Умирали ли животные до того, как совершилось грехопадение прародителей?

Умирали ли животные до того, как совершилось грехопадение прародителей?

Вопрос о том, умирали ли животные в первозданном, ещё не осквернённом человеческим грехом мире, на сегодняшний день волнует множество людей. В основе повышенного внимания к этому вопросу со стороны представителей богословия лежит их стремление увязать библейское повествование о творении мира и человека с современными естественнонаучными воззрениями на историю происхождения Земли, зарождения и развития жизни на Земле.

Священное Писание даёт основание думать, что первая смерть в мире фауны проявилась не ранее, чем после грехопадения человека (следствием которого стало проклятие Богом земли): «...одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть...» (Рим.5:12).

Между тем, исключая возможность смерти животных в период, предшествовавший грехопадению родоначальника человечества, и понимая библейскую хронологию развития человеческого общества буквально, приходится сталкиваться с серьёзным логическим затруднением: как, в данном случае, следует объяснять происхождение останков доисторических животных, возраст которых, согласно научным подсчётам, исчисляется десятками, сотнями тысяч лет (ведь согласно дословному пониманию текста Писания, вся история существования людей, от времени сотворения Адама до наших дней, охватывается промежутком, не превышающим и десяти тысяч лет)?

Опять же, идея о том, что смерть среди животных существовала всегда, лежит в основе так называемой «богословской» теории эволюции, как одна из важнейших её идей. Суть теории сводится к тому, что развитие жизни на Земле происходило эволюционным путём, через трансформацию видов, однако вопреки взглядам эволюционистов-материалистов, весь процесс эволюции осуществлялся по воле и при содействии Творца.

Положению об изначальной смертности и смерти среди животных отводится в этой теории одно из центральных мест: слабые, не приспособленные к выживанию в условиях жесткой, суровой конкуренции между видами и внутри каждого вида умирали, а выживали только сильнейшие, благодаря чему возникали и развивались всё новые и новые формы биологической жизни, новые виды живых существ; таким образом, смерть как бы соучаствовала в преображении мира, способствуя возникновению и распространению более совершенных организмов.

Между тем, Священное Писание не только не возносит смерть, как средство для достижения высших эволюционных начинаний, на пьедестал почитания, но и указывает на обратное: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем.1:13-14); «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем.2:24).

Не так же, а по-своему, «по-научному» относятся к смерти сторонники «богословской» теории эволюции, сужая границы понятия «смерть» от смерти вообще до смерти человека.

«...В богословском, в философском смысле, — пишет по настоящему поводу диакон Андрей Кураев, — говорить о феномене смерти в мире нечеловеческом — нельзя. Смерть безжизненной звезды, распад атома, разделение живой клетки или бактерии, прекращение физиологических процессов в обезьяне — это не то же, что кончина человека» [1, с. 76].

Звучит привлекательно и даже красиво. Но насколько это категоричное соображение справедливо, насколько соответствует воззрениям святых отцов Церкви? Скажем прямо: одним — не соответствует вовсе, другим — не вполне.

Следует знать, что многие пастыри Церкви понимали библейское повествование о шестидневном творении мира буквально, то есть верили, что мир сотворен и украшен Создателем в течении шести дней, равных по продолжительности суточным периодам. Принимая это толкование, как минимум, за допустимое, едва ли будет уместно признать бесспорной ту мысль, согласно которой, до грехопадения Адама и Евы животные не только умирали естественной смертью, но умирали из поколения в поколение, успевая оставить после себя многочисленное потомство (о чём будто бы свидетельствуют их бесчисленные останки). Ведь при таком отношении к вопросу получается, будто тысячи и тысячи случаев размножения животных, тысячи и тысячи смертей произошли всего за несколько дней!

Это странное заключение можно было бы перечеркнуть и отбросить как ложное, сославшись на то, что понятие «день (творения)» следует интерпретировать не как сутки, но как довольно длительный временной промежуток процесса развития Земли, благо что еврейский эквивалент слова «день» — «иом», — употребленный в оригинальном тексте Книги Бытия, допускает такой перевод без каких-либо лингвистических сложностей и экзегетических натяжек.

Собственно, такое понимание длительности дней творения имеет право на признание в качестве частного богословского мнения. Однако прежде чем отвергать другую трактовку, «день творения — сутки», следует вспомнить, что в таком именно ключе учил не один и не два, а множество выдающихся церковных отцов, и, следовательно, оно тоже имеет право на признание в качестве благочестивого богословского мнения.

Так, обращая внимание на слова Книги Бытия, посвященные творению мира, «и был вечер, и было утро: день един» (Быт.1:5), относящиеся к первому дню, святитель Василий Великий нашёлся прокомментировать их следующим образом: «Почему (день — А. Л.) назван не первым, но единым? Хотя намеревающемуся говорить о втором, и третьем, и четвертом днях было бы приличнее наименовать первым тот день, с которого начинаются последующие, однако же он назвал единым. Или определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь» [2, с.48-49].

«Никто не должен думать, — сигнализирует святой Ефрем Сирин, — что шестидневное творение есть иносказание» [3, т. 3, с. 466].

К другой группе важных святоотеческих свидетельств, противоречащих мнению о существовании смерти животных до времени падения первой человеческой четы, относятся те, которые указывают, что до того окружавшие человека Божьи творения не были тленными: тленность животных, а значит и их смертность, стала следствием человеческого греха.

Одно из наиболее ранних свидетельств подобного рода принадлежит известному борцу против ересей, святому Иринею Лионскому. «Надлежит также, чтобы и самое творение, восстановленное в первозданное состояние, — пишет он о грядущих временах, — беспрепятственно послужило праведным; и это показал апостол в Послании к Римлянам, так говоря: “Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих; потому что тварь покорилась суете не добровольно, но ради покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы сынов Божиих”» [4, с. 523].

(Слова апостола, на которые опирается этот Божий угодник, в Синодальном переводе звучат: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:20-21)).

Как вытекает из поучения Иринея Лионского, здесь он указывает на надежду о восстановлении твари в первозданное состояние. В свою очередь надежда связана с ожиданием освобождения от рабства тления или, что то же, от тленности. Не много нужно труда, чтобы понять: согласно утверждению Иринея, тленность не была характерна для первоначального состояния упомянутой апостолом твари.

Приблизительно двумя столетиями позже великий вселенский учитель, святитель Иоанн Златоуст, имея в виду те же самые апостольские слова, обнаружил единомыслие с утверждением Иринея. При этом он прямо указал на человеческий грех как на причину тленности твари, а на самого человека — как на виновника.

Вот его слова: «Что значит — суете тварь повинуся? Сделалась тленною. Для чего же и по какой причине? По твоей вине, человек. Так как ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила тернии и волчцы... Свободится, говорит (апостол) от работы истления, то есть, не будет уже тленною, но сделается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему» [5, т. 9, кн. 2, .с. 664-665].

Несколькими веками спустя убежденность в непричастности первозданных Божьих творений условиям тленности выразил преподобный Симеон Новый Богослов. Рассматривая тему преступления Божьей заповеди, повлекшего за собой катастрофические изменения как в отношении людей, так и в отношении окружающего их мира, он говорил: «И не проклял Бог рая... Но... проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою... Тому, кто сделался тленным и смертным, по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной, и питаться пищею тленною... Все твари, когда увидели, что Адам изгнан Богом из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику... Он (Бог — А. Л.) сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему и, сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтоб когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною» [6, т. 1, с. 533-535].

Очевидно, что приведённые и многие другие, подобные им, изречения, проходя сквозь проповедническое и писательское творчество отцов рельефной чертой, исключают возможность истолкования смерти лишь в том узком смысле, на котором настаивает диакон А. Кураев, а вместе с тем подводят гипотезу о наличии смерти в первозданном царстве животных если не под определение «ложная», то, по крайней мере, под артикул «сомнительная», «спорная».

Просто взять и отмахнуться от всех сих отеческих наставлений, как от заведомо ошибочных, мы не дерзаем — уж очень их много и очень авторитетным христианам они принадлежат. Но, спросит читатель, может быть, эти свидетельства можно, всё же, определить как ошибочные, если принять в разумение, что их авторы, увы, не были знакомы с гением Ч. Дарвина, с основанной на его идеях теорией эволюции, так как жили задолго до времени её «открытия» и признания? Едва ли. Дело в том, что это заманчивое объяснение разбивается о высказывания более поздних церковных писателей, таких, например, как святитель Феофан Затворник.

Вчитаемся внимательно в его поучение, вдумаемся: «Тварь, как и человек, сотворена прекрасной, доброй и чуждой смерти. Отдана она во власть человеку как царю для того, чтобы тот, будучи сам чист, свят и бессмертен, поддерживал ее и хранил в чистоте и добре. Но после падения человека, чтобы он, обладая прекрасной тварью, не возгордился, Господь предал тварь за человека, ее господина, проклятию — суете, изменчивости и смерти...» [7, с.409 — 410].

Остаётся добавить, что все вышеприведённые отеческие цитаты не противоречат формально тем библейским стихам, где сообщается непосредственно, что смерть вошла в мир через грех: «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем.2:24); «...одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть...» (Рим.5:12).


Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия Санкт-Петербургской Академии Теологии и Церковных Искусств.

1.Кураев А. Может ли православный быть эволюционистом? Клин: Изд. Христианская жизнь, 2006.
2.Святитель Василий Великий. Беседы на шестоднев. Мн.: Изд. Белорусского Экзархата, 2006.
3.Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Изд. Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская епархия, 2003 г., Творения.
4.Святой Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2008].
5.Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в двенадцати томах. М.: Изд. Радонеж, 2003.
6.Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. М.: Изд. Правило веры, 2006.
7.Святитель Феофан Затворник. Жизнь и труды святого апостола Павла. Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником. М.: Изд. Правило веры, 2002.
  • Like
Реакции: 8 человек

Комментарии

Сначала хотел категорически возразить. Но, внимательно прочитав текст, посеялось сомнение. Согласен. Человек согрешил и мир вокруг как бы «подстроился» под него. Поэтому появилось тление. Тем не менее, мне, современному человеку, сложно представить иной механизм развития жизни, кроме как эволюция. А эволюции без смерти быть не может. Только эволюция не слепая, а по воле Бога. Тем не менее, если смерть существовала изначально, она не была смертью как таковой. Душа животного и так принадлежит Богу. Поэтому, это была не совсем смерть. Это естественный механизм. А настоящая смерть – это отступление от Бога, т.е. что-то не естественное. Например, насилие. Однозначного мнения нет. Спасибо за статью.
 
Здравствуйте, Андрей!
Человек согрешил и мир вокруг как бы «подстроился» под него. Поэтому появилось тление. Тем не менее, мне, современному человеку, сложно представить иной механизм развития жизни, кроме как эволюция. А эволюции без смерти быть не может. Только эволюция не слепая, а по воле Бога. Тем не менее, если смерть существовала изначально, она не была смертью как таковой. Душа животного и так принадлежит Богу. Поэтому, это была не совсем смерть. Это естественный механизм

Иногда мысль и действительно соскальзывает к такому выводу, ведь она вроде бы объясняет, как согласовать библейское учение с естественнонаучным. Однако не в пользу этого мнения - свидетельства духоносных отцов Церви.

С другой стороны, даже если бы мы и признали, что смерть в царстве фауны существовала изначально, мы не могли бы согласовать библейское учение о творении с теорией эволюции. Скажем, теория эволюции не подразумевает, что человеческий род произошёл от одного человека (должно было бы быть целое стадо высокоразвитых полуобезьян-полулюдей). Опять же, если связывать эволюционное учение о развитии жизни на земле с библейским повествованием о творении Богом мира, то как тогда увязать это учение с повествованием о том, что Бог почил в седьмой день (ведь согласно эволюционистам, эволюция продолжается до сих пор)?

Благодарю за комментарий!
 
Алексей Михайлович!
Спасибо за ответ. Кто-то из священников (возможно, о. Константин Пархоменко) говорил, что Адам – это собирательный образ. Не факт, что это был один человек. Я противоречия с Писанием не вижу. Далее. Мне кажется, что современная наука сама пришла к выводу, что эволюции в обозримом прошлом нет. Опять противоречия нет – Бог в какой то момент почил. И ещё о первых временах. Несомненно, уже сразу существовало тление в мире флоры. Это следует хотя бы из того, что Бог дал животным и людям траву и плоды в снедь. Впрочем, не мне Вам что-то доказывать. Говорю просто то, что слышал. Ещё раз благодарю за пищу для размышления.
 
И ещё хочу добавить, почему вижу важность этой темы. Она напрямую связана с воскресением Христа.
 
Здравствуйте, Андрей!
Кто-то из священников (возможно, о. Константин Пархоменко) говорил, что Адам – это собирательный образ
Исходя из контекста повествования, в том числе из представленных в Библии родословных, а также из того, что Христос именуется Новым Адамом, нельзя выводить, что Адам был всего лишь неким собирательным образом.

Благодарю за замечание!
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте Алексей Михайлович.
Бог даёт жизнь каждому Своему творению, животному и человеку.
Бог современным людям открывает, что животные, жившие раньше Адама, рождались и умирали так же, как мы видим это и сейчас, в окружающем нас мире. Смерть существовала в мире до Адама.
Когда Бог говорит Адаму «смертью умрёшь», можно допустить, что Адам видел смерть животных и понимал, что смерть - состояние небытия, не существования, ада. Это противоположность бытия.
Бог сотворил Адама душою живою и поместил его в рай для становления его по духовному образу Своему.
С этого времени у человека появилась теоретическая возможность вечной бессмертной жизни.
Но это было бы в том случае, если Адам не нарушил запрет Бога и вкушал плодов с древа жизни.
Обладая свободной волей, как и все живые существа, Адам бездуховный, не знающий добро и зло, выбрал проклятие, а не благословение. Результат противления Богу – смерть.
 
Здравствуйте, Геннадий!
Бог современным людям открывает, что животные, жившие раньше Адама, рождались и умирали так же, как мы видим это и сейчас, в окружающем нас мире. Смерть существовала в мире до Адама
Бог, конечно же, открывается людям через естественное откровение. Опираясь исключительно на данные современной науки, и действительно легко согласиться, что смерть присутствовала в мире задолго до Адама, который был создан, по меркам грандиозных научно-исторических масштабов, относительно недавно. Вопрос состоит в том: как в этом случае мы должны относиться к воззрениям святых отцов?

Вы пишете:
Когда Бог говорит Адаму «смертью умрёшь», можно допустить, что Адам видел смерть животных и понимал, что смерть - состояние небытия, не существования, ада. Это противоположность бытия.
Но если эта логика представляется очевидной многим подкованным знаниями людям, почему же она не была очевидна для "подкованных" благодатью духоносных отцов, твёрдо стоявших на том, что до грехопадения окружавшие Адама творения не были тленными?

P.S. В данной статье я не пытался дать безоговорочно точный ответ "от себя". Считаю, что просто взять и отбросить отеческие представления, как заведомо ложные, словно их и не было, - неправильно.

Благодарю за комментарий!
 
P.S. В данной статье я не пытался дать безоговорочно точный ответ "от себя". Считаю, что просто взять и отбросить отеческие представления, как заведомо ложные, словно их и не было, - неправильно.
Алексей Михайлович, большое спасибо Вам за откровение.
В детстве у меня был любимый совочек для песочницы. Сейчас сменил на культиватор. Время неумолимо.
Старые ошибочные мнения, как бы они дороги не были, надо отбрасывать. Человека Бог совершенствует, приближая к Себе благодатью, знаниями, Святым Духом.
Спаси Вас Бог. Здоровья Вам и радости.
 
Здравствуйте, Геннадий!

Вы пишете:
В детстве у меня был любимый совочек для песочницы. Сейчас сменил на культиватор. Время неумолимо. Старые ошибочные мнения, как бы они дороги не были, надо отбрасывать

Ошибочные мнения нужно отбрасывать вне зависимости от того, старые они или не старые. Однако не всякое старое мнение (выраженное в святоотеческом богословии) следует безоговорочно принимать за антинаучное в случае, если оно противоречит выводам современной науки.

Напомню вам, что ещё совсем недавно идея о бытии Божьем понималась нашими отечественными учеными-материалистами как антинаучная. Она артикулировалась ими как старая, дремучая.

Применительно к контексту статьи ваш пример с возрастанием "от савочка до культиватора" можно сравнить с представлением "ученых" о том, как, по мере возрастания человека, менялись его религиозные представления: от анимизма, фетишизма, тотемизма, политеизма до монотеизма; вершиной же перемен в представлениях взрослеющего человечества стал, по их "научному" разумению, атеизм.

Благодарю за пример!
 
Благословен Бог!

Замечательная статья, потому, что как раз в самую суть. Именно вопрос смерти является ключевым в столкновении православия и теории эволюции.

Можно совершенно смело сказать, что у Церкви никогда не было каких-то серьёзных проблем с естественно-научным знанием. Даже то, что сегодня может быть поставлено в упрёк святым отцам, как например, когда они писали о тверди небесной и водах над твердью - и это на самом деле они писали опираясь не только на слово Писания, но и на естественно-научные представления своего времени. Неоднократно святые отцы использовали как аргумент научные представления, брали их как аналог, пример, когда выражали какое-то богословское понятие. Но никаких серьёзных проблем, какого-то столкновения научного знания и Откровения не было у отцов. Даже наоборот. Так, например, преп.Иоанн Дамаскин пишет, что не имеет значения какой формы Земля, некоторые - говорит - считают её шарообразной, другие говорят иначе, но мы в любом случае - пишет преподобный - должны держаться благочестивого образа мыслей.

Точно также - это совершенно пропагандистский миф - будто бы католическая церковь боролась с наукой, особенно с гелеоцентризмом. Бруно сожгли за колдовство, а не за научную деятельность (если хорошо присмотреться, Бруно скорей сошёл бы на участника "битвы экстрасенсов", чем за академика наук). В то же время великий Коперник благополучно почтил в глубокой старости, а сам был каноником, то есть имел церковный чин.

Так что можно констатировать, что у христианства с наукой в принципе никаких проблем никогда не было. Пока не появилась теория эволюции.
Из всего объёма научного знания (от фактов до теорий) ТЭ единственное, что вошло в такой глубокий конфликт с христианской догматикой.
Даже теория о существовании инопланетян не будет создавать такого неудобства.

Но с ТЭ всё иначе. И именно потому, что эта теория бьёт в самое сердце христианского учения - вопросы жизни и смерти.
Смерть - последний враг. ТЭ для христианства - прямая апология смерти, вражеская пропаганда.

Поэтому, +100500! Ваша статья именно по самой сути. Именно об этом и стоит говорить.
Все остальные разговоры, опровержения эволюции, упор на короткую хронологию, - это всё вторично, и часто выглядит притянутым за уши, выглядит такой же манипуляцией фактами, как это делают порой и сами эволюционисты, или скажем индуисты с тем же успехом предлагают свои теории их многомиллиардными циклами перерождения миров.
Всё это может быть интересным, где-то правдивым, где-то совершенно ложным, но всё это как-то на уровне Рэн-ТВ.

Всё это вторично и это не главная проблема.
Главная проблема - смерть.

Очевидно, христианство не может существовать и быть собой без Учения о Воскресении Христа. А Воскресение Христа логически бессмысленно без учения о смерти, что это, откуда взялось и зачем и почему же Христос Умер и Воскрес.

Для религии, которая говорит, что смерть попрана ногами совершенно не естественно как-либо нормализировать смерть.
Для Церкви смерть - не норма.
А ТЭ немыслима без смерти.

Эволюция не имеет смысла, если нет мотива к эволюции.
Мотив Божественного течения эволюции очень нелогичен. И не только из-за Библии, но сам по себе, логически.
Развитие от простого к сложному понять можно. Но не понятно, зачем нужна смерть. Для того, чтобы один вид развился в более сложный достаточно цепочки рождений, но не обязательно смертей. Так для чего же нужна тогда смерть? Для того ли, чтобы было просто место, жизненное пространство?
Бог легко мог бы сделать Землю намного больше, если уж так сильное не хватало места.

И тем более эта божественная эволюция никак особо нам не помогает осознавать то, что мы видим вокруг. А вокруг мы видим смерть и страдание.
У меня, например, умерла собака. Мне жалко моего пса. Он страдал. Он умер. И зачем он умер?

Если смерть так сильно нужна была для развития видов, то наверно конечная цель достигнута - появились люди, высшие приматы, доминирующий вид на планете. Но смерть всё равно продолжается.

Итак, теистическая эволюция сама по себе слабая теория. Видно, что она призвана примирить Учение Церкви с ТЭ. Но я не вижу внутреннего смысла в самой теистической эволюции. Если теория верна, одна должна отвечать не только на один вопрос. Но как мы видим, она только порождает новые.

Куда логичней смотрится сама ТЭ.
В ТЭ смерть, - как ни странно, - тоже скорее негативный фактор. Всякое живое существо стремится к самосохранению. Именно стремление к выживанию движущая сила эволюции. Виды изменяются, потому, что приспосабливаются, а приспосабливаются, чтобы выжить.

Таким образом ТЭ, наш в данном случае, идеологический враг, свидетельствует в нашу пользу. Есть то, что вынуждает живых существ приспосабливаться ради выживания. И это что-то - смерть.

Со строго научной точки зрения любое живое существо стремится сохраняться. Тело стремится оставаться в покое. Таким образом смерть - враг всех живых существ, и они делают всё, чтобы враг их не достал.

И Церковь и ТЭ, как ни странно, говорят нам, что смерть - это враг, это угроза, нечто очень плохое.
В этом смысле ТЭ следует представить не как цепочку смертей, а как постоянный бег от смерти, борьбу со смертью.

Значит оправдывать смерть ошибочно и с христианской и с сугубо биологической точек зрения.

И если по ТЭ происхождение видов это борьба живых существ со смертью, то вполне дельно задаться вопросом, а почему и как появилась смерть?

ТЭ воспринимает смерть как факт. Дальше фактов, что есть смерть, есть различные угрозы жизни и живым существам надо выживать и приспосабливаться, ТЭ не заходит.

С научной точки зрения можно поставить вопрос: почему вообще законы физики таковы, что жизни много что угрожает? Мы видим, что живые существа, одноклеточные, вирусы, выживают в самых суровых условиях. Некоторые мошки выживают при дозе радиации в 1000 раз больше, чем человек мог выдержать хотя бы секунду. На Земле мы видим жизнь повсюду, даже там, где казалось бы жизни быть не может. Но тогда почему мы видим столько смертей? Слишком много.
Почему за столько лет, миллиарды лет, жизнь всё никак не победила смерть. Почему эволюция не достигла своего логического предела - полный уход от угроз?

Но это лирическое отступление.
Факт же в том, что ТЭ просто описывает факт: есть жизнь, ей угрожает смерть, и поэтому жизнь борется со смертью, идёт борьба за выживание, приспосабливание и т.д.

Эти факты известны и христианству. Всё это мы наблюдаем непосредственно.
Но вот от Бога мы знаем как всё началось.

И тут я могу предложить такой теологумен.
Эволюция была. Точнее же её назвать деволюцией. В мире наполненном смертью приспосабливаться пришлось всем.
А причина - падение Адама.

Если брать вопрос хронологии, и если мы принимаем сегодняшние методы расчёта, то тут я могу предложить такую мысль.
Смерть вошла в мир сразу по согрешению Адама. В тот же миг, как Адам согрешил, животный мир стал умирать. Животные испытали на себе последствия греха первыми. Более низшие под властью Адама сразу оказались в состоянии, который избрал Адам.
И эта история, умирания и выживания животных вполне могла занять миллионы лет.
Адам же находился в то время в Эдеме. И изгнан из Эдема он был позже. Целая история с попыткой Бога образумить Адама. Не вышло. И только после этого Господь изгоняет Адама.

И современная физика не мешает сказать, что течение времени для Адама и для животного мира могло идти совершенно по-разному. И Адам, когда был изгнан, вышел уже в мир, глубоко падший и написанный смертью. Вполне допустимо предположить, что для Адама пока он был в Эдеме время шло медленнее, когда для остального мира прошли миллионы лет.

Как вариант.

Спаси Христос.
 
Предполагаю возражение:
И не проклял Бог рая... Но... проклял лишь всю прочую землю
Но в прямом смысле я этого принять не могу.
Во-первых, Писание ясно говорит, что Бог не виновник смерти.
Во-вторых, в Писании Господь не говорит "Я проклинаю землю", но говорит "проклята земля за тебя". Считаю, что Господь ставит Адама перед фактом и показывает ему, что он наделал.

А также:
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Так и случилось. В тот же самый День Седьмой умер Адам. Уже в самый момент греха вошла в него смерть.
 
Спасибо автору за статью. Хотелось бы только отметить, что вопрос этот подробно и исчерпывающе разбирается в работе прот.Константина Буфеева " Православное учение о Сотворении и теория эволюции".
И ещё, ув. Алексей Михайлович. Я оставил свой комментарий под Вашей статьей об Апокалипсисе. Вы его, кажется, не заметили. Там был вопрос - зачем Вы ссылаетесь на работу св. прп. Иоанна Кронштадтского о конце времён, о которой все специалисты говорят, что она не имеет к св. Иоанну никакого отношения?
 
Доброй ночи, Алексей Михайлович!
Решение проблемы простое: святых отцов если понимать не буквально(ведь и Иисус Христос говорил иносказательно, но при этом восклицал:-Кто имеет уши, тот услышит!), то под тленностью можно видеть отчуждение от Бога, а не саму физическую смерть. А животные никак не могли этого сделать, пока человек не согрешил. После же всему миру передалось это отчуждение, что и является духовной смертью.
Если же святые отцы буквально сами понимали смерть, как физическую, то можно вспомнить времена Максима Исповедника, когда как он пишет видные монахи отошли от верного понимания Воскресения. Поэтому недостаточно быть чистым сердцем, а нужно и иметь верное мышление(мыслить православно-догматически). Ведь монах отрекшийся от мира ради Христа уже показатель стремления к Богу, к познанию Его Воли, однако бывали и отступления от верного понимания. Епифаний Кипрский писал, что через некоторых прославляемых за православие мужей лукавый всеивает горький яд лжи(пишу его мысль своими словами).
И все же лучше понять святых отцов, если они и писали буквально иносказательно в таких сложных вопросах, чтоб не отрицать, а увидеть зерно истины.
Спаси Господи!
 
Исходя из Библии :"
  • Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
  • и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их
    • Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
    • Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
    • Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. Бытие."
    • Очевидно что никаких динозавров и птеродактилей люди не пасли и при помощи них землю не возделовали.
Что касается этого вопроса то главное не понятно откуда вообще начало течь исчисление нашего времени. Семь дней это единый день,(помню что святые вообще говорили что эти разделения дней только для нас(так как это этапы одного безконечного дня), один день у Господа как тысячи лет, так как там времени не было вообще, там нет времени, процесс был в вечности и зарождение жизни могло быть только там. Что кстати показывает и Рождество Господа нашего Иисуса Христа, который создал новое Тело Свое независимо от течения и законов нашего времени в утробе (раю) Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Следовательно развиваться эти животные и пресмыкающиеся могли ооочень долгое наше время и очевидно не вредя друг другу и в разных местах Земли, так как процесса пожирания друг друга не было и эволюция вида если и была то она происходила не для пожирания, а для приспособления к тем или иным условиям.

У меня тоже была подобная мысль как у Абд-ал-Масиха:"Адам же находился в то время в Эдеме. И изгнан из Эдема он был позже. Целая история с попыткой Бога образумить Адама. Не вышло. И только после этого Господь изгоняет Адама."

По своему милосердию Господь изгоняет Адама и Еву в места крайне изобильные, насколько я понимаю очень благоприятные на восток от сада Эдемского. Такое ощущение иногда возникает что только дальнейшие грехопадения и убийства делают нашу Землю такой какой её видим мы сейчас.
 
Последнее редактирование:
Алексей Михайлович, спасибо за такую хорошую статью.
 
Последнее редактирование:
И современная физика не мешает сказать, что течение времени для Адама и для животного мира могло идти совершенно по-разному. И Адам, когда был изгнан, вышел уже в мир, глубоко падший и написанный смертью. Вполне допустимо предположить, что для Адама пока он был в Эдеме время шло медленнее, когда для остального мира прошли миллионы лет.
Течение времени, воспринимаемое Адамом в раю, не могло повлиять на скорость событий, происходящих на земле, и соответственно, на течение времени для животных. Течение времени на земле не зависело от того, как шло время у Адама. Могу это пояснить из собственной практики. Однажды, плоскогубцами вскрывал крышку засорившегося аэрозольного баллончика с мебельным лаком. В момент начала взрыва и выброса лака из баллончика время резко замедлилось. Я видел медленное отделение крышки от баллончика и движение ее. Видел в мельчайших подробностях, как медленно меняется форма вылетающего из баллончика лака, движение многочисленных капель разного размера, изменение их формы. В результате взрыва все стены и потолок комнаты и весь я сам оказались покрыты лаком. Но благодаря замедлению времени я успел закрыть глаза. Однако при этом субъективном замедлении времени объективное течение времени на земле вне моего восприятия не изменилось. Для меня в этот отрезок времени произошло множество событий и наблюдений, но вне моего восприятия число событий за этот отрезок времени не изменилось.

В детстве и юности время течет медленно и за это время успеваешь сделать такое множество дел, происходит такое множество событий, какое уже не происходит в немощном пожилом возрасте. В старости недели летят как дни, а года летят как листки календаря. И удивляешься, как в зрелом возрасте, полном сил, успевал сделать так много дел. Но независимо от нашего восприятия времени время на земле течет также как и раньше и определяется вращением Земли вокруг оси или вокруг Солнца, вращением Луны или движением звезд.
 
Течение времени, воспринимаемое Адамом в раю, не могло повлиять на скорость событий, происходящих на земле,
Юрий, речь идет не о восприятии времени, а именно о течении времени.
Это физика.
Время на орбите земли течёт быстрее, чем на земле. Гравитация замедляет само течение времени. Также скорость движения замедляет время. Время для объекта двигающегося со световой скоростью будет идти медленнее, чем для тела имеющего меньшую скорость или покоящегося.

Так если космонавт будет летать по орбите вокруг сверхмассивной чёрной дыры со скоростью света или близкой к ней, то его ощущение времени не изменится, но реально время внутри корабля будет идти медленнее, чем на Земле. Вернувшись на Землю космонавт обнаружит, что прошли столетия, хотя для него прошло только пару лет.

Само время течёт не одинаково в нашем мире.
Это физика.

Предположить, что в Эдеме в силу, например, уже самого Божественного Присутствия время шло иначе, медленнее, чем для уже падшего мира - ничего в общем не мешает.
Адам вышел в мир, в котором прошли уже миллионы лет. Динозавров Адам и не видел, они успели умереть и покрыться толстым слоем земной породы.
Такой вот теологумен.
И в общем я не вижу препятствий для него ни в Откровении (если они есть, я буду признателен, если на них укажут), ни с точки зрения физики.
 
Не говорит ли святитель Григорий Нисский косвенно что животные имели смерть ещё и до грехопадения человека:"
Свт. Григорий Нисский
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их

…Естество наше, сделавшись страстным, встретилось с необходимыми последствиями страстной жизни; но, возвратившись опять к бесстрастному блаженству, не подвергнется уже последствиям порока. Итак - поскольку всего того, что к естеству человеческому примешалось из жизни неразумной, не пребывало в нас до тех пор, пока человечество не впало в страсть по причине порока, - необходимо, оставив страсть, оставить вместе и все, что при ней усматривается. Поэтому неосновательно доискиваться в будущей жизни того, что произошло в нас по страсти. Если кто, имея на себе изорванный хитон, скинет с себя эту одежду, то не увидит уже на себе неблагообразия того, что сброшено; так и мы: когда совлечемся мертвенного этого и гнусного хитона, наложенного на нас из кож неразумных животных (а слыша о коже, я предполагаю наружность бессловесного естества, в которую облеклись мы, освоившись со страстью), тогда все, что было на нас из кожи бессловесных, свергнем с себя при совлечении хитона. А воспринято нами от кожи неразумных следующее: плотское соединение, зачатие, деторождение, нечистота, кормление грудью, питание, извержение, постепенное созревание до зрелости, расцвет, старость, болезнь, смерть.

Диалог о душе и воскресении.
 
Последнее редактирование:
Предположить, что в Эдеме в силу, например, уже самого Божественного Присутствия время шло иначе, медленнее, чем для уже падшего мира - ничего в общем не мешает.
Адам вышел в мир, в котором прошли уже миллионы лет. Динозавров Адам и не видел, они успели умереть и покрыться толстым слоем земной породы.
1. Для того чтобы говорить о течении времени, необходимо выбрать единицу измерения. Обычно в качестве меры времени удобно выбирать продолжительность какого-либо устойчивого циклического процесса, например, продолжительность оборота Земли вокруг Солнца. Продолжительность жизни Адама в Библии измеряется годами: - «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт.5:3-5). То есть в качестве меры времени выбран год, как длительность цикла вращения Земли вокруг Солнца. И поэтому, как ни рассуждай о замедлении времени в райском саду, посаженном Богом на земле, Адам жил все-таки всего 930 земных лет. При этом в раю он мог жить не более 129 лет, потому что в 130 лет он родил сына уже вне рая. Так как в качестве единицы (меры) времени используется цикл вращения земли, то за 129 лет проживания Адамом в раю на земле прошло также 129 лет, а не миллионы лет.

2. Рассуждая о замедлении времени в движущихся инерциальных системах, можно говорить о замедлении процесса тления. Кроме того, до согрешения Адама вообще не было тления тела человека и Адам мог прожить неопределенно долго. Но тогда о возрасте Адама ничего нельзя было бы сказать определенного. В Библии же про возраст Адама сказано определенно и его возраст определяется циклами вращения земли, а не биологическим возрастом, измеряемом циклами гибели и рождения клеток. Поэтому, как я думаю, после согрешения Адама в Эдеме и до его возвращения на землю после изгнания из Эдема не могло пройти более 129 циклов вращения Земли вокруг Солнца.

3. Представьте, что из путешествия со скоростью, близкой к скорости света, вернулся на землю молодой космонавт и застал своего брата-близнеца глубоким стариком в возрасте 120 лет. Разве повлияло замедление времени на возраст молодого космонавта? Нет, конечно. Для него также прошло 120 лет с момента рождения его на земле. Ему также, как и его брату-близнецу, 120 лет, хотя и выглядит он значительно моложе. Также и пребывание Адама в раю, хотя бы и с замедлением времени, никак не могло повлиять на его возраст. То есть с момента рождения Адама на земле (вне рая) и до момента смерти его прошло 930 лет (годовых циклов вращения земли) и никак не больше.
 
"Не говорит ли святитель Григорий Нисский косвенно что животные имели смерть ещё и до грехопадения человека:"
--------------------------------------------------------------
Если святость воскрешает человека от смерти,то как можно во всеобщей святости умирать?
Во вторых "автоматически" плодились и размножались рыбки и птички.Другим животным такого законого повеления не было дано.Таким образом на смерти единственного экземпляра(неким образом случайно лизнувшего запретный плод) всё бы и закончилось.
Не было смерти в раю,ни прямо ни косвенно.Везде в Св.Отеческих творениях звучит одно и то же.
"Бог смерти не сотворил".
 
Сверху