епископ Балашихинский Николай
Иконография Воскресения Христова

В неис­чис­ли­мом мно­же­стве икон Вос­кре­се­ния Хри­стова на Руси боль­шую часть состав­ляют иконы Соше­ствия во ад — сюжета, извест­ного в визан­тий­ском искус­стве, по край­ней мере, с VIII в.; древ­ней­шие из сохра­нив­шихся памят­ни­ков — глав­ным обра­зом, мини­а­тюры лице­вых руко­пи­сей — дати­ру­ются VIII–IX вв. При­нято счи­тать, что окон­ча­тельно эта ико­но­гра­фия сло­жи­лась к X–XI вв., т. е. Древ­няя Русь полу­чила ико­но­гра­фию Пасхи Гос­под­ней в гото­вом виде.

Пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия не дер­зает непо­сред­ственно изоб­ра­жать непо­сти­жи­мую тайну Хри­стова Вос­кре­се­ния, рас­кры­вая ее сим­во­ли­че­ски, либо в форме сви­де­тельств, при­ве­ден­ных Еван­ге­лием — это Явле­ние ангела женам-миро­но­си­цам, Уве­ре­ние Фомы, Явле­ние Вос­крес­шего Христа уче­ни­кам и другие. Сюжет «Соше­ствие во ад» можно отне­сти также сви­де­тель­ству — сви­де­тель­ству про­ро­че­скому.

В Псал­мах Давида содер­жится целый ряд про­ро­честв о схож­де­нии Гос­пода в пре­ис­под­нюю и изве­де­нии оттуда душ пра­вед­ни­ков:

  • Яко не оста­виши душу мою во аде… (Пс.15:10);
  • Возь­мите врата князи ваши, и возь­ми­теся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Гос­подь крепок и силен… (Пс.23:7–8);
  • Гос­поди, возвел еси от ада душу мою… (Пс.29:4);
  • Яко милость Твоя велия на мне, и изба­вил еси душу мою от ада пре­ис­под­ней­шего (Пс.85:13);
  • Яко при­ниче с высоты святыя Своея, Гос­подь с небесе на землю призре, услы­шати воз­ды­ха­ние око­ван­ных… (Пс.101:20–21).

Есть намек на избав­ле­ние пра­вед­ни­ков от уз смерти Вос­крес­шим Хри­стом и у еван­ге­ли­ста:

  • Земля потряс­лась; и камни рас­се­лись и гробы отверз­лись; и многие тела усоп­ших святых вос­кресли (Мф.27:51–52).

Прямо гово­рит об этом избав­ле­нии апо­стол Петр:

  • Хри­стос, чтобы при­ве­сти нас к Богу, одна­жды постра­дал за грехи наши, пра­вед­ник за непра­вед­ных, быв умерщ­влен по плоти, но ожив духом, кото­рым Он и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал (1Пет.3:18–19). Апо­стол Павел также гово­рит, что Хри­стос нис­хо­дил в пре­ис­под­ние места земли… (Ефес.4:9).

Лите­ра­тур­ной осно­вой сюжета «Соше­ствия во ад» при­нято счи­тать так назы­ва­е­мое «Еван­ге­лие Нико­дима» — апо­кри­фи­че­ский источ­ник, появив­шийся во II в. С ним пере­кли­ка­ются состав­лен­ное в IV в. и исполь­зо­вав­шее этот источ­ник «Слово якор­ное» свя­ти­теля Епи­фа­ния Кипр­ского (Хри­стос вку­ше­нием смерти сокру­шил жало смерти, схож­де­нием во ад отнял [силу] ада, осво­бо­дил узни­ков); Гомилия 13‑я «О соше­ствии Иоанна Кре­сти­теля во ад» и Гомилия «О соше­ствии Гос­пода во ад» (частично дошед­шая до нас в составе серб­ского руко­пис­ного сбор­ника — РНБ) Евсе­вия, епи­скопа Алек­сан­дрий­ского — автора рубежа V—VI вв., а также целый ряд свя­то­оте­че­ских пас­халь­ных поуче­ний и бого­слу­жеб­ных тек­стов.

До нас дошел целый ряд икон «Соше­ствия во ад», что под­твер­ждает изна­чаль­ную уко­ре­нен­ность именно этой ико­но­гра­фии Вос­кре­се­ния Хри­стова в искус­стве Древ­ней Руси.

На иконе «Соше­ствие во ад» XII в. (она нахо­дится в Госу­дар­ствен­ном Эрми­таже) фрон­тально изоб­ра­жен­ный Хри­стос с кре­стом в руках три­ум­фально выво­дит из ада пра­отца Адама. Сюжет изве­стен и в лице­вом шитье — напри­мер, на сак­косе свя­ти­теля Мос­ков­ского Фотия (конец XIV в., хра­нится в Музеях Мос­ков­ского Кремля). Заме­ча­тель­ные памят­ники этого вре­мени нахо­дятся в Госу­дар­ствен­ном Руссом музее («Соше­ствие во ад» из Рож­де­ствен­ского собора Фера­пон­това мона­стыря, около 1500 г.), в Тре­тья­ков­ской гале­рее («Соше­ствие во ад» из Вос­кре­сен­ского собора Коло­мен­ского кремля, конец XIV в.) и ряд других.

На Руси сюжет «Вос­кре­се­ния Хри­стова — Соше­ствия во ад» полу­чил не только повсе­мест­ное рас­про­стра­не­ние, но и твор­че­ское раз­ви­тие; это т.н. раз­вер­ну­тая ико­но­гра­фи­че­ская редак­ция, извест­ная в рус­ском искус­стве с XVI в. Древ­ней­шей из дошед­ших до нас икон раз­вер­ну­той редак­ции явля­ется икона Дио­ни­сия Грин­кова «Вос­кре­се­ние ‑Соше­ствие во ад» 1568 г. из Ильин­ской церкви в Вологде (одно из клейм).

В нашей заметке при­во­дятся при­меры раз­ви­тия раз­вер­ну­той ико­но­гра­фи­че­ской редак­ции «Вос­кре­се­ния Хри­стова — Соше­ствия во ад» в памят­ни­ках, нахо­дя­щихся в про­вин­ци­аль­ных музеях.

Но прежде обра­тим вни­ма­ние на вос­тре­бо­ван­ность сюжета «Вос­кре­се­ние — Соше­ствие во ад», что выра­жа­лось, в част­но­сти, во вклю­че­нии его в более слож­ные ком­по­зи­ции хра­мо­вой рос­писи. В ака­фист­ном цикле выпол­нен­ных Дио­ни­сием рос­пи­сей собор­ного храма Рож­де­ства Бого­ро­дицы Фера­пон­това мона­стыря — древ­ней­шем из дошед­ших до нас изоб­ра­же­ний Ака­фи­ста Пре­свя­той Бого­ро­дице в древ­не­рус­ском искус­стве — в иллю­стра­ции к 12-му кондаку худож­ник изоб­ра­зил сюжет Соше­ствия во ад с раз­ры­ва­нием руко­пи­са­ния. Фреска Дио­ни­сия лако­нична; ико­но­пи­сец стре­мился дать точную иллю­стра­цию текста ака­фи­ста: «Бла­го­дать дати вос­хо­тев, долгов древ­них, всех долгов Реши­тель чело­ве­ком, прииде Собою ко отшед­шим Того бла­го­дати, и раз­драв руко­пи­са­ние, слышит от всех сице: Алли­луиа». В рос­писи пред­став­лен попи­ра­ю­щий сокру­шен­ные адовы врат Вос­крес­ший Хри­стос, всех долгов Реши­тель. Он держит в правой руке раз­дран­ное руко­пи­са­ние, а левой извле­кает из пре­ис­под­ней пра­отца — пад­шаго Адама. Эта деталь позд­нее повто­рена во многих хра­мо­вых рос­пи­сях, посвя­щен­ных теме ака­фи­ста (напри­мер, в мос­ков­ском храме Троицы в Никит­ни­ках), а также в иконах Соше­ствия во ад. Надо отме­тить, что Дио­ни­сий в хра­мо­вой иконе Вос­кре­се­ния Хри­стова — Соше­ствия во ад того же собора Рож­де­ства Бого­ро­дицы Фера­пон­това мона­стыря (ныне она в Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее) при сохра­не­нии неко­то­рых черт коло­ри­сти­че­ского и ком­по­зи­ци­он­ного реше­ния эту деталь не вос­про­из­во­дит.

Икона «Вос­кре­се­ние — Соше­ствие во ад» из Псков­ского музея пред­став­ляет собой слож­ную ком­по­зи­цию, вос­хо­дя­щую к целому ряду про­то­ти­пов. Вос­крес­ший Спа­си­тель изоб­ра­жен в круг­лой славе сто­я­щим на сокру­шен­ных адовых вратах. По правую руку от Него — Адам, за кото­рым плот­ной груп­пой стоят вет­хо­за­вет­ные цари и про­роки (на перед­нем плане Соло­мон и Давид). Слева — Ева, при­па­да­ю­щая к ногам Вос­крес­шего Христа (она, как и Адам — в самом нижнем реги­стре оби­та­те­лей ада), затем группа вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ных жен и пра­от­цев. Выше всех в этой группе — Иоанн Пред­теча, это самый недав­ний оби­та­тель ада, он бла­го­ве­стил сущим во аде явль­ше­гося плотию Бога.

