Печаль

***

Печа́ль — 1) состо­я­ние, про­ти­во­по­лож­ное состо­я­нию радо­сти; душев­ное (сер­деч­ное) бремя; скорбь, вызван­ная внеш­ними при­чи­нами; 2) пятая из восьми глав­ных стра­стей – гре­хов­ная скорбь от внеш­него источ­ника; 3) пока­ян­ное чув­ство, вызван­ное осо­зна­нием соб­ствен­ных грехов, сопря­жен­ное с жела­нием и надеж­дой на спа­се­ние.

Печаль всегда вызы­ва­ется каким-то внеш­ним собы­тием в отли­чие от уныния, у кото­рого при­чины внут­рен­ние (нера­де­ние, осуж­де­ние и подоб­ные).

Печаль ради Бога про­из­во­дит неиз­мен­ное пока­я­ние ко спа­се­нию, а печаль мир­ская про­из­во­дит смерть (2Кор. 7:10)

«Печаль. Огор­че­ние, тоска, отсе­че­ние надежды на Бога, сомне­ние в обе­то­ва­ниях Божиих, небла­го­да­ре­ние Богу за все слу­ча­ю­ще­еся, мало­ду­шие, нетер­пе­ли­вость, неса­мо­уко­ре­ние, скорбь на ближ­него, ропот, отре­че­ние от креста, поку­ше­ние сойти с него» (свт. Игна­тий).

***

Какая печаль явля­ется бого­угод­ной, а какая нет?

По слову Свя­щен­ного Писа­ния, несмотря на то, что чело­век создан для сча­стья и бла­жен­ства, жизнь всех людей, рож­ден­ных от жен, пре­сы­щена печа­лями (Иов.14:1). При­ме­ни­тельно к учению о спа­се­нии Боже­ствен­ное Откро­ве­ние выде­ляет два глав­ных вида печали: бого­угод­ную и бого­про­тив­ную (2Кор.7:10).

Бого­угод­ной может быть названа только та печаль, кото­рая соот­вет­ствует Божьему замыслу и бла­го­во­ле­нию. Такая печаль бывает полез­ной для людей.

В рамках аске­ти­че­ской лите­ра­туры, нрав­ствен­ного бого­сло­вия, хри­сти­ан­ской пси­хо­ло­гии под бого­угод­ной печа­лью пони­ма­ется та, что спо­соб­ствует внут­рен­нему пре­об­ра­же­нию лич­но­сти, пере­мене мыслей и жела­ний от злых и гре­хов­ных к пра­вед­ным и доб­ро­де­тель­ным (2Кор.7:10). Бого­угод­ная печаль нераз­лучна с упо­ва­нием на Божье мило­сер­дие и Божью пре­муд­рость, с надеж­дой на Высший Боже­ствен­ный Про­мысл.

В свою оче­редь под бого­про­тив­ной печа­лью пони­ма­ется та, что вводит чело­века в состо­я­ние охла­жде­ния к вере, уныния или даже отча­я­ния. Это — мир­ская печаль, про­из­во­дя­щая смерть (2Кор.7:10).

При­ме­ром бого­про­тив­ной печали может слу­жить состо­я­ние, кото­рое, после пре­да­тель­ства, охва­тило Иуду. Хотя в основе этого состо­я­ния лежала и спра­вед­ли­вая скорбь от осо­зна­ния личной вины, и чув­ство глу­бо­кого рас­ка­я­ния в соде­ян­ном, однако оно было чуждо стрем­ле­нию испро­сить у Бога про­ще­ния, при­не­сти плоды пока­я­ния. В резуль­тате, сердце Иуды оже­сто­чи­лось и к одному своему страш­ному греху он доба­вил другой — само­убий­ство (Деян.1:18).

При­ме­ром бого­угод­ной печали может слу­жить плач апо­стола Петра, после его отре­че­ния от Христа.

Вообще же цер­ковно-исто­ри­че­ская и пра­во­славно-аске­ти­че­ская лите­ра­тура содер­жит бес­чис­лен­ное мно­же­ство при­ме­ров спа­си­тель­ной пока­ян­ной печали. По боль­шому счёту такая печаль не только не про­ти­во­ре­чит радо­сти Еван­гель­ской про­по­веди, но и спо­соб­ствует боль­шему при­об­ще­нию греш­ника к радо­сти Еван­гель­ской жизни.

Воз­можна ли совер­шенно бес­пе­чаль­ная жизнь?

Воз­можна. Правда, такую жизнь трудно пред­ста­вить. Ведь если в этом мире и можно достичь бес­пе­чаль­ного душев­ного состо­я­ния, то оно, как пра­вило, очень отно­си­тельно и имеет крат­ко­сроч­ный харак­тер.

Не так же, а иначе было в первые вре­мена. Пер­во­здан­ные люди, пре­бы­вая в раю, обла­дали бла­гами, сполна достав­ляв­ших им душев­ное и телес­ное удо­вле­тво­ре­ние. По сути у них не было даже и повода для тяжё­лой печали. Печаль, как состо­я­ние недо­воль­ства и скорби, вошла в мир с грехом.

Жизнь в Цар­стве Небес­ном, кото­рая откро­ется после Вто­рого При­ше­ствия Христа и Страш­ного Суда, будет сво­бодна от каких-либо печа­лей. Это состо­я­ние пра­вед­ни­ков будет соот­вет­ство­вать непре­стан­ной радо­сти, сча­стью, бла­жен­ству (Откр.21:4).

Что же делать, когда нас посе­щает стресс — та самая печаль, кото­рая иссу­шает или раз­ру­шает чело­ве­че­скую при­роду?

Пат­ри­арх Кирилл: Иоанн Лествич­ник гово­рит, что скорбь и печаль уни­что­жа­ются псал­мо­пе­нием и доб­ро­де­те­лью.

Под псал­мо­пе­нием пре­по­доб­ный имел в виду, конечно, молитву — искрен­нюю молитву к Богу. При­чины скорби и печали — это ничто пред Богом и пред вечной жизнью, и это ничто по отно­ше­нию к спа­се­нию нашей души. Сила хри­сти­а­нина заклю­ча­ется в том, что он может про­ти­во­по­ста­вить печали, стрессу внут­рен­нее убеж­де­ние, осно­ван­ное на вере. Ведь именно так, через наши убеж­де­ния пре­по­беж­да­ется скорбь по нашим усоп­шим ближ­ним. Через убеж­де­ния, через молитву пре­по­беж­да­ется печаль, с кото­рой мы нередко стал­ки­ва­емся в жизни.

А еще Лествич­ник упо­ми­нает доб­ро­де­тель. А почему доб­ро­де­тель? А потому что свер­ше­ние добрых дел всегда несет в себе некий пози­тив­ный заряд. Если мы творим добрые дела, то ведь мы тем самым отвра­ща­емся от печаль­ных истин. Именно поэтому, когда нас посе­щает печаль, обу­слов­лен­ная жиз­нен­ными скор­бями, нам не нужно замы­каться в самих себе, не нужно посто­янно думать о при­чи­нах этой печали, не нужно про­ти­во­сто­ять тем, кто нас обидел, и выстра­и­вать систему защиты, тем самым нанося еще боль­ший урон своей душе. Очень важно пере­клю­чить созна­ние и начать делать добрые дела, читать Свя­щен­ное Писа­ние и, как учил Иоанн Лествич­ник, псал­мо­пе­нием пре­одо­ле­вать печаль.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки