ЭТО МОЯ СТРАНА!
Из переписки с друзьями…
Неделя свободного времени, и мы рванули в Центральную Россию. В те места, на которые давно с интересом смотрели на карте, но так и не решались выдвинуться туда на машине. Пугали дороги, пробки возле Москвы. Наконец-то решились. Да и мечта о Смоленске должна была когда-то реализоваться. Но не без искушений получилось путешествие: я забыла дома фотоаппарат, что теперь является предметом особого покаяния, как сказал один очень хороший человек, и записную книжку...
Привет!
Мы в Великих Луках. Вчера было сухо на дорогах. Ночью пошел снег. Но потом он тоже стаял.
Великие Луки как-то прошли мимо. Просто техническая остановка. От дачи было туда 350 км, через любимый Порхов, там поели, причем вкусно. И поехали в Великие Луки. Гостиница «Амарис» оказалась очень хорошей, но далеко от центра. И мы уже не выходили. Только проехали по некоторым достопримечательностям. Решили отоспаться. А гостиница – блеск! Абсолютно европейская, в лучших традициях. И обслуживание тоже. И оказалось, что именно в ней живут иностранные специалисты, которые работают на мясо-молочном комбинате. (Вот тебе и санкции, работают люди!) Великолукские мясные продукты у нас по всему Северо-Западу продаются, и их очень много. И в Питере, и в Новгороде, везде. Я видела их магазины даже в Московской области. Продукты хорошие, и мясные, и молочные, любые. У них лозунг: «продаем свое, домашнее». И все вкусно!
Исторических зданий практически не осталось. Но это и неудивительно: все войны России прошлись по Великим Лукам. Все было разрушено, уничтожено, взорвано. Из храмов, например, те, что не унесли войны, сумели стереть с лица земли в хрущевские времена. Так что на весь город со 100-тысячным населением сегодня два храма и строится новый в спальном микрорайоне. Что тоже уже здорово! Крепостной стены как таковой нет, остался 18-метровый земляной вал. И на нём – Летящий танк, так жители называют победную Т-34-ку. Пушка смотрит ввысь, он стоит на самом краю вала, к нему ведет каменная лестница, он нависает над ней своим стремительным, мощным бронированным телом. Танк – победитель. И город – победитель. Хороший город. А утром поехали в Смоленск. Кстати, завтрак был замечательный! С кашей!
Привет!
Смоленск – потрясающий город! Сюда надо и необходимо приезжать! Несмотря на паршивую погоду, дивная старинная красота купеческих особняков все перебивает. И мокрые ноги не мешают восхищаться.
Смоленск – «сияющий город на холме»! Этот чудесный холм – Соборная Горка, на которой расположен Свято-Успенский кафедральный Собор. В нем хранится древний список Чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери, Одигитрии. Первым делом, поставив машину в самом центре, возле Дома творчества, мы пошли к Ней. Храм потрясающе величествен и красив. Возвышается на неземную высоту алтарь, самый большой в Европе. Но золото и киноварь икон не пугают, не нависают своим великолепием над человеком, не подавляют его, маленького и слабого, а тепло обнимают каждого, кто сюда пришел. Мы были мокрые, как взъерошенные птицы после дождя, в таком виде и приникли к Иконе. И Богородица не посмотрела осуждающе. Ее глаза светились добром и лаской. Она придерживала Младенца и терпеливо выслушивала все просьбы, моления, покаяние… Она нас любит, всех нас. Это чувствуется здесь особенно остро.
Посмотри, какой интересный материал об Иконе я нашла в «Азбуке» (http://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-smolenskaja):
Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская
Празднование: 28 июля/10 августа
История
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название «Одигитрия Смоленская».
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая – «мера в меру» – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 – каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, – 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии – одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»
Тут добавить можно только про подвиг Меркурия, по крайней мере, лично мне очень нравится эта история про русского былинного богатыря, который по зову Божьей Матери вышел один в поле сражаться с полчищем Батыевым. С помощью Пречистой богатырь одержал победу, но ему суждено было пострадать за Христа. И у него, сонного, усталого после битвы, затаившийся враг отрезал голову. Но Господь не попустил, чтобы русский воин остался на растерзание врагам за стенами города. И чудесным образом Меркурий вошел в Смоленск, неся с собой свою отрубленную голову. Здесь его и похоронили. А в Смоленском Богоявленском Соборе хранятся его туфли и железный шишак, которые были на герое в ту роковую ночь. Меркурия причислили к лику святых.
Великая Отечественная война унесла жизни миллионов советских людей. На пути фашистов встал Смоленск. Несмотря на то, что в стране велась антирелигиозная пропаганда, тысячи верующих, верных патриотическому долгу, просили помощи у защитницы своей Одигитрии. Незримо помогала народу Смоленская икона Божией Матери Одигитрия.
Где находится теперь древний образ, неизвестно, после оккупации Икона исчезла. На том месте, где она располагалась, по сей день стоит список Божьей Матери, выполненный в XVII веке. Он долгие годы защищает город от бед, войн, разрушений, благословляет верующих на праведные дела.
Смоленск – это Стена и Успенский собор с Чудотворной Смоленской иконой Божьей Матери Одигитрии. Такая красота, такая сила! Стена – это тоже событие. Зодчий Федор Конь, чей памятник сегодня стоит в Смоленске, построил удивительной красоты и мощи защитную крепость вокруг города. Она сохранилась не вся, но город бережет то, что от нее осталось, это чувствуется сразу. Все красивые прогулочные места расположены возле Стены. И набережная реки Днепр, да-да, здесь Днепр не так широк, чтобы «не каждая птица» долетела до его середины, но здесь его истоки. И парк вдоль Стены. Как бережно оформлен кусок Стены, выходящий на центральный проспект! Пешеходные переходы, уходящие под землю, выполнены снаружи, как гигантские пушки на лафетах возле крепостной стены. На эту мощь удоволенно смотрит Александр Твардовскийвместе со своим героем Василием Тёркиным. Про эту Стену снимают исторический художественный фильм. Наш нынешний министр культуры Мединский, еще не будучи министром, а просто историком и писателем, написал роман «Стена» об истории Смоленска. И вот этот роман материализовался прямо перед глазами. Кстати, роман хороший, интересный.
И нам всё понравилось, несмотря на плохую погоду. Снег бурно тает, текут ручьи. Но на завтра обещают, что будет подмораживать.
А как хорошо в Смоленске с едой! Во-первых, её полно, во-вторых, вкусно, в-третьих, дешево! Мы пообедали в центре города за 700 р. Такого еще не было! И очень много обуви. Т. к. промочили ноги, мы искали зимние сапоги. И нашли наши, российские, производства Тулы, за 2000 р. Натуральная кожа, литая подошва, мутон внутри. А носки из Сергиева Посада, хлопковые с лайкрой, всего за 90 р.! Это просто фантастика! В Питере не видела такой нашей обуви. Теперь буду искать. «Саламандра» отдыхает!
Так что рекомендую сюда приезжать. Тут и картинные галереи, и филармония, и художественный театр! А гостиница наша недорогая, «Премьер», 40 минут пешком по прямой от центра, но очень современная, классная, лучше, чем во многих европейских столицах! Я номером очень довольна. Про завтрак узнаю завтра.
Завтрак удался! Очень хороша овсяная каша!
Привет!
Мы в Орле. Из Смоленска сюда 370 км. Ехали через Рославль, Брянск. Рославль – прелестный маленький купеческий город. Спасо-Преображенский монастырь на горе, действующий. В нем список Тихвинской иконы Божьей Матери и великомученицы Варвары, дальше – купеческие особняки. Город древний, был выстроен как засека для защиты смоленских рубежей по черниговскому направлению. Полно народу, машин, город живой и деятельный. Мы выпили кофе, съели чудесные вареники с вишней и уехали. Думали зависнуть в Брянске. Это большой промышленный город. Старины практически нет. Война прокатилась и ничего не оставила. Зато прекрасное жилое строительство. Но понимаю однокурсницу, которая сюда не вернулась, а поехала в Ярославль.
Орел. Чудесное место, излучина рек Оки и Орлика. По легенде, когда срубили первое дерево для строительства крепости на этом месте, в небо поднялся громадный орел. Так крепость и назвали. Большой город, промышленный. Вокруг много льнозаводов. Машины везут сено с полей, значит, скот есть!
Чудесные мосты через Орлик, два замечательных Гостиных двора вдоль улицы Гостиной. И все в разрухе. Плитка разваливается, тротуары в колдобинах. Мосты шершавые. Особняки не реставрированы. Только два или три дома приведены в порядок. Центральная пешеходная улица – конечно, Ленина – совсем не ухожена. Она поднимается вверх к дому Правительства от чудесного моста со старинными фонарями и мощными орлами в начале моста. Но идти неудобно, ноги на каблуках подворачиваются. Колдобины. Похоже, это наследство Строева... А можно сделать город игрушкой! Одни Гостиные дворы чего стоят! Голубые, стремительные и… обшарпанные. А самострой, с которым так успешно начали бороться в Москве! Может, и сюда доберется «ночь больших ковшей»? Как можно было пристроить стекляшку-шашлычницу к Гостиному двору, прямо к его голубой благородной стене, и перекрыть половину вида на роскошную церковь в излучине реки? Церквей и так мало в городе, так еще перекрывают такой пошлятиной! Неужели нормальный главный архитектор города мог дать такое разрешение? Не верю! 5 августа 2016 г. этому замечательному, потрясающе красивому городу исполнится 450 лет. Очень надеюсь, что праздник пойдет ему на пользу. Он похорошеет, помолодеет. Сейчас к управлению пришла новая команда, возможно, они сначала будут думать о городе и горожанах, а потом о себе.
В Орле есть Музей российских писателей. Потому что отсюда вышла целая плеяда: и Тургенев, и Лесков, и Бунин, и Фет, и Леонид Андреев.
Мне многое понравилось, например, огромное количество российских товаров. Обувь, конечно. И я даже не знала, что у нас в стране есть курский трикотаж. Не белорусский, который заполонил все города, большие и малые, а наш, курский. И очень достойный. И все за разумные деньги.
Завтра едем в монастырь в Корсуни, к знакомому монаху, с которым познакомились на Соловках. А оттуда хотим в Спасское-Лутовиново и в Ясную Поляну. Это все по дороге на Тулу. Если Бог даст.
Да, тут есть замечательный конный памятник Ермолову, еще – Кутузову и Лескову, с персонажами из его книг. Город может и должен заиграть! Только в него вкладывать надо.
Привет!
Мы были в Корсуни, в монастыре у нашего знакомого монаха. Там замечательно. Идет такое мощное строительство, и все на пожертвования. Я там заказала и обедню, и сорокоуст, и даже постоянную молитву на время Великого Поста. Помолилась у Корсунской иконы Божьей Матери.
Места потрясающей красоты. Едешь – и кругом тургеневские пейзажи. Солнце, синее небо, белый снег, белые березы, ярко-синие купола нового храма. Поля кругом ухоженные, вспаханные, черная жирная земля. Фермы, элеваторы. И их много. В монастыре свое молоко, жирное, настоящее. Мечтают и сыр производить. Люди работают.
Корсунская во имя св. Князя Владимира мужская Пустынь возникла рядом с селом Корсунь Орловской области, между деревнями Верховье и Покровское. На месте старинной помещичьей усадьбы Вельяминова-Зернова. Вместо уничтоженной во время войны старинной церкви во имя Корсунской иконы Божьей Матери. Первым возник женский Иоанно-Богословский монастырь. Рядом образовалась община монахов, а потом, прошлым летом, она, эта община, стала Пустынью. Старцы говорят, здесь будет Лавра…
В Пустыни – свой Живоносный источник. История же Живоносного источника в Константинополе такова:
«В V веке неподалёку от Константинополя (ныне Стамбул) находилась роща платанов и кипарисов, посвящённая Пресвятой Богородице, посреди которой был источник. Однако, это место постепенно заросло, а источник засорился.
Однажды воин Лев Маркелл, добрый и смиренный человек, помогая заблудившемуся слепцу выйти на тропинку, очутился на этом месте. По Промыслу Божию, слепой старец почувствовал сильную жажду и стал умолять милостивого воина дать ему пить. Лев долго искал воду, но тщетно, и стал скорбеть, как вдруг услышал голос: "Не унывай, о Царь Лев, вода, которую ты ищешь, здесь близко, только повернись к ней. Устрой Мне на этом месте храм: в нём Я буду внимать молитвам и подавать желаемое всем, с усердием и верою сюда приходящим. Ничто не сильно будет противиться власти Моей: демон ли, болезнь ли неисцельная, или что другое, – только бы просили Меня благоговейно".
Лев посмотрел по сторонам, но сам не смог увидеть источника, а нашёл его только благодаря указанию таинственного голоса. По приказанию свыше, он напоил найденной водой слепца и положил ему на глаза тину из источника, после чего старик прозрел. И познал тогда Лев, Кто говорил с ним.
Став, по предсказанию Пресвятой Девы, Императором в 457 году, Лев Маркелл приказал очистить источник и возвёл над ним великолепный храм, посвящённый Богородице, который он назвал "Живоносным Источником".
В огромном золоченом куполе храма были проделаны отверстия, через которые лучи солнца освещали выложенный белым мрамором источник и, отражаясь от мраморных стен и украшенного золотом свода, сияли, подобно молниям. К источнику, расположенному посреди храма, вели две мраморные лестницы в двадцать пять ступеней. В куполе находилось мозаичное изображение Богоматери с Младенцем, которое отражалось в источнике. У верхней части источника было в мраморе круглое углубление, в которое втекала вода непосредственно из источника, а затем она вытекала в мраморный бассейн, так чтобы было удобно черпать воду со всех сторон. Тогда же был написан и образ, как бы изображающий устройство храма и его благодатную сущность. Множество чудес и исцелений от чудесного источника происходило, согласно преданию, ежедневно». (Этот материал я взяла с сайта Пустыни: http://korsun-bm.ru/zhivonosnyy-istochnik/istoriya-ikony.html)
А вот история с мрамором в монастыре меня потрясла! Господь нас слышит всегда. Теоретически я это знаю, иногда даже получаю подтверждения тому, но потом опять отвлекаюсь и забываю… Но тут… Господь не просто помогает, а дает именно столько, сколько человеку нужно. История же такова: Источник в Пустыни есть, и Чудотворный, как и в Константинополе, его расчистили, подняли вокруг него кирпичные стенки, выложили дно плиткой, но хотелось большего. Хотелось сделать купальню, хотя бы приблизительно такую, как в древности. А для этого нужен был мрамор. Не банная плитка, дешевая, а дорогой мрамор. Где его взять, узнали – был в Москве такой, коричневый, со светлыми прожилками, роскошный, но дорогой. Батюшка, о. настоятель Силуан (Фирсов), успокоил братию, сказал, что будем молиться. И сам молился постоянно. И вдруг звонят из Москвы и говорят, что есть партия вроде как бракованного мрамора, но очень хорошего как раз для купели, и стоит недорого, по сравнению с первым сортом, всего 130 тыс. рублей. Батюшка вздохнул и говорит, что у них собралось на пожертвования всего 30 тысяч, но они будут молиться. И молились. Через пару дней прибегает к о. настоятелю испуганная монахиня-свечница, мать Никанора, со сложенным вчетверо листом бумаги, в который вложено 100 тыс. рублей. Немая сцена! Батюшка решил подождать несколько дней, вдруг это человек случайно забыл в церковной лавке и вернется, ну, а уж коли нет, то эти деньги пойдут на мрамор. Так и случилось. Нужно было ровно 130 тысяч рублей, именно столько Господь и дал. И мрамор теперь в этой чудесной купели с голубой целительной водой. Увидеть эту купальню и снаружи, и изнутри можно на сайте Пустыни: http://korsun-bm.ru/history/svetlye-liki-korsuni.html
Если ты зашла на этот сайт, то в церкви видишь множество резных украшений. Все, абсолютно все из дерева монахи делают сами. Липа, ясень – это их материал. Удивительная резная икона над входом в церковь. Я не очень ее разглядела, потому что был мороз, и она заиндевела. Мы зашли в мастерскую. Пахнет деревом, стружкой. Работают приветливые бородатые мужики, и только потом понимаешь, что это монахи…
А какая у них чудесная задумка с самоваром! Ну, такого самовара я вообще еще никогда не видела. Литров на 300. Огромный. Красивый. Теплый и добрый даже сейчас, еще не используемый. Для него строится беседка каменная, которая тоже будет украшена резьбой внутри. Громадный стол вокруг громадного же самовара. И за этим столом будут собираться паломники. Ни один не уйдет без угощения, без чашки чаю. А чай они делают сами. Знаменитый русский Иван-чай. Тут у них все по уму, и сушка, и купаж. Остается насыщенный цвет и запах лета. Чай с молитвой и мёдом продлевает жизнь, дарует здоровье и хорошее настроение. А мёд тоже свой, луговой. Стакан душистого жидкого янтаря переносит тебя в лето, на цветущий луг, траву которого ты можешь мять, лежать на ней в тишине и покое, глядя в синее небо, слыша гудение пчел и трели жаворонка высоко-высоко. А такое ощущение, что небо здесь постоянно синее-синее! Или это от яркой синевы куполов?
А дальше по дороге был Мценск. Вот тебе перекличка с Лесковым. И потом Спасское-Лутовиново. Никогда не думала, когда читала в детстве о Тургеневе, что сумею сюда попасть. И мы поехали в имение. Потрясающе! Ухоженный парк, действующая Спасо-Преображенская церковь. И то, что осталось от барского дома. Мебель и прочее внутреннее убранство сохранилось. Мы заказали экскурсию, её провели только для нас. Народу сейчас, зимой, нет. Очень хорошо, с текстами, великолепными цитатами из переписки с друзьями. И такое ощущение, что мы его видели, Ивана Сергеевича, там, в парке возле им же посаженного дуба.
Но в Ясную Поляну уже не заехали. Было довольно поздно, около пяти. А там надо часа четыре провести. Так что, Бог даст, в Тулу надо будет еще приехать. В Туле хорошо. Есть еще над чем работать, но Кремль сделан и отреставрирован замечательно. Купили тульские пряники, белевскую знаменитую пастилу и зефир, без сахара, натуральный. Остались без тульского самовара, но с пряниками! Обуви здесь тоже немерено.
Завтра! Бог даст, собираемся в Оптину.
Можно жить так, как во Владимире, в Смоленске. А можно так, как в Орле, Белёве, Козельске. Это разные города, большой и маленькие, но достаточно разрухи, грязи, непорядливости. При этом в магазине абсолютно все есть, еда всякая, включая деликатесы, и это в Белёве. Бройлерные цыплята с местной птицефермы – по 80р. За кг! Это же здорово! А монастыри разрушены, церкви в развалинах. Но они вытащат себя, потому что работают. Вспомнили рецепты старинной русской пастилы и зефира из Белёва. И работают. Эта пастила натуральная, на пектине, сейчас уже и в Питере продается. И строится фирменный магазин в Белёве, то, чего никогда не было. И пойдут дороги, пойдет реставрация купеческих домов, возродится монастырь. Он уже возрождается. Когда подъезжаешь к Белёву, то на крутом берегу излучины Оки стоит монастырь. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Вид фантастической красоты. Дух захватывает. Идет реставрация. Уже восстановлена стена с колокольней и церковью Алексия, человека Божия (надвратная), Преображенский Собор в лесах, но уже радуют два небольших храма и красавица-колокольня.
Для того чтобы изменить мир, нужно изменить себя, что и является самым трудным. Вот монахи не ноют и не воют, а просто молятся и работают. И мир вокруг них меняется. Я это сама увидела.
Привет!
Мы сегодня доехали до Оптиной через Белёв и Козельск. Эти города – моя боль. Там столько работы! Людей много, одеты хорошо, машин много, даже в этих поселениях (городами их трудно назвать, а жаль!) появляются пробки! Магазинов много, все есть, но нет внешнего порядка, тротуаров нормальных, домов отреставрированных мало. Везде бы назначить или избрать по хорошему голове города, и все получится. Хозяин нужен и селу, и городу. Кстати, деревни все по дороге хорошие, крепкие. Возле Белёва много садов, и новые заложены. Ну и правильно, им же пектин нужен из яблок. Поэтому я верю, что они себя вытащат. Церкви в каждом селе. И вот я заметила странную – или не странную? – закономерность: если в деревне или городке есть действующая церковь или монастырь рядом, или реставрируется старый, разрушенный собор, то поселение это выглядит совсем иначе. Нет разрухи, беспорядка, упадка. Наверное, действительно, разруха начинается в головах. А если вокруг есть люди, которые молятся, то «Русь еще жива, Русь еще поет», – это как в стихах у иеромонаха Романа.
Оптина – это другой мир. Светлый, чистый. Может быть, слишком ухоженный снаружи, но внутри каждая церковь осталась такой же, как была раньше. Там, внутри, иное состояние души, другая энергия, другие отношения. Я приткнулась к прп. Амвросию, и на меня накатила тишина и покой. Я что-то нервничала последнее время. И вот это ушло. Я молилась об умягчении злых сердец. Безотносительно к кому-то. Просто обо всех. Так хочется добра! И какое-то внутреннее успокоение пришло. Главное – доверять Господу.
А потом мы уехали в Калугу. Славный город, только старины такой нет. А так все есть. Опять море обуви. Хороший трикотаж теперь у нас. Белье мужское. Носки по 65 р. У нас меньше 1 евро, а в Литве были по 10. Вот и смотри. И очень хорошее натуральное качество. И с бамбуком так же есть, как и в Литве. Больше я в Клайпеде ничего из утянского трикотажа не куплю. И скоро будут прекрасные мужские костюмы, и пальто, и платья. Все это получится. И вот тебе санкции – наша легкая промышленность оживает на глазах. И это не сельское хозяйство, в которое уже все вроде бы поверили.
Наверное, некоторые хотят жить в разрухе, чтобы оправдывать свое бессилие и нежелание что-то менять. В России сейчас просыпается пассионарный дух. Изменилось, или меняется, самосознание людей. Это факт. Поэтому страна жива, меняется и развивается.
Привет!
Мы добрались до Твери. Тут было от Калуги 370 км. Дорога хорошая. Проезжали Полотняный Завод, но было еще рано и все закрыто. А потом был маленький городок Медынь. И сразу ассоциации – летний полдень, луг, усыпанный цветами, нектар, сладкий аромат, ровный пчелиный гул. Мёд. Очень хороший городок. Большой молочный комплекс. Все производят сами. И новые тротуары, дороги, масса магазинов. Ухоженные дома.
Так что вся дорога через Калужскую и Московскую области до Твери была в удовольствие. А еще солнце, снег и синее февральское небо!
В Твери столько снега! Это он без нас нападал! Его теперь ликвидируют путем растаивания, т.е. ждут, когда растает. Ну, чистят, конечно, но ходить трудно. А город большой, столичный, шумный. Красивые улицы пешеходные получились. Мы были здесь 10 лет назад. Все изменилось неузнаваемо!
Да, купила домой экологически чистые продукты молочные, с фермы. Так что в Медное к итальянцу можно не заезжать.
Завтра собираемся ехать домой через Торжок, Бог даст.
Дорога от Твери замечательная! Никаких теперь пробок, вокруг Вышнего Волочка проехали по платной объездной. 200 р. – и шикарная дорога! Это того стоит! В Торжок не заехали, было еще слишком рано и для чая, и для пожарских котлет. Оставили на следующее путешествие, например, Бог даст, в Осташков, по местам творческой жизни моего деда Алексея Тверяка.
Наша «кругосветка» закончилась, а перед глазами все еще дорога. Среднерусская возвышенность. Горы, ну, скорее, холмы, конечно. Овраги, поля, чудные леса, храмы на фоне синего неба, чистый искрящийся снег, укатанный зимник от деревни к деревне, ледяная сверкающая колея, вытаивающая на теплеющем февральском солнце.
И это моя страна! Россия!
Из переписки с друзьями…
Неделя свободного времени, и мы рванули в Центральную Россию. В те места, на которые давно с интересом смотрели на карте, но так и не решались выдвинуться туда на машине. Пугали дороги, пробки возле Москвы. Наконец-то решились. Да и мечта о Смоленске должна была когда-то реализоваться. Но не без искушений получилось путешествие: я забыла дома фотоаппарат, что теперь является предметом особого покаяния, как сказал один очень хороший человек, и записную книжку...
Привет!
Мы в Великих Луках. Вчера было сухо на дорогах. Ночью пошел снег. Но потом он тоже стаял.
Великие Луки как-то прошли мимо. Просто техническая остановка. От дачи было туда 350 км, через любимый Порхов, там поели, причем вкусно. И поехали в Великие Луки. Гостиница «Амарис» оказалась очень хорошей, но далеко от центра. И мы уже не выходили. Только проехали по некоторым достопримечательностям. Решили отоспаться. А гостиница – блеск! Абсолютно европейская, в лучших традициях. И обслуживание тоже. И оказалось, что именно в ней живут иностранные специалисты, которые работают на мясо-молочном комбинате. (Вот тебе и санкции, работают люди!) Великолукские мясные продукты у нас по всему Северо-Западу продаются, и их очень много. И в Питере, и в Новгороде, везде. Я видела их магазины даже в Московской области. Продукты хорошие, и мясные, и молочные, любые. У них лозунг: «продаем свое, домашнее». И все вкусно!
Исторических зданий практически не осталось. Но это и неудивительно: все войны России прошлись по Великим Лукам. Все было разрушено, уничтожено, взорвано. Из храмов, например, те, что не унесли войны, сумели стереть с лица земли в хрущевские времена. Так что на весь город со 100-тысячным населением сегодня два храма и строится новый в спальном микрорайоне. Что тоже уже здорово! Крепостной стены как таковой нет, остался 18-метровый земляной вал. И на нём – Летящий танк, так жители называют победную Т-34-ку. Пушка смотрит ввысь, он стоит на самом краю вала, к нему ведет каменная лестница, он нависает над ней своим стремительным, мощным бронированным телом. Танк – победитель. И город – победитель. Хороший город. А утром поехали в Смоленск. Кстати, завтрак был замечательный! С кашей!
Привет!
Смоленск – потрясающий город! Сюда надо и необходимо приезжать! Несмотря на паршивую погоду, дивная старинная красота купеческих особняков все перебивает. И мокрые ноги не мешают восхищаться.
Смоленск – «сияющий город на холме»! Этот чудесный холм – Соборная Горка, на которой расположен Свято-Успенский кафедральный Собор. В нем хранится древний список Чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери, Одигитрии. Первым делом, поставив машину в самом центре, возле Дома творчества, мы пошли к Ней. Храм потрясающе величествен и красив. Возвышается на неземную высоту алтарь, самый большой в Европе. Но золото и киноварь икон не пугают, не нависают своим великолепием над человеком, не подавляют его, маленького и слабого, а тепло обнимают каждого, кто сюда пришел. Мы были мокрые, как взъерошенные птицы после дождя, в таком виде и приникли к Иконе. И Богородица не посмотрела осуждающе. Ее глаза светились добром и лаской. Она придерживала Младенца и терпеливо выслушивала все просьбы, моления, покаяние… Она нас любит, всех нас. Это чувствуется здесь особенно остро.
Посмотри, какой интересный материал об Иконе я нашла в «Азбуке» (http://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-smolenskaja):
Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская
Празднование: 28 июля/10 августа
История
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название «Одигитрия Смоленская».
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая – «мера в меру» – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 – каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, – 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии – одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»
Тут добавить можно только про подвиг Меркурия, по крайней мере, лично мне очень нравится эта история про русского былинного богатыря, который по зову Божьей Матери вышел один в поле сражаться с полчищем Батыевым. С помощью Пречистой богатырь одержал победу, но ему суждено было пострадать за Христа. И у него, сонного, усталого после битвы, затаившийся враг отрезал голову. Но Господь не попустил, чтобы русский воин остался на растерзание врагам за стенами города. И чудесным образом Меркурий вошел в Смоленск, неся с собой свою отрубленную голову. Здесь его и похоронили. А в Смоленском Богоявленском Соборе хранятся его туфли и железный шишак, которые были на герое в ту роковую ночь. Меркурия причислили к лику святых.
Великая Отечественная война унесла жизни миллионов советских людей. На пути фашистов встал Смоленск. Несмотря на то, что в стране велась антирелигиозная пропаганда, тысячи верующих, верных патриотическому долгу, просили помощи у защитницы своей Одигитрии. Незримо помогала народу Смоленская икона Божией Матери Одигитрия.
Где находится теперь древний образ, неизвестно, после оккупации Икона исчезла. На том месте, где она располагалась, по сей день стоит список Божьей Матери, выполненный в XVII веке. Он долгие годы защищает город от бед, войн, разрушений, благословляет верующих на праведные дела.
Смоленск – это Стена и Успенский собор с Чудотворной Смоленской иконой Божьей Матери Одигитрии. Такая красота, такая сила! Стена – это тоже событие. Зодчий Федор Конь, чей памятник сегодня стоит в Смоленске, построил удивительной красоты и мощи защитную крепость вокруг города. Она сохранилась не вся, но город бережет то, что от нее осталось, это чувствуется сразу. Все красивые прогулочные места расположены возле Стены. И набережная реки Днепр, да-да, здесь Днепр не так широк, чтобы «не каждая птица» долетела до его середины, но здесь его истоки. И парк вдоль Стены. Как бережно оформлен кусок Стены, выходящий на центральный проспект! Пешеходные переходы, уходящие под землю, выполнены снаружи, как гигантские пушки на лафетах возле крепостной стены. На эту мощь удоволенно смотрит Александр Твардовскийвместе со своим героем Василием Тёркиным. Про эту Стену снимают исторический художественный фильм. Наш нынешний министр культуры Мединский, еще не будучи министром, а просто историком и писателем, написал роман «Стена» об истории Смоленска. И вот этот роман материализовался прямо перед глазами. Кстати, роман хороший, интересный.
И нам всё понравилось, несмотря на плохую погоду. Снег бурно тает, текут ручьи. Но на завтра обещают, что будет подмораживать.
А как хорошо в Смоленске с едой! Во-первых, её полно, во-вторых, вкусно, в-третьих, дешево! Мы пообедали в центре города за 700 р. Такого еще не было! И очень много обуви. Т. к. промочили ноги, мы искали зимние сапоги. И нашли наши, российские, производства Тулы, за 2000 р. Натуральная кожа, литая подошва, мутон внутри. А носки из Сергиева Посада, хлопковые с лайкрой, всего за 90 р.! Это просто фантастика! В Питере не видела такой нашей обуви. Теперь буду искать. «Саламандра» отдыхает!
Так что рекомендую сюда приезжать. Тут и картинные галереи, и филармония, и художественный театр! А гостиница наша недорогая, «Премьер», 40 минут пешком по прямой от центра, но очень современная, классная, лучше, чем во многих европейских столицах! Я номером очень довольна. Про завтрак узнаю завтра.
Завтрак удался! Очень хороша овсяная каша!
Привет!
Мы в Орле. Из Смоленска сюда 370 км. Ехали через Рославль, Брянск. Рославль – прелестный маленький купеческий город. Спасо-Преображенский монастырь на горе, действующий. В нем список Тихвинской иконы Божьей Матери и великомученицы Варвары, дальше – купеческие особняки. Город древний, был выстроен как засека для защиты смоленских рубежей по черниговскому направлению. Полно народу, машин, город живой и деятельный. Мы выпили кофе, съели чудесные вареники с вишней и уехали. Думали зависнуть в Брянске. Это большой промышленный город. Старины практически нет. Война прокатилась и ничего не оставила. Зато прекрасное жилое строительство. Но понимаю однокурсницу, которая сюда не вернулась, а поехала в Ярославль.
Орел. Чудесное место, излучина рек Оки и Орлика. По легенде, когда срубили первое дерево для строительства крепости на этом месте, в небо поднялся громадный орел. Так крепость и назвали. Большой город, промышленный. Вокруг много льнозаводов. Машины везут сено с полей, значит, скот есть!
Чудесные мосты через Орлик, два замечательных Гостиных двора вдоль улицы Гостиной. И все в разрухе. Плитка разваливается, тротуары в колдобинах. Мосты шершавые. Особняки не реставрированы. Только два или три дома приведены в порядок. Центральная пешеходная улица – конечно, Ленина – совсем не ухожена. Она поднимается вверх к дому Правительства от чудесного моста со старинными фонарями и мощными орлами в начале моста. Но идти неудобно, ноги на каблуках подворачиваются. Колдобины. Похоже, это наследство Строева... А можно сделать город игрушкой! Одни Гостиные дворы чего стоят! Голубые, стремительные и… обшарпанные. А самострой, с которым так успешно начали бороться в Москве! Может, и сюда доберется «ночь больших ковшей»? Как можно было пристроить стекляшку-шашлычницу к Гостиному двору, прямо к его голубой благородной стене, и перекрыть половину вида на роскошную церковь в излучине реки? Церквей и так мало в городе, так еще перекрывают такой пошлятиной! Неужели нормальный главный архитектор города мог дать такое разрешение? Не верю! 5 августа 2016 г. этому замечательному, потрясающе красивому городу исполнится 450 лет. Очень надеюсь, что праздник пойдет ему на пользу. Он похорошеет, помолодеет. Сейчас к управлению пришла новая команда, возможно, они сначала будут думать о городе и горожанах, а потом о себе.
В Орле есть Музей российских писателей. Потому что отсюда вышла целая плеяда: и Тургенев, и Лесков, и Бунин, и Фет, и Леонид Андреев.
Мне многое понравилось, например, огромное количество российских товаров. Обувь, конечно. И я даже не знала, что у нас в стране есть курский трикотаж. Не белорусский, который заполонил все города, большие и малые, а наш, курский. И очень достойный. И все за разумные деньги.
Завтра едем в монастырь в Корсуни, к знакомому монаху, с которым познакомились на Соловках. А оттуда хотим в Спасское-Лутовиново и в Ясную Поляну. Это все по дороге на Тулу. Если Бог даст.
Да, тут есть замечательный конный памятник Ермолову, еще – Кутузову и Лескову, с персонажами из его книг. Город может и должен заиграть! Только в него вкладывать надо.
Привет!
Мы были в Корсуни, в монастыре у нашего знакомого монаха. Там замечательно. Идет такое мощное строительство, и все на пожертвования. Я там заказала и обедню, и сорокоуст, и даже постоянную молитву на время Великого Поста. Помолилась у Корсунской иконы Божьей Матери.
Места потрясающей красоты. Едешь – и кругом тургеневские пейзажи. Солнце, синее небо, белый снег, белые березы, ярко-синие купола нового храма. Поля кругом ухоженные, вспаханные, черная жирная земля. Фермы, элеваторы. И их много. В монастыре свое молоко, жирное, настоящее. Мечтают и сыр производить. Люди работают.
Корсунская во имя св. Князя Владимира мужская Пустынь возникла рядом с селом Корсунь Орловской области, между деревнями Верховье и Покровское. На месте старинной помещичьей усадьбы Вельяминова-Зернова. Вместо уничтоженной во время войны старинной церкви во имя Корсунской иконы Божьей Матери. Первым возник женский Иоанно-Богословский монастырь. Рядом образовалась община монахов, а потом, прошлым летом, она, эта община, стала Пустынью. Старцы говорят, здесь будет Лавра…
В Пустыни – свой Живоносный источник. История же Живоносного источника в Константинополе такова:
«В V веке неподалёку от Константинополя (ныне Стамбул) находилась роща платанов и кипарисов, посвящённая Пресвятой Богородице, посреди которой был источник. Однако, это место постепенно заросло, а источник засорился.
Однажды воин Лев Маркелл, добрый и смиренный человек, помогая заблудившемуся слепцу выйти на тропинку, очутился на этом месте. По Промыслу Божию, слепой старец почувствовал сильную жажду и стал умолять милостивого воина дать ему пить. Лев долго искал воду, но тщетно, и стал скорбеть, как вдруг услышал голос: "Не унывай, о Царь Лев, вода, которую ты ищешь, здесь близко, только повернись к ней. Устрой Мне на этом месте храм: в нём Я буду внимать молитвам и подавать желаемое всем, с усердием и верою сюда приходящим. Ничто не сильно будет противиться власти Моей: демон ли, болезнь ли неисцельная, или что другое, – только бы просили Меня благоговейно".
Лев посмотрел по сторонам, но сам не смог увидеть источника, а нашёл его только благодаря указанию таинственного голоса. По приказанию свыше, он напоил найденной водой слепца и положил ему на глаза тину из источника, после чего старик прозрел. И познал тогда Лев, Кто говорил с ним.
Став, по предсказанию Пресвятой Девы, Императором в 457 году, Лев Маркелл приказал очистить источник и возвёл над ним великолепный храм, посвящённый Богородице, который он назвал "Живоносным Источником".
В огромном золоченом куполе храма были проделаны отверстия, через которые лучи солнца освещали выложенный белым мрамором источник и, отражаясь от мраморных стен и украшенного золотом свода, сияли, подобно молниям. К источнику, расположенному посреди храма, вели две мраморные лестницы в двадцать пять ступеней. В куполе находилось мозаичное изображение Богоматери с Младенцем, которое отражалось в источнике. У верхней части источника было в мраморе круглое углубление, в которое втекала вода непосредственно из источника, а затем она вытекала в мраморный бассейн, так чтобы было удобно черпать воду со всех сторон. Тогда же был написан и образ, как бы изображающий устройство храма и его благодатную сущность. Множество чудес и исцелений от чудесного источника происходило, согласно преданию, ежедневно». (Этот материал я взяла с сайта Пустыни: http://korsun-bm.ru/zhivonosnyy-istochnik/istoriya-ikony.html)
А вот история с мрамором в монастыре меня потрясла! Господь нас слышит всегда. Теоретически я это знаю, иногда даже получаю подтверждения тому, но потом опять отвлекаюсь и забываю… Но тут… Господь не просто помогает, а дает именно столько, сколько человеку нужно. История же такова: Источник в Пустыни есть, и Чудотворный, как и в Константинополе, его расчистили, подняли вокруг него кирпичные стенки, выложили дно плиткой, но хотелось большего. Хотелось сделать купальню, хотя бы приблизительно такую, как в древности. А для этого нужен был мрамор. Не банная плитка, дешевая, а дорогой мрамор. Где его взять, узнали – был в Москве такой, коричневый, со светлыми прожилками, роскошный, но дорогой. Батюшка, о. настоятель Силуан (Фирсов), успокоил братию, сказал, что будем молиться. И сам молился постоянно. И вдруг звонят из Москвы и говорят, что есть партия вроде как бракованного мрамора, но очень хорошего как раз для купели, и стоит недорого, по сравнению с первым сортом, всего 130 тыс. рублей. Батюшка вздохнул и говорит, что у них собралось на пожертвования всего 30 тысяч, но они будут молиться. И молились. Через пару дней прибегает к о. настоятелю испуганная монахиня-свечница, мать Никанора, со сложенным вчетверо листом бумаги, в который вложено 100 тыс. рублей. Немая сцена! Батюшка решил подождать несколько дней, вдруг это человек случайно забыл в церковной лавке и вернется, ну, а уж коли нет, то эти деньги пойдут на мрамор. Так и случилось. Нужно было ровно 130 тысяч рублей, именно столько Господь и дал. И мрамор теперь в этой чудесной купели с голубой целительной водой. Увидеть эту купальню и снаружи, и изнутри можно на сайте Пустыни: http://korsun-bm.ru/history/svetlye-liki-korsuni.html
Если ты зашла на этот сайт, то в церкви видишь множество резных украшений. Все, абсолютно все из дерева монахи делают сами. Липа, ясень – это их материал. Удивительная резная икона над входом в церковь. Я не очень ее разглядела, потому что был мороз, и она заиндевела. Мы зашли в мастерскую. Пахнет деревом, стружкой. Работают приветливые бородатые мужики, и только потом понимаешь, что это монахи…
А какая у них чудесная задумка с самоваром! Ну, такого самовара я вообще еще никогда не видела. Литров на 300. Огромный. Красивый. Теплый и добрый даже сейчас, еще не используемый. Для него строится беседка каменная, которая тоже будет украшена резьбой внутри. Громадный стол вокруг громадного же самовара. И за этим столом будут собираться паломники. Ни один не уйдет без угощения, без чашки чаю. А чай они делают сами. Знаменитый русский Иван-чай. Тут у них все по уму, и сушка, и купаж. Остается насыщенный цвет и запах лета. Чай с молитвой и мёдом продлевает жизнь, дарует здоровье и хорошее настроение. А мёд тоже свой, луговой. Стакан душистого жидкого янтаря переносит тебя в лето, на цветущий луг, траву которого ты можешь мять, лежать на ней в тишине и покое, глядя в синее небо, слыша гудение пчел и трели жаворонка высоко-высоко. А такое ощущение, что небо здесь постоянно синее-синее! Или это от яркой синевы куполов?
А дальше по дороге был Мценск. Вот тебе перекличка с Лесковым. И потом Спасское-Лутовиново. Никогда не думала, когда читала в детстве о Тургеневе, что сумею сюда попасть. И мы поехали в имение. Потрясающе! Ухоженный парк, действующая Спасо-Преображенская церковь. И то, что осталось от барского дома. Мебель и прочее внутреннее убранство сохранилось. Мы заказали экскурсию, её провели только для нас. Народу сейчас, зимой, нет. Очень хорошо, с текстами, великолепными цитатами из переписки с друзьями. И такое ощущение, что мы его видели, Ивана Сергеевича, там, в парке возле им же посаженного дуба.
Но в Ясную Поляну уже не заехали. Было довольно поздно, около пяти. А там надо часа четыре провести. Так что, Бог даст, в Тулу надо будет еще приехать. В Туле хорошо. Есть еще над чем работать, но Кремль сделан и отреставрирован замечательно. Купили тульские пряники, белевскую знаменитую пастилу и зефир, без сахара, натуральный. Остались без тульского самовара, но с пряниками! Обуви здесь тоже немерено.
Завтра! Бог даст, собираемся в Оптину.
Можно жить так, как во Владимире, в Смоленске. А можно так, как в Орле, Белёве, Козельске. Это разные города, большой и маленькие, но достаточно разрухи, грязи, непорядливости. При этом в магазине абсолютно все есть, еда всякая, включая деликатесы, и это в Белёве. Бройлерные цыплята с местной птицефермы – по 80р. За кг! Это же здорово! А монастыри разрушены, церкви в развалинах. Но они вытащат себя, потому что работают. Вспомнили рецепты старинной русской пастилы и зефира из Белёва. И работают. Эта пастила натуральная, на пектине, сейчас уже и в Питере продается. И строится фирменный магазин в Белёве, то, чего никогда не было. И пойдут дороги, пойдет реставрация купеческих домов, возродится монастырь. Он уже возрождается. Когда подъезжаешь к Белёву, то на крутом берегу излучины Оки стоит монастырь. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Вид фантастической красоты. Дух захватывает. Идет реставрация. Уже восстановлена стена с колокольней и церковью Алексия, человека Божия (надвратная), Преображенский Собор в лесах, но уже радуют два небольших храма и красавица-колокольня.
Для того чтобы изменить мир, нужно изменить себя, что и является самым трудным. Вот монахи не ноют и не воют, а просто молятся и работают. И мир вокруг них меняется. Я это сама увидела.
Привет!
Мы сегодня доехали до Оптиной через Белёв и Козельск. Эти города – моя боль. Там столько работы! Людей много, одеты хорошо, машин много, даже в этих поселениях (городами их трудно назвать, а жаль!) появляются пробки! Магазинов много, все есть, но нет внешнего порядка, тротуаров нормальных, домов отреставрированных мало. Везде бы назначить или избрать по хорошему голове города, и все получится. Хозяин нужен и селу, и городу. Кстати, деревни все по дороге хорошие, крепкие. Возле Белёва много садов, и новые заложены. Ну и правильно, им же пектин нужен из яблок. Поэтому я верю, что они себя вытащат. Церкви в каждом селе. И вот я заметила странную – или не странную? – закономерность: если в деревне или городке есть действующая церковь или монастырь рядом, или реставрируется старый, разрушенный собор, то поселение это выглядит совсем иначе. Нет разрухи, беспорядка, упадка. Наверное, действительно, разруха начинается в головах. А если вокруг есть люди, которые молятся, то «Русь еще жива, Русь еще поет», – это как в стихах у иеромонаха Романа.
Оптина – это другой мир. Светлый, чистый. Может быть, слишком ухоженный снаружи, но внутри каждая церковь осталась такой же, как была раньше. Там, внутри, иное состояние души, другая энергия, другие отношения. Я приткнулась к прп. Амвросию, и на меня накатила тишина и покой. Я что-то нервничала последнее время. И вот это ушло. Я молилась об умягчении злых сердец. Безотносительно к кому-то. Просто обо всех. Так хочется добра! И какое-то внутреннее успокоение пришло. Главное – доверять Господу.
А потом мы уехали в Калугу. Славный город, только старины такой нет. А так все есть. Опять море обуви. Хороший трикотаж теперь у нас. Белье мужское. Носки по 65 р. У нас меньше 1 евро, а в Литве были по 10. Вот и смотри. И очень хорошее натуральное качество. И с бамбуком так же есть, как и в Литве. Больше я в Клайпеде ничего из утянского трикотажа не куплю. И скоро будут прекрасные мужские костюмы, и пальто, и платья. Все это получится. И вот тебе санкции – наша легкая промышленность оживает на глазах. И это не сельское хозяйство, в которое уже все вроде бы поверили.
Наверное, некоторые хотят жить в разрухе, чтобы оправдывать свое бессилие и нежелание что-то менять. В России сейчас просыпается пассионарный дух. Изменилось, или меняется, самосознание людей. Это факт. Поэтому страна жива, меняется и развивается.
Привет!
Мы добрались до Твери. Тут было от Калуги 370 км. Дорога хорошая. Проезжали Полотняный Завод, но было еще рано и все закрыто. А потом был маленький городок Медынь. И сразу ассоциации – летний полдень, луг, усыпанный цветами, нектар, сладкий аромат, ровный пчелиный гул. Мёд. Очень хороший городок. Большой молочный комплекс. Все производят сами. И новые тротуары, дороги, масса магазинов. Ухоженные дома.
Так что вся дорога через Калужскую и Московскую области до Твери была в удовольствие. А еще солнце, снег и синее февральское небо!
В Твери столько снега! Это он без нас нападал! Его теперь ликвидируют путем растаивания, т.е. ждут, когда растает. Ну, чистят, конечно, но ходить трудно. А город большой, столичный, шумный. Красивые улицы пешеходные получились. Мы были здесь 10 лет назад. Все изменилось неузнаваемо!
Да, купила домой экологически чистые продукты молочные, с фермы. Так что в Медное к итальянцу можно не заезжать.
Завтра собираемся ехать домой через Торжок, Бог даст.
Дорога от Твери замечательная! Никаких теперь пробок, вокруг Вышнего Волочка проехали по платной объездной. 200 р. – и шикарная дорога! Это того стоит! В Торжок не заехали, было еще слишком рано и для чая, и для пожарских котлет. Оставили на следующее путешествие, например, Бог даст, в Осташков, по местам творческой жизни моего деда Алексея Тверяка.
Наша «кругосветка» закончилась, а перед глазами все еще дорога. Среднерусская возвышенность. Горы, ну, скорее, холмы, конечно. Овраги, поля, чудные леса, храмы на фоне синего неба, чистый искрящийся снег, укатанный зимник от деревни к деревне, ледяная сверкающая колея, вытаивающая на теплеющем февральском солнце.
И это моя страна! Россия!