Богохульство

Литература по теме

Богоху́льство – оскорбительное или непочтительное слово (помысл, мысль) в отношении Бога или святыни (в расширенном смысле под богохульством может пониматься и действие, и поведение, выражаемое оскорбительное или непочтительное отношение к Богу или святыне).

Существовало ли понятие о богохульстве у язычников?

О богохульстве (βλασφημοῦντός) упоминает древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля Платон (ок. 428 г. до Р. Х. – 347 до Р. Х.) в посвященном молитве диалоге «Алкивиад Второй». Он имеет в виду недолжное обращение к богам, когда молящийся в итоге вызывает гнев богов и получает зло на свою голову. 

Римское государственное уголовное право, согласно принципу deorum injurias diis curae («оскорбление богов – забота самих богов»), не предусматривало наказания за богохульство, но в эпоху гонений на Церковь вопреки этому принципу христиане среди прочего обвинялись и в преступлении богохульства и даже атеизма, под которым подразумевалось непочитание ими римских богов.

Каково было отношение к богохульству в Ветхом Завете?

Согласно Закону Моисееву, богохульство считалось особенно тяжким преступлением. Совершивший его, как еврей, так и чужеземец, приговаривался к смертной казни через побиение камнями (Лев.24:10-16, Лев.24:23). Иудеи считали, что Иисус Христос, называя себя Сыном Божьим, совершает акт богохульства (Мк.14:61–64; Ин.10:33; Ин.19:7).

Как относились к богохульству в Византии?

Еще христианские императоры Рима установили уголовное наказание за преступления против христианской религии и Церкви, в том числе и за богохульство. В 77‑й новелле св. имп. Юстиниана I говорится: «Так как некоторые, кроме чародейства, произносят также хулительные слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям с предупреждением, чтобы они воздерживались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума: поэтому виновные подлежат заключению и затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целые государства».

Что говорится о богохульстве в церковных канонах?

В Православной Церкви существует ряд канонов, предполагающих наказания за те или иные формы богохульства, например, богохульные речи (скажем, ереси), богохульные действия (например, участие детей священнослужителей в богохульных сборищах – Правило 18 Карфагенского Собора или хранение книг противорелигиозного содержания – Правило 63 Трулльского Собора), предусматриваются в них и прещения по религиозным преступлениям, которые могут рассматриваться как богохульство в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа.
Более прямое отношение к преступлению богохульства имеет правило свт. Василия Великого, не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Аще кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа: таковому нет никакия пользы от наименования» (См. “Правила святых отцов Православной Церкви с толкованиями”). Однако интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха богохульства не является общепринятой: существует толкование, согласно которому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога.

Каково было отношение к богохульству на Руси и в Российской Империи?

В юридических источниках Древней Руси религиозные преступления впервые упоминаются в Церковном уставе св. Владимира, где к ведению суда митрополита и епископов отнесено рассмотрение разных видов волшебства («ведьство, зелейничество, потвори, чародеяния, волхвования… зубоежа»), а также «еретичество», «церковная татьба, крест посекут», исполнение языческих обрядов: «Кто молится под овином, или в рощеньи, или у воды» (Российское законодательство Х–ХХ вв. 1984. Т. 1. С. 149). Аналогичные положения о подсудности религиозных преступлений епископу содержатся в церковном уставе новгородского кн. Всеволода Мстиславича (XII в.).

В законодательстве Российской Империи под «богохулением» понималось посягательство на признаваемое христианской верой вообще и Православной Церковью в особенности божественным или священным, посягательство, проявляющееся в публичном выражении неуважения к догматам и обрядам христианской веры и Церкви или порицании их. При этом «боги» и святыни прочих религий законом не оберегались, хотя ругательство над еврейской Библией в публичном собрании могло быть подведено под понятие богохульства, так как под выражением «Священное Писание» закон понимал всю христианскую Библию, а, следовательно, и Ветхий Завет тоже.

Субъектом этого преступного деяния могло быть всякое лицо, объектом считались охраняемые правом «честь и уважение ко всему признаваемому божественным или священным христианскою верою вообще и православной церковью в особенности». По букве закона сюда относились: Единосущная Божественная Троица, Пречистая Дева Мария, Честный Крест, бесплотные Силы Небесные, святые угодники Божии, их изображения, Священное Писание, Святые Таинства, религиозные догматы и обряды.

Какому наказанию подвергались богохульники в Российской Империи?

Положение о каре за богохульство, где богохульники буквально обозначены как богохульники, впервые в российском законодательстве представлено в Соборном уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.), 1‑я глава которого называется «О богохульниках и о церковных мятежниках». В ней, в частности, говорится: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (1985. Т. 3. С. 85).

Уголовное законодательство Петра I разделило преступление богохульства на два вида: хуление имени Божия, а также Святых Таинств влекло за собой прожжение языка, а затем отсечение головы, а поношение Божией Матери, святых и православной веры — отсечение сустава или смертную казнь. Смертной казнью или конфискацией имущества каралось, согласно «Воинскому артикулу» (1714 г.) Петра Великого, и недонесение о богохульстве «Воинский артикул» однако находит основание для снисхождения, если преступление не содержит в себе намеренного богохуления и «слова оного ругателя… токмо из легкомыслия произошли». В этом случае виновный наказывается арестом на 14 дней и вычетом месячного жалованья в пользу госпиталя либо шпицрутенами, но троекратное совершение данного преступления влечет за собой уже смертную казнь через расстрел (1986. Т. 4. С. 329).

При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II среди наказаний за богохульство была отменена смертная казнь. В более позднее время самым тяжким наказанием, а именно лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы на срок от 12–15 лет, закон грозил виновному в богохульстве, совершенном в храме. За богохульство в ином публичном месте при многолюдном собрании виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на время от 6–8 лет, а виновный в богохульстве, совершенном лишь при свидетелях, – лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири. Неумышленное богохульство, например, совершенное по неразумению, невежеству или пьянству, тоже наказывалось тюрьмой. Недонесший о богохульстве тоже приговаривался к тюрьме или аресту. Наказание за богохуление или порицание веры, совершенное посредством печатных или письменных, каким-либо образом распространяемых сочинений (ст. 181 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных), было ниже, чем за публичное богохуление и порицание веры.

Предусмотрено ли наказание за богохульство в настоящее время в России?

С 1997 по 2013 г. оскорбление религиозных чувств являлось административным правонарушением: КоАП 5.26, часть 2, запрещает «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики», а также их порчу или уничтожение.

В июне 2013 года приняты поправки об усилении ответственности «за оскорбление чувств верующих», в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ). Также был увеличен размер ответственности, предусмотренной статьей 5.26 КоАП; в связи с изменением величины штрафа поправки были внесены и в статью 3.5 КоАП.

Россия является далеко не единственным государством, где предусмотрено наказание за оскорбление религиозных чувств. Законы о богохульстве (оскорблении религиозных чувств, оскорблении чувств верующих, оскорблении верующих, кощунстве) существуют во многих странах мира (c разной степенью реального использования), например, в Греции, Испании, Египте, Турции, Германии, Австрии, Бразилии, Израиле, Польше, Финляндии. Эти законы направлены на защиту категории граждан, принадлежащих к той или иной конфессии, и ограничивают выражение своего мнения в отношении святых лиц, религиозных артефактов, обычаев и верований.

Почему хула на Святого Духа считается непростительным грехом?

В Новом Завете самым непростительным грехом Господь называет хулу на Святого Духа: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32). Хула на Святого Духа означает упорное отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, которое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа.

Существуют ли документы Русской Православной Церкви, в которых говорится об отношении Церкви к богохульству?

В 2011 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был принят документ «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви».

Цитаты о богохульстве

«Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих не заботимся? Богохульник — тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом, и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство».

«Богохульство не унижает величия Божия, и потому не должно побуждать тебя к ярости. Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки