Гре­хо­па­де­ние

***

Грехопаде́ние — первое пре­ступ­ле­ние чело­века, свя­зан­ное с нару­ше­нием Божьей запо­веди о нев­ку­ше­нии плодов с дерева позна­ния добра и зла, повлек­шее за собой ката­стро­фи­че­ские послед­ствия как в отно­ше­нии самого чело­века, так и в отно­ше­нии окру­жа­ю­щего мира.

Известно, что Бог, обу­строив все­лен­ную, создал чело­века и посе­лил его в особом саду — Раю, в “Эдеме на востоке”. Чело­веку над­ле­жало «воз­де­лы­вать и хра­нить» этот сад (Быт. 2:15).

Пер­во­здан­ные люди были нрав­ственно чистыми и невин­ными. Их душев­ное и телес­ное состо­я­ние цели­ком соот­вет­ство­вало пред­на­чер­та­ниям Божьим о чело­веке. Пра­ро­ди­тели не испы­ты­вали ни малей­ших бес­чин­ных дви­же­ний в душе, не имели стрем­ле­ний ко злу. Чтобы они смогли осо­знанно и сво­бодно сде­лать свой нрав­ствен­ный выбор, а затем и утвер­диться в Добре, Бог назна­чил им испы­та­ние, дал запо­ведь, сооб­щив о послед­ствиях воз­мож­ного ослу­ша­ния: «от вся­кого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева позна­ния добра и зла не ешь от него, ибо в день, в кото­рый ты вку­сишь от него, смер­тью умрешь» (Быт. 2:16–17).

Но диавол, будучи кле­вет­ни­ком и завист­ни­ком, воз­же­лав навре­дить чело­веку и раз­ру­шить Бого-чело­ве­че­ский союз, под­сту­пил к жене, и, заведя раз­го­вор, вложил в её сердце ковар­ную мысль: «знает Бог, что в день, в кото­рый вы вку­сите их, откро­ются глаза ваши, и вы будете, как боги, зна­ю­щие добро и зло» (Быт. 3:5).

Фор­мально, он пред­ло­жил Еве то же, что и Гос­подь — упо­доб­ле­ние Богу, ведь и Бог при­зы­вает: «Будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный» (Мф. 5:48). Однако между при­зы­вом Созда­теля и пред­ло­же­нием диа­вола — прин­ци­пи­аль­ная раз­ница.

Един­ствен­ный путь к бого­упо­доб­ле­нию — тот, в основе кото­рого лежит само­от­вер­жен­ное послу­ша­ние Богу, стя­жа­ние свя­то­сти: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:16). Этот путь не только нельзя пройти разом и вдруг, он вообще не имеет конца, ведь Бог — бес­пре­де­лен в Своих совер­шен­ствах.

Диавол же пред­ло­жил чело­веку прямо про­ти­во­по­лож­ное: сред­ство мгно­вен­ного бого­упо­доб­ле­ния и авто­но­мию, неза­ви­си­мость от Творца. Ведь если бы чело­век, отве­дав плодов, и дей­стви­тельно стал бы как бог, то Бог стал бы ему больше не нужен (как Бог).

Адам и Ева, знав­шие от Вла­дыки, в чём состоит добро и зло, тем не менее не рас­по­знали подвох. Вместо того, чтобы отсечь иску­си­теля с порога или хотя бы насто­ро­житься, Ева, а затем и Адам, про­гло­тили наживку, пове­рили лжи и отвергли Бога. В этом и усмат­ри­ва­ется глу­бина их греха. Тот, факт, что они не имели пред­ва­ри­тель­ного опыта сопри­кос­но­ве­ния с ковар­ством, не оправ­ды­вает их. Ведь Гос­подь сделал всё, чтобы соблю­де­ние запо­веди было для них делом легким и испол­ни­мым.

Во-первых, эта испы­та­тель­ная запо­ведь носила даже и не поло­жи­тель­ный, а отри­ца­тель­ный харак­тер, то есть не обя­зы­вала к труд­ному, обре­ме­ни­тель­ному дей­ствию, а запре­щала нетруд­ное. Нало­жив запрет на вку­ше­ние плодов только с одного дерева, Бог раз­ре­шил питаться пло­дами с многих других дере­вьев, так что недо­статка в хоро­шей и вкус­ной еде пра­ро­ди­тели не испы­ты­вали.

Во-вторых, как заме­тил святой Ефрем Сирин, «Бог не доз­во­лил сатане послать… к Адаму какого-либо Ангела, или Сера­фима. Или Херу­вима. Не доз­во­лил также сатане и самому прийти в Едем­ский сад в образе чело­ве­че­ском или боже­ствен­ном… Доз­во­лено же было прийти к ним змию, кото­рый, хотя хитер, но без­мерно пре­зрен и гнусен. Змий, при­сту­пив к людям, не сделал ника­кого дей­стви­тель­ного чуда, не принял даже на себя лож­ного вида, но пред­стал в том виде, какой имел: пред­стал пре­смы­ка­ю­щимся, с поник­шими долу гла­зами, потому что не мог взи­рать на сияние зрака той, кото­рую хотел иску­сить» (преп. Ефрем Сирин. Тол­ко­ва­ние на книгу Моисея Бытие, гл. 3).

Гре­хо­па­де­ние при­вело к страш­ному резуль­тату:

  • раз­ла­ди­лись отно­ше­ния чело­века с Богом,
  • чело­века с чело­ве­ком,
  • чело­века с окру­жа­ю­щим миром;
  • раз­ла­дился сам чело­век, сде­лав­шись тлен­ным и смерт­ным, склон­ным ко злу, удо­бо­пре­клон­ным к воз­дей­ствию демо­ни­че­ских сил.

***

См. также: ГРЕХ ПЕР­ВО­РОД­НЫЙ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки