Горе

***

Го́ре — 1) глу­бо­кое душев­ное стра­да­ние, острая скорбь, силь­ная печаль; 2) то же, что несча­стье, беда (Откр. 9:12).

***

Явля­ется ли горе след­ствием греха?

Как реалия чело­ве­че­ского бытия, горе вошло в мир лишь после гре­хо­па­де­ния пер­во­здан­ных людей (см.: Гре­хо­па­де­ние), как след­ствие их пре­ступ­ле­ния. До того, как пра­ро­ди­тели (см.: Пра­ро­ди­тели) пре­сту­пили Боже­ствен­ную запо­ведь, они не знали ни горя, ни даже более мягкой формы стра­да­ний.

В данном осмыс­ле­нии ответ на постав­лен­ный выше вопрос должен быть не иначе как утвер­ди­тель­ным: горе явля­ется след­ствием греха.

С другой сто­роны, если рас­смат­ри­вать горе не в столь широ­кой пер­спек­тиве, а в узкой (то есть если иметь в виду не горе вообще, а кон­крет­ные случаи горест­ных пере­жи­ва­ний), то можно заме­тить, что в раз­лич­ных ситу­а­циях непо­сред­ствен­ными при­чи­нами горе­ва­ния слу­жили и служат раз­лич­ные в нрав­ствен­ном отно­ше­нии фак­торы. В этом легко убе­диться на при­ме­рах Биб­лей­ской Исто­рии.

Поло­жим, горе, постиг­шее псал­мо­певца Давида, после того, как его обли­чил пророк Божий Нафан, имело при­чи­ной пред­ше­ство­вав­шее горю пре­лю­бо­де­я­ние с женой Урии Хет­те­я­нина (2Цар.12:9–18). Стра­да­ние, кото­рое испы­тал царь Давид, было свя­зано с карой Гос­под­ней и муками его сове­сти.

Совсем другой харак­тер имело то горест­ное состо­я­ние, в кото­ром пре­бы­вал Иере­мия, опла­ки­вая участь еврей­ского народа (впе­реди у него был томи­тель­ный плен) и разо­ре­ние Иеру­са­лима (Плч.1:12). Опла­ки­ва­е­мые Иере­мией бед­ствия были вызваны без­за­ко­нием его сопле­мен­ни­ков, отсту­пив­ших от Бога, притом что сам он вёл стро­гую пра­вед­ную жизнь.

Веро­ятно, что сле­по­рож­ден­ный, кото­рого исце­лил Гос­подь Иисус Хри­стос (Ин.9:6–7), в связи с болез­нью глаз испы­тал немало горест­ных мук. Тем не менее, на вопрос уче­ни­ков «кто согре­шил, он или роди­тели его, что родился слепым?», Спа­си­тель отве­тил опре­де­лённо: «не согре­шил ни он, ни роди­тели его, но это для того, чтобы на нем яви­лись дела Божии» (Ин.9:3)

Во вре­мена Нового Завета многие хри­сти­ан­ские святые пре­тер­пе­вали горест­ные стра­да­ния из-за той нена­ви­сти, кото­рую языч­ники питали к ним не за их согре­ше­ния, а за то, что те испо­ве­до­вали веру в Рас­пя­того и Вос­крес­шего Христа.

Стало быть, горест­ные муки, пере­но­си­мые тем или иным чело­ве­ком, могут быть непор­сед­ствен­ным след­ствием совер­шен­ного им без­за­ко­ния, но могут и не быть.

Горе обна­жает чело­века, остав­ляет его на едине с собой и с Богом, с вопро­сами о смысле и цели жизни, кото­рые бес­печ­ная жизнь скры­вает от него.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки