Какая она, христианская любовь? Часть 2
Мы продолжаем говорить о христианском понимании любви и сегодня заканчиваем комментировать ключевой для нашей темы текст: Гимн о любви Ап. Павла.
Греческий язык знает несколько типов, или видов, любви. Соответственно, каждый из этих типов обозначается разными словами. Есть любовь эроти, то есть влечение друг к другу любящих людей и их желание соединиться.
Есть любовь филия, которая означает родственную любовь, защиту и охрану близкого существа (например, такой любовью родители любят своих детей).
Есть агапе – любовь жертвенная, вышеестественная, в противовес любви естественной, физиологической, в каком-то смысле эгоистичной (как предыдущие два вида).
Этот-то высший вид любви и заповедуется христианам. Зная, между прочим, об этом «терминологическом секрете», можно гораздо глубже понять многие высказывания Нового Завета. Например, все слышали или читали слова Ап. Павла из Послания к Ефесянам:
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25)… Так вот, здесь любите приведено в форме: агапе. Не эроти, не филия, что, в общем, было бы как раз естественно, а агапе. Этим самым Апостол показывает, что наша любовь к женам должна превышать любовь животную, обусловленную влечением, а также любовь семейную. Любовь христианина даже к супружеской половине должна быть жертвенной, терпеливой, активной и т.д.
Впрочем, давайте продолжим наш комментарий к словам Ап. Павла: какая она, подлинная христианская любовь.
Не раздражается… Христианская любовь не раздражается. Дословный перевод – выходить из себя, негодовать. Наш перевод раздражаться – верный.
О чем это? О том, что человек, с которым мы общаемся (а советы Ап. Павла даны не супругам, а членам христианской общины, то есть мы видим заповедь Апостола: на каких основаниях должны строиться отношения между христианами), может раздражать нас. Но мы не должны раздражаться от неумных его поступков, от бестактных слов, от неприятного нам поведения. Мы должны быть в своей любви великодушны и терпеливы.
Не мыслит зла… Дословно с греческого – «записывать, засчитывать долг». Верный перевод был бы таким: не запоминает зло.
Как это важно: если наш брат или сестра не очень достойно повели себя, мы должны покрыть все любовью и прощением. Мы не должны запоминать или копить зло. Если есть проблема – сразу поговорите с человеком, чтобы расставить точки над i.
Часто на исповедь приходят люди, которые каются в том, что носят, порой долгие годы, обиду на знакомого/родственника, потому что они увидели, что вот он как-то странно поступил. Я напоминаю таким людям слова Ап. Павла «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26). Я спрашиваю моих собеседников: «Почему вы не объяснились с человеком, не сказали ему, что вас смущает?..» И советую человеку побеседовать с тем, против кого он имеет смущение. Так честно и сказать: «Я хочу сказать, что вот уже несколько лет меня мучает вопрос, это как заноза, почему ты сделал… Или сказал…»
Знаете, в подавляющем большинстве ситуаций это оказывается спасительным средством. Оказывается, что человек, который вас ненароком огорчил, имел совершенно другие намерения. А, может быть, и в самом деле поступил недостойно, но это и его мучает, и он так рад, наконец, разобраться с этим…
Думаю, что эта мысль была и пастырским приемом Ап. Павла. Ведь это, похоже, об одном: солнце да не зайдет во гневе вашем и любовь не запоминает зло.
Не радуется неправде, а сорадуется истине… Это очень важный параметр христианской любви: не покрывать зло, даже если оно исходит от близкого человека, но поддерживать истину. Вы скажете: уж это мы точно исполняем. Спрошу: не было ли у вас искушения одобрить действия родного человека, даже когда он был неправ? Просто потому, что он – родной? Разве не принимают сторону своего сыночка/дочечки многие родители? Прекрасно понимая, что он неправ? И когда их спрашивают об этом, парируют лаконично: «Так это ж моя кровиночка…»
А сколь многие жены (или мужья), зная, что их вторая супружеская половинка что-то на работе «химичит», не только не останавливают их, но подталкивают продолжать?
Все покрывает… В оригинале стоит слово стеги, которое происходит от стего – крыша. Если бы Новый Завет переводили в лихие 90-е годы, то могли бы использовать, и, кстати, не ошиблись бы, новорусское словечко крышует. Представьте себе: любовь крышует.
Как это ни курьезно, но такой перевод был бы верным. Здесь имеется в виду, что любовь защищает, как крыша, как покров.
Всему верит, всего надеется… Любовь верит в чистоту побуждений человека – об этом первая половина фразы. А вторая – о том, что, когда человек, которого мы любим, поступает недостойно, мы все равно должны верить в него. Должны верить в чистоту его побуждений или хотя бы в то, что он покается и исправится.
Все переносит… Любовь способна сносить любые искушения и испытания от того, кого любит. Мы должны мириться с болезнями, истериками, слабостями нашей второй половины, должны терпеливо переносить проблемы, связанные с общежитием, какими-то внешними проблемами. Я бы перевел это как любовь терпелива.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… Порой спрашивают: а будет ли любовь в вечности, или, как и прочие земные вещи, она исчезнет? Нет, дорогие! Апостол однозначно говорит, что в конце истории, когда мы предстанем перед Богом, останется лишь одно: любовь. Наши чувства сохранятся в вечности! Они – навсегда.
Дорогие! Предлагаю вам интересный проект. Теперь мы разобрались с особенностями христианской любви, как ее видит Ап. Павел. Для этого нам пришлось не просто перечитать русский перевод, а копнуть глубже, до самого оригинала.
А теперь я предлагаю привести примеры из вашей жизни (может быть, из жизни знакомых вам людей), которые проиллюстрируют мысли Ап. Павла. Кто-то сможет привести пример и проиллюстрировать лишь одно положение Ап. Павла, кто-то несколько. Отберу некоторые, наиболее типичные, характерные, и сделаю подборку: «Христианская любовь по Ап. Павлу в примерах современных христиан». Опубликую здесь и пошлю в какой-нибудь христианский журнал, например в «Фому».
Вы можете ваши примеры оставлять в комментариях или писать на почту: kp@azbyka.ru. Имя указывать желательно, но не обязательно, кто как хочет.
Думаю, что мысль Ап. Павла, подкрепленная живыми и энергичными примерами, поможет нам заново открыть для себя величайший христианский текст.
Из летнего...
В день святого великомученика Пантелеимона я был приглашен на службу в храм Казанской иконы Божией Матери, что в Вырице. Здесь, в Вырице, мы снимали дачу, и в этот храм, к мощам преп. Серафима Вырицкого, мы ходили почти каждый день молиться (благо жили на расстоянии 10 минут ходьбы от церкви).
И вот, после прекрасной службы, я разоблачился и, водрузившись в пластиковом кресле, стал ожидать обеда. Дети уже поели, а я жду своей очереди
... (Здесь есть своя кухня, и каждый желающий может пообедать или хотя бы выпить чаю.) Здесь моя дочь Ульяна и сделала эти снимки.
Я с сыном Арсением.




Мы продолжаем говорить о христианском понимании любви и сегодня заканчиваем комментировать ключевой для нашей темы текст: Гимн о любви Ап. Павла.
Греческий язык знает несколько типов, или видов, любви. Соответственно, каждый из этих типов обозначается разными словами. Есть любовь эроти, то есть влечение друг к другу любящих людей и их желание соединиться.
Есть любовь филия, которая означает родственную любовь, защиту и охрану близкого существа (например, такой любовью родители любят своих детей).
Есть агапе – любовь жертвенная, вышеестественная, в противовес любви естественной, физиологической, в каком-то смысле эгоистичной (как предыдущие два вида).
Этот-то высший вид любви и заповедуется христианам. Зная, между прочим, об этом «терминологическом секрете», можно гораздо глубже понять многие высказывания Нового Завета. Например, все слышали или читали слова Ап. Павла из Послания к Ефесянам:
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25)… Так вот, здесь любите приведено в форме: агапе. Не эроти, не филия, что, в общем, было бы как раз естественно, а агапе. Этим самым Апостол показывает, что наша любовь к женам должна превышать любовь животную, обусловленную влечением, а также любовь семейную. Любовь христианина даже к супружеской половине должна быть жертвенной, терпеливой, активной и т.д.
Впрочем, давайте продолжим наш комментарий к словам Ап. Павла: какая она, подлинная христианская любовь.
Не раздражается… Христианская любовь не раздражается. Дословный перевод – выходить из себя, негодовать. Наш перевод раздражаться – верный.
О чем это? О том, что человек, с которым мы общаемся (а советы Ап. Павла даны не супругам, а членам христианской общины, то есть мы видим заповедь Апостола: на каких основаниях должны строиться отношения между христианами), может раздражать нас. Но мы не должны раздражаться от неумных его поступков, от бестактных слов, от неприятного нам поведения. Мы должны быть в своей любви великодушны и терпеливы.
Не мыслит зла… Дословно с греческого – «записывать, засчитывать долг». Верный перевод был бы таким: не запоминает зло.
Как это важно: если наш брат или сестра не очень достойно повели себя, мы должны покрыть все любовью и прощением. Мы не должны запоминать или копить зло. Если есть проблема – сразу поговорите с человеком, чтобы расставить точки над i.
Часто на исповедь приходят люди, которые каются в том, что носят, порой долгие годы, обиду на знакомого/родственника, потому что они увидели, что вот он как-то странно поступил. Я напоминаю таким людям слова Ап. Павла «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26). Я спрашиваю моих собеседников: «Почему вы не объяснились с человеком, не сказали ему, что вас смущает?..» И советую человеку побеседовать с тем, против кого он имеет смущение. Так честно и сказать: «Я хочу сказать, что вот уже несколько лет меня мучает вопрос, это как заноза, почему ты сделал… Или сказал…»
Знаете, в подавляющем большинстве ситуаций это оказывается спасительным средством. Оказывается, что человек, который вас ненароком огорчил, имел совершенно другие намерения. А, может быть, и в самом деле поступил недостойно, но это и его мучает, и он так рад, наконец, разобраться с этим…
Думаю, что эта мысль была и пастырским приемом Ап. Павла. Ведь это, похоже, об одном: солнце да не зайдет во гневе вашем и любовь не запоминает зло.
Не радуется неправде, а сорадуется истине… Это очень важный параметр христианской любви: не покрывать зло, даже если оно исходит от близкого человека, но поддерживать истину. Вы скажете: уж это мы точно исполняем. Спрошу: не было ли у вас искушения одобрить действия родного человека, даже когда он был неправ? Просто потому, что он – родной? Разве не принимают сторону своего сыночка/дочечки многие родители? Прекрасно понимая, что он неправ? И когда их спрашивают об этом, парируют лаконично: «Так это ж моя кровиночка…»
А сколь многие жены (или мужья), зная, что их вторая супружеская половинка что-то на работе «химичит», не только не останавливают их, но подталкивают продолжать?
Все покрывает… В оригинале стоит слово стеги, которое происходит от стего – крыша. Если бы Новый Завет переводили в лихие 90-е годы, то могли бы использовать, и, кстати, не ошиблись бы, новорусское словечко крышует. Представьте себе: любовь крышует.
Как это ни курьезно, но такой перевод был бы верным. Здесь имеется в виду, что любовь защищает, как крыша, как покров.
Всему верит, всего надеется… Любовь верит в чистоту побуждений человека – об этом первая половина фразы. А вторая – о том, что, когда человек, которого мы любим, поступает недостойно, мы все равно должны верить в него. Должны верить в чистоту его побуждений или хотя бы в то, что он покается и исправится.
Все переносит… Любовь способна сносить любые искушения и испытания от того, кого любит. Мы должны мириться с болезнями, истериками, слабостями нашей второй половины, должны терпеливо переносить проблемы, связанные с общежитием, какими-то внешними проблемами. Я бы перевел это как любовь терпелива.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… Порой спрашивают: а будет ли любовь в вечности, или, как и прочие земные вещи, она исчезнет? Нет, дорогие! Апостол однозначно говорит, что в конце истории, когда мы предстанем перед Богом, останется лишь одно: любовь. Наши чувства сохранятся в вечности! Они – навсегда.
Дорогие! Предлагаю вам интересный проект. Теперь мы разобрались с особенностями христианской любви, как ее видит Ап. Павел. Для этого нам пришлось не просто перечитать русский перевод, а копнуть глубже, до самого оригинала.
А теперь я предлагаю привести примеры из вашей жизни (может быть, из жизни знакомых вам людей), которые проиллюстрируют мысли Ап. Павла. Кто-то сможет привести пример и проиллюстрировать лишь одно положение Ап. Павла, кто-то несколько. Отберу некоторые, наиболее типичные, характерные, и сделаю подборку: «Христианская любовь по Ап. Павлу в примерах современных христиан». Опубликую здесь и пошлю в какой-нибудь христианский журнал, например в «Фому».
Вы можете ваши примеры оставлять в комментариях или писать на почту: kp@azbyka.ru. Имя указывать желательно, но не обязательно, кто как хочет.
Думаю, что мысль Ап. Павла, подкрепленная живыми и энергичными примерами, поможет нам заново открыть для себя величайший христианский текст.
Из летнего...
В день святого великомученика Пантелеимона я был приглашен на службу в храм Казанской иконы Божией Матери, что в Вырице. Здесь, в Вырице, мы снимали дачу, и в этот храм, к мощам преп. Серафима Вырицкого, мы ходили почти каждый день молиться (благо жили на расстоянии 10 минут ходьбы от церкви).
И вот, после прекрасной службы, я разоблачился и, водрузившись в пластиковом кресле, стал ожидать обеда. Дети уже поели, а я жду своей очереди
Я с сыном Арсением.




- Перейти к предыдущей записи Какая она, христианская любовь? 1