Зло и Добро

Санкт Петербург
Православный христианин
Юрий, обратите внимание на слова в спойлере 50 сообщ. темы. Они взяты из православной литературы, книга "О хранении чувств" преп. Никодима, которая представлена на этом сайте. В ней ясно сказано, что есть добро и зло. Цитирую еще раз: "Древо познания добра и зла – это познание чувственного наслаждения: усладившись добром, то есть чувственным наслаждением, праотцы познали и зло – страдание, неразрывно связанное с ним."
Если как следует "потрясу" предложение преподобного, это древо мысли, покуда не останутся ключевые его сказуемые, прошу меня простить за такую вольность, получу: 2 отглагольных существительных, наслаждение, страдание, или наслаждаться, страдать. Буквально он говорит: добро есть наслаждаться, зло - страдать.
Если мыслить о добре и зле категориями наслаждение и страдание, то не следует ограничиваться временнЫми рамками земной жизни получения наслаждений или пребывания в страданиях. Надо смотреть более глубоко – в конечный итог деятельности человека (или бездеятельности его), а именно мыслить о том, как получить вечное блаженство и избежать вечных мучений. И тогда можно сказать в соответствии с приведенной Вами цитатой преподобного Никодима, что добро это добрые дела или добрая деятельность, в результате которой получим блаженство в вечной жизни, а зло это отсутствие добрых дел, в результате чего не может быть достигнуто вечное блаженство, но будут вечные мучения. Адам совершил злое дело и получил для вразумления временные страдания, а потом совершил добрые дела (покаялся и прочее) и приобрел совершенную любовь, и теперь он пребывает в единстве с Богом в вечном блаженстве.

Итак, совершать добрые дела в соответствии с волей Божией означает получить блаженство в вечной жизни, а не совершать добрых дел, то есть нарушать волю Божию, означает получить страдания и остаться в вечных мучениях. Если перефразировать Ваше последнее высказывание, то можно уточнить, что добро есть вечно блаженствовать (вечное блаженство), а зло есть вечно мучиться (вечные мучения).
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Миру мир. Олег, привел 2 этимологических словаря, один из них с древн. греч., есть на азбуке, в странном формате https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/drevnegrechesko-russkij-slovar-i-h-dvoretskogo-tom-1/, ссылки на св. писание. Вы либо должны опровергнуть 2 словарные статьи с Библией, либо согласиться с доводами. Абстрактные предложения с многоточиями здесь не уместны.
Вариант, избавиться от "вилки" соглашаться - опровергать: быть в тишине, по канону. Как говорится: в мире.
Воспользовался Вашей ссылкой. Убедился в том, что был прав. Вот цитата: "Страсть — в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих."
 
сомневающийся
Юрий, дополнил 58 сообщ. Относительно "добрых дел" и вашего упорного не желания ознакомиться с тем, как мы их обсудили с автором данной темы здесь https://azbyka.ru/forum/threads/opyt-junga-kvantovaja-mexanika.21991/ : задам вопрос, который задал ему (в той теме), приведу ответ (не ответ).
Сергей, возвращаясь к вопросу с 1 стр. темы: молитва = вся работа, или есть еще примеры? Это "закрытый вопрос", тут да-нет, напр.,:
- да, вся работа
- есть примеры еще, вот они
Нет не вся:)
1. Отсутствие омрачения, тревожности, негативного состояния при любых жизненных ситуациях. Все исходит от Бога..! ( состояние, например в даосизме -ЯН)
2. Быть на чеку,трезвление,внимательность, молитва, приложение своих усилий... ( Инь)
3. Синергия Божественного и человеческого ( из Православия), срединный путь ( Даосизм, сочетание Инь- ян - гармония), шаматха и випашьяна ( Буддизм), работа в средней линии (каббала, иудаизм).
Т.е первые два пункта зависят от миропонимания, ощущения и непосредственной работы человека. Работы духовной, тяжелой и требующей постоянной концентрации.. Третий пункт -это дар свыше.
Приведу пример из Православия ( чтобы меня не закидали камнями:)). Иисусова молитва в самом правильном и высшем ее понимании, это и есть работа человеческого ума в режиме реального времени с непосредственной помощью Божьей. И если превалирует пункт 1 или пункт 2 то это называется прелесть. Если молитва идет по волновой траектории ( сведение ума в сердце) то молящийся на правильном пути..
"отсутствие омрачения" приводите, как пример работы. Отсутствие не работа. Проверьте утверждение на бумаге, нарисуйте работу и отсутствие работы (нарисовать отсутствие эко, ну попробуйте). Сравн. с инф. в 8 сообщении темы, со словами святителя Игнатия, на которые ссылаюсь: "не наблюдаем, чтоб наш свет, то есть ум не сделался тьмою, валим в него всякую всячину; он делается решительною тьмою и разливает мрак на все повеление наше, на всю жизнь." После анализа п. 1 рассмотрим 2 и 3. "не делать мрак" = работа?
Отсутствие омрачения - по другому "Вера выше знания", это состояние которое многие за всю свою сознательно-христианскую жизнь не могут усвоить. А вы говорите " не работа".! (и привел видео Осипова, кому интересно, см. ту тему)
Финиш, ответа на вопрос нет.

Воспользовался Вашей ссылкой. Убедился в том, что был прав. Вот цитата: "Страсть — в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих."
В той ссылке, которая приведена Олегу, относительно страсти, в 56 сообщении темы, 2 абзаце, сказано:
  1. книжн., церк., мн. ч. страдание, мучениеСтрасти Христовы. ◆ Страсти по Матфею.
  2. Происходит от праслав. *strastь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. страсть (др.-греч. πάθος, ὀδύνη), русск., укр. страсць, чешск. strast «горе, страдание, печаль», словацк. strаsť — то же. Во всяком случае, связано со страдать, из *strad-tь.
Словарь Дворецкого приводил относительно прилога, повода, причины, вины. Вы точно его смотрели? По страсти см. там же, 2 том, 1216 стр., право, низ, в djvureader 176 стр. 2 тома https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/drevnegrechesko-russkij-slovar-i-h-dvoretskogo-tom-2/ https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/drevnegrechesko-russkij-slovar-i-h-dvoretskogo-tom-1/, или так https://manuscript-bible.ru/S/D/7061.htm#p%u2039yow , И то очевидно расходится с "прав", перечисленным в 62 сообщ. темы.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мораль есть нравственность, совесть, сознание, мудрость
Доброго дня, Антон!
Мораль -это представления того или иного общества, человека находящегося в нем о добре и зле.. Моральный людоед из Папуа-Новая Гвинея, может по своему истолковать нормы нравственности.Спросили бы у Гитлера, у него тоже нашлось бы не мало доводов.Вы плавно смешали два несмешивающихся понятия -мораль и мудрость. Их потенциал противоположен по своим свойствам.
Мораль свойство того или иного человека -его представление..
Любовь - это та главная состовляющая без которой не возможна мудрость. Любовь без знания (мораль тоже входит в это понятие) может быть так же разрушительна . Приведу пример:
"Я лежал лет в восемь в больнице с аппендицитом. А рядом лежал такой же, как я, парнишка. Нас в одно время прооперировали. Есть нельзя, пить нельзя. Швы ноют. Переворачиваться с боку на бок больно. Нянечка губы смачивает водичкой каждые полчаса. Утром к нам пришли родители. К нему — бабушка. Он ноет: «Есть хочу». А доктор категорически запретил давать что-либо есть сутки или больше. Не помню. Помню — сказал: «Потеряете ребёнка». Но что такое доктор, если ребёнок просит есть? Бабушка бежит в булочную и возвращается с плетёной булкой. Внучек ест, а через пару часов его увозят в морг. Бабушка — убийца. Она убийца по факту, но не по намерению. По намерению она — лучший друг голодного внука. Но факт сильнее намерения. Она — убийца. Причём убийца из-за своей человеколюбивой упёртости, из-за априорной уверенности в своей правоте. «Я ж плохого не хочу. Я хорошего хочу». Объясни такой человеколюбивой дуре, что несвоевременная и неразумная любовь страшнее пистолета. Не объяснишь. Была б она одна такая. Но таков весь род человеческий. Все уверены в своей правоте, все готовы глотку перегрызть, доказывая, что желают только добра. И все убивают друг друга, если не одним махом при помощи камня или ножа, то медленно, при помощи вражды, обид, сплетен, козней, осуждения. Какая-то банда человеколюбивых убийц, уверенных в кристальной честности собственных намерений. Классический злодей на таком фоне выглядит приличной фигурой. По крайней мере, фальши меньше, и всё сначала понятно." (Протоиерей Андрей Ткачёв)
Вот такая любовь в чистом виде!( имею ввиду человеческую любовь). Глупая, без знания, с желанием помочь, такая любовь в одно мгновение превращается во зло..
Но что же такое мудрость? Это понятие в котором сочетаются две противоположности - и +, движение и покой, человеческое и Божественное. Мудрость это гармония между знанием и любовью.
И тот человек который смотрит на мир с разделением , в нем отсутствует эта великая гармония, в Православии называемая Вера.
 
сомневающийся
Сергей, учитывая выше сказанное, доброго дня прозвучит как-то двусмысленно :), поэтому, салют. Вам до сих пор не ясен "алгоритм" мудрости? Перечитайте 50 сообщ. темы, в части убирать из ума все лишнее, слова святителя Игнатия, которые неоднократно вам приводил, притчи Соломона в конце концов. И пост Юрия
Еще раз, относительно т.н. взгляда с "разделением" и воображаемого "отсутствия гармонии". Убрать, все лишнее, больше ничего не делать, останется Бог, в этом весь монотеизм и соответствующая мудрость.
Пруф:
1. "Люди в своих действиях по большей части противоречат сами себе! берегут глаза свои, чтоб они не засорились, а ума - этого ока души - отнюдь не думают беречь, засоряют всевозможным сором. Господь повелел хранить ум, потому, что он - вождь человека. Если ум собьется с пути истинного, - вся жизнь человека делается заблуждением. Чтоб сбиться уму с пути истинного надо немного: одна какая-нибудь ложная мысль. Если око твое будет чисто, - говорит Спаситель, - то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе есть не есть ли тьма? А мы совсем не соблюдаем этого всесявятого завещания; не наблюдаем, чтоб наш свет, то есть ум не сделался тьмою, валим в него всякую всячину; он делается решительною тьмою и разливает мрак на все повеление наше, на всю жизнь." Святитель Игнатий, из темы https://azbyka.ru/forum/threads/jasnost-uma-i-trezvost-mysli.8470/#post-344918
2. "Мы никоим образом не находим, чтобы Писание говорило, что Бог вылепляет или создает что-либо после первой недели миротворения. Если же ты в этом сомневаешься, покажи сам какое бы то ни было создание или произведение, сотворенное Богом после первой седмицы. Но ты никоим образом не сможешь показать его, ибо все видимые создания возникли в первую седмицу." Преподобный Иоанн Дамаскин, Беседа сарацина с христианином https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/saracin/ .

В данной связи и помимо прочего, сказанного в этой теме и той, мне не понятны ни попытки Юрия навязать, воображаемую им, добродетель (хотя сам пишет о "бездеятельности", в 61 сообщении, затем снова - о деятельности), ни ваши, в части "работы онлайн". И вообще идеи т.н. "соработничества" Богу, звучащие в православном "эфире", в т.ч. "оружие" Анатолия, апологетическое, и особенно протоиерей Ткачев.
Еще раз, перезагружу вопрос: молитва - вся работа православного человека (добрые дела, по Юрию), или есть еще примеры. Вариант ответа:
1. Да, вся.
2. Есть, есть еще добрые дела, работа, вот они (перечислить).
Помогу со 2 пунктом, милостыня, помощь другим, т.е. получается: молитва, помощь ближним и дальним, все?
Итак, совершать добрые дела в соответствии с волей Божией означает получить блаженство в вечной жизни, а не совершать добрых дел, то есть нарушать волю Божию, означает получить страдания и остаться в вечных мучениях. Если перефразировать Ваше последнее высказывание, то можно уточнить, что добро есть вечно блаженствовать (вечное блаженство), а зло есть вечно мучиться (вечные мучения).
Согласен.
С уточнением: т.н. добрые дела, совершаемые в соответствии, с волей Божией, в действительности не есть дела, напр., https://azbyka.ru/biblia/?1Thes.4:3 . Т.о. не блудить не = делу. Также с постом, терпением, смирением, бодрствованием и прочим трезвением. Кроме молитвы (странное дело) и помощи ближним.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Не может быть, чтобы у человека не было ни добра, ни зла потому, что это означает, что человек ничего не делает. А ничего не делает только труп.
Юрий, мир Вам.
Люблю примеры для того, чтобы понять сложные вещи.
Вы постоянно творите добро? Или бывает злодействуете? Другого состояния лично у Вас не бывает?
Скажу немного о себе.
Минут пятнадцать назад включил компьютер. Почитал сообщения по разным темам. Жена купается. Позвала потереть спину. Бросил читать. Потёр спину жене. Вернулся и печатаю Вам сообщение. Теперь думаю:"Может я добро сделал, что жене спину потёр? Или наоборот согрешил...?"
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Юрий, мир Вам...
Вы постоянно творите добро? Или бывает злодействуете? Другого состояния лично у Вас не бывает?
1. Только те, кто достиг святости, постоянно творят добро и добро их неизменно возрастает и никогда не уменьшается.
2. Человек в состоянии сознания постоянно делает либо добро, либо зло. Человек не может не делать (одновременно) ни добра ни зла.
"17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех". (Послание Иакова 4 глава – Библия: https://bible.by/syn/45/4/#17).
Кто не делает добро, тот делает зло.

Если человек не делает добро по лености или нерадению своему, то делает зло потому, что пренебрегает Божием благом жизни и не взращивает любовь свою (не приносит прибыли) ‒ «и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.25:25-30). Зло это не только уменьшение добра, но и отсутствие возрастания добра.

P.S. Геннадий, ответ на вопрос почему Спаситель говорит, что лучше бы ты был холоден, чем равнодушен и теплохладен, можно найти самому в Православной энциклопедии «Азбука веры».
1. Теплохладность (https://azbyka.ru/m-teploxladnost).
2. Опасность теплохладности Н.Е. Пестов
(https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_...ktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-1/3_4_1).
 
Последнее редактирование:
Санкт Петербург
Православный христианин
С уточнением: т.н. добрые дела, совершаемые в соответствии, с волей Божией, в действительности не есть дела, напр., https://azbyka.ru/biblia/?1Thes.4:3 . Т.о. не блудить не = делу. Также с постом, терпением, смирением, бодрствованием и прочим трезвением. Кроме молитвы (странное дело) и помощи ближним.
А в чем проблема? Ведь можно сказать, что в категориях деятельности человека добро это все, что человек делает или не делает по любви к Богу и ради славы Его. А зло это вся деятельность или бездействие противные воле Божией. Причем, важно заметить, что греховные дела необходимо не только не делать, но и не замышлять делать их.
Юрий, дополнил 58 сообщ. Относительно "добрых дел" и вашего упорного не желания ознакомиться с тем, как мы их обсудили с автором данной темы здесь https://azbyka.ru/forum/threads/opyt-junga-kvantovaja-mexanika.21991/
Будем в определении добра и зла опираться не на человеческие понятия, а тем более не на квантовую механику, а на боговдохновенное Священное Писание и Священное Предание ‒ Откровение Божие.

Пс.36:27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек.
Добро это все то, что ведет к вечной жизни в блаженном единении с Богом и вечной радости познания Его. Зло это все то, что ведет к лишению блаженства и, соответственно, к страданиям и вечным мучениям.

52 псалом – Псалтирь – Библия: https://bible.by/syn/19/52/#2
2 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.
3 Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
4 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой,
как едят хлеб, и не призывающие Бога?

Добро это искать и призывать Бога, а зло это не искать Бога и отрицать Его.

51 псалом – Псалтирь – Библия: https://bible.by/syn/19/51/#5
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним и скажут:
9 «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своём».

Добро это правда Божия и надежда на Бога, а зло это ложь и надежда не на Божью правду, а на человеческую крепость и богатство.

Исаия 1 глава – Библия: https://bible.by/syn/23/1/#17
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю.
19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

Добро это правда, любовь и милосердие. Зло это злые деяния, противные Богу.

Евангелие от Луки 6 глава – Библия: https://bible.by/syn/42/6/#9
9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

Добро это спасти душу для радости познания Бога, а зло – погубить ее и лишить этой радости.

Евангелие от Иоанна 5 глава – Библия: https://bible.by/syn/43/5/#29
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.

Добро это воскресение к жизни, а зло это воскресение к осуждению.

Второзаконие 30 глава – Библия: https://bible.by/syn/5/30/#15
15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
Добро это жизнь. Чтобы обрести жизнь надо познавать Бога, любить Его, ходить по путям Его. Зло это погибель, получаемая в результате отвращения от Бога, Его заповедей и от Его любви.

3-я Ездры 1 глава – Библия: https://bible.by/syn-77/72/1/#34
33 Так говорит Господь Вседержитель: дом ваш пуст. Развею вас, как ветер мякину,
34 и сыновья не будут иметь потомства, потому что заповедь Мою презрели и делали то, что зло предо Мною.

Зло это презирать заповеди Божие.

Послание Иакова 4 глава – Библия: https://bible.by/syn/45/4/#17
17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Кто не делает добро, тот делает зло.

Святитель Василий: «Отчуждение от Бога есть зло».

«Зло – это нарушение воли Бога. А добро – исполнение Его воли. Свою волю в совершенном виде Он выразил через Откровение, а в начальном виде – через голос совести, который дал каждому человеку. И этот голос свидетельствует злодею, о том, что он делает дурной выбор. Зла не существует самого по себе, вне личности, которая его творит. В окружающем мире мы не встретим “безличного зла”, но увидим, что любое зло – это всегда действия конкретных людей, то есть, порождение их свободной воли» (https://azbyka.ru/vozmozhno-li-dobro-bez-hrista).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Еще раз, перезагружу вопрос: молитва - вся работа православного человека (добрые дела, по Юрию), или есть еще примеры.
Как молитва может иметь негативное действие на душу, так и "добрые" дела могут привести в сети дьявола.. Самое главное это Вера! Т.е состояние души при котором и молитва и добрые дела, да и вообще все внутреннее в человеке будет настроено на отдачу, на альтруизм. Только с таким настроем можно делать любую "работу" в жизни, в которой суть ее совершения будет основана на Любви к ближнему, во имя Бога, и искоренении своего эго..
Теперь и перечислять все виды работ православного человека ( и не только православного) нет необходимости , если иметь ввиду вышеизложенное.
 
сомневающийся
Юрий, как в чем, в методе исполнения воли Бога, отдельным человеком (от Него). В "категориях деятельности" проблема есть в движении по пути Божию, правильном, т.е. праведном. Напр., Втор., 5, 32 https://azbyka.ru/biblia/?Deut.5:32,70&c~r&rus
  • Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево;
Сравн. со словами св. писания из сообщ. 68, напр., в части 51 псалма, 5, Исаии 1, 17, евангельскими и проч., выводами, которые делаете. И с именем веры, православной. Обратите внимание, пророк в цитате говорит: "повелел", т.е. обозначил волю Бога. И что Он повелел? - "Не уклоняйтесь направо", помимо прочего. Православие - уклон, или нет?

Как различить, поступаем мы по пути Божию, на месте стоим, движемся в обратном направлении? М.б. уклонились от данного пути и не заметили, полями, лесами гуляем, за обочиной. Или свернули не на ту дорогу, которая не приводит к Богу. Мы в этой теме разбираем верный метод (движения).

Как молитва может иметь негативное действие на душу, так и "добрые" дела могут привести в сети дьявола.. Самое главное это Вера! Т.е состояние души при котором и молитва и добрые дела, да и вообще все внутреннее в человеке будет настроено на отдачу, на альтруизм. Только с таким настроем можно делать любую "работу" в жизни, в которой суть ее совершения будет основана на Любви к ближнему, во имя Бога, и искоренении своего эго..
Теперь и перечислять все виды работ православного человека ( и не только православного) нет необходимости , если иметь ввиду вышеизложенное.
Согласен.
Однако обратите снова внимание: любая претензия "эго" (вернее поползновение) на не поверхностное знание и верное поведение, в т.ч. любовь к ближнему, альтруизм, отдачу и т.п., встретит т.н. "камень", подводный, надводный, философский, как угодно. В зависимости от того, что оно вообразит на этот раз: взлетает в небеса, али погружается в глубины божественной премудрости ("океана квантового поля"). В форме себя самого и своих желаний. Того, что для него хорошо, плохо, доставляет ему удовольствие, или страдание, своего добра и зла, своей воли. Очевидно, такая любовь и такая отдача будут затруднять ближних. Т.к. "эго" их просто не услышит. Следовательно не поможет. И почему? - А потому, сознание "эга", как и прежде занято своим удовольствием, страданием, соответствующим добром и злом, собственным комфортом, безопасностью, поддержанием формы (камня) и еще множеством лишних движений. Ладно бы только не услышало, так оно ближним отдаст перечисленное и более того, из лучших, со своей т.зр., побуждений.
Как ему освободить место в захламленном, окаменевшем сознании? Создать канал доступа информации от ближних и Бога, убрать помехи в канале, искажающие информацию, стать осознанным, по Сергею, Анатолию и дальнеюговосточной литературе? Только с помощью морали, по-вашему, нравственности, совести по Анатолию, софии по древн. грекам и мудрости, по Соломону. Совесть есть инструмент для уборки того, что производит "эго" и уборки самого "эго", в конечном счете, из реальности. Покаяния, метанойи, перемены ума.
Напр., см. в покаянном каноне https://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-pokayannyj-ko-gospodu-nashemu-iisusu-xristu.html
"Житие́ на земли́ блу́дно пожи́х и ду́шу во тьму́ преда́х, ны́не у́бо молю́ Тя́, Ми́лостивый Влады́ко: свободи́ мя́ от рабо́ты сея́ вра́жия, и да́ждь ми́ ра́зум твори́ти во́лю Твою́. Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя. Кто́ твори́т такова́я, я́коже а́з? Я́коже бо свиния́ лежи́т в калу́, та́ко и а́з греху́ служу́. Но Ты́, Го́споди, исто́ргни мя́ от гну́са сего́ и да́ждь ми́ се́рдце твори́ти за́поведи Твоя́."

Короче говоря, Сергей и, отвечая на ваши мысли из 64 сообщ. темы, в части морали, разделение не гармония, потрудитесь ознакомиться с т.зр. Соломона и не менее интересным комментом А.П. Лопухина в данном отношении. См. спойлер.
Притчи, 4, 20-29 https://azbyka.ru/biblia/?Prov.4
  • Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
  • да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
  • потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
  • Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
  • Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
  • Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
  • Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
  • Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,
  • [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены.
  • Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]
"Снова (ст. 20) слушатели побуждаются (ср. Притч 3.21, 2.2 и др.) к особенно внимательному восприятию наставлений мудрости, которые для исполняющих их являются не только питающими и поддерживающими истинную жизнь духа, но также благотворными для самого тела (ст. 22: мысль подобная выраженной в словах Апостола, «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей», 1Тим 4.8). Но чтобы человек получил надлежащую устойчивость в добре и неодолимость со стороны приражений зла, всякому ревнителю мудрости – благочестия необходимо со всею тщательностью, более всяких других сокровищ, хранить свое сердце: "потому что из него источники жизни". Сердце, по библейскому представлению служит центром, средоточием как физически органической природы человека (Пс 21.27, 101.5; Ис 1.5; Иер 4.18), так и душевной и духовной жизни его (Пс 83.3; Иер 11.20, 17.10), частнее – не только разного рода ощущений, чувств и эмоций (Притч 31.11, 5.12, 13.12; Суд.16:15), но и высших обнаружений духа, как то: решений воли (1Цар 14.7; 3Цар 8.17 и др.), ведения и силы разумения (3Цар 10.2 Суд.16:17; Притч 17.16, 15.14, 7.7, 9.4), наконец, как центр и носитель нравственной жизни (Пс 50.12; 3Цар 3.6, 9.4; Притч 7.10 и мн. др.). В этом последнем значении ветхозаветно-библейское «сердце» ближе всего подходит к христианскому понятию «совесть»; в этом смысле, в смысле чистого нравственного сознания (ср. новозаветное ἀγαθὴ συνείδησις 1Тим 1.5, 19; 1Пет 3.16), сердце употреблено и здесь Притч 4.23 (ср. Пс 50.12; Иов 27.6; 1Цар 25.31), как показывают и дальнейшие стихи 24–25, предостерегающие от всякого лукавства, от всякого лицемерия и под. (ср. Притч 6.13, 10.10, 16.30; Сир 27.25, сн. Мф 6.22–23), чем извращается нормальное течение нравственной жизни, регулируемой доброй совестью. Только при условии неповрежденности последней, пути нравственной жизни человека могут быть тверды (ст. 26. Сн. Пс 108.133; Евр 12.13). Ст. 27 представляет сжатое обобщение всех отеческих увещаний к пути мудрости и добродетели и по форме выражения напоминает подобное же увещание законодателя Моисея, Втор 5.32. LXX

См. также 19 строку 4 главы притч
  • Путь же беззаконных, как тьма; они не знают, обо что споткнуться
Обо что споткнутся они? Разве не об "камень", с которым сравнил обсуждаемое "эго", в начале сообщ. Сравн. с 12 строкой 4 главы и соотв. толкованием профессора, и своими мыслями. "Эгу" не приятно думать о совести и собственном уничижении (уничтожении), это для него - зло, плохо, не удовольствие, страдание.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Кто не делает добро, тот делает зло.
Этот вывод Вы сделали из того, что "кто разумеет делать добро и не делает, тому грех". А кто не разумеет и не делает тоже грешит? Например младенцы. Ответьте коротко, если возможно.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Этот вывод Вы сделали из того, что "кто разумеет делать добро и не делает, тому грех". А кто не разумеет и не делает тоже грешит? Например младенцы. Ответьте коротко, если возможно.
Разумеется, речь идет о человеке, находящемся в сознательном состоянии, именно о том, кто может разуметь. Младенцы же не могут разуметь Божьи заповеди так, чтобы неисполнение заповедей вменялось им в грех. Но все-таки по голосу совести они могут различать добро и зло. Младенцы живут по влечению чистой совести, чистого сердца и просты душой. А простой душой не причиняет зла и всегда добрый. Младенец дает радость, даже когда не слушается и кричит.

Но когда младенцы подрастут, то часто теряют простоту души и чистоту сердца. И тогда, если они не слушаются голоса совести и не исполняют добро, то это грех. Это также можно отнести и к тем взрослым людям, которые в силу объективных причин, не зависящих от них, не могут иметь достаточной информации о христианстве.

Если человек спит или находится в другом бессознательном состоянии, то, естественно, он не может ни разуметь, ни слышать голос совести и ни делать доброе. Поэтому и грехи ему в этот интервал времени не вменяются.

Но если человек может, но не хочет разуметь, отказывается искать смысл жизни, читать Евангелие и делать прочие шаги навстречу Богу, то это вменяется ему в грех, так как он не использует такой дар Бога как разум по назначению, определенному Богом.

В любом случае, разумеет ли или не разумеет человек, если он живет не по совести, живет во лжи и не ищет истины, живет в отсутствии любви и милости, то пребывает во зле.
 
Православный христианин
Этот вывод Вы сделали из того, что "кто разумеет делать добро и не делает, тому грех".
Мф.12.32 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;Даже не кто разумеет делать добро... Кто разумеет с одной стороны о Боге, кто считает себя верующим, но не принимает или отфильтровывает в своем сознании то или иное событие деля его на хорошее или плохое. Это и есть хула на Духа.

Но если человек может, но не хочет разуметь, отказывается искать смысл жизни, читать Евангелие и делать прочие шаги навстречу Богу, то это вменяется ему в грех, так как он не использует такой дар Бога как разум по назначению, определенному Богом.
Если человек может, но не хочет разуметь, отказывается искать смысл жизни, на первых порах это не вменяется ему в грех, как в молодости.., согрешил и забыл, согрешил и прошло. ( накапливается опыт зла и негатива для будущего осознания и трансформации в добро), но с возрастом если такой взгляд на жизнь не меняется, то вступает в силу закон , простите за грубость- " мордой об асфальт", до тех пор пока он не задумается о Боге. А вот когда и это не помогает, тогда мне кажется вменяется ему в грех все неиспользуемые возможности.Поэтому человек в годах, растерявший мягко говоря, все свое духовное богатство, вызывает чувство жалости у другого человека.., но я боюсь представить какое чувство вызывает он у Бога?!
 
Казахстан, Караганда
Православный христианин
...Поэтому человек в годах, растерявший мягко говоря, все свое духовное богатство, вызывает чувство жалости у другого человека.., но я боюсь представить какое чувство вызывает он у Бога?!
И зря боитесь. Я однажды увидела людей глазами Иисуса Христа... Они внешне совсем некрасивые, но такие смешные и доверчивые, как дети... И очень трогательные, милые... Я тогда почему-то заплакала от этого...
 
Православный христианин
И зря боитесь. Я однажды увидела людей глазами Иисуса Христа... Они внешне совсем некрасивые, но такие смешные и доверчивые, как дети... И очень трогательные, милые... Я тогда почему-то заплакала от этого...
Мир Вам, Ирина! Конечно же в этом чувстве не будет места негативу.. Самое лучшее чувство на мой взгляд скрыто в словах в Евангелие от Фомы- Иисус сказал :"И не разумеете сами, какое сокровище в себе скрываете, оттого и ведёте себя словно нищие. Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности".
А то что Вы увидели людей такими глазами - это отличный знак, и я искренне рад, что Бог дает Вам ответы..
 
Не всякий свет приносит тень. У всеобъемлещего Света, без преград, тени нет.
Добро без зла может обойтись, а вот зло без добра никак, ибо зло паразитирует на добре.
Мера зла, это мера искажения добра.
Чтобы знать вкус меда, не обязательно пробывать ....
Вот вы сами и подтвердили мою фразу. Как только появляется преграда - так возникает тень. Но пока свет не "уперся" в эту преграду, тени не было. Она появилась только после того, как появился свет. Значит, свет принес тень.
Ну и... Если есть одно лишь добро, то как определить, какой из 2 поступков добрее?
 
Крещён в Православии
Младенцы же не могут разуметь Божьи заповеди так, чтобы неисполнение заповедей вменялось им в грех. Но все-таки по голосу совести они могут различать добро и зло. Младенцы живут по влечению чистой совести, чистого сердца и просты душой. А простой душой не причиняет зла и всегда добрый.
Чтобы отличать добро от зла человеку нужны знания. Для того и пришёл Учитель. Младенцы живут по желанию плоти, а не по влечению совести. Для действия совести, как эталона жизни, сначала надо получить этот эталон - знания.
Мф.12.32 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;Даже не кто разумеет делать добро... Кто разумеет с одной стороны о Боге, кто считает себя верующим, но не принимает или отфильтровывает в своем сознании то или иное событие деля его на хорошее или плохое. Это и есть хула на Духа.
Что такое хорошо, а что такое плохо можно почитать у В. Маяковского. А различение собственных помыслов и поступков на добрые и злые -
это от Бога. При истинном знании - правильный выбор и желание добродетели. При ошибочном - ошибка в рассуждении и промах (грех) злодейства.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Вот вы сами и подтвердили мою фразу. Как только появляется преграда - так возникает тень. Но пока свет не "уперся" в эту преграду, тени не было. Она появилась только после того, как появился свет. Значит, свет принес тень.
Ну и... Если есть одно лишь добро, то как определить, какой из 2 поступков добрее?
Единственная "преграда" Свету - грех...
а зачем это определять? добро с изъяном уже не добро...
 
Славянск
Православный христианин
3. Впервые зло, очевидно, появилось в момент отпадения Люцифера и части ангелов от Бога. Произошло первое проявление дисбаланса – нарушение гармонии.
Причиной падения Люцифера и послужило новое Творение Бога под названием ЧЕЛОВЕК.
Дело в том, что если Ангелы были сотворены Богом только по Образу Божьему, то человеки были сотворены Богом по Его Образу и Подобию. Люди, по своему Творению, созданы таковыми, что могут само-совершенствоваться и духовно возрастать до бесконечного Божественного уровня. именно поэтому Писание и говорит: "Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы – боги»?"(Ин.10:34).
Именно ревность к Творению "Человек" и стала причиной падения одного из лучших Божьих Ангелов. Именно поэтому сатана явил дух противления и спровоцировал Адама и Еву вкусить запретный плод с "дерева познания Добра и зла", которое было перспективно обязательным для обожествления человеков, но только в определенное время, когда человек по своему духовному совершенствованию был бы готов приступить к этому познанию. Познание Добра и Зла обязательно для Божественного уровня, что видно по Слову: "....откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло."(Быт3:5) Таким образом сатана хотел убедить Бога в том, что это Его "творение", как бы не совсем удачное, и продолжал свою клевету на людей, вплоть до его разоблачения Христом.
 
Сверху