Существует ли родовое проклятье, родовой грех?

Существует ли родовое проклятье, родовой грех?

Что такое проклятие?

Под Божьим проклятием подразумевается осуждение кого-либо или чего-либо Богом, обнаруживающее Его Справедливость, Праведный Суд.

Так, за подстрекательство Евы к преступлению Бог проклял змия (Быт.3:14), за грехопадение Адама — землю (Быт.3:17), за братоубийство — Каина (Быт.4:11).

Как по своему внутреннему содержанию и значению, так и по внешнему проявлению Божье проклятие можно рассматривать как действие, противоположное Божьему благословению.

Собственно, возможностью проклинать обладают и люди. Так, Ной произнёс проклятие в отношении своего внука — Ханаана (Быт.9:25), а иудеи-богоубийцы, обезумев от злобы, сами призвали ответственность за пролитую на Кресте Кровь Христову на себя и своих детей (Мф.27:25).

Божественное проклятие имеет принципиальные отличия от проклятий, инициируемых людьми.

Во-первых, разница состоит в том, что Божье проклятие никогда не наводится без особой причины; оно всегда справедливо, всегда направлено к благим целям и никогда — к злым; никогда не противоречит условиям общего и частного Промысла.

Во-вторых, Божественное проклятие всегда действенно, эффективно и результативно.

Совсем другое дело — проклятие человеческое. Человек — существо ограниченное по природе и индивидуальным особенностям. Кроме того, его ограничивают те или иные жизненные обстоятельства. Он в принципе не обладает настолько великим могуществом, чтобы инициируемое им проклятие приводило к "фатальным" изменениям в судьбе проклятого.

Для того, чтобы проклятие, произнесенное человеком, реализовалось, необходимо, чтобы оно сопровождалось действительно могущественной силой, гораздо более могущественной, чем сила человеческой мысли или произволения. Этой силой, в зависимости от ситуации, может выступать или Господь с Его святыми, или, напротив, тёмные падшие духи.

Стало быть, проклятие человеческое может быть действенным не само по себе (разве только речь идёт о серьезном испуге проклинаемого, связанном с внушением и самовнушением), а лишь при содействии сил Добра или зла.

Что касается Господа, он реализует произнесенное человеком проклятие только тогда, когда это проклятие соответствует Его замыслу о мире и конкретных людях. Если же проклятие противоречит Его святой, праведной воле, то оно, как минимум, не сбудется: «как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч.26:2). Но бывает, что проклятие не только не сбывается, а и обращается на голову самого автора проклятия (Быт.27:29).

В ряде случаев Бог допускает осуществиться проклятию, наводимому человеком при помощи колдовских чар, магических ритуалов, сатанинских обрядов или при непосредственном обращении проклинающего к злым духам. Во времена Ветхого Завета подобного рода проклятия (по крайней мере так считали многие знатные язычники) мог наводить волхв Валаам.

Таким образом, человеческое проклятие бывает трёх видов: иногда оно имеет форму пророчества о лишении проклинаемого Божьих благословений; иногда сводится к призванию на проклинаемого Божьих кар (Иер.11:20); а иногда — к призванию бедствий при помощи темных сил (Чис.22:6).


Что подразумевается под родовым проклятием?


Помимо случаев с проклятиями, ниспосылавшимися на отдельных людей, Священное Писание сообщает и о таких, которые предназначались целым семействам и даже целым родам.

Так, проклятие Ханаана выразилось в том, что связанные с ним бедственные последствия сказались и на его отдаленных потомках. Ной, наложив проклятие на внука, предупредил, что его отпрыски станут рабами симитов (Быт.9:25-27).Так и произошло.

Проклятие «гнева и ярости» двух сыновей патриарха Иакова — двух братьев, Симеона и Левия — обнаружилось в том, что их потомки были разделены и рассеяны между представителями прочих Израильских колен (Быт.49:5-7).

В Книге «Второзаконие» со всей определенностью свидетельствуется о переходе проклятия с проклятого на его потомство в случае отступления от условий Синайского Завета: «проклят будет плод чрева твоего» (Втор.28:18), «сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен» (Втор.28:21), «Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными» (Втор.28:59).

Стихи 108-го псалма, относимые к Иуде предателю (Деян.1:15-20), сообщили за несколько столетий до его рождения, что его дети останутся сиротами и будут нищенствовать (Пс.108:9-10), что их имя изгладится в следующем роде (Пс.108:13).

Особенно примечательно: псалмопевец дал указание, что грех Иуды отобразится не только на его детях, но и каким-то таинственным способом — на его предках: «да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится» (Пс.108:14). Он же дал вразумительное объяснение, почему должно произойти то, что произойдёт: потому что «возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него» (Пс.108:17).

Книга Премудрости Соломона, повествуя о проклятии нечестивцев, прямо говорит, что проклято само их семя (σπέρμα): «Ибо семя (σπέρμα) их было проклятое от начала» (Прем.12:11).

Своего рода проклятием можно считать и определение Божье, адресованное первосвященнику Илию. Это проклятие распространилось не только на виновника, но и на его дом: «Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем [никогда]» (1Цар.2:31).

Наконец, о том, что последствия греховности отцов распространяются по родовой линии на детей, говорил и Христос: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё придет на род сей» (Мф.23:35-36).


Имеет ли родовое проклятие форму роковой, непреодолимой реальности?

Божье проклятие, обнаруживающееся на потомках проклятого грешника, нельзя осмысливать в значении юридически вменяемого наказания, непреодолимо сказывающегося на них вне зависимости от личной вины. Бог Праведен и Справедлив, кроме того — Милосерден. Разве Он может наказывать без вины?

Предостерегая своих соплеменников от ложного понимания смысла и значения Божьего наказания, от мысли о непременном распространении ответственности грешных отцов на детей, хорошо сказал вдохновленный Духом пророк: «зачем вы употребляете... пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? ...душа согрешающая, та умрет... Если кто праведен.., он непременно будет жив» (Иез.18:2-9).


Что подразумевается под родовым грехом?

Способ передачи и распространения родового проклятия связан, помимо прочего, с передачей и распространением от предков к потомкам греховности в форме духовной наследственности, своего рода нравственной порчи. Эта наследственность передается человеку посредством зачатия в форме определенных греховных задатков.

Так, Писание, сообщая о происхождении Сифа, свидетельствует, что Адам родил его по своему образу и подобию (Быт.5:3). Исходя из того, что образ и подобие Божье в человеке в первую очередь относится не к телу, но к душе, понимаем, что образ и подобие родителей, отражаемые в детях, соотносятся не только с телом, но и с душой.

Стало быть, подобие ребенка матери и отцу обязательно проявляется в состоянии его души.

В этом смысле, рассуждая о способе происхождения человеческих душ, некоторые церковные писатели сопоставляли человека с пшеничным зерном: как посевное зерно, писали они, передает новому зерну набор качеств и свойств, так и родители передают своим чадам набор качеств и свойств, связанных как с телесным, так и с душевным началом.

Это значит, что между родителями и детьми существует не только физическая, но и духовная схожесть, что в детях отображаются как положительные, так и отрицательные черты родительских душ.

На наследственную преемственность нравственной нечистоты в виде греховных задатков указывает Книга Иова: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов. 14:4).

В этом же тоне по сей день звучат слова царя и пророка Давида: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7).

Господь Иисус Христос обращал внимание учеников на то, что от дурного рождается дурной плод, как и от доброго — добрый, но не наоборот.

Вот Его слова: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк.6:43-44).

Следует помнить! Сама по себе греховная наследственность не предполагает личной ответственности её обладателя перед Творцом. Другое дело, что она может влиять на склонность наследника ко греху, что в свою очередь может способствовать формированию в нём греховных навыков и привычек, греховных страстей и пороков, за которые ему придётся нести индивидуальную ответственность и соответствующее этой ответственности воздаяние.


В чем отличие родового греха от первородного?


— Первородный грех связывает греховными узами всех людей вообще (Рим.5:12), а родовой — только представителей рода (Мф.23:35-36).

— Первородный грех сказывается на порче человеческого естества (Рим.5:14), а родовой — на индивидуальных особенностях представителей рода.

— Первородный грех распространяется на все поколения, а наследственное проявление родового греха ослабляется от поколения к поколению. При этом представитель каждого последующего поколения влияет на генеалогическую цепочку по-своему, видоизменяя, ослабляя или усиливая наследственную нравственную порчу.

Исходя из библейского свидетельства о том, что наказание Божье за грехи отцов распространяется на детей и детей их детей до третьего и четвёртого рода (Исх.34:7), есть основания думать, что более или менее действенное проявление родового греха продолжается до третьего или четвертого поколения.

— В силу родового греха склонность ко злу, обусловленная первородным грехом, проявляется в каждом человеке особо.

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ.
  • Like
Реакции: 4 человек

Комментарии

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как влияет Таинство Крещения на первородный и родовой грехи?
 
Здравствуйте, Марина! В .таинстве Крещения человек полностью омывается от греховной скверны, рождаясь новым, духовным рождением. Это значит, что он избавляется от всех прежних грехов, включая первородный и родовой. Благодарю за вопрос!
 
Большое спасибо, Алексей Михайлович! Давно подозревала, что это так, и даже кому-то из батюшек здесь задала вопрос, но чёткого ответа не получила. А Вы теперь сами и иследовали и на вопрос мой ответили!

Значит люди после Крещения совсем "новенькие", только приобретённые привычки (которые по идее должны быть убраны во время просвещения и оглашения) и окружение не позволяют им стать святыми?
Поэтому крестить младенцев хорошо, но сами мы-родители грешные их портим.
 
Последнее редактирование:
Но ведь действие страстей в душе человека остается! И склонность к тому или иному греху, присущему моему роду, остается даже после крещения. И я остаюсь смертным и страстным, подверженным всяческим скорбям. Как же Вы говорите, что человек избавляется от первородного греха? Мне кажется это какое-то католическое учение. Извините!
 
Здравствуйте, Сергий!
Но ведь действие страстей в душе человека остается! И склонность к тому или иному греху, присущему моему роду, остается даже после крещения. И я остаюсь смертным и страстным, подверженным всяческим скорбям. Как же Вы говорите, что человек избавляется от первородного греха? Мне кажется это какое-то католическое учение.
По учению Церкви, в Крещении человек полностью омывается от греха. Однако это не значит, будто он автоматически возводится в такую степень праведности, что уже никогда и не помышляет о грехе. Крещаясь, человек не освобождается от способности грешить, не перепрограммируется магически на добро.

Крещение - это духовное рождение, а стяжание праведности - путь, по которому должен идти христианин. Не родившись свыше (от воды и Духа), этот путь не пройти, но и родившийся свыше волен отказаться от этого пути, волен грешить, как грешил до Крещения, волен даже усуглублять свою нравственную нечистоту.

Первозданный Адам не имел ни малейшей склонности ко злу, был чист и невинен, однако же согрешил. Так и любой человек, несмотря на Крещение, не лишается возможности уклонения ко злу. Если он, крестившись, продолжает стремиться ко греху, то виною тому не недостаточность действенности Таинства Крещения, на которую Вы намекаете, а он сам (иногда и его окружение).

Благодарю за ремарку!
 
Здравствуйте, Алексей Михайлович!
Все-таки в Вашем ответе на вопрос Сергия Л. про родовой грех нет полной ясности.
Вы сказали, что после Крещения человек находится в чистом от грехов духовном состоянии Адама и потому начинает грешить, как бы с «чистого листа», не имея склонности к какому-либо определенному греху. Но практика показывает, что у младенца сразу после крещения практически ничего не меняется. Хотя, если все очищено, то должны исчезнуть многие прежние грехи, в том числе и передающиеся по наследству, и появиться новые, которых раннее не было. Однако многие замечают, что тотчас после полного очищения от грехов и духовного рождения заново обычно не проявляется никаких изменений в духовно-нравственном состоянии младенца и вместо прежних грехов у него не появляются новые грехи.

Если родовой грех, как духовная наследственность, полностью очищается Крещением и человек духовно рождается заново, то почему сразу после Крещения у младенца проявляются те же самые родовые грехи, которые были и до Крещения, но практически не появляется новых грехов? Не означает ли это, что после Крещения прежние родовые страсти, порочность и наклонность к определенным грехам где-то все-таки сохраняются?
 
Здравствуйте, Юрий! Вы пишете:
Вы сказали, что после Крещения человек находится в чистом от грехов духовном состоянии Адама и потому начинает грешить, как бы с «чистого листа», не имея склонности к какому-либо определенному греху. Но практика показывает, что у младенца сразу после крещения практически ничего не меняется. Хотя, если все очищено, то должны исчезнуть многие прежние грехи, в том числе и передающиеся по наследству, и появиться новые, которых раннее не было. Однако многие замечают, что тотчас после полного очищения от грехов и духовного рождения заново обычно не проявляется никаких изменений в духовно-нравственном состоянии младенца и вместо прежних грехов у него не появляются новые грехи
В Таинстве Крещения человек и действительно очищается от всех грехов. По этому поводу Церковь высказывается ясно и определённо.

Как я уже отметил выше, Таинство Крещения не подразумевает перепрограммирования или зомбирования человека таким образом, что все его мысли и желания начинают автоматически устремляться к Добру.

Например, если человек имел до Крещения греховную страсть, стремясь к предмету своей страсти как к источнику удовольствия, то знание о возможности получить удовольствие через грех сохранится в его памяти и после Крещения. Ведь Крещение не стирает из памяти знание. Стало быть, для того чтобы преодолеть греховный порок, человеку придётся немало поработать над собой, изменить внутреннее отношение ко греху. А это требует напряжения воли и нравственных усилий, иногда серьёзных и долговременных, но главное - содействия благодати.

Для того, чтобы лучше понять, в чём же тогда состоит очищение от греха через воды Крещения, уместно воспользоваться аналогией, правда, несколько грубой.

Наркоман, страдая от тяжёлой наркотической зависимости или, что то же, болезни, не потребив вовремя очередную дозу наркотика, испытывает тяжелейшие страдания; он мучается, его ломает. Но вот, он собрался с силами и обратился к врачу. Его исцелили, избавили от болезни, "очистили". Он больше не испытывает ломок, его не трясёт. Порок уврачеван. Теперь - он бывший наркоман, и больше не имеет острой необходимости в наркотическом зелье. Тем не менее, его разум хранит воспоминание о наркотике как об источнике удовольствия, средстве забыться, "сбежать" от действительности. Если он не проявит свою волю, то несмотря на то, что он вылечился, он может, при случае или нарочито, вновь взяться за старое. Так и грешник, омытый от скверны греха, несмотря на омытие может вновь устремиться ко злу.

Теперь, что касается крещеных младенцев. Я не знаю, откуда Вы знаете, что в их сознании после Крещения живут те же греховные стремления и не возникает других. На младенцев Крещение действует также, как и на взрослых: они тоже очищаются от греховной скверны. Возведение же их в состоянии праведности требует воспитания и участия в общецерковной жизни.

Благодарю за неравнодушие и внимание к теме!
 
Последнее редактирование:
Алексей Михайлович, хочу выразить частичное возражение в применении (Lk.6:43-,44), по отношению к "проклятию рода". Если мои доводы окажутся взятыми не корректно, готов рассмотреть иные аргументы. Как я вижу некорректность применения цитаты:
1. Таинственная загадка почему в неверующих семьях появляются верующие дети, и наоборот в верующих семьях появляется неверующие потомки.
2. В числе предков Спасителя были такие, которые по совершению греха, не могли рассчитывать на потомство, а уж тем более на рождение Спасителя.
3. Ключевая мысль завершающая 42-44, не должна останавливаться на 44, она продолжается в 45, где говорится о главном вместилище человека, о его чистоте сердца.
Если не верно взяты точки рассмотрения, прошу простить.

По поводу проклятия рода: из трех разных источников, по трем разным ситуациям есть одинаково звучащий факт - очень велик процент появления инвалидность у ребенка который зачат в период поста, или его склонность, в определенный период жизни, впасть в пагубную страсть винопития, наркомании....
 
Здравствуйте, Александр!

Вы справедливо заметили:
в неверующих семьях появляются верующие дети, и наоборот в верующих семьях появляется неверующие потомки
Мы знаем много подобных примеров. Так, у Адама один сын был праведным, Авель, а другой, Каин, стал братоубийцей. Сильно отличались между собой и дети Исаака: братья Исав и Иаков.

Но этими примерами не опровергается мысль о передаче родового греха. Названные примеры свидетельствуют о другом: наследование греховной порчи ребёнком от родителей осуществляется не безусловно, а обусловленно. На степень передачи родового греха, равно как и на степень его проявления в каждом конкретном индивидууме влияет множество факторов, в том числе частные особенности самого ребёнка. Как именно влияют на передачу греха эти факторы, и каков полный их перечень, знает Господь.

Полагаю, что если речь идёт не о близнецах, а о детях, зачатых в разное время, разность уровня их зараженности родовым грехом будет зависеть даже и от разности текущего нравственного состояния их родителей.

Теперь, что касается вашего замечания по поводу толкования фрагмента из Евангелия от Луки
Ключевая мысль завершающая 42-44, не должна останавливаться на 44, она продолжается в 45, где говорится о главном вместилище человека, о его чистоте сердца
Данный пасаж и действительно подразумевает трактовку, согласно которой, под деревом понимается человек, а под плодом - плод его веры, плод внутренней работы над собой. Но этим толкованием не перечеркивается и другая трактотвка, более расширенная, та, что представлена в статье.

Благодарю за замечание!
 
Алексей Михайлович!
А что Вы думаете о странном отношении некоторых людей и даже целых народов к самому факту родового проклятия? Здесь и леденящий ужас и гордость избранности.
Примером может служить предание существующее в цыганском народе, что Бог их проклял и обрёк на вечные скитания, за то что предки цыган выковали гвозди, которыми был прибит к Кресту наш Господь. Это предание я услышал в спектакле "Мы - цыгане". Да и отдельные люди со смешанным чувством страха, леденящего ужаса и необычайной гордости говорят о своём родовой проклятии. В этих рассказах ощущается желание подчеркнуть свою исключительность и избранность в грехе. Да, наш род (народ) проклят Богом, но только наши предки смогли так согрешить. Особую гордость в грехе и проклятии можно встретить среди владельцев старинных замков. Каждый владелец рассказывает ужасную историю о приведениях живущих в его замке. Старинный замок без приведения - это всего лишь стены замка.
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте, Евгений Борисович!

Вы пишете:
А что Вы думаете о странном отношении некоторых людей и даже целых народов к самому факту родового проклятия? Здесь и леденящий ужас и гордость избранности.
Примером может служить предание существующее в цыганском народе, что Бог их проклял и обрёк на вечные скитания, за то что предки цыган выковали гвозди, которыми был прибит к Кресту наш Господь. Это предание я услышал в спектакле "Мы - цыгане". Да и отдельные люди со смешанным чувством страха, леденящего ужаса и необычайной гордости говорят о своём родовой проклятии. В этих рассказах ощущается желание подчеркнуть свою исключительность и избранность в грехе. Да, наш род (народ) проклят Богом, но только наши предки смогли так согрешить. Особую гордость в грехе и проклятии можно встретить среди владельцев старинных замков. Каждый владелец рассказывает ужасную историю о приведениях живущих в его замке. Старинный замок без приведения - это всего лишь стены замка.
Действие любого проклятия может быть остановлено Богом, в том числе - родового. К каким средствам должен прибегать человек, чтобы изменить, в этом отношении, свою жизнь? Такими средствами могут служить: молитва и добрые дела, всё то, что способствует единению человека и Бога, преображению его личности.

Относительно мнения о непреложности проклятия, "способного" покрыть своими последствиями целый народ, уместно ещё раз обратиться к словами пророка: «зачем вы употребляете... пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? ...душа согрешающая, та умрет... Если кто праведен.., он непременно будет жив» (Иез.18:2-9).

Что касается людей, бравирующих и даже превозносящихся грехами своих предков, им можно посоветовать оставить это богопротивное дело и начать активнее молиться как за себя, так и о прощении грешных членов их рода.

Благодарю за вдумчивое замечание!
 
За бравадой проклятости стоит желание показать жизнеспособность вопреки обстоятельствам, желание вызвать жалость, или зависть... Но ни как раскаяние или смирение.... Вражеские происки с неутолимой жаждой погубить каждого, до последнего мгновения этой жизни. А набор в его распоряжении велик - от страстей и ленности, до уныния с трудоголизмом.
 
По поводу проклятия рода: из трех разных источников, по трем разным ситуациям есть одинаково звучащий факт - очень велик процент появления инвалидность у ребенка который зачат в период поста, или его склонность, в определенный период жизни, впасть в пагубную страсть винопития, наркомании...
Александр, думается что этот процент никто не знает. Нужно заметить что постных дней в году больше чем не постных, и то что процент инвалидности, возможно больше, зачатых именно в постные дни никак не связан с постами вообще. Сказать что инвалидность это наказание за зачатие в постный день, как минимум дерзко. Нужно помнить что нет никакого запрета Церковного, на зачатие в пост. Если нет запрета то и нарушать нечего и наказывать не за что. Нет такого греха как зачатие в пост, потому и дети зачатые в такие дни вполне полноценны. Есть инвалидность у детей которые зачаты не в постные дни, что здесь мы будем искать? Считаю что в таких случаях, не нужно спешить с выводами и прослеживать почему это произошло, а вспомнит слова Христа ведь мы не знаем дел Его:
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии.
(Иоан.9:2,3)
 
Сергей, есть закон такой у нас, о защите персональных данных, без этого закона, можно было бы отразить эти данные, по конкретным заведениям. Ваши цитаты не меняют эти факты, а лишь расширяют сферу рассмотрения.
Если внимательно цитировать, то мною была использована комбинация слов "время поста", а не постных дней - в этом есть разница, особенно при рассмотрении периода зачатия, где постные дни установить не представляется возможным.
 
Александр, я в этом сильно сомневаюсь. Эти данные если они и есть, если кто-то их даже и исследовал, то разве на уровня городка, и даже не на уровне страны, и тем более мира. Проследить это не реально.
 
"Так, за подстрекательство Евы к преступлению Бог проклял змия (Быт.3:14), за грехопадение Адама — землю (Быт.3:17), за братоубийство — Каина (Быт.4:11)." В библии написано, что проклята, а не проклял, а это огромная разница.
 
Здравствуйте, Василий!
"Так, за подстрекательство Евы к преступлению Бог проклял змия (Быт.3:14), за грехопадение Адама — землю (Быт.3:17), за братоубийство — Каина (Быт.4:11)." В библии написано, что проклята, а не проклял, а это огромная разница.

Слова Божьи "проклята земля за тебя" (Быт.3:17), обращены, конечно же, к Адаму, как к виновнику преступления. Но они же и отображают приговор Божественного правосудия, а не являются лишь простой констатацией факта. Как Бог проклял змия и Каина, так по Его же воле (а не по воле ветра, Луны или чего-то ещё) произошли изменения, отразившиеся на земле: "терния и волчцы произрастит она тебе" (Быт.3:18).

Благодарю за замечание!
 
Сверху