Православный Родос!
Эфрея, Астерия, Атабирия, Макария, Колимбрия, Олоэсса, Пелагия, Пойэсса, Стадия, Тельхиния… это не просто красиво звучащие слова. Так в разные древние времена назывался остров, пока звучное имя, Родос, не стало его постоянным именем. Остров обрел легенду.
Однажды Олимпийские боги делили между собой земли, шумно, нервно, с недопониманием друг друга, в общем, как всегда, когда они что-то делили. Все получили по наделу, и только бог солнца Гелиос, совершающий свой ежедневный путь по небосклону, припозднился и прискакал на своей огненной колеснице уже к шапочному разбору. Земель не осталось. Зевс смутился: негоже богу оставаться без своего надела. И он пообещал отдать Гелиосу ту землю, которая появится из воды. Каково же было его изумление, когда море расступилось и дивный остров, крупнейший в Додеканесском архипелаге, засиял под солнечными лучами. Гелиос обласкал его своим теплом и назвал Родос, в честь своей жены, дочери Посейдона и Амфитриты. Это уже подсуетился Посейдон, бог моря, чтобы не оставить дочь и зятя без собственности. И остров получился – красавец!
Прошли века, тысячелетия. Эллины создавали и развивали города, слагали стихи, ваяли статуи. Римляне создавали законы, воевали, захватывали земли, на них накатывали варвары, гунны. Иудеи пасли скот, воевали, переживали Встречу с Богом, уходили в Египет, возвращались из него, строили Храм. Слушали Моисея. Не слушали Моисея. Скрижали. Заповеди. Встреча. Бог вышел к людям. Родился Христос. Люди опять не поняли. Христос взошел на Голгофу, умер и воскрес. Настала новая эра.
В этом новом времени Апостол Павел сказал вечные слова, как кимвал, звенящие: Отныне нет ни эллина, ни иудея, есть только братья во Христе. Христиане. И греки, бывшие язычники, восприняли слова Апостола, как истину, приняли от него веру, испили надежду на жизнь вечную из его рук и несут ее до сих пор. Апостол Павел ступил на землю Родоса в 57 г. Н.э. Поэтому сегодня мы можем говорить о православном Родосе.
У Николая Гумилева есть стихи:
На полях опаленных Родоса
Камни стен и в цвету тополя
Видит зоркое сердце матроса
В тихий вечер с кормы корабля.
Там был рыцарский орден: соборы,
Цитадель, бастионы, мосты,
И на людях простые уборы,
Но на них золотые кресты.
Не стремиться ни к славе, ни к счастью,
Все равны перед взором Отца,
И не дать покорить самовластью
Посвященные Небу сердца!
Но в долинах старинных поместий,
Посреди кипарисов и роз,
Говорить о Небесной Невесте,
Охраняющей нежный Родос!
…..
Сколько здесь святых мест! Сколько паломников исходили пешком эти горы, чтобы поклониться Чудотворной иконе или приложиться ко Святым мощам! Поистине, земля эта неисчерпаема. И сама Царица Небесная любит ее.
Если вы давно мечтаете о детях, вы замужем, время идет, надежды ваши все не сбываются, то вам – сюда, на Родос. Монастырь и церковь Святой Цамбики. Здесь же находится и чудотворная икона Божьей Матери Цамбика. Давным-давно эту икону, кстати, небольшую, на деревянной доске, без золотого оклада, нашли местные пастухи на вершине одной из самых высоких гор Родоса. Гора эта нависает над морем, она покрыта лесом, по камням скачут козы, просто так люди на вершину не поднимаются. И вдруг – огонек, искра, цамбика по-гречески, где-то там, очень высоко. Пастухи идут ночью на вершину и видят икону на дереве. Снимают ее, целуют благоговейно и приносят в храм у подножия горы. Но на следующую ночь все повторяется. И так несколько раз. Божья Матерь сама выбирает место, где Она хочет быть. Люди смирились и оставили Икону на вершине. Стали приходить к ней с разными просьбами. Но особенно Богородица жаловала женщин, которые хотели стать матерями. По их молениям даровались детки. А храм на горе построил мусульманин, управитель острова. Ведь Родос несколько веков находился под мусульманским владычеством. Его жена, страдая от того, что у них не было детей, отправилась тайком от мужа к христианской святыне. Молилась у Иконы своими словами. И Божья Матерь упросила Своего Сына даровать этим людям ребенка. Через девять месяцев у местного владыки родился сын. Здоровенький мальчик, только правую ручку держал все время сжатой в кулачок. Все огорчались: ребенок – калека. И только мать была спокойна. Несколько раз она с ребенком пыталась выйти за ворота крепости и отправиться на гору, но ей это не удавалось. Однажды она выскользнула за стены и спряталась в лесу. Женщина не заметила, что за ней последовал ее муж. Так они и шли, взбираясь на гору: женщина с младенцем и воин, прячущийся в тени деревьев. Женщина пришла в храм первая. Когда наверх поднялся воин, он увидел обряд Крещения. Ужас объял мусульманина: его сын, его единственный ребенок и наследник, сейчас будет окрещен в христианскую веру… Воин шагнул вперед, намереваясь остановить Таинство, но в этот момент его сын разжал кулачок, и все увидели в ручке младенца православный крест. Отец попятился и не посмел остановить священника. Спустя некоторое время и он сам, и его жена приняли христианство, а храм на вершине был построен именно его стараниями и пожертвованиями. И такая деталь: если после молений матери рождался сын, его называли Цамбиком, если девочка – Цамбикой.
В нашей гостинице была официантка, мы с ней подружились за десять дней. Болтали о доме, о вере. Когда я ей сказала, что завтра мы едем к Цамбике, она разволновалась, дала мне денег на свечку от нее лично, просила передать благодарность. Оказывается, ее сын Цамбик был рожден после десяти лет бесплодного ожидания, когда мать все же решилась припасть к помощи Богородицы Цамбики.
В нашем городе копия этой иконы есть в часовне прп. Серафима Вырицкого в Апраксином дворе.
Церковь Божьей Матери Цамбика
На Родосе много святых источников. Даже экскурсия такая есть – к семи источникам. Ко всем семи мы не поехали, но вот один, с удивительно сладкой водой, все-таки посетили. Это источник святителя Нектария Эгинского. Рядом – огромный древний платан. От него вверх поднимается высокая каменная лестница и заканчивается храмом в скале. В этой церкви многие годы подвизался священник, о. Нектарий. По его молитвам часто совершались чудеса, а после его смерти чудеса стали совершаться на его могиле. Людской поток не иссякает. Сказка о живой и мертвой воде получает здесь свое подтверждение. Вода из источника свт. Нектария – живая. Говорят, что она помогает от самых страшных болезней…
Чудесный Источник
Тот самый древний платан ...
Икона св. Нектария
А на следующий день мы поехали в мужской монастырь Архангела Михаила в Фари. Это место довольно высоко в горах. Храм на площадке опоясан каменными стенами, вниз уходят сады. У ворот сидит привратник. Он доброжелателен к путникам, раздает монастырское печенье, воду жаждущим и иконки св. Архангела Михаила. Ему много лет, он кажется таким же древним, как стены этого монастыря.
Монастырь в Фари
Монастырь был основан между IX и XI веками, когда, по легенде, помощь от Архангела Михаила пришла к одной византийской принцессе и та была излечена от неизлечимой болезни. Архангел Михаил пришел к ней во сне и произнес: «Фарси», что значит: «Мужайся, ты поправишься». С тех пор сюда идут люди.
Настоятель – сербский монах Элефтерий, высокий, худой, ясноглазый, – служил молебен на сербском. Грек-монах подавал возгласы на греческом. Его чистый голос взлетал вверх, дробился и падал с высоты в душу молящихся. Кирие элейсон , кирие элейсон, кирие элейсон... – звучало в храме, русские подпевали: Господи, помилуй! Чистые голоса, чистая молитва уходила ввысь, терялась в старинном куполе, откуда Бог Отец вздымал благословляющую руку.
Настоятель о. Элефтерий
Следующая остановка – Асклепио. Здесь расположен один из самых старых храмов Родоса. В нем – необычные фрески. Все стены исписаны древним художником, перед нами предстает вся история Ветхого и Нового Завета. Ощущения космические: как будто из тьмы веков к тебе протягивается рука свидетеля этих жизнеописаний…
Деревушка Сианна. Название произошло от святой Анны. Длинная узкая улица с прилепившимися к горе домиками, сплошные таверны и магазинчики, где продают мед и оливковое масло. По правой стороне – небольшой провал с площадкой, и там вырастает храм, один из самых древних на Родосе. Время его постройки – примерно XIV век . Он очень красив, изящен и прохладен. Это храм Великомученика и целителя Пантелеимона. Группа немецких туристов в шортах уныло бродит по мозаичному полу. Раздается возглас: русские ортодоксы! Выходит батюшка, о. Георгий. Он явно нам рад, служим молебен. Священник выносит мощи св. Пантелеимона. Немцы благоговейно стоят в сторонке. Потом робко подходят к мощам. Им тоже не отказывают.
Церковь св. Пантелеимона в деревне Сианна
На острове Родос хорош и город Родос, столица. «Соборы, цитадель, бастионы, мосты», все как и у Гумилева, нечего добавить. Орден Ионитов, простые одежды рыцарей, «простые уборы, а на них золотые кресты…» Благородные господа служат Небесной невесте. У рыцарей три реликвии: часть древа Животворящего Креста Господня, Филермская икона Божьей Матери, написанная, по преданию, Евангелистом Лукой, и десная рука Иоанна Крестителя.
«Честное тело Крестителя Господня было погребено близ могилы святого пророка Елисея в самарийском городе Севастии. Когда апостол Лука оказался в этом городе, то, возвращаясь на родину в Антиохию, пожелал взять с собой тело Иоанна Крестителя. Но жители Севастии позволили перенести только правую руку, которой был окрещен Господь наш Иисус Христос.
Во времена царствования Юлиана Отступника началось жестокое гонение на христиан. Мощи святых извлекались из могил и предавались сожжению, а храмы превращались в пепелище. Жители Антиохии спрятали святую руку в одной из городских башен, и она уцелела».
Это рассказ монахини Пелагеи, опубликованный в «Православном Петербурге» № 3, март 1996 г.
«Честная рука после заточения творила чудеса. В Крещенский сочельник архиерей поднимал ее и она то разжималась, то сжималась в кулак, предсказывая урожай или голод. Но потом Антиохию захватили агаряне, и бесценная реликвия попала к ним в плен. В царствование Константина Багрянородного верующие смогли унести руку Крестителя в христианские земли. Так она была доставлена в Царьград. Но и Царьград был захвачен турками в 1453 г. Опять плен… Но турецкому султану была нужна лояльность родосских рыцарей, поэтому Баязид II послал магистру ордена Ионитов в знак своего благоволения честную десницу. А потом султан передумал, решил покончить с рыцарями, а не договариваться, и напал на Родос. Иониты бежали на Мальту. Они вывезли с собой, помимо руки, часть Животворящего Креста Господня и Филермскую икону Божьей Матери.
Эти три святыни хранились на Мальте около двух столетий, до 1798 г., когда Мальту захватил Наполеон. Орден, спасаясь от уничтожения, избрал своим покровителем русского императора Павла I. Великие святыни прибыли в Россию. Император Александр II перенес их из Зимнего дворца в Гатчину.
После революции императрица Мария Феодоровна, мать императора Николая II, датчанка по происхождению, увезла святыни в Копенгаген. Ее дочери, великие княгини Ксения и Ольга, после смерти матери передали их митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому), находившемуся в то время в Югославии. А он, в свою очередь, вручил их сербскому королю Александру, в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам».
Так святыни оказались за границей. Сейчас они находятся в Черногории, в Цетинском монастыре. Рука Крестителя не имеет двух пальцев: мизинца и безымянного. Один из них находится в музее Стамбула, другой – в Италии, в Сиене.
А следы дивной иконы затерялись после революции. До 2003 года не знали, где она находится. Оказалась в Черногории. На Родосе сейчас копия. Эта икона – один из немногих образов Пресвятой Богородицы, где Небесная Дева была изображена в последние годы своей земной жизни. Она была вывезена крестоносцами из Иерусалима. И на холме, в местечке Филермы возле города Ялисос, был построен для нее храм, где рыцари ордена охраняли Небесную Невесту день и ночь.
А сам Родос, как считается, получил христианство от Апостола Павла, который остановился в бухте возле города Линдос на пути в Иерусалим.
Та самая бухта, где в 57 году по Рождестве Христовом высадился этот великий Апостол, чтобы проповедовать Христово учение язычникам.
Линдос очень хорош! Весь городок – это узенькие улочки и домики, облепившие высокий холм. На самом верху – античная крепость и храм, туда ведут древние ступени. Домики носят название капитанских, потому как тут все жители мужского пола – капитаны. У всех свои суденышки. Именно жители Линдоса, некогда самого могущественного города Родоса, создали, вернее , составили кодекс мореходного права, известный позже как "родосский закон". Он и стал основой римского морского права и используется в какой-то его части до наших дней. Из прошлого – эти белые стены, синие двери и оконные переплеты. Количество узлов на нарисованных вокруг дверных проемов канатов говормт о количестве судов у хозяина этого дома. Сейчас в этих домиках и двориках – прелестные кафе, где так хорошо съесть порцию мороженого перед возвращением в автобус.
Двери капитанских домиков с орнаментом из канатов.
Узкие улочки Линдоса.
Еще два замечательных путешествия – на остров Тилос и на остров Сими, от которых мы не смогли отказаться.
Утро на жарком Родосе началось с дождя. И радуга! Поехали в гавань Мандраки. Как хорошо, для меня, что Колосс Родоский не сохранился. Было бы не очень приятно проходить под этим чудищем.
Катамаран вырвался из гаванских узкостей, и через полтора часа мы увидели новый остров. Он крошечный!
Население можно пересчитать по пальцам. Домиков мало. на весь остров всего одно такси, два автобуса, одна футбольная команда. И оглушительный запах пиний! Выше в горы запахи меняются. Теперь царствуют шалфей, ореган, розмарин. Пряные кустики растут вдоль дороги, торопясь к обрыву, к каменным осыпям. Просто низкорослый кустарник в серебристой дымке росы и дорожной пыли. Дорога опасная, круто поднимается вверх. Хочется отшатнуться от окна. И везде, за обрывами, – море... Дорога упирается в монастырскую стену. Здесь площадка, где только и может развернуться машина.
Монастырь св. Пантелеимона.
Отец Эммануил, единственный монах и священник...
Отслужили молебен. Батюшка очень растрогался, когда я подарила ему таблетницу с изображением св. Пантелеймона. Его угощение – свежий хлеб. Душистый тимьяновый мед.
И оглушительная тишина на верхней площадке монастырской стены. Прозрачное, чуть осеннее открыточное небо. Видно далеко-далеко, даже остров Ниссирос на горизонте. Ущелье. Дробный звук периодически срывающихся в пропасть камней. Рваный пейзаж. Аквамариновое с такой высоты море.
От монастыря ощущение чистоты, покоя. Родниковая вода. Светлый образ.
Спуск вниз был пострашнее подъема. Городок Мегало Хорье – Большая деревня. Есть еще одна – Малая...
Тилос и море.
Белые домики, синие двери. Беленые узкие каменные ступени, на которых так хорошо посидеть. Звенящая тишина. Уже полдень. И в солнечном мареве вьются пылинки. Внизу, у воды - таверна. Еда здесь, конечно, греческая. Даже смотреть на нее вкусно...
Катамаран, автобус, гостиница. Тучи сгруппировались в горах.
А с путешествием на Сими было иначе. Автобус полон. Катамаран несется. Остров приближается. Сначала уютная гавань, порт Панормитис, с монастырем Михаила Архангела по береговой линии.
Монастырь не действующий, монахов нет, но батюшки приезжают, крестят и служат. Кстати, с нами вместе приехала вся "верхушка" нашей туристской компании "Белеон" крестить своего сотрудника, Михаила, конечно.
Громадная, во весь рост чудотворная икона Михаила Таксиархиса (Архангела). К иконе очередь. Люди стоят подолгу. Разговаривают мысленно. Православным дарят иконки и масло. Люди выходят, благоговейно прижав к груди подарки.
Белая церковь, колокольня, каменный галечный двор. Два раза расстреливали всех монахов. Первый раз - турки, давно, второй – просвещенные итальянцы, в прошлом веке. Души мучеников рядом. Это чувствуется. Здесь близко небо.
Опять короткий переход по морю – и сам городок Сими. Домики поднимаются вверх, но совсем другие краски, не греческие. Скорее, итальянские.
Стихотворение Николая Гумилева заканчивается такими словами:
Мы идем сквозь туманные годы,
Смутно чувствуя веянье роз,
У веков, у пространств, у природы,
Отвоевывать древний Родос.
И мы его, действительно отвоевали, с помощью Божией. Вытащили из языческой тьмы. И это замечательно!
Эфрея, Астерия, Атабирия, Макария, Колимбрия, Олоэсса, Пелагия, Пойэсса, Стадия, Тельхиния… это не просто красиво звучащие слова. Так в разные древние времена назывался остров, пока звучное имя, Родос, не стало его постоянным именем. Остров обрел легенду.
Однажды Олимпийские боги делили между собой земли, шумно, нервно, с недопониманием друг друга, в общем, как всегда, когда они что-то делили. Все получили по наделу, и только бог солнца Гелиос, совершающий свой ежедневный путь по небосклону, припозднился и прискакал на своей огненной колеснице уже к шапочному разбору. Земель не осталось. Зевс смутился: негоже богу оставаться без своего надела. И он пообещал отдать Гелиосу ту землю, которая появится из воды. Каково же было его изумление, когда море расступилось и дивный остров, крупнейший в Додеканесском архипелаге, засиял под солнечными лучами. Гелиос обласкал его своим теплом и назвал Родос, в честь своей жены, дочери Посейдона и Амфитриты. Это уже подсуетился Посейдон, бог моря, чтобы не оставить дочь и зятя без собственности. И остров получился – красавец!
Прошли века, тысячелетия. Эллины создавали и развивали города, слагали стихи, ваяли статуи. Римляне создавали законы, воевали, захватывали земли, на них накатывали варвары, гунны. Иудеи пасли скот, воевали, переживали Встречу с Богом, уходили в Египет, возвращались из него, строили Храм. Слушали Моисея. Не слушали Моисея. Скрижали. Заповеди. Встреча. Бог вышел к людям. Родился Христос. Люди опять не поняли. Христос взошел на Голгофу, умер и воскрес. Настала новая эра.
В этом новом времени Апостол Павел сказал вечные слова, как кимвал, звенящие: Отныне нет ни эллина, ни иудея, есть только братья во Христе. Христиане. И греки, бывшие язычники, восприняли слова Апостола, как истину, приняли от него веру, испили надежду на жизнь вечную из его рук и несут ее до сих пор. Апостол Павел ступил на землю Родоса в 57 г. Н.э. Поэтому сегодня мы можем говорить о православном Родосе.
У Николая Гумилева есть стихи:
На полях опаленных Родоса
Камни стен и в цвету тополя
Видит зоркое сердце матроса
В тихий вечер с кормы корабля.
Там был рыцарский орден: соборы,
Цитадель, бастионы, мосты,
И на людях простые уборы,
Но на них золотые кресты.
Не стремиться ни к славе, ни к счастью,
Все равны перед взором Отца,
И не дать покорить самовластью
Посвященные Небу сердца!
Но в долинах старинных поместий,
Посреди кипарисов и роз,
Говорить о Небесной Невесте,
Охраняющей нежный Родос!
…..
Сколько здесь святых мест! Сколько паломников исходили пешком эти горы, чтобы поклониться Чудотворной иконе или приложиться ко Святым мощам! Поистине, земля эта неисчерпаема. И сама Царица Небесная любит ее.
Если вы давно мечтаете о детях, вы замужем, время идет, надежды ваши все не сбываются, то вам – сюда, на Родос. Монастырь и церковь Святой Цамбики. Здесь же находится и чудотворная икона Божьей Матери Цамбика. Давным-давно эту икону, кстати, небольшую, на деревянной доске, без золотого оклада, нашли местные пастухи на вершине одной из самых высоких гор Родоса. Гора эта нависает над морем, она покрыта лесом, по камням скачут козы, просто так люди на вершину не поднимаются. И вдруг – огонек, искра, цамбика по-гречески, где-то там, очень высоко. Пастухи идут ночью на вершину и видят икону на дереве. Снимают ее, целуют благоговейно и приносят в храм у подножия горы. Но на следующую ночь все повторяется. И так несколько раз. Божья Матерь сама выбирает место, где Она хочет быть. Люди смирились и оставили Икону на вершине. Стали приходить к ней с разными просьбами. Но особенно Богородица жаловала женщин, которые хотели стать матерями. По их молениям даровались детки. А храм на горе построил мусульманин, управитель острова. Ведь Родос несколько веков находился под мусульманским владычеством. Его жена, страдая от того, что у них не было детей, отправилась тайком от мужа к христианской святыне. Молилась у Иконы своими словами. И Божья Матерь упросила Своего Сына даровать этим людям ребенка. Через девять месяцев у местного владыки родился сын. Здоровенький мальчик, только правую ручку держал все время сжатой в кулачок. Все огорчались: ребенок – калека. И только мать была спокойна. Несколько раз она с ребенком пыталась выйти за ворота крепости и отправиться на гору, но ей это не удавалось. Однажды она выскользнула за стены и спряталась в лесу. Женщина не заметила, что за ней последовал ее муж. Так они и шли, взбираясь на гору: женщина с младенцем и воин, прячущийся в тени деревьев. Женщина пришла в храм первая. Когда наверх поднялся воин, он увидел обряд Крещения. Ужас объял мусульманина: его сын, его единственный ребенок и наследник, сейчас будет окрещен в христианскую веру… Воин шагнул вперед, намереваясь остановить Таинство, но в этот момент его сын разжал кулачок, и все увидели в ручке младенца православный крест. Отец попятился и не посмел остановить священника. Спустя некоторое время и он сам, и его жена приняли христианство, а храм на вершине был построен именно его стараниями и пожертвованиями. И такая деталь: если после молений матери рождался сын, его называли Цамбиком, если девочка – Цамбикой.
В нашей гостинице была официантка, мы с ней подружились за десять дней. Болтали о доме, о вере. Когда я ей сказала, что завтра мы едем к Цамбике, она разволновалась, дала мне денег на свечку от нее лично, просила передать благодарность. Оказывается, ее сын Цамбик был рожден после десяти лет бесплодного ожидания, когда мать все же решилась припасть к помощи Богородицы Цамбики.
В нашем городе копия этой иконы есть в часовне прп. Серафима Вырицкого в Апраксином дворе.
Церковь Божьей Матери Цамбика
На Родосе много святых источников. Даже экскурсия такая есть – к семи источникам. Ко всем семи мы не поехали, но вот один, с удивительно сладкой водой, все-таки посетили. Это источник святителя Нектария Эгинского. Рядом – огромный древний платан. От него вверх поднимается высокая каменная лестница и заканчивается храмом в скале. В этой церкви многие годы подвизался священник, о. Нектарий. По его молитвам часто совершались чудеса, а после его смерти чудеса стали совершаться на его могиле. Людской поток не иссякает. Сказка о живой и мертвой воде получает здесь свое подтверждение. Вода из источника свт. Нектария – живая. Говорят, что она помогает от самых страшных болезней…
Чудесный Источник
Тот самый древний платан ...
Икона св. Нектария
А на следующий день мы поехали в мужской монастырь Архангела Михаила в Фари. Это место довольно высоко в горах. Храм на площадке опоясан каменными стенами, вниз уходят сады. У ворот сидит привратник. Он доброжелателен к путникам, раздает монастырское печенье, воду жаждущим и иконки св. Архангела Михаила. Ему много лет, он кажется таким же древним, как стены этого монастыря.
Монастырь в Фари
Монастырь был основан между IX и XI веками, когда, по легенде, помощь от Архангела Михаила пришла к одной византийской принцессе и та была излечена от неизлечимой болезни. Архангел Михаил пришел к ней во сне и произнес: «Фарси», что значит: «Мужайся, ты поправишься». С тех пор сюда идут люди.
Настоятель – сербский монах Элефтерий, высокий, худой, ясноглазый, – служил молебен на сербском. Грек-монах подавал возгласы на греческом. Его чистый голос взлетал вверх, дробился и падал с высоты в душу молящихся. Кирие элейсон , кирие элейсон, кирие элейсон... – звучало в храме, русские подпевали: Господи, помилуй! Чистые голоса, чистая молитва уходила ввысь, терялась в старинном куполе, откуда Бог Отец вздымал благословляющую руку.
Настоятель о. Элефтерий
Следующая остановка – Асклепио. Здесь расположен один из самых старых храмов Родоса. В нем – необычные фрески. Все стены исписаны древним художником, перед нами предстает вся история Ветхого и Нового Завета. Ощущения космические: как будто из тьмы веков к тебе протягивается рука свидетеля этих жизнеописаний…
Деревушка Сианна. Название произошло от святой Анны. Длинная узкая улица с прилепившимися к горе домиками, сплошные таверны и магазинчики, где продают мед и оливковое масло. По правой стороне – небольшой провал с площадкой, и там вырастает храм, один из самых древних на Родосе. Время его постройки – примерно XIV век . Он очень красив, изящен и прохладен. Это храм Великомученика и целителя Пантелеимона. Группа немецких туристов в шортах уныло бродит по мозаичному полу. Раздается возглас: русские ортодоксы! Выходит батюшка, о. Георгий. Он явно нам рад, служим молебен. Священник выносит мощи св. Пантелеимона. Немцы благоговейно стоят в сторонке. Потом робко подходят к мощам. Им тоже не отказывают.
Церковь св. Пантелеимона в деревне Сианна
На острове Родос хорош и город Родос, столица. «Соборы, цитадель, бастионы, мосты», все как и у Гумилева, нечего добавить. Орден Ионитов, простые одежды рыцарей, «простые уборы, а на них золотые кресты…» Благородные господа служат Небесной невесте. У рыцарей три реликвии: часть древа Животворящего Креста Господня, Филермская икона Божьей Матери, написанная, по преданию, Евангелистом Лукой, и десная рука Иоанна Крестителя.
«Честное тело Крестителя Господня было погребено близ могилы святого пророка Елисея в самарийском городе Севастии. Когда апостол Лука оказался в этом городе, то, возвращаясь на родину в Антиохию, пожелал взять с собой тело Иоанна Крестителя. Но жители Севастии позволили перенести только правую руку, которой был окрещен Господь наш Иисус Христос.
Во времена царствования Юлиана Отступника началось жестокое гонение на христиан. Мощи святых извлекались из могил и предавались сожжению, а храмы превращались в пепелище. Жители Антиохии спрятали святую руку в одной из городских башен, и она уцелела».
Это рассказ монахини Пелагеи, опубликованный в «Православном Петербурге» № 3, март 1996 г.
«Честная рука после заточения творила чудеса. В Крещенский сочельник архиерей поднимал ее и она то разжималась, то сжималась в кулак, предсказывая урожай или голод. Но потом Антиохию захватили агаряне, и бесценная реликвия попала к ним в плен. В царствование Константина Багрянородного верующие смогли унести руку Крестителя в христианские земли. Так она была доставлена в Царьград. Но и Царьград был захвачен турками в 1453 г. Опять плен… Но турецкому султану была нужна лояльность родосских рыцарей, поэтому Баязид II послал магистру ордена Ионитов в знак своего благоволения честную десницу. А потом султан передумал, решил покончить с рыцарями, а не договариваться, и напал на Родос. Иониты бежали на Мальту. Они вывезли с собой, помимо руки, часть Животворящего Креста Господня и Филермскую икону Божьей Матери.
Эти три святыни хранились на Мальте около двух столетий, до 1798 г., когда Мальту захватил Наполеон. Орден, спасаясь от уничтожения, избрал своим покровителем русского императора Павла I. Великие святыни прибыли в Россию. Император Александр II перенес их из Зимнего дворца в Гатчину.
После революции императрица Мария Феодоровна, мать императора Николая II, датчанка по происхождению, увезла святыни в Копенгаген. Ее дочери, великие княгини Ксения и Ольга, после смерти матери передали их митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому), находившемуся в то время в Югославии. А он, в свою очередь, вручил их сербскому королю Александру, в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам».
Так святыни оказались за границей. Сейчас они находятся в Черногории, в Цетинском монастыре. Рука Крестителя не имеет двух пальцев: мизинца и безымянного. Один из них находится в музее Стамбула, другой – в Италии, в Сиене.
А следы дивной иконы затерялись после революции. До 2003 года не знали, где она находится. Оказалась в Черногории. На Родосе сейчас копия. Эта икона – один из немногих образов Пресвятой Богородицы, где Небесная Дева была изображена в последние годы своей земной жизни. Она была вывезена крестоносцами из Иерусалима. И на холме, в местечке Филермы возле города Ялисос, был построен для нее храм, где рыцари ордена охраняли Небесную Невесту день и ночь.
А сам Родос, как считается, получил христианство от Апостола Павла, который остановился в бухте возле города Линдос на пути в Иерусалим.
Та самая бухта, где в 57 году по Рождестве Христовом высадился этот великий Апостол, чтобы проповедовать Христово учение язычникам.
Линдос очень хорош! Весь городок – это узенькие улочки и домики, облепившие высокий холм. На самом верху – античная крепость и храм, туда ведут древние ступени. Домики носят название капитанских, потому как тут все жители мужского пола – капитаны. У всех свои суденышки. Именно жители Линдоса, некогда самого могущественного города Родоса, создали, вернее , составили кодекс мореходного права, известный позже как "родосский закон". Он и стал основой римского морского права и используется в какой-то его части до наших дней. Из прошлого – эти белые стены, синие двери и оконные переплеты. Количество узлов на нарисованных вокруг дверных проемов канатов говормт о количестве судов у хозяина этого дома. Сейчас в этих домиках и двориках – прелестные кафе, где так хорошо съесть порцию мороженого перед возвращением в автобус.
Двери капитанских домиков с орнаментом из канатов.
Узкие улочки Линдоса.
Еще два замечательных путешествия – на остров Тилос и на остров Сими, от которых мы не смогли отказаться.
Утро на жарком Родосе началось с дождя. И радуга! Поехали в гавань Мандраки. Как хорошо, для меня, что Колосс Родоский не сохранился. Было бы не очень приятно проходить под этим чудищем.
Катамаран вырвался из гаванских узкостей, и через полтора часа мы увидели новый остров. Он крошечный!
Население можно пересчитать по пальцам. Домиков мало. на весь остров всего одно такси, два автобуса, одна футбольная команда. И оглушительный запах пиний! Выше в горы запахи меняются. Теперь царствуют шалфей, ореган, розмарин. Пряные кустики растут вдоль дороги, торопясь к обрыву, к каменным осыпям. Просто низкорослый кустарник в серебристой дымке росы и дорожной пыли. Дорога опасная, круто поднимается вверх. Хочется отшатнуться от окна. И везде, за обрывами, – море... Дорога упирается в монастырскую стену. Здесь площадка, где только и может развернуться машина.
Монастырь св. Пантелеимона.
Отец Эммануил, единственный монах и священник...
Отслужили молебен. Батюшка очень растрогался, когда я подарила ему таблетницу с изображением св. Пантелеймона. Его угощение – свежий хлеб. Душистый тимьяновый мед.
И оглушительная тишина на верхней площадке монастырской стены. Прозрачное, чуть осеннее открыточное небо. Видно далеко-далеко, даже остров Ниссирос на горизонте. Ущелье. Дробный звук периодически срывающихся в пропасть камней. Рваный пейзаж. Аквамариновое с такой высоты море.
От монастыря ощущение чистоты, покоя. Родниковая вода. Светлый образ.
Спуск вниз был пострашнее подъема. Городок Мегало Хорье – Большая деревня. Есть еще одна – Малая...
Тилос и море.
Белые домики, синие двери. Беленые узкие каменные ступени, на которых так хорошо посидеть. Звенящая тишина. Уже полдень. И в солнечном мареве вьются пылинки. Внизу, у воды - таверна. Еда здесь, конечно, греческая. Даже смотреть на нее вкусно...
Катамаран, автобус, гостиница. Тучи сгруппировались в горах.
А с путешествием на Сими было иначе. Автобус полон. Катамаран несется. Остров приближается. Сначала уютная гавань, порт Панормитис, с монастырем Михаила Архангела по береговой линии.
Монастырь не действующий, монахов нет, но батюшки приезжают, крестят и служат. Кстати, с нами вместе приехала вся "верхушка" нашей туристской компании "Белеон" крестить своего сотрудника, Михаила, конечно.
Громадная, во весь рост чудотворная икона Михаила Таксиархиса (Архангела). К иконе очередь. Люди стоят подолгу. Разговаривают мысленно. Православным дарят иконки и масло. Люди выходят, благоговейно прижав к груди подарки.
Белая церковь, колокольня, каменный галечный двор. Два раза расстреливали всех монахов. Первый раз - турки, давно, второй – просвещенные итальянцы, в прошлом веке. Души мучеников рядом. Это чувствуется. Здесь близко небо.
Опять короткий переход по морю – и сам городок Сими. Домики поднимаются вверх, но совсем другие краски, не греческие. Скорее, итальянские.
Стихотворение Николая Гумилева заканчивается такими словами:
Мы идем сквозь туманные годы,
Смутно чувствуя веянье роз,
У веков, у пространств, у природы,
Отвоевывать древний Родос.
И мы его, действительно отвоевали, с помощью Божией. Вытащили из языческой тьмы. И это замечательно!