При­сут­ствие трех жен, окру­жа­ю­щих Еву — доста­точно редкая деталь в ико­но­гра­фии Соше­ствия во ад. Одна из жен про­тя­ги­вает руки к Спа­си­телю, а Он про­сти­рает Свою левую руку к ней, пове­ле­вая выйти из пре­ис­под­ней.

Из харак­тер­ных для псков­ских икон Соше­ствия во ад ико­но­гра­фи­че­ских дета­лей отме­тим изоб­ра­же­ние двух анге­лов в крас­ных одеж­дах, свя­зы­ва­ю­щих сатану в глу­бине ада. В нижней части иконы изоб­ра­жены выхо­дя­щие из гробов пра­вед­ники в белых одеж­дах. Эта деталь встре­ча­ется в рус­ских иконах XVI в.

Еще одна псков­ская икона сере­дины XVI в. из того же музея про­ис­хо­дит из церкви жен-миро­но­сиц «на ску­дель­ни­цах», т. е. сто­я­щей на клад­бище, где погре­бали стран­ни­ков, нищих и людей, умер­ших во время эпи­де­мий (ср.: на Иудины трид­цать среб­ре­ни­ков была куп­лена земля гор­шеч­ника, для погре­бе­ния стран­ни­ков (Мф.27:7). Видимо, село ску­дель­ни­чье — место добычи глины для изго­тов­ле­ния посуды; в ямах из-под глины и про­из­во­ди­лись захо­ро­не­ния умер­ших от моро­вой язвы, нередко в брат­ских моги­лах. Во время чумной эпи­де­мии 1522 г. в Пскове в одну «ску­дель­ницу» похо­ро­нили 11 500 чело­век. Цер­ковь жен-миро­но­сиц «на ску­дель­ни­цах» была постро­ена в 1546 г.

Воз­можно, что икона напи­сана не псков­ским масте­ром, а нов­го­род­ским или даже мос­ков­ским: в ней нет типич­ных для псков­ской ико­но­гра­фии дета­лей: отсут­ствует крест в руке Спа­си­теля — он заме­нен на свер­ну­тый свиток. Ад, в отли­чие от боль­шин­ства псков­ских икон, изоб­ра­жен лако­нично.

Еще одна заме­ча­тель­ная икона «Вос­кре­се­ния — Соше­ствия во ад с празд­ни­ками, Стра­стями и Еван­гель­скими сце­нами» нахо­дится в Муром­ском исто­рико-худо­же­ствен­ном музее. Икона дати­ру­ется 1699 г. и про­ис­хо­дит из Геор­ги­ев­ской церкви города Мурома. Это — типич­ный обра­зец «раз­вер­ну­той редак­ции» Соше­ствия во ад.

Иконы такого типа имели целые циклы клейм с изоб­ра­же­нием основ­ных празд­ни­ков годо­вого бого­слу­жеб­ного круга, а также собы­тий Пост­ной и Цвет­ной Триоди. Сред­ник пред­став­лял собой мно­го­со­став­ную ком­по­зи­цию Соше­ствия во ад; тема Вос­кре­се­ния Хри­стова про­дол­жа­лась в клей­мах.

Муром­ская икона не явля­ется каким-то новым словом в ико­но­гра­фии Вос­кре­се­ния Хри­стова, это скорее типич­ная икона, исполь­зу­ю­щая мно­го­чис­лен­ные более ранние и крат­кие вари­анты ико­но­гра­фии. Иконы, по типу кото­рых создана муром­ская, известны по край­ней мере с начала XVII в.

На сред­нике муром­ской иконы изоб­ра­жена фрон­тально рас­по­ло­жен­ная фигура Вос­крес­шего Христа, попи­ра­ю­щего сокру­шенны врата ада. У ног Спа­си­теля — вос­ста­ю­щие из гробов Адам и Ева, группа про­роки и пра­вед­ники. По правую руку Спа­си­теля — Иоанн Пред­теча, за кото­рым рас­по­ло­жи­лись плот­ной груп­пой про­роки.

Допол­ни­тель­ные сюжеты сред­ника иконы — это шествие пра­вед­ни­ков в рай, изоб­ра­же­ние самого рая (он обне­сен стеной) и сто­я­щий у врат рая бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник с кре­стом в руках. Он пока­зан повторно уже в раю бесе­ду­ю­щим с пра­от­цем Енохом и про­ро­ком Илией и изоб­ра­жен непо­сред­ственно над главой Вос­крес­шего Христа. Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность муром­ской иконы ‑фигуры двух анге­лов, кото­рые держат над голо­вами выво­ди­мых Вос­крес­шим Хри­стом из ада пра­вед­ни­ков раз­вер­ну­тые свитки (над­писи на свит­ках сохра­ни­лись фраг­мен­тарно).

Свитки с над­пи­сями есть и в руках у неко­то­рых про­ро­ков:

  • У Иоанна пред­течи — «Се аз видех и сви­де­тель…»
  • У Псал­мо­певца Давида — «Радуйся зело­свя­тый Соло­мон»
  • У царя Соло­мона — «Вос­кресни, Гос­поди Боже мой, да воз…»
  • У про­рока Иезе­ки­иля — «Аз Езе­ке­иль про­виде врата»
  • У изоб­ра­жен­ных в раю про­рока Илии — «Ревнуя и порев­но­вах по Гос­поде» и у пра­отца Еноха — «Се испол­нися земл.»

Часть харак­тер­ных сюже­тов раз­вер­ну­той ико­но­гра­фи­че­ской схемы «Соше­ствия во ад» в нашей иконе пере­не­сена в самое боль­шое и подроб­ное из внеш­них клейм (18‑е), зани­ма­ю­щее около поло­вины ниж­него поля. Это клеймо иллю­стри­рует текст вос­крес­ного тро­паря 2‑го гласа, зву­ча­щий на полу­нощ­нице Вели­кой Суб­боты и в Неделю жен-миро­но­сиц. Здесь изоб­ра­жен пустой гроб со спя­щими вои­нами; под­хо­дя­щий к запер­тым вратам ада Хри­стос с анге­лами; ангелы, ско­вы­ва­ю­щие сатану; вет­хо­за­вет­ные про­роки, покло­ня­ю­щи­еся Христу. В правой части клейма изоб­ра­жен Хри­стос со сто­я­щими перед ним на коле­нях Адамом и Евой, а ниже — ангелы, выво­дя­щие вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков из пре­ис­под­ней.

Вокруг сред­ника рас­по­ла­га­ется шест­на­дцать клейм внут­рен­него ряда с изоб­ра­же­ни­ями дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков — кроме двух пере­хо­дя­щих, Входа Гос­подня в Иеру­са­лим и Воз­не­се­ния, время празд­но­ва­ния кото­рых непо­сред­ственно зави­сит от вре­мени наступ­ле­ния Пасхи. Эти сюжеты выне­сены во внеш­ний ряд клейм. Третий пере­хо­дя­щий празд­ник — Соше­ствие Свя­того Духа на апо­сто­лов — изоб­ра­жен в виде Святой Троицы (клеймо 13). Цикл дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков допол­няют изоб­ра­же­ния Зача­тия Бого­ма­тери, Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ницы и Покрова, а также три сюжета Страст­ного цикла — Снятие со Креста, Поло­же­ние во гроб, и Опла­ки­ва­ние Христа.

Во внеш­нем ряде клейм, помимо несколь­ких празд­нич­ных сюже­тов, подробно иллю­стри­ру­ются собы­тия, свя­зан­ные с Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым, и явле­ния Спа­си­теля уче­ни­кам после Вос­кре­се­ния.

Эти сцены в каче­стве лите­ра­тур­ной основы имеют тексты екса­по­сти­ла­риев — пес­но­пе­ний, кото­рые поются в вос­крес­ные и неко­то­рые празд­нич­ные дни на утрени после канона, вместо све­тиль­нов. Один­на­дцать екса­по­сти­ла­риев, состав­лен­ные в Х в. импе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном Баг­ря­но­род­ным, кон­спек­тивно изла­гают содер­жа­ние один­на­дцати вос­крес­ных Еван­ге­лий, чита­е­мых на утрени.

Клейма с изоб­ра­же­нием явле­ний Вос­крес­шего Христа над­пи­саны. Вот содер­жа­ние над­пи­са­ний в порядке рас­по­ло­же­ния клейм, начи­ная с 6‑го:

  1. Явле­ние Христа апо­сто­лам после Вос­кре­се­ния — «Со уче­ники взыдем на гору гали­лей­скую верою Христа видети» (екса­по­сти­ла­рий 1‑й).
  2. Жены-миро­но­сицы у гроба Гос­подня — «Камень узревша отва­лен, миро­но­сицы сра­до­ва­х­уся» (екса­по­сти­ла­рий 2‑й).
  3. Явле­ние Христа Марии Маг­да­лине — «Яко Хри­стос вос­кресе ник­тоже да неве­рует, явися бо Марии — (екса­по­сти­ла­рий 3‑й).
  4. Явле­ние анге­лов женам-миро­но­си­цам — «Видим пред­сто­я­щим в живо­нос­ном гробе мужи в бле­ща­щихся ризах» (екса­по­сти­ла­рий 4‑й). На свитке одного из анге­лов над­пись: «Что ищете жива».
  5. Явле­ние Христа апо­сто­лам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус — «Хри­стос воста из мерт­вых, Клеопе и Луце спу­те­ше­ствова, има же и познася во Еммаусе» (екса­по­сти­ла­рий 5‑й).
  6. Тра­пеза Вос­крес­шего Христа с уче­ни­ками —
    «Яко чело­век еси, Спасе, по суще­ству, посреде став вос­крес от гроба и брашна сопри­ча­стился еси» (екса­по­сти­ла­рий 6‑й).
  7. Апо­столы Петр и Иоанн обре­тают гроб Христа пустым, с лежа­щими в нем погре­баль­ными пеле­нами — «Яко взяша Гос­пода Марии рекшей, на гроб теча­ста Симон Петр и другий таиник Хри­стов» (екса­по­сти­ла­рий 7‑й).
  8. Явле­ние Христа Марии Маг­да­лине — «Два ангела видевши внутри гроба, Мария удив­ля­шеся и Христа не знающе вопро­шаше» (екса­по­сти­ла­рий 8‑й).
  9. Явле­ние Христа апо­сто­лам дверем затво­рен­ным и посла­ние им Духа Свя­того — «Заклю­чен­ным, Вла­дыко, дверем, яко вшел еси, апо­столы испол­нил еси Духа Пре­свя­того, мирно дунув» (екса­по­сти­ла­рий 9‑й).
  10. Явле­ние Вос­крес­шего Христа уче­ни­кам на море Тиве­ри­ад­ском — «Тиве­ри­ад­ское море с детьми Зеве­де­евы, Нафа­наи­лом с Петром же и со дру­гима» «…иже Хри­сто­вым пове­ле­нием одес­ную ввергше мрежу, мно­же­ство извле­коша рыб» (екса­по­сти­ла­рий 10‑й).
  11. Трое­крат­ное вопро­ше­ние Петра и уве­ре­ние Петра в любви ко Христу — «По боже­ствен­нем вос­ста­нии трижды Петра: Любиши ли Мя? Вопро­шаяй Гос­подь». Спа­си­тель держит свиток с над­пи­сью: «Симоне Ионин, любиши…». Ответ Петра напи­сан на свитке, кото­рый он держит: «…и Гос­поди, яко люблю Тя» (екса­по­сти­ла­рий 11‑й).
  12. Мно­го­фи­гур­ная раз­вер­ну­тая ком­по­зи­ция Соше­ствия во ад. Над­пись: «Егда сниз­шел еси к смерти, Животе без­смерт­ный, тогда ад умерт­вил еси бли­ста­нием Боже­ства» (тро­парь вос­кре­сен 2‑го гласа).

Пред­став­ля­ется, что иконы Соше­ствия во ад «раз­вер­ну­той редак­ции» могут послу­жить про­то­ти­пами как при напи­са­нии хра­мо­вых икон Вос­кре­се­ния Хри­стова, так и при раз­ра­ботке про­граммы хра­мо­вой рос­писи.


Исполь­зо­ван­ная лите­ра­тура:

  1. Анто­нова В.И., Мнева Н. Е. Ката­лог древ­не­рус­ской живо­писи XI — начала XVIII вв. (Гос. Тре­тья­ков­ская гале­рея). Т. 1–2. М., 1963.
  2. Иконы Мурома. // Древ­не­рус­ская живо­пись в музеях России. Муром­ский исто­рико-худо­же­ствен­ный музей. М., 2004.
  3. Иконы Пскова. // Древ­не­рус­ская живо­пись в музеях России. Псков­ский госу­дар­ствен­ный объ­еди­нен­ный исто­рико-архи­тек­тур­ный и худо­же­ствен­ный музей-запо­вед­ник. М., 2003.
  4. Нер­се­сян Л.В. Об ико­но­гра­фи­че­ских про­то­ти­пах ака­фист­ного цикла в рос­пи­сях собора Рож­де­ства Бого­ро­дицы Фера­пон­това мона­стыря — Древ­не­рус­ское и пост­ви­зан­тий­ское искус­ство. Вторая поло­вина XV — начало XVI века. М., 2005.
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки