Печаль

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (5 голос: 5,00 из 5)

Печа́ль — 1) состояние, противоположное состоянию радости; душевное (сердечное) бремя; скорбь, вызванная внешними причинами; 2) пятая из восьми главных страстей – греховная скорбь от внешнего источника (в отличие от страсти уныния); 3) покаянное чувство, вызванное осознанием собственных грехов, сопряженное с желанием и надеждой на спасение.

Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2Кор. 7:10)

«Печаль. Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него» (свт. Игнатий).

Какая печаль является богоугодной, а какая нет?

По слову Священного Писания, несмотря на то, что человек создан для счастья и блаженства, жизнь всех людей, рожденных от жен, пресыщена печалями (Иов.14:1). Применительно к учению о спасении Божественное Откровение выделяет два главных вида печали: богоугодную и богопротивную (2Кор.7:10).

Богоугодной может быть названа только та печаль, которая соответствует Божьему замыслу и благоволению. Такая печаль бывает полезной для людей.

В рамках аскетической литературы, нравственного богословия, христианской психологии под богоугодной печалью понимается та, что способствует внутреннему преображению личности, перемене мыслей и желаний от злых и греховных к праведным и добродетельным (2Кор.7:10). Богоугодная печаль неразлучна с упованием на Божье милосердие и Божью премудрость, с надеждой на Высший Божественный Промысл.

В свою очередь под богопротивной печалью понимается та, что вводит человека в состояние охлаждения к вере, уныния или даже отчаяния. Это — мирская печаль, производящая смерть (2Кор.7:10).

Примером богопротивной печали может служить состояние, которое, после предательства, охватило Иуду. Хотя в основе этого состояния лежала и справедливая скорбь от осознания личной вины, и чувство глубокого раскаяния в содеянном, однако оно было чуждо стремлению испросить у Бога прощения, принести плоды покаяния. В результате, сердце Иуды ожесточилось и к одному своему страшному греху он добавил другой — самоубийство (Деян.1:18).

Примером богоугодной печали может служить плач апостола Петра, после его отречении от Христа.

Вообще же церковно-историческая и православно-аскетическая литература содержит бесчисленное множество примеров спасительной покаянной печали. По большому счёту такая печаль не только не противоречит радости Евангельской проповеди, но и способствует большему приобщению грешника к радости Евангельской жизни.

Возможна ли совершенно беспечальная жизнь?

Возможна. Правда, такую жизнь трудно представить. Ведь если в этом мире и можно достичь беспечального душевного состояния, то оно, как правило, очень относительно и имеет краткосрочный характер.

Не так же, а иначе было в первые времена. Первозданные люди, пребывая в раю, обладали благами, сполна доставлявших им душевное и телесное удовлетворение. По сути у них не было даже и повода для тяжёлой печали. Печаль, как состояние недовольства и скорби, вошла в мир с грехом.

Жизнь в Царстве Небесном, которая откроется после Второго Пришествия Христа и Страшного Суда, будет свободна от каких-либо печалей. Это состояние праведников будет соответствовать непрестанной радости, счастью, блаженству (Откр.21:4).

Что же делать, когда нас посещает стресс — та самая печаль, которая иссушает или разрушает человеческую природу?

Патриарх Кирилл: Иоанн Лествичник говорит, что скорбь и печаль уничтожаются псалмопением и добродетелью.

Под псалмопением преподобный имел в виду, конечно, молитву — искреннюю молитву к Богу. Причины скорби и печали — это ничто пред Богом и пред вечной жизнью, и это ничто по отношению к спасению нашей души. Сила христианина заключается в том, что он может противопоставить печали, стрессу внутреннее убеждение, основанное на вере. Ведь именно так, через наши убеждения препобеждается скорбь по нашим усопшим ближним. Через убеждения, через молитву препобеждается печаль, с которой мы нередко сталкиваемся в жизни.

А еще Лествичник упоминает добродетель. А почему добродетель? А потому что свершение добрых дел всегда несет в себе некий позитивный заряд. Если мы творим добрые дела, то ведь мы тем самым отвращаемся от печальных истин. Именно поэтому, когда нас посещает печаль, обусловленная жизненными скорбями, нам не нужно замыкаться в самих себе, не нужно постоянно думать о причинах этой печали, не нужно противостоять тем, кто нас обидел, и выстраивать систему защиты, тем самым нанося еще больший урон своей душе. Очень важно переключить сознание и начать делать добрые дела, читать Священное Писание и, как учил Иоанн Лествичник, псалмопением преодолевать печаль.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru