Мысли о фильме МОЛЧАНИЕ...

Мысли о фильме МОЛЧАНИЕ
снятом М.Скорцезе по роману Сюсаку Эндо

filmy-3-8.jpg

Те, кто не смотрел фильм: НЕ ЧИТАЙТЕ этот мой текст. Посмотрите кино, еще лучше, прочитайте роман - они того стоят, и подумайте сами. Важно думать самим! И когда уже мыслительная работа сделана, тогда познакомиться с чужими мыслями.
Я думал над этой темой больше двадцати лет. Впервые прочитал роман в 90-х и мысленно постоянно к нему возвращался. Я бы многое хотел сказать, но сейчас не могу (печатать рука болит), да и не нужно это...
Всего несколько мыслей. Чтобы это было немного упорядоченно, сделаю в виде пунктов.

1. Фильм вообще не об отречении. Ау, друзья! При чем тут отречение?.. Возмущенный глас православных батюшек и бабушек говорит об отречении иезуитских священников от христианской веры. Ну да, было формальное отречение (наступил на икону), но оно мало чем отличается, по сути, от того отречения, которое вот уже 2 тысячи лет демонстрируют многие наши иерархи, батюшки и христиане, идя на компромисс с властью, попирающей Божеские и нравственные законы. А благословение имперской тирании и разврата? А молчание в отношении сильных мира сего? А закрытие руками церковников монастырей и храмов в 1920-1970? А сегодняшнее подыгрывание и воспевание власти церковным бомондом в любой стране (хоть Россия, хоть Украина, хоть США - церковное руководство почти не обличает этого "Левиафана")? Вы правда считаете, что ступить ногой на икону больший грех, чем постоянно участвовать в сатанинском потворстве?

2. Я уже не говорю, что у иезуитов, каковыми были священники в этом фильме, есть закон, сформулированный их основателями Игнатием Лойолой и Эскобаром-и-Мендозой (популярнейшим автором именно во время жизни этих батюшек - героев фильма): "для достижения цели все средства хороши" (мы чаще употребляем как: "цель оправдывает средства"). Если вы почитаете про средневековых иезуитов (в свое время я читал труды их отцов-основоположников), то вы узнаете, что иезуиту разрешено (поскольку именно иезуитский орден занимался миссией в диких странах) ради блага задачи формально отказываться от веры. То есть, чтобы сохранить жизнь и потом более успешно проповедовать других людям, можно формально произнести слова отречения.

3. Главный и громадный вопрос книги и кино не в отречении, а в том, что японские чиновники убедили иезуитов, что Япония - это та страна, у которой особый путь, ДЛЯ КОТОРОЙ ХРИСТИАНСТВО (НА ДАННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ) НЕ ГОДИТСЯ.

Япония действительно страна со своим религиозным менталитетом. Япония, как и ряд других азиатских стран, вообще плохо принимает христианство. У них нет понимания Бога как личности. Когда будете в очередной раз зевать над Ветхим Заветом, вспомните, что основная задача ветхозаветной истории была подготовить мир к идее Единого Бога. Посреди языческого океана появился островок (Израиль), который худо-бедно, но отстаивал идею Одного Великого Бога Творца Вседержителя. Параллельно многие столетия формировалось убеждение, что будет Посланец Спаситель, который вернет людей, убежавших от Бога, к Нему. И весь Ближний Восток думал над этим.
В Японии этого не было. Как и в Индии, там множество богов и духов, и идея Единого Истинного Бога и Его Единородного Сына - это идея вообще для них чужая и непонятная. И сегодня миссионеры в Японии и в Индии (я лично знаю) рассказывают, что местные жители практически не принимают их веру. Ну, несколько человек новообращенных японцев, но о массовости речь вообще не идет.
Тут могут выручить глобализм и просвещение (как в Китае и в Южной Корее). В случае с Китаем, еще официально декларируемый атеизм, который сначала за несколько поколений стер веру из народных масс. Все это благоприятные условия для возникновения новой и чужой этим культурам веры. Но в Японии, как в Индии, очень силен дух традиции и культуры. Здесь христианство не чувствует себя "как дома", здесь оно и сегодня чужое. Еще такой святой человек, как архиеп. Николай Японский, мог увлечь несколько тысяч людей верой, но сегодня православные в Японии (насчитывает около 46 000 прихожан - 0,03% от общего населения - ВИКИПЕДИЯ) - это потомки тех семей, которые приняли Православие при архиеп. Николае. Я думаю, что цифры эти благочестиво завышены.

4. Судя по роману и по фильму, батюшки-иезуиты поняли, что Япония - это болото (неоднократно звучит), где и веру-то христианскую интерпретируют по-своему, мягко говоря, по-еретически. НЕ ГОТОВА ЯПОНИЯ В СВОЕЙ МАССЕ ДЛЯ ХРИСТИАНСТВА! (Вы обратите внимание на грязных крестьян и холеных интеллигентных чиновников, которые очень мудро говорят.) А значит: стоит ли игра свеч? Нужно ли все это, или пока уважать историческую ситуацию и работать над просвещением этой страны? Отложить проект христианизации на несколько десятилетий, а потом: "Бог усмотрит, что и как сделать".
Обратите внимание, что батюшки-расстриги занимаются астрономией и другими естественными науками, в которых у японцев пробелы. Они работают (из книги это еще более очевидно, чем из фильма) над просвещением этого варварского края.

5. Принципиальный вопрос: А ГОТОВЫ ЛИ БЫЛИ ТОГДА ЯПОНЦЫ К ХРИСТИАНСТВУ?
Конечно, готовы! Ну и что, что верили они, что после крещения попадают в Парадис (Рай) - помните в фильме недоуменный диалог батюшки с молодой парой после крещения младенца? Коринфяне тоже так верили, о чем иронизирует Ап. Павел (1 Кор, 4: 8), но мы их не считаем недо-христианами.
Да, культура и религиозный менталитет японцев вообще не принимают христианства, но это Божии дети, с которыми надо было терпеливо работать и адаптировать христианское учение к их культуре и пониманию.

6. Отдельный вопрос, который нас сейчас не касается: методика христианской миссии. Христианские миссионеры часто неразумны в своей проповеди. Мы пытаемся привить христианство "латинского" или "византийского" извода в странах, где своя, не менее древняя и богатая культура. Когда я вижу русские куполки и маковки в Китае или Японии, я понимаю, что это место, куда члены семьи сотрудников российского посольства могут прийти поставить свечку, но я понимаю, что к местным жителям это не имеет вообще никакого отношения.
По уму, надо интегрировать христианство в те культуры, к которым оно приходит. Пусть это будут пагоды с драконами, пусть Причастие будет лепешками из риса, пусть вместо свечей возжигают ароматические палочки, пусть понятие Иисуса - Сына Божьего и Спасителя - будет интерпретировано по-японски, но пусть это не будет вторжением в чужой мир иной идеологии, которая, вполне справедливо, учитывая, нечистоплотность многих "западных гостей", может быть понята как агрессия. (Об этом я писал в Дневнике: https://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika-svyashhennika/5#2007)

7. Теперь по существу того, что произошло в фильме.
Я думаю, впрочем, я могу ошибаться, что Бог обязательно подскажет тебе, как действовать в сложной ситуации. Помните слова: "И не введи нас во искушение..." Эти слова означают: не дай мне испытания сверх сил, не оставь меня в неведении в критический момент моей жизни.
У меня было много случаев в жизни, когда я не знал, как поступить. Молитва и предание в руки Божии давало мне ответ. Думаю, если бы я оказался в схожей ситуации, я бы встал на молитву, которую бы не прекращал до потери сил, но я ждал бы, что Бог произнесет ответ для моей жизненной ситуации.
Впрочем, может быть, я самонадеян.

8. Конечно, отрекаться от Господа и Христа никогда нельзя. По-умолчанию, это то, о чем даже говорить не стоит. Это все равно, что отречься от самого себя. Представьте, что вам дают оружие, ставят перед вами малыша и говорят: убей ребенка (своего или чужого), и тогда другие люди (человек 50) будут спасены. Вы бы это сделали? Это невозможно, это как будто отречься и растоптать свою личность. Пусть будет, что будет - это не от вас зависит, но сделать это - нельзя.
Вот так же и отречение от веры.
Можно размышлять над разными сценариями своего поведения в ситуации, которая поставлена фильмом:
Выхватить меч и драться, пока тебя не убьют (каюсь, за 20 лет я продумывал и такой сценарий);
Уйти в "глухую несознанку", перестать общаться с чиновниками, погрузившись в молитву, и пусть хоть режут на кусочки;
Перестать пить и есть;
Броситься (как один из священников в фильме) к казнимому, обнять его и погибнуть вместе с ним;
Может быть, я обратился бы к Инквизитору с предложением, что, если будут помилованы христиане, я перестану проповедовать, но не буду и отрекаться - японцы могут понять, что есть вещи, равноценные потере чести самурая. Предложил, что я бы жил с их народом и знакомился с его обычаями. Может быть, их устроила бы моя лояльность их национальной политике.
Но никакого отречения быть не может.

О многом можно было бы еще сказать, но надеюсь на ваши мудрые вопросы и размышления. Тогда и продолжим обсуждение.
  • Like
Реакции: 6 человек

Комментарии

Твердо верю что Православие истинно,страшусь что под прикрытием внешнего "православия" кроется обычное человеческое выворачивание и искажение Истинны,ибо сказанно что .... всяк человек ложь..... .
Все братьев и сестер с праздником Вознесения Господня!!!!!
 
Вот и закончали разбирать фильм и Слава Богу. Главное не спорить и не обидеть друг друга.
!!!!!!Мир Вам Братья!!!!!
 
Этот фильм о предательстве и любви. Допустимо ли предательство веры по любви к ближним? И здесь кардинально различаются два решения этого вопроса - для верующих и для неверующих.

Одна моя знакомая, которая не ходит в церковь, потому что там она не может удержаться от слез, возмущается поступком святой Софии, которая могла бы избавить от мучений трех своих дочерей, но ничего не сделала для этого. Жизнь, говорит она, дороже веры. Софья могла избавить дочерей от страданий, но не сделала этого ради веры своей. Вот о чем она плачет в церкви.

Для православных же спасение души важнее, чем спасение жизни. Возможно ли пожертвовать своей душой ради спасения душ других? Да, возможно. Апостол говорил: - «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9:3). Но разве может быть это осуществлено попранием веры?

В фильме священник считает допустимым попрание образа Христа или Богородицы ради спасения жизни людей. Также как и враги христианства, он признает отречение свое формальным. Но формальное (временное) отступничество, которому он учит, приходит в противоречие с его проповедью о евангельских заповедях. «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф.10:33). Для православных не бывает формального предательства веры. Поэтому попрание святыни, как я думаю, никак не может спасти души тех людей, ради которых священники пришли проповедовать. В результате он губит и свою душу и научил других людей губить их души.

Основной эпизод фильма, который заставляет действительно задуматься, это прилюдное попрание веры священником ради спасения жизни заложников. С точки зрения неверующих он поступил правильно, а с точки зрения православных, как я убежден, неправильно. Вместо отречения, как дурного примера дурного христианина, хорошим примером и проявлением любви к заложникам была бы молитва за спасение их жизни и душ и стойкость в вере христианской.

P.S. Может показаться жестоким, что здесь написал. Но, во-первых, я возражаю против возведения формального отступничества в принцип, как этому учили священники в фильме.
Во-вторых, живу в надежде, что по твердости веры тех, кто проповедует Христа, могут быть спасены души заложников, которым проповедовал. Христос не оставит их. И этому имеем примеры в Евангелие - в сюжете о расслабленном (Матф.9:2), (Мар.2:3-12), (Лук.5:18-27) или в сюжете с сотником и его слугой (Матф.8:13), а так же, как мы знаем, что спасены души невинных Вифлеемских младенцев, убиенных из-за бегства в Египет Иосифа с Богоматерью и Младенцем.
 
Последнее редактирование:
совершенно согласен.
Сюсаку Эндо, японец, написал книгу о том, что японец, у которого убили ради Христа всю семью, и который неоднократно отрекся от него - в результате оказался намного больше христианином, чем иезуиты, которые "формально отреклись" и затем "более успешно проповедовали" сожительствуя с женами убитых японцев (не венчались же), создавая трактаты о ложности христианского учения и прилюдно шмоная европейцев в поисках христианских предметов.
Не осуждаю иезуитов , нужно быть святым, чтобы поступить так, как поступили ради Христа многие верующие японцы в этом фильме. Их же сжигали целыми семьями, но Скорцезе как то не акцентирует на этом сюжет, что там тоже мог кто-то видеть, как сжигают его семью и отречься. Или не отречься. Апостол Петр трижды отрекся, но остался апостолом. Скорцезе, видимо, не совсем это понял. Не говоря уже о том, что для священника крест немного другой, ответственность иная, чем для мирянина. Не зря же инквизитор японский им в конце фильма вполне недвусмысленно объяснил их вклад в уничтожение христианства в Японии. Для меня мораль фильма - страшно отречься, но есть шанс вернуться к Богу, гораздо страшнее - отречься, думая, что не отрекался.
А так то - Господь милостив, на это уповать и остается нам грешным, хоть бы до того японца уровня достать, для него же это религия иноземная была, всю семью из-за нее потерял и священники на его глазах отреклись, но вернулся ко Христу.
 
Последнее редактирование:
Братья а своимии грешными жизнями мы не распинаем Господа ,потокая своим слабостям каждый Божий день,видим соломенку а бревна-то не замечаем. Нету права нам судить,коли сами поуши в де..ме. Фильм повторюсь ОГОНЬ(не смотря на свои недостатки ,от человеков же)
 
Мы Православные начинаем как какие-то католики бегать и кричать на всех углах об Истинности нашей Веры(это и ежу понятно),заигрываемся в спасение(католики уже доигрались). Считаю что не умничать нужно а истинно раскаяться и ПОКАЯТЬСЯ.
Мы на перебой пытаемся доказать наши правоту или заблуждение оппонента,боимся замараться от еретиков из-за общения с ними(горе от ума),ведем себя как фарисей в притче о мытаре.
Часто приводим из Писания или о жизни первых христиан(на начальном этапе их так же считали отступниками и еретиками)рассказывающих об Истинности Веры в жизни,остановись и оглядись а где я то,что я кроме как читаю Писания и богословских книг знаю(не все ,не все). Многое утеряно а зачастую уничтоженны сведения как было раньше на самом деле,не будем слишком до умапомрачения доказывать свой опыт воцерковленности и высоты духовности от прочитанного. Хороший пример, братская Украина где братья убивают друг дружку,корни похожих ситуаций в мирской жизни и из-за расскола в церькви в первую очередь.
Братья будем ЛЮБИТЬ друг друга не на словах,если кого задели мои слова ,ПРОСТИЕ за РАДИ ХРИСТА,не от злобы а от боли что субъективности много,не знаем себя,как бы мы повели себя в той или иной ситуации(слишком завышенно о себе думаем).
!!!!!!!! МИР ВСЕМ!!!!!!!
 
P.S. Упаси Вас Господ не правильно меня понять ,нужно и необходимо читать светоотеческие книги и Евангилие но не превращайте в соревнование тему: Святые Тайны и ежи с ними. Очень опасно мне кажется,тут даже без духовника или опытного человека ясно.
ВЕЛИКО МНЕНИЕ О СЕБЕ В ЧЕЛОВЕКАХ(про себя в первую очередь)
 
Братья будем ЛЮБИТЬ друг друга не на словах,если кого задели мои слова ,ПРОСТИЕ за РАДИ ХРИСТА,не от злобы а от боли что субъективности много,не знаем себя,как бы мы повели себя в той или иной ситуации(слишком завышенно о себе думаем).
!!!!!!!! МИР ВСЕМ!!!!!!!
Правильно всё. Только Господь и Отцы оставили нам не только Священные Писание и Предание, но и пример, к которому нужно стремиться. Понятно, что из нас ныне живущих, может один на сотни тысяч сможет хоть немного приблизиться к тем идеалам, но от этого идеалы не перестают быть таковыми. Скорцезе хотел показать, что иезуиты остались истинно верующими, т.е остались примером для подражания, хотя по сути всю свою оставшуюся жизнь посвятили борьбе с христианством, живя в комфорте и достатке. И, якобы, последний красивый кадр с крестиком в руке, должен показать, какие же они были молодцы, почему-то... Бог им судья. А кто же такая тогда София, кто такие Вера, Надежда и Любовь ?
Что их подвиг - недоразумение, прости Господи ? Никого не осуждаю, все грешны, но стремиться нужно не к лицемерию, а к Истине.
 
Последнее редактирование:
Подвох может и есть в последнем кадре закомуфлированная идея правильности проигран бой но выигранна война(про сегодняшнею Японию так не скажешь).
По поводу жития наших Святых,НЕ КОГДА не ставлю под сомнения их подвига во имя Христа. И (моя) Православная Вера в Господа основывается на их житиях в том числе. Отличнейший пример снимающий всякое сомнение в отношении Истинной Церкви.
Фильм не в возвышении тех или иных христиан а в наших слабостях,в ветхости человека,в его самомнении,в лицемерии наконец по отношению к Бога,вот а чем, частные моменты в которых видится подвох это дело каждого. Порой мы ищем дьявола но не БОГА, паранойя от недоверия друг к другу,приводит к зацикливанию на себе,на своей непогрешимости,субъективность плохой советчик!!!!!
Про фильм Мэла Гибсона "Страсти Христовы,до сих пор ходят споры непрекращающиеся,люди спорят до хрипоты что в фильме неточности,однобокость,чисто католический подход(показанны больше телесные страдания а не душевные) и т.д. Что же можно сказать про "Молчание",это кино куда более прозаичнее(скорее провокационное),не приписывайте ему большего внимания чем оно заслуживает. Понравился фильм хорошо,не понравился тоже хорошо.
ЛИЦИМЕРИЯ НЕТ,просто нас человеков много и у каждого свое мнение,как-то так.
 
Часто стал сталкиваться с "православным шовинизмом",люди как с цепи срываются,это не православно, то-се, Патриарх уже не "торт,предал Православие с папой целовался,да что вы защищаете попов-экуменистов, люди не разобравшись в теме кидаются как тузик на грелку(грешен сам часто спешу в оценке ситуаций но Господь учит и настовляет,смирение и молитвенный труд,отличные друзья).
Братья не сердитесь,не обижайтесь,излагаю(поправьте если не прав) свою точку.
 
Пока писал такая мысль пришла в голову,вот я себя позиционирую(не придирайтесь к слову) как православный христианин а ведь нарушаю заповеди ежедневно. Только полный "затвор" может спасти ?
 
Часто стал сталкиваться с "православным шовинизмом",люди как с цепи срываются,это не православно, то-се
Алексей, а может всё проще, может быть не все вокруг ошибаются, а просто Вы не совсем корректно что-то понимаете ? Не знаю, с кем и о чем Вы общаетесь, но в этой теме Вы достаточно категорично свои мнения излагаете, причем воспринимаете всё несколько своеобразно. Уж простите меня. А почему, собственно, православный человек должен идти на компромиссы там, где их не должно быть ? Вот давайте по порядку:
Пока писал такая мысль пришла в голову,вот я себя позиционирую(не придирайтесь к слову) как православный христианин а ведь нарушаю заповеди ежедневно. Только полный "затвор" может спасти ?
Только сейчас пришла ? :) Кроме святых, все нарушают заповеди, хоть заповеди любви, и уж тем более заповеди блаженства, да и с ветхозаветными не всё просто. Попробуйте хоть один день всем говорить только чистую правду, ни капельки не соврать никому. Посвящаете ли ВЕСЬ воскресный день, без остатка Господу ? Вы не задумывались еще, зачем нужны регулярная исповедь и причастие ? Задумайтесь :)
Фильм не в возвышении тех или иных христиан а в наших слабостях,в ветхости человека,в его самомнении,в лицемерии наконец по отношению к Бога,вот а чем, частные моменты в которых видится подвох это дело каждого.
Вы так фильм увидели, а кто-то -по другому. Так бывает... Вы считаете, что лицемерия не существует, а кто-то думает по другому...
Подвох может и есть в последнем кадре закомуфлированная идея правильности проигран бой но выигранна война(про сегодняшнею Японию так не скажешь).
Об этом и речь - Скорцезе именно на это и намекал. Но вот вопрос - согласившись с таким прочтением фильма, не предаем ли память великих мучеников, таких как Вера, Надежда, Любовь и мать их София ? Да еще много их было. Даже в этом фильме таковых было немало, только не иезуитов а японцев. Так что может быть последний кадр фильма нужно читать по другому- что просто тайного хранения креста может оказаться недостаточно, если всей своей жизнью человек предал Христа, прожив остаток жизни в праздном благополучии, преуспевая только в богопротивных делах. И не ждет ли такого человека после смерти - огонь, который в этом кадре и присутствовал ?
 
Последнее редактирование:
Про фильм,очень мало уделенно(но достаточно) внимание второму монаху,который был категоричен и в конечном итоге погиб за людей. Разве это можно назвать провокацией или какой-то скрытой западней для христианина(если с религиозной точки зрения мы рассматриваем). Я увидел правильность и вообще кино ЗАСТАВЛЯЕТ задуматься о том что мы в своем спокойствии(Слава Богу христиан в России не приследуют) становимся теплохладными, только на интернет пространстве в нас проявляется справедливый гнев(опять же ,не у всех) что вы там мол проявляете мягкость или нерешительность,долой еретиков и т.п..
Играем,заигрываемся в спасение.
С радостью и болью в сердце за Вас Братья.
!!!!!!!!!!ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!!!!!!!!
 
люди не разобравшись в теме кидаются как тузик на грелку(грешен сам часто спешу в оценке ситуаций но Господь учит и настовляет,

Очень точно подмечено! Господь всегда посылает нам те уроки, которые нужны именно нам. Мы не случайно встречаем тех или иных людей и ту или иную реакцию. Нам всегда дается испытать на себе (в разной мере, по нашим силам) то, что мы проецируем в этот мир. Либо раньше проецировали. Конечно, не для того, чтобы "отомстить", а чтобы мы задумались и поняли свою ошибку.

Так что может быть последний кадр фильма нужно читать по другому- что просто тайного хранения креста может оказаться недостаточно, если всей своей жизнью человек предал Христа, прожив остаток жизни в праздном благополучии, преуспевая только в богопротивных делах. И не ждет ли такого человека после смерти - огонь, который в этом кадре и присутствовал ?

Какая прекрасная версия понимания! Вот ведь что значит настоящее искусство - уже и посмотрели, и обдумали, и обсудили, а все есть место для открытия чего-то нового... и каждый видит что-то свое, добавляющее красок к общей картине. Классно! У глубокой вещи, как у хорошего вина - много скрытых нот, и еще долго сохраняются различные оттенки послевкусия... и жаль тех, кто глотает это залпом, как дешевую водку :).
 
"Представьте, что вам дают оружие, ставят перед вами малыша и говорят: убей ребенка (своего или чужого), и тогда другие люди (человек 50) будут спасены. Вы бы это сделали? Это невозможно, это как будто отречься и растоптать свою личность."

Жуткое сравнение какое-то. Ап. Петр отрекался - какого ребенка он убил?

Отрекающийся вредит прежде всего себе.
 
Сверху