Притчи

Аудио-версия статьи

***

При́тчи – крат­кие поуче­ния, выска­зан­ные в образ­ной, ино­ска­за­тель­ной форме. Притча может исполь­зо­ваться в каче­стве иллю­стра­ции духов­ной истины, для рас­кры­тия тре­бо­ва­ний нрав­ствен­ного харак­тера. Нередко при­точ­ные образы заим­ству­ются из обла­сти чело­ве­че­ского опыта, но бывает, что они созда­ются вооб­ра­же­нием. Как пра­вило, притча объ­яс­няет непо­нят­ное или мало понят­ное при помощи хорошо понят­ного.

Почему Иисус Хри­стос изла­гал Свое учение в форме ино­ска­за­тель­ных рас­ска­зов?

Во-первых, Он гово­рил о глу­бо­ких духов­ных исти­нах, постичь кото­рые было трудно Его слу­ша­те­лям. А кон­крет­ный и яркий рас­сказ, почерп­ну­тый из жизни, мог запом­ниться на многие годы, и чело­век, ста­ра­ю­щийся понять смысл этого рас­сказа, мог раз­мыш­лять о нем, углуб­ляться в его содер­жа­ние и, таким обра­зом, посте­пенно понять скры­тую в нем муд­рость.

Во-вторых, люди, не вполне пони­ма­ю­щие учение Спа­си­теля, могли бы по своему пере­тол­ко­вать его, рас­про­стра­няя его в иска­жен­ном виде. Притчи сохра­няли чистоту учения Хри­стова тем, что обле­кали его содер­жа­ние в форму кон­крет­ного повест­во­ва­ния.

В‑третьих, притчи имеют то пре­иму­ще­ство перед прямым поуче­нием, что они не только содер­жат в себе общий Боже­ствен­ный закон, но демон­стри­руют его при­ме­ни­мость, как в част­ной, так и в обще­ствен­ной жизни. Хри­стовы притчи заме­ча­тельны еще тем, что, несмотря на про­шед­шие века, они нисколько не утра­тили своей нагляд­но­сти и оча­ро­ва­тель­ной кра­соты. Притчи явля­ются живыми сви­де­те­лями того тес­ного един­ства, кото­рое суще­ствует между духов­ным и физи­че­ским миром, между внут­рен­ней при­чи­ной и ее про­яв­ле­нием в жизни.

А Сам Иисус объ­яс­нял, почему Он выбрал ино­ска­за­тель­ную форму для Своей про­по­веди?

Спа­си­тель Сам объ­яс­нил, почему Он учит прит­чами: чтобы дать пони­ма­ние истины тем, кто верит, и скрыть его от тех, кто не верит: «И, при­сту­пив, уче­ники ска­зали Ему: для чего прит­чами гово­ришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Цар­ствия Небес­ного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и при­умно­жится, а кто не имеет, у того отни­мется и то, что имеет; потому говорю им прит­чами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разу­меют» (Мф.13:10–13, см. также Мк.4:10–12).

Содер­жатся ли притчи Иисуса Христа во всех четы­рех Еван­ге­лиях?

Боль­шин­ство притч содер­жится в синоп­ти­че­ских Еван­ге­лиях, в то время как в Еван­ге­лие от Иоанна вошла только одна притча (Притча о добром Пас­тыре) и раз­вер­ну­тые мета­форы, несколько напо­ми­на­ю­щие притчи.

Сколько всего притчи Иисуса Христа содер­жится в Еван­ге­лиях?

Число притч Иисуса Христа затруд­ни­тельно для под­счета, так как иногда к ним отно­сят и крат­кие изре­че­ния в форме мета­фор, напри­мер: «Вы — соль земли» (Мф.5:13). Притч, пред­став­ля­ю­щих собой закон­чен­ные новеллы, насчи­ты­вают более трид­цати.

Откуда Иисус Хри­стос брал при­меры для Своих притч?

Гос­подь Иисус Хри­стос нередко про­по­ве­до­вал Еван­гель­ское учение в форме ино­ска­за­тель­ных рас­ска­зов, для кото­рых брал при­меры из при­роды или совре­мен­ной обще­ствен­ной жизни. У евреев учить прит­чами и загад­ками было дело самое обык­но­вен­ное и общее.

Можно ли раз­де­лить притчи Иисуса Христа по вре­мени?

Да, притчи Иисуса Христа можно раз­де­лить в соот­вет­ствии с тремя пери­о­дами Его обще­ствен­ного слу­же­ния.

К первой группе отно­сятся притчи, рас­ска­зан­ные Спа­си­те­лем вскоре после Нагор­ной про­по­веди, в период между второй и тре­тьей Пасхой Его обще­ствен­ного слу­же­ния. В этих началь­ных прит­чах гово­рится об усло­виях рас­про­стра­не­ния и укреп­ле­ния Цар­ства Божия или Церкви среди людей. Сюда отно­сятся притчи о сея­теле, о пле­ве­лах, о неви­димо рас­ту­щем семени, о зерне гор­чич­ном, о дра­го­цен­ной жем­чу­жине и другие.

Вторая группа притч рас­ска­зана Гос­по­дом к концу тре­тьего года Его обще­ствен­ного слу­же­ния. В этих прит­чах Гос­подь рас­ска­зал о бес­ко­неч­ном мило­сер­дии Божием к каю­щимся людям и изло­жил раз­лич­ные нрав­ствен­ные пра­вила. Сюда отно­сятся притчи о заблуд­шей овце, о блуд­ном сыне, о неми­ло­серд­ном долж­нике, о мило­серд­ном сама­ря­нине, о без­рас­суд­ном богаче, о мудром стро­и­теле, о судье непра­вед­ном и другие.

В Своих послед­них прит­чах (тре­тьего пери­ода), рас­ска­зан­ных неза­долго до крест­ных стра­да­ний, Гос­подь гово­рит о Бла­го­дати Божией и об ответ­ствен­но­сти чело­века перед Богом, а также пред­ска­зы­вает о нака­за­нии, име­ю­щем постичь неве­ру­ю­щих евреев, о Своем втором при­ше­ствии, о страш­ном суде, о награде пра­вед­ным и о вечной жизни. В эту послед­нюю группу входят притчи о бес­плод­ной смо­ков­нице, о злых вино­гра­да­рях, о зван­ных на вечерю, о талан­тах, о десяти девах, о работ­ни­ках, полу­чив­ших равную плату и другие.

Гово­ри­лось ли в Ветхом Завете о том, что Хри­стос будет учить прит­чами?

Да, что в Ветхом Завете было пред­ска­зано, что Иисус Хри­стос будет учить прит­чами [Пс.77:2]: «Открою уста мои в притче и про­из­несу гада­ния из древ­но­сти». Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий пишет в тол­ко­ва­нии на этот стих [Пс.77:2] так: «Еван­ге­лист [Матфей] ясно про­тол­ко­вал [Мф.13:35], что это испол­ни­лось, когда Гос­подь изрек многие притчи в Еван­ге­лиях». Надо также отме­тить, что хотя притчи были известны еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена, особое совер­шен­ство и кра­соту они полу­чили в устах Бого­че­ло­века.

Каково про­ис­хож­де­ние слова «притча»?

«Каса­тельно сло­во­про­из­вод­ства и зна­че­ния сла­вяно-рус­ского назва­ния «Притча» нужно заме­тить, что оно обычно про­из­во­дится от корня течь (идти) или ткнуть (встре­титься) в том и другом случае оно, по выра­же­нию Св. Васи­лия Вели­кого, озна­чает при­пут­ное (соотв. греч. παροιμὶα ­ παρά οῖμος) изре­че­ние, т. е. такое, кото­рое служит ука­за­те­лем пути, руко­вод­ствует чело­века на путях жизни, давая ему сред­ства к бла­го­по­луч­ному тече­нию по этим путям.

Подоб­ным обра­зом объ­яс­няют смысл назва­ния «Притча» Свв. Афа­на­сий Вели­кий и Иоанн: «Назва­ние «Притчи» (παρᾶμοι) про­изо­шло от того, что подоб­ные изре­че­ния писа­лись на всяком пути для вра­зум­ле­ния и нази­да­ния про­хо­дя­щих по пути, писа­лись же при пути для того, чтобы люди, не могу­щие зани­маться словом истины, по край­ней мере, мимо­хо­дом, заме­чали напи­сан­ное, вни­кали в него, полу­чали настав­ле­ния. Посему неко­то­рые и опре­де­ляют их так: Притчи есть при­до­рож­ное (παρόδιον) изре­че­ние, пере­но­ся­щее мысль от чего-нибудь одного ко мно­гому. В послед­них словах ука­зана одна из основ­ных осо­бен­но­стей притчи: при­ло­жи­мость выска­зы­ва­е­мой в притче мысли ко многим (ана­ло­гич­ным) слу­чаям, типич­ность этой мысли».

По дру­гому мнению, русско-сла­вян­ское «притча» про­ис­хо­дит от гл. «при­ты­кать», «при­та­чи­вать» (напр., при тканье – на конце полосы раз­ными по цвету нитями), – в таком случае назва­ние это будет ука­зы­вать на укра­ша­ю­щий, образ­ный внеш­ний способ выра­же­ния мысли в прит­чах»…

Тол­ко­вая Библия Тол­ко­ва­ние на книгу прит­чей Соло­мо­но­вых

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки