? То есть попрать один закон, чтобы исполнить другой --- не грех? Или "кто в одном согрешил, тот во всём повинен"?
3) А гневаться на разбитый кувшин --- не отступление?
Гнев, да и любой грех, --- это индикатор (цся. знамение) отсутствия Любви в сердце. Значит, сердце надо очистить. Внутреннее сткляницы.
А это в Таинствах и молитве. А не в диетах (да и не в постах) и психологии и разговорах об эмоциях.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
То есть изнасиловать для размножения --- не грех
Давайте вы немного соберётесь и вдумаетесь в то, что вам отвечают.
Интимные отношения не греховны только в браке.

Не пища зло, а чревоугодие, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие; в сущности зло происходит от злоупотребления.
Прп. Максим Исповедник.


ГРЕХ
 
Православный христианин
Добрый вечер! Вопрос состоит в следующем. Вся христианская аскетика направлена на борьбу со страстями. Гнев является грехом и связан с тем, что человек испытывает чувство злости (т. е. с агрессией). Современная светская психология содержит установку на то, что невыраженные эмоции или неотреагированные ситуации плохо сказываются на состоянии здоровья (невроз, психосоматические расстройства и др.) Научиться сдерживать себя в словах и поступках в тот момент, когда на тебя нападают "ближние" - первый шаг к обузданию этой страсти. Но оказывается, что само негативное чувство при этом не исчезает и действует разрушительно на тело, даже если этого не осознаешь. Таким образом, если человек не научился правильно переживать те состояния, которые у него возникают в момент стресса, но идет по пути борьбы со страстями, он неминуемо пострадает и будет болеть? За четыре месяца занятий с психологом, которая считает себя христианкой, мне так и не удалось внести ясность: существует ли какой-либо компромисс между "терпеть, молчать и болеть" и "давать сдачи и получать временное облегчение". Дело в том, что, как известно, самый тяжелый грех - это когда ты уже можешь промолчать и уступить, но не делаешь этого в угоду себе, зная, что так будет лучше для меня, любимого. Кроме того, гнев, как оказалось, может быть "замаскирован" под страх или эмоциональное онемение, т. е. в момент стресса чувство злости не осознается человеком, но спустя некоторое время (как боль, появляющаяся после прекращения действия обезболивающих средств, например) может вспыхнуть с огромной силой, а время уже ушло, человек не отреагировал на ситуацию, отношения не изменились к лучшему и ему остается только "сидеть на горящих углях"! Как бы не променять свое первородство на чечевичную похлебку...
Насколько я понял,дело касается лично вас и каких то определенных ситуаций?Не могли бы вы конкретизировать,потому что с точки зрения теории ответы могут быть одновременно и правильными,и диаметрально противоположными?
Ну какая то наиболее типичная ситуация?
 
А

Алексей189

Guest
Ну вот, например, проповедь К.Пархоменко
Хм...Говорит, юмор - вид агрессии. Говорит, "батлы", где ср..ч стоит до потолка - это хорошо, потому что мы стали свободны и можем увидеть свою грязь, а в проклятом тоталитарном обществе была извращенно-утонченная манера проявлять агрессию через шутку - это плохо...Минуточку, а давать однозначные категоричные оценки, навешивать ярлыки, это разве не агрессия?...Может вкратце кто-нибудь может сформулировать его мысль?
п.с Хотя это не суть вопроса, но по-моему, юмор бывает по определению добрым. Во всяком случае в Советском союзе он точно был добрее, чем сейчас.
 
Последнее редактирование модератором:
Интересующийся
Ну вот, например, проповедь К.Пархоменко

До психологов, до отцов, всё уже было разобрано в античном мире.

Аристотель и понятие катарсис...

"...Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς]) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души..."
 
А

Алексей189

Guest
Не пища зло, а чревоугодие, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие; в сущности зло происходит от злоупотребления.
Прп. Максим Исповедник.

ГРЕХ

То есть, если продолжить, не гнев - зло, а упоение гневом. Совсем без гнева вряд ли у кого-то получится жить, тем более учитывая такие "фрейдистские" трактовки как гнев через юмор.
 
Сверху