Магистр богословия, катехизатор, религиовед
В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел затрагивает тему взаимоотношений отцов и детей (Еф.6:1-4).
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6:1-3). Детям заповедано почитать и повиноваться родителям «в Господе». Это уточнение показывает, что эта обязанность связана с угождением Господу, а также то, что это повиновение ограничено заповедями Божьими и не должно становится основанием для их нарушения. Через повиновение родителям ребенок повинуется Богу, и это требует от родителей проявлять мудрость в воспитании. Как пишет свт. Феофан Затворник, «воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий. Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли: а если уже сделались такими сколько можно располагать их к раскаянию» (Путь ко спасению). Как и в Ветхом Завете, сохраняет свою актуальность обетование Бога о долголетии тех, кто почитает родителей. Интересно отметить, что это одно из немногих мест Священного Писания, которое адресовано конкретно детям.
Напомнив о заповеди детям, апостол сразу же уравновешивает это через уточнение обязанности родителей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6:4). Итак, не только дети имеют обязанности перед родителями, но и родители перед детьми. Как и в случае с обязанностями мужа и жены каждый призван делать то, что следует, независимо от того, насколько качественно это делает другой. Однако благополучие и гармония достижимы только в тех отношениях, где каждый со своей стороны исполняет то, что заповедал ему Бог. «Отцы не раздражайте (παροργίζετε) детей», то есть не провоцируйте их на злость. Это значит, что нужно избегать отношения, слов и действий, которые могли бы довести ребенка до состояния отчаяния или горечи. Это запрет на чрезмерную суровость в воспитании, неразумно завышенные требования, злоупотребление властью, несправедливость, нечестность, постоянные упреки и осуждение, унижение ребенка и любого рода невнимательность к нуждам ребенка и его чувствам. Когда родители злоупотребляет своей властью, они перестают быть похожими на Небесного Отца, и тем самым, лишь позорят свое звание родителей.
Вместо этого предлагается воспитывать их «в учении и наставлении Господнем». Секрет послушания детей родителям прост, считает свт. Иоанн Златоуст: «(Апостол) указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: Почитай отца твоего и мать – слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, – боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям» (Беседа 21 на послание к Ефесянам).
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6:1-3). Детям заповедано почитать и повиноваться родителям «в Господе». Это уточнение показывает, что эта обязанность связана с угождением Господу, а также то, что это повиновение ограничено заповедями Божьими и не должно становится основанием для их нарушения. Через повиновение родителям ребенок повинуется Богу, и это требует от родителей проявлять мудрость в воспитании. Как пишет свт. Феофан Затворник, «воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий. Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли: а если уже сделались такими сколько можно располагать их к раскаянию» (Путь ко спасению). Как и в Ветхом Завете, сохраняет свою актуальность обетование Бога о долголетии тех, кто почитает родителей. Интересно отметить, что это одно из немногих мест Священного Писания, которое адресовано конкретно детям.
Напомнив о заповеди детям, апостол сразу же уравновешивает это через уточнение обязанности родителей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6:4). Итак, не только дети имеют обязанности перед родителями, но и родители перед детьми. Как и в случае с обязанностями мужа и жены каждый призван делать то, что следует, независимо от того, насколько качественно это делает другой. Однако благополучие и гармония достижимы только в тех отношениях, где каждый со своей стороны исполняет то, что заповедал ему Бог. «Отцы не раздражайте (παροργίζετε) детей», то есть не провоцируйте их на злость. Это значит, что нужно избегать отношения, слов и действий, которые могли бы довести ребенка до состояния отчаяния или горечи. Это запрет на чрезмерную суровость в воспитании, неразумно завышенные требования, злоупотребление властью, несправедливость, нечестность, постоянные упреки и осуждение, унижение ребенка и любого рода невнимательность к нуждам ребенка и его чувствам. Когда родители злоупотребляет своей властью, они перестают быть похожими на Небесного Отца, и тем самым, лишь позорят свое звание родителей.
Вместо этого предлагается воспитывать их «в учении и наставлении Господнем». Секрет послушания детей родителям прост, считает свт. Иоанн Златоуст: «(Апостол) указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: Почитай отца твоего и мать – слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, – боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям» (Беседа 21 на послание к Ефесянам).