Имеет ли курение какой-то мистический смысл или это просто страсть?

диакон Андрей

Я имел воз­мож­ность наблю­дать в дей­ствии реклам­ный слоган «Курить – бесам кадить». Дело было в Китае. Меня завели в один даос­ский мона­стырь. И там была часовня с некоей «черной бабуш­кой». Никто толком не смог ска­зать мне, что за миф с ней связан. Просто жен­ская фигура, выре­зан­ная из чер­ного дерева. Возле нее столик-жерт­вен­ник, на кото­рый кладут пожерт­во­ва­ния: бутылки водки, апель­сины, яблоки и так далее. Как у нас пани­хид­ный столик (только у нас водку не кладут). Я вот иногда думаю – какая хоро­шая у меня была бы жизнь и карьера в Китае! Там сейчас модно перед каждым супер­мар­ке­том, гости­ни­цей и тому подоб­ным ста­вить статую божка богат­ства, а перед ним вот такой жерт­вен­ник. Бог богат­ства, конечно, должен обла­дать замет­ным живо­ти­ком. И вот я думаю, что если бы я (с точки зрения китай­цев – образ­цо­вый рус­ский: если тот иеро­глиф, кото­рым китайцы обо­зна­чают нас, раз­ло­жить по смыс­ло­вым ком­по­нен­там, то полу­чится «боль­шие север­ные воло­са­тики») там остался и начал под­ра­ба­ты­вать таким вот сиде­нием в позе лотоса перед входом в мага­зин, то мне бы пода­вали немало… Ну, да что меч­тать попу­сту! А вот в том даос­ском мона­стыре в Шэнь-яне перед идолом была коробка с песком. Это обычно на Востоке: в этот песок вты­кают палочки, назы­ва­е­мые бла­го­вон­ными (а эти аро­мат­ные палочки дела­ются из коро­вьего навоза). Но в данном случае роль этих «воню­чек» выпол­няли зажжен­ные сига­реты. Их заку­ри­вали и вты­кали в песок филь­тром вниз, и так они дого­рали. Это было бук­вально: курить – бесам кадить.

Но из того, что кто-то исполь­зует табак или сига­рету в черном культе, не сле­дует, что любой куря­щий чело­век участ­вует в этом культе. И языч­ники воз­жи­гали ладан перед своими ста­ту­ями, но это не мешает нам при­но­сить ладан своему Гос­поду. Или то же золото, деньги. Сата­ни­сты их жерт­вуют на свои черные дела, а мы те же самые купюры и монеты при­но­сим на нужды нашего храма. Так что я не думаю, что в куре­нии есть какая-то мистика. Ясно, что ничего хоро­шего в этом нет. Но и «демо­ни­зи­ро­вать» все сразу не стоит. За пре­де­лами церкви не сразу начи­на­ется сата­низм. Есть какое-то просто чело­ве­че­ское про­стран­ство: чело­ве­че­ских заблуж­де­ний, поиска, ошибок, немо­щей или, напро­тив, доб­ро­де­те­лей чисто чело­ве­че­ских.

Были святые, кото­рые курили. Напри­мер – свя­ти­тель Нико­лай Япон­ский. В его днев­ни­ках есть заме­ча­тель­ная запись: «Вече­ром скучно было и хоте­лось курить, а, между тем, бросил с вос­кре­се­нья – более чем два­дца­ти­лет­нюю при­вычку не легко бро­сить» (Свя­ти­тель Нико­лай Япон­ский. Запись в днев­нике 1.04.1880 // Пра­вед­ное житие и апо­столь­ские труды свя­ти­теля Нико­лая, архи­епи­скопа Япон­ского, по его свое­руч­ным запи­сям. СПб., 1996. Ч. 1. С. 241.). Значит, боль­шую часть своей жизни свя­ти­тель курил. Что не мешало ему быть истин­ным Хри­сто­вым апо­сто­лом. Ну, а уж отно­ше­ние послед­него рус­ского импе­ра­тора к куре­нию всем известно.

Со своей сто­роны могу заме­тить, что пред­ме­том моей острой про­фес­си­о­наль­ной зави­сти явля­ется статус про­фес­со­ров Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии XIX века. В день получки они рас­пи­сы­ва­лись в несколь­ких ведо­мо­стях: кроме зар­платы, они полу­чали деньги на оплату квар­тиры, на при­об­ре­те­ние книг, и отдель­ная графа была – на табак (зави­дую я не послед­нему, а преды­ду­щим пунк­там).

Дей­стви­тельно, рус­ское духо­вен­ство XIX века не чуж­да­лось табака, и это при­во­дило к опре­де­лен­ному курьезу. Зна­ме­ни­тый пси­хо­лог Бех­те­рев отме­чал, что в ту пору неко­то­рые кли­куши боя­лись запаха табака (кли­ку­ше­ство – это когда баба начи­нает кри­чать, что она испор­чен­ная, и выкли­кает имена тех, кто якобы на нее порчу навел). Кли­куши боятся всякой свя­тыни. И соот­вет­ственно, у них бывает кри­ча­щая реак­ция, реак­ция сопро­тив­ле­ния на появ­ле­ние пра­во­слав­ного батюшки, на запах ладана, на мощи, на святую воду. И вот в этом же ряду такую же реак­цию вызы­вал у них запах табака. (См.: Бех­те­рев В. Пре­ди­сло­вие // Кра­ин­ский Н.В. Порча, кли­куши и бес­но­ва­тые как явле­ния рус­ской народ­ной жизни. Нов­го­род, 1900. С. III.)

Кто может объ­яс­нить, почему кли­куши в России XIX века боя­лись не только запаха ладана, но и запаха табака? Для ответа нужно поста­вить другой вопрос: а от кого не пахло таба­ком в ту пору? Ате­и­стов в стране не было. А вот рели­ги­оз­ные люди дели­лись на пра­во­слав­ных и непра­во­слав­ных. Не курили как раз сек­танты – ста­ро­веры и штун­ди­сты (бап­ти­сты). «Гос­пода, не нюха­ю­щие табаку» – как назы­вал их Васи­лий Роза­нов. Соот­вет­ственно, запах табака в России XIX века – это был запах чело­века, при­над­ле­жа­щего к пра­во­слав­ной вере, и бесы на это реа­ги­ро­вали.

Есте­ственно, я не в защиту табака это говорю. Просто не люблю при­ми­тивно-листо­воч­ных реше­ний. Вроде того, что оттуда, где лежит сига­рета, бла­го­дать точно уходит.

Скорее всего, по мысли Фео­фана Затвор­ника, куре­ние – это не грех, это гре­хов­ное при­стра­стие («Курить или не курить есть дело без­раз­лич­ное, по край­ней мере наша и общая совесть счи­тает это таким. Но когда неку­ре­ние свя­зы­ва­ется обе­ща­нием, тогда оно всту­пает в нрав­ствен­ный поря­док и ста­но­вится делом сове­сти, неис­пол­не­ние кото­рого не может не мутить ее. На что вязать ее обетом? Гово­рить надо: « Постой, дай-ка попро­бую бро­сить, Бог даст, слажу». Встре­чали ли вы у стар­цев совет: не вязать себя обетом? Вот таких именно дел это каса­ется» (Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. Собра­ние писем. М., 1898. Вып. 2. С. 240)). Некое изде­ва­тель­ство над самим собой. И сви­де­тель­ство несво­боды. Ведь самый глав­ный тиран – во мне самом. И самая страш­ная несво­бода – от себя самого. Куре­ние в каком-то смысле полезно – как обна­же­ние моей мари­о­не­точ­но­сти. Ведь самое важное для хри­сти­а­нина – узнать правду о себе самом. «Гос­поди, даруй мне зрети моя пре­гре­ше­ния». Мы себе кажемся заме­ча­тель­ными, сво­бод­ными, «белыми и пуши­стыми». Но попро­буй бро­сить курить, и посмот­рим, как тебя будет коре­жить, надолго ли твоей хва­ле­ной сво­боды хватит. Для вдум­чи­вого чело­века борьба с куре­нием может пока­зать правду о себе самом. Знание правды – это всегда хорошо. В отли­чие от куре­ния.

А вот чего не стоит делать – не надо сво­дить свою хри­сти­ан­скую веру к борьбе с подоб­ными мело­чами. Это как некая старая кожа, она сама собою отпа­дает. Если идет нор­маль­ное духов­ное взрос­ле­ние, это ста­но­вится неин­те­ресно, невкусно.

из книги «Ответы моло­дым». М.-Саратов, 2003

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки