Провожаем 2012 год: 1

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 8051

Провожаем 2012 год
Часть 1

Несколько часов до окончания 2012-го, теперь уже прошлого, года. В соседней комнате жена укачивает малыша. Завариваю чай, открываю записную книжку и листаю ее…
Как много нового случилось в этот год и в судьбе Церкви в России и в судьбе нашей семьи. Необычный год. Драматичный и благословенный одновременно.

Вспоминаю год, с которым расстаемся… Сделаю небольшую подборку новостей, которые, по моему мнению, значимы для Церкви и значимы для меня самого.
Соберу несколько десятков фотографий из тех, что были сделаны в прошедший год. Порадую вас интересными фотофактами (как писали в советское время в журналах, помещая любопытную фотографию:)); озадачу фотозагадками. (В конце очерка смотри ссылку на отгадки.)

Навряд ли успею подготовить запись в ближайшие дни – нахлынут службы, праздники, но, может быть, хоть к середине января как-то удастся ее разместить? Заодно напомнить о 2012-м, который только что мы все вместе шумно проводили:)

Январь

7 января
Ее в храмах города, да, пожалуй, и в храмах всей страны, ибо ездит она много, воспринимают юродивой. Она ходит в каких-то странных нарядах: полу-монашеских хламидах, шляпах из тюля с капроновыми цветами… Заводит странные духовные разговоры, предлагает свои поэтические сборники. Но если не отмахнуться, а не полениться заглянуть в эти книжечки, то, пожалуй, неожиданно для себя найдешь там, среди прочего, и жемчужины настоящей поэзии.
Вот и на днях опять встречаю ее в храме. Алла К. (так зовут нашего автора) идет навстречу: «Я сочинила новое стихотворение, может быть, вам понравится? Сейчас запишу».
Прилежно, как школьница, Алла садится на скамейку и практически «на коленке» записывает его на тетрадном листочке. Беру скептически, скорее, чтобы не обидеть. Но по мере чтения убеждаюсь: это нужно обязательно сохранить! Сохранить и поделиться с вами.

Рождество в Петербурге

Над городом притихшим снегопад,
Над городом ночным, застывшим, царским.
Рождественская ночь, и невпопад
То мысли о судьбе, то ожиданье сказки.
И музыка заснеженных ветвей,
И улиц оркестровое звучанье –
Гранита, снега, желтых фонарей
И четкий ритм дворцовых очертаний.
И снег на бронзовой руке Петра
Куда зовет сквозь вихри снеговые?
Туда ли скачет бешено страна?
Туда ль несется сквозь века Россия?..
В снегу Нева и старая стена
Колонн и зданий в Невской перспективе…
Все так туманно нынче и страна
Загадка будущих путей твоих, Россия.
Но конь из бронзы скачет, весь в снегу,
Уверенно плывет во тьме кораблик,
Кресты соборов крестят синеву,
Звон колокольный и на Невском праздник…
У елей на Гостином весь народ.
Дары волхвов и ожиданье счастья –
Все смешано. И нас сочельник ждет
Рождественский, и радость в одночасье.
От шумного застолья и волхвов,
Идущих под Рождественской звездою,
И от усилья вложенных трудов
В ту жизнь, которую себе мы сами строим.
И Ангел ждет, и возле нас Христос.
Рождественская служба, свечки в храме.
Молитва о России. И вопрос:
Как быть нам всем, он, как и прежде, с нами.
Но в праздниках и шуме торжества
В толкучке дел, в словах и упованьях
Великое знаменье Рождества
Счастливое несет обетованье.
Алла К. 2012

В городе проходит Рождественская ярмарка. И радостно, с одной стороны, и думаешь, как бы не потерялось само Рождество Христово за суетой и покупками… Вспоминаются строки Бродского:

В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
Производит осаду прилавка
Грудой свёртков навьюченный люд:
Каждый сам себе царь и верблюд.


доп04.JPG
Вся Рождественская ярмарка располагается вокруг Екатерининского парка.

доп09.JPG
Здесь лотки с какими угодно поделками...

доп03.JPG
Изобилие Дедов Морозов, или, как мне больше нравится, Святых Николаев.

доп05.JPG
Пиво на любой выбор. Но почему з е л е н о е?..

доп06.JPG
Автопортрет?

доп08.JPG
Сушеные грибы и ягоды.

доп02.JPG
Спас-на-Крови погружен в туман. Это делает его еще более прекрасным.

доп10.JPG
Невский проспект в новогодние и Рождественские дни.

За всей этой предпраздничной суетой мы, однако, не должны забывать, что основой Праздника Рождества Христова должно быть наше желание принести подарки Христу. А подарки эти: наше духовное возрастание, наше служение Господу.

год48.JPG
На фотографии: богослужение в Свято-Троицком Измайловском соборе.

На второй день Праздника мы устроили традиционный Рождественский праздник для детей. Так важно наших детей воспитывать в вере и благочестии с самого раннего возраста...

год49.JPG

год50.JPG

Февраль

Отгремели Рождественские и Крещенские праздники, и постепенно входим в ритм обычной жизни. Немного передохнем и вступим в Великий пост.
В первый февральский день я был приглашен в Макарьевскую пустынь, монастырь, который начинает вторую жизнь после полного его разрушения в годы последней Великой войны.

год54.JPG
Об этом своем паломничестве я писал:
https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=905
https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=905&goto=prev

В этом году наш отец Сергий снова организует паломничество к св. Макарию и приглашает присоединиться желающих. Подробней я об этом напишу позже, в специальном объявлении, которое размещу в блоге.

Масленица в этом году оказалась непростой.
Шла подготовка к выборам... Предвыборная кампания сопровождалась такими событиями, которые побудили Патриарха обратиться к верующим со словами вразумления… «Сегодня мы переживаем особое время в жизни нашего Отечества, трудные предвыборные дни. И как сокрушается сердце от этого потока лжи, клеветы, лицемерия, подтасовки фактов, забвения исторического опыта! Казалось бы, что еще нужно нашему народу испытать, какие муки понести, чтобы исторический опыт вошел в плоть и кровь! Так нет же: каждое последующее поколение живет и действует так, будто бы не было горя, страданий поколений предыдущих... Бог предназначил людей для другого – Он предназначил их для того, чтобы они жили по Божиему закону, чтобы творили правду, чтобы не обманывали других, стремясь достичь своих корыстных целей, чтобы грех никогда не использовался как некий инструмент борьбы за место под солнцем. Только тогда жизнь может быть счастливой, мирной и радостной», – сказал предстоятель Церкви...»[1]

Это и кощунственная акция панк-группы Pussy Riot, которая, к сожалению, разделила общество...

Мало кто помнит, а, скорее, не знает, что на следующий день после задержания участниц скандальной группы официальные представители Русской Православной Церкви высказались, что сажать в тюрьму этих женщин не следует.
6 марта протоиерей Всеволод Чаплин заявил: «Прекрасно, что правоохранительные органы всерьез отнеслись к расследованию преступления, совершенного в храме Христа Спасителя. Симптоматично, что одна из участниц группы уже сказала, что они не могут исполнить очередное свое "произведение", то есть пресечены следующие правонарушения». Как считает отец Всеволод, «оценка этого преступления должна быть такой, чтобы ни у кого в будущем и мысли даже не было сделать что-то подобное. И если не действует разум и уважение к чувствам других, пусть действует хотя бы страх, если без него эти люди не способны ничего понять... Конечно, на первый раз можно проявить милосердие. Сажать в тюрьму, наверное, не надо, но должна быть обеспечена неотвратимость наказания, и оно должно быть серьезным» [2].

На следующий день свою позицию озвучил другой официальный представитель Патриархии, глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда[3]:
«Лично я не вижу причин для содержания этих женщин под стражей, но главное, чтобы все проходило в рамках закона. Кроме того, официальные представители Церкви уже не раз говорили, что не поддерживают идею реального срока заключения по этому делу, но призывают к его общественному осуждению и признанию преступлением».

В то же время Владимир Легойда призвал «не приписывать Церкви административно-правовые функции», отметив, что она не имеет права напрямую вмешиваться в деятельность правоохранительных органов, которые ведут «серьезную, добросовестную работу по данному делу»:
«Церковь во все времена призывала к милосердию. И данная ситуация не является исключением. Но давайте не будем забывать и о другом: за все время, прошедшее после кощунственного и мерзкого поступка, совершившие его девушки не выразили даже намека на раскаяние. Их многочисленные интервью и комментарии в СМИ, а также записи в блогах свидетельствуют о полной уверенности в правильности и чуть ли не праведности своих действий. Мне кажется, это тот случай, когда последствия хуже самого поступка».

По словам В. Легойды, если участницы Pussy Riot почувствуют вину за совершенные действия, оскорбительные для верующих, Церковь с радостью примет их раскаяние. «Не исключаю, что, стоит только девушкам выразить желание, и к ним придет священник, готовый принять их исповедь или просто поговорить. Главное, чтобы они не сделали и из этого очередной перформанс», – отметил представитель Церкви.

Комментируя распространяющееся в блогах открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с ходатайством в отношении задержанных участниц панк-группы, он высказал мнение, что у части общества складывается ложное мнение, будто «нахулиганивших девушек держат под стражей по настоянию Церкви – это, конечно, не так».

«Кроме того, внимание СМИ и общественности, похоже, приковано к личности девушек, некоторые из которых являются мамами маленьких детей. Участницы акции, по-видимому, сами не до конца осознавшие тяжесть того, что они натворили, вызывают у многих сочувствие. То, что наше общество, при боли поруганных чувств, способно на сострадание и прощение, безусловно, хорошо. Но почему же общество не задается вопросом, кто стоит за всем этим?» – спросил В. Легойда.

Надо заметить, что слова Церкви потонули в гуле возмущенных голосов людей, которые не дали себе труда вслушаться в позицию Церкви, по-моему, с первых дней этого конфликта вдумчивую и мудрую. Скажи сегодня, что не Церковь засадила несчастных юных певиц – мам маленьких детей, и тебе не поверят. Почему? Кто так грамотно срежиссировал само событие и шумиху вокруг него, чтобы дискредитировать Церковь без каких бы то ни было на то оснований?..

Впрочем, православный народ (имею в виду настоящих православных) мало обращал внимания на эти скандалы, а готовился вступить на поприще Великого Поста. В этом году, как отмечают социологи, проведшие специальное исследование, строго поститься решил 1% россиян. Еще 25% россиян сказали, что собираются поститься по возможности и не строго. 73% россиян заявили, что во время Поста ни от чего отказываться не станут и будут жить в обычном режиме. (При всем том, через месяц 90% россиян сообщили, что собираются так или иначе праздновать Пасху. Праздновать легче, чем от чего-то отказываться.:))

год57.JPG
В трапезной Свято-Троицкого Измайловского собора на Масленичной неделе…

В парках города проходят Масленичные гуляния.

год88.JPG
Битва «стенка на стенку».
Боюсь, что публика, собравшаяся поваляться в снегу и помутузить друг друга, в своем большинстве далека от Церкви. Впрочем, некоторых знакомых я там встретил. Они подошли и взяли благословение.

Часто спрашивают: подобные забавы не противоречат ли Учению Церкви?
Не противоречат. Мы знаем, что у молодых людей накапливается агрессия, которую нужно куда-то деть. Антропологи и психологи говорят, что эта агрессия была дана человеку, чтобы он мог удачно охотиться, совершать рискованные и отважные действия, помогающие ему выжить. Но если эту энергию не расходовать, она как-то проявится. Причем самым нехорошим образом. В истории мы знаем, что чаще всего люди направляли эту силу на... войну друг с другом.
Современный спорт – попытка «канализировать», то есть направить эту энергию в цивилизованное русло. Вместо стран воюют команды стран, а все остальные «болеют» за свои команды и таким образом тоже выплескивают накопившуюся энергию!
Но еще до изобретения спорта древние люди придумали такой способ освобождения от подобной энергии: периодические состязания, шутливые бои.
На Руси они устраивались на Масленицу. После этого успокоившийся народ приступал к Посту.

На фотографии – несколько пугающая ситуация, все как будто рычат. На самом деле так ребята себя, по указанию руководителей, разогревают и подбадривают. Непросто, согласитесь, столкнуться в схватке с такой же ордой, которая стоит в десяти метрах от тебя.

год89.JPG
Русские богатыри:).

год78.JPG
Традиционное прыгание через костер.
В языческие времена это означало
«очищение» от грехов и скверны. В христианстве переосмыслено, как победа над сатаной и всеми его искушениями.

год79.JPG
...

год80.JPG
...

Пятница первой седмицы Великого поста
Знаете ли вы, что в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров, совершается необычный «Чин благословения колива»? А попросту, благословение сваренных зерен.

Вот как возник этот обычай:
В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонений императора Максимиана (286–305 гг.) воин Феодор Тирон, вместе с другими христианами, был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа. Через некоторое время мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность воина, правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Это произошло около 305 года по Рождестве Христовом.

Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361–363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо (кутью), то есть вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная Церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста.
Накануне субботы, в пятницу, после окончания Литургии Преждеосвященных Даров служится молебен святому Феодору Тирону и совершается благословение и раздача кутьи.

доп11.JPG
Освящение колива.

год58.JPG
Вот какое прекрасное и немного загадочное блюдо относим мы в трапезную для подкрепления душевных и телесных сил.

Март

Первый день марта связан с одним из трагических событий в истории России: убийством Императора Александра II...

Фотофакт
год21.JPG
Крест-распятие из Аничкова дворца в Санкт-Петербурге. 1886 год.
Крест уникален тем, что в композицию сюжета включено изображение Императора Александра II на смертном одре, пострадавшего от взрыва бомбы. На последней фотографии увеличенное фото оборотной части Креста: иллюстрация самого взрыва бомбы, которая убила Императора на Екатерининском канале 1 марта 1881 года.
(Из музея Истории религии в Санкт-Петербурге)

год22.JPG

год23.JPG

5 марта.
Выборы еще не закончились, а Русская Православная Церковь уже обратилась к будущему Президенту со следующим наставлением:

Власть должна взять за основу политики завещание Александра III своему сыну – будущему Императору Николаю II: «В политике внешней держись независимой позиции. Помни, у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед. Укрепляй семью, потому что она – основа государства».
Эти слова монарха напомнил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион, выступая на первом заседании Экспертного совета при спикере Госдумы.
По его мнению, эти простые истины, которые до нас дошли «от одного из самых выдающихся правителей нашего государства, могут служить основополагающими векторами и внешней, и внутренней политики России».
«…Последние события показали, что у наших людей существуют определенные протестные настроения, и они родились не на пустом месте: действительно, есть экономические проблемы, существует расслоение между богатыми и бедными, очень высок уровень коррупции. И свое справедливое недовольство люди выражают, в том числе выходя на митинги», – констатировал митрополит Иларион.
Он подчеркнул, что ни одна страна, в том числе Россия, не застрахована от такого рода внешних влияний, как сегодня на Ближнем Востоке и Северной Африке, в результате которых в странах этих регионов происходит смена режимов.
Для того чтобы им противостоять, нужно прежде всего думать о консолидации общества, считает митрополит Иларион.

Владыка Иларион также указал на то, что опора на традиционные нравственные, в том числе религиозные, ценности, опора на семью «должны быть залогом здорового – эволюционного, а не революционного – развития нашего государства... В этом, конечно, большое значение имеет и Государственная Дума, и весь законотворческий процесс. Законы не берутся "с потолка": они основываются на определенной нравственной парадигме, на определенной идеологии. И если в законы закладывается такая, например, мина замедленного действия, как поддержка абортов и разрушения семьи, то эти законы будут способствовать в конце концов вымиранию населения и распаду государства», – заявил представитель Церкви ([4]).

В этот же, очень непростой, день в Московском Патриархате призвали оппозиционные силы выражать свою позицию мирно и в рамках закона.
«В мирном выражении людьми своего мнения, даже критического, нет ничего незаконного, как и ничего греховного. Грех и беззаконие начинаются тогда, когда люди позволяют себе говорить неправду, бросаться бездоказательными обвинениями, оскорблять кого-либо по национальному, социальному, политическому или иному признаку», – заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, «такие действия нарушают и Божий, и человеческий законы… Крайне греховно и крайне преступно призывать к бунту, революциям, нарушению закона, нелегитимному применению силы. Это было бы особенно безнравственно в момент, когда выбор народа очевиден. Любой, кто такие призывы сделает, конечно, понесет личную ответственность не только перед людьми и историей, но и перед Богом».

Как отметил отец Всеволод, одно дело, когда подобные призывы звучат из уст малообразованного подростка, другое дело, когда с ними выступают «образованные и прекрасно отдающие себе отчет в своих действиях люди... Их слова на наивность и неопытность не спишешь, поэтому к ним в полной мере применимы слова Господа Иисуса: "от всякого, кому дано много, много и потребуется", – добавил отец протоиерей» ([5]).

год34а.JPG
Священник у одра тяжелобольной совершает Таинство Соборования (Елеосвящения).

Легко идти к людям, у которых радостное событие: крестины ребенка, венчание молодых… Тяжело, но нужно идти к людям, чтобы разделить с ними боль и горе. Почти каждый день священник в храме или у кого-то на дому спешит к больным и умирающим.
Так оказалось, что светлую молодую христианку, которую я соборую на фотографии, через несколько дней я отпевал.
Когда мы прощались после соборования, она сказала: «Как я мало ценила счастье общения с близкими и любимыми людьми… А вот сейчас хотела бы, да не могу…»
Пусть, дорогие, эти слова молодой женщины всем нам будут ее завещанием: давайте ценить радость общения с людьми, которые рядом. Не будем позволять греху нашему, глупостям, всяким недоразумениям красть у нас ту возможность общения, которая есть, но по нашему нерадению тратится впустую.

В марте же, в Англии, разгорелась серия скандалов, связанных с дискриминацией по религиозному признаку. Идет медленное, но непрерывное, методичное наступление на веру…

19 марта
Новостное агентство сообщает: Одна из прихожанок русского кафедрального Успенского собора Лондона была вынуждена уволиться после того, как ей запретили носить нательный крест.

«Сегодня говорил в храме с женщиной, которую неделю назад на работе заставляли снять крестик. Она предпочла уволиться. Причем крестик не был виден! Женщина просила разрешить, обещала приклеить скотчем, чтобы не выпал случайно из-под платья. Ответ – "нет, сейчас это не разрешено"», – сообщает ключарь лондонского собора протоиерей Михаил Дудко.
По его словам, позиция правительства против открытого ношения крестов «на местах понимается как тотальный запрет», а человеку с плохим знанием языка и британских реалий «отстоять свои свободы практически невозможно».

В Московской Патриархии выразили озабоченность происшедшим: «Это решение парламента Великобритании не может не вызывать тревогу, особенно если учитывать существование в современном европейском обществе других тенденций, направленных на раскрепощение человеческих инстинктов», – заявил журналистам глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда. Он выразил недоумение по поводу того, что в Великобритании публичная демонстрация своей причастности к гей-культуре считается нормой, а ношение нательного крестика – нет. Еще одним примером двойных стандартов Британского правительства В. Легойда назвал отношение к сикхам. По его словам, сикхам, даже служащим в полиции Лондона, официально разрешено ношение тюрбана – одного из символов сикхизма.

Среди четырех дел, которые рассмотрят в Страсбурге в связи с дискриминацией по христианскому признаку, – жалоба Нади Эвейды. Несколько лет назад ее временно отстранили от работы в авиакомпании «British Airways» за отказ снять нательный крестик, который она носила поверх униформы (как носят свою религиозную символику и стюардессы-мусульманки).
Другой случай увольнения за ношение крестика в рабочее время произошел с медсестрой Ширли Чаплин, которая 30 лет проработала в больнице.
Еще одна жалоба подана Лилиан Лейдел, сотрудницей загса лондонского района Айлингтон, которая по христианским убеждениям отказалась регистрировать гражданский союз гомосексуалистов и за это подверглась дисциплинарному взысканию.
Житель Бристоля Гари Макфарлейн был сотрудником фирмы, занимающейся конфиденциальным консультированием пар по сексуальным вопросам. Работа с гомосексуальной парой вызвала у него затруднения в связи с его религиозными убеждениями. Его уволили ([6]).

19 марта
Глава Англиканской Церкви, Архиепископ Кентерберийский, вступился за британцев, отстаивающих право на ношение креста. «Ношение креста не оскорбляет представителей других религий», – заявил архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, сообщает британская газета «Дейли телеграф».
Р. Уильямс считает, что христианство не проигрывает битву против секуляризации в Великобритании, и посетовал на формирование глупых предрассудков насчет религии.
«Существует огромное множество людей определенного поколения, которые на самом деле не знают, как работает религия, не говоря уже о христианстве, в частности. Это приводит к путанице и щекотливым ситуациям. Оскорбляет ли ношение креста атеистов и представителей других религий? Я думаю, нет», – заявил он.
Архиепископ считает, что сегодня «царит невежество и существует множество довольно-таки глупых предрассудков о видимых проявлениях христианства» ([7]).

Надо заметить, что Р. Уильямс уже осенью 2012 года попросился в отставку и ушел с поста Архиепископа Кентерберийского. (По сути, это пост главы Англиканской Церкви. Но, так как официальным главой Церкви Англии считается… королева, то Архиепископа Кентерберийского главой не называют. Хотя он – главный иерарх Англиканской Церкви.)

26 марта
Резкую оценку происходящему в Британии дал официальный представитель Московской Патриархии, митрополит Иларион (Алфеев).
«Большую ошибку совершают те современные западные либералы, которые, по сути дела, навязывают стандарты тоталитарного режима свободным людям», – заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион… По его словам, эти люди не прошли через гонения на Церковь, «поэтому они не знают, что такое, когда с вас срывают крестики».
Владыка рассказал, что сам жил в Англии и был свидетелем тому, «как либеральные и антихристианские нормы завоевывают все новые и новые площади в общественном пространстве… Я думаю, что это признак какого-то безумия и крайнего морального разложения, когда такие нормы не только вводятся, но даже обсуждаются».

В России, меж тем, Великий пост идет своим чередом.
Несмотря на нежелание россиян поститься в начале Поста, к концу Поста отметился некоторый интерес к этой древней церковной аскетической дисциплине. По сообщению социологов, в конце Поста доля постившихся в этом году выросла на 6% по сравнению с прошлым годом[8].

Удивила вот какая новость в связи с этим:

20 марта
Санкт-Петербург: Школам Петербурга предложат готовить не только стандартные обеденные блюда, в состав которых входит мясо, но и постную еду в период православного Великого поста!

«Мы уже разработали постное меню для Великого поста, оно будет утверждено через две недели. К сожалению, к этому посту мы уже не успели, но со следующего года школы и дошкольные образовательные учреждения уже смогут воспользоваться таким меню. Это будет только добровольно», – сообщила начальник Управления социального питания Петербурга Наталья Петрова во вторник на пресс-конференции в «Интерфаксе».
Она отметила, что при разработке состава блюд частично использовались рецепты монастырской кухни. По словам начальника отдела технологии, стандартизации и контроля ведомства Светланы Пискаревой, в блюдах для школьников к Великому посту должны использоваться только растительные масла, исключена сметана, а по средам и пятницам можно будет предлагать постящимся детям рыбу.
Ведущий специалист отдела защиты прав несовершеннолетних аппарата уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Лариса Смирнова рассказала, что с инициативой создания такого меню выступила мама одного из школьников. Она обратилась в аппарат детского омбудсмена, пожаловавшись, что дети, которые соблюдают пост, не могут питаться в этот период школьными обедами.
В течение ближайших трех-четырех месяцев будут сформированы новые стандарты системы школьного питания. Согласно новым правилам, в школьном питании необходимо будет использовать продукты повышенной пищевой и биологической ценности ([9]).

Сам я не считаю важным наличие постного меню в рационе школьников, но приятно, что кто-то думает о религиозных чувствах тех семей, для которых оно принципиально.

год59.JPG
Вот такую схему мы установили для 4-летней постящейся дочери в этом году. Прошел день и достойно выдержала - рисуем улыбающуюся рожицу. Не очень достояно провела постный день, рожица не улыбается.
И каждыю неделю переводим вырезанную девочку на ступеньку выше. Весь пост, таким образом, предстает лестницей духовного восхождения.
Такая игра помогла дочери легче соблюсти постную дисциплину.

Весь Великий пост в Интернете шло обсуждение сплетен, связанных с Русской Православной Церковью. Грустно, но к этому обсуждению подключились и православные люди. Ладно, неверующие, им, что Пост, что не Пост. Но для верующего человека, когда каждый день в храмах читается молитва св. Ефрема Сирина, в которой есть слова: Дух праздности… празднословия не даждь ми… странно, если вместо заботы о душе, молитвы и подвигов человек предается праздным и греховным склокам в Интернете.

В этом отношении очень своевременной и отрезвляющей явилось обращение Патриарха Кирилла к православным блогерам, в котором он
рекомендовал им направить свою «повышенную энергетику» на реальные дела. «Достаточно последить за дискуссиями в блогах, которые ведут верующие – как миряне, так и духовенство. Часто по прочтении в голове всплывает расхожая фраза: "эту бы энергию – да в благих целях!"…»

Участникам интернет-прений Святейший Патриарх задал вопрос: «Говорите вы очень убедительно – а в чем состоят ваша реальная работа и ваши реальные дела? Каковы ваши практические действия?.. Никак не умаляю важности и необходимости глубоких, серьезных дискуссий в православной среде, но хочу каждому их участнику напомнить, что именно к нему относятся слова Спасителя "по плодам их узнаете их". По плодам, а не по разговорам и, тем более, не по ерничанью, не по анекдотам, не по болтовне, не по желанию показаться сильным, умным, убедительным, хлестким и так далее…»
По словам Святейшего Патриарха, если православное интернет-сообщество воспримет заповедь «по плодам их узнаете их», то оно «очистится от всей той шелухи, которая сегодня надрывает нравственное чувство очень многих людей... Важно задуматься и о том, какими будут эти плоды. Только лишь десятки тысяч пылких слов в блогах либо еще и труды во благо Церкви и Отечества, за результаты которых будет не стыдно?»

Вместе с этим, Патриарх выразил мнение, что «не совсем правильно строится церковная информационная политика… Так много вызовов, так много того, на что нужно реагировать, что в основном наша информационная энергия уходит на эту реакцию. Я не уверен, что это правильно. В первую очередь мы должны предлагать обществу положительную информацию о том, что мы делаем, – о наших мыслях, о наших делах – особенно о наших делах… Таким образом, получается, что мы молчим, что народ ничего не знает, но достаточно какому-нибудь хлесткому блогеру запустить любую утку, как все начинают с энтузиазмом это обсуждать» ([10]).

Фотозагадка.
Что бы это значило? Медальон из собрания Музея истории религии. На одной стороне – икона Божией Матери, на другой – языческий образ какой-то Медузы-Горгоны.
В самом Музее истории религии это объявляется свидетельством двоеверия русских людей. Так говорят экскурсоводы (я подождал четыре группы и услышал одно и то же, именно такую трактовку). И на подписи к иконе сказано: «медальон-амулет».
Вывод: Вот, славяне приняли христианство, но в душе оставались язычниками. Отсюда и смешение религиозных символов. Молятся и христианским «богам», и прежним, языческим.
Как вы думаете, это правда?

доп 203.JPG

доп 204.JPG

Апрель

3 апреля
В этот день Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал ответить на информационные нападки на Церковь христианской мудростью.
«Мы все сегодня являемся свидетелями мощной антицерковной риторики, к сожалению, совпавшей по времени с Великим постом. Мы слышим много нападок на Церковь, начиная с небезызвестного случая в храме Христа Спасителя, затем последовало три ужасающих осквернения храмов», – сказал патриарх во вторник на заседании Высшего церковного совета.
По его словам, все это было сконцентрировано по времени в течение недели – десяти дней.
«Затем моя скромная персона подверглась информационным атакам. Поэтому речь идет, конечно, о том, что мы сегодня имеем дело с информационной стратегией против Церкви. Нужно подумать о том, как мы можем противостоять этому», – сказал предстоятель.

Патриарх подчеркнул, что противостояние Церкви «даже всем этим нападкам должно быть христианским… Мы не должны уподобляться тем, кто лжет, клевещет, исходит злобой. Мы не должны отвечать аналогично, иначе теряется уникальность нашего послания миру, в том числе через СМИ…
С другой стороны, мы ни в коем случае не должны терять духовного видения, не понимать того, что происходит, или за чистую монету воспринимать поток лжи и клеветы, который сегодня обрушивается на Церковь... Мы должны продумывать разумные ответы, за которые бы нам никогда не было стыдно, ответы, которые бы не уподобляли нас клеветникам, лжецам, хулителям имени Божьего, а ясно свидетельствовали о нашей твердой, вдумчивой, христианской позиции и непреклонной принципиальности».

Патриарх Кирилл напомнил, что Церковь уже проходила «через атеистические статьи, в которых правда смешивалась с ложью, где хулилось имя Божье, священнослужители оскорблялись... И то, что сегодня продолжается эта тенденция, свидетельствует о том, что нет спокойных времен у Церкви, и те, кто проповедуют Христа, всегда будут подвергаться нападкам» ([11]).

14 апреля
День гибели «Титаника». Сто лет назад на дно Атлантики он унес, вместе с двумя тысячами жизней, смешные надежды человечества, что оно приручило природу…
У протоиерея Сергия Правдолюбова читаю:
«Сто лет назад, в 1912 году, потонул "Титаник", а мы через наши семейные предания знаем, как наши родственники реагировали на эти события. Отец рассказывал, что был какой-то атеистический пафос во всем этом. Корабль непотопляем, нам Бог не нужен, молиться нам необязательно…
В этом году весной, на Пасху, было столетие гибели "Титаника". Показывали фильм, и там процитировали слова капитана "Титаника", которые меня ужаснули и потрясли. Капитаны кораблей, как и водители за рулем, обычно достаточно суеверны. А он, седой и старый, настоящий моряк, вдруг сказал такие слова: "Наш корабль такой замечательный, он так построен, что даже если Сам Господь Бог захочет его потопить, у Него это не получится".
Вот зачем он это сказал? В народе так и говорится – "каркнул".
Дальше в фильме показывали, что если бы они раньше увидели айсберг, они бы не столкнулись. Если бы они раньше повернули, не сбавили скорость и не дали задний ход… Буквально все было для того, чтобы спастись, а они этого не сделали – получается, по своей гордыне, потому что считали себя неуязвимыми.
И в нашей семье память об этом трагическом событии хранится много десятков лет»[12].

Помолились в храме о всех погибших на «Титанике». Промыслительно, что этот день совпал с Великой Субботой.
Тем более радостно было увидеть вот какую новость о священнике-герое, исполнявшем свой священнический долг до конца:

Памятный камень в честь католического священника Юозаса Монтвилы – одного из погибших пассажиров «Титаника» – установили в Литве. Об этом сообщает «Delfi.lt». Памятник установлен на малой родине священника – в деревне Нендришкяй, близ города Мариямполе.

Юозас Монтвила родился в 1885 году, на территории, входившей тогда в состав Российской империи. Окончил семинарию, стал священником. Однако спустя некоторое время вызвал недовольство властей... Монтвиле было запрещено продолжать деятельность в качестве священника. В этой ситуации он получил приглашение от брата, проживавшего в Нью-Йорке: брат пригласил его приехать и вести службы для выходцев из Литвы. Священник согласился. Он добрался до Великобритании, а там купил билет на «Титаник».
В ночь, когда лайнер потерпел крушение, Юозас Монтвила находился в библиотеке. Он не воспользовался возможностью занять место в спасательной шлюпке, а вместо этого утешал людей на палубе, принимал предсмертную исповедь тех, кто желал исповедаться.
В Литве впоследствии предлагали причислить погибшего священника к лику святых.

Со всеми, кому интересна судьба легендарного лайнера, я хочу поделиться уникальными данными, приведенными журналом National Geographic.
Кому интересно – не поленитесь увеличить эти фотографии. Только сегодня, в результате многолетних исследований, нам стало известно, как погиб лайнер, почему его части лежат на расстоянии более километра друг от друга и проч...
Снимки, которые перед вами, ответят на многие вопросы.

год10.JPG

год11.JPG

год12.JPG

год13.JPG

Ссылки:
[1]http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44402
[2]http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44479
[3]http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44493
[4]http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44450
[5]http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44461
[6]http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44645
[7]http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44631
[8]http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=45028
[9]http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44679
[10]http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44754
[11]http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44896
[12] Правдолюбов С. Прот. У России «стокгольмский синдром». //Нескучный сад. 2012-№8. С. 51-52.
  • Незарегистрированный
  • Полина*
  • Татьяна-Чернышева
  • Ольга из Нижнего
  • Екатерина Какурина
  • Евгений Ананьев
  • Незарегистрированный
  • Татьяна Анатольевна (СПб)
  • Сергей Н
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии