Почему курение является грехом?

свя­щен­ник Афа­на­сий Гуме­ров
насель­ник Сре­тен­ского мона­стыря

Раз­лич­ные болезни души святые отцы опре­де­ляют поня­тием страсть.Суще­ствуют раз­лич­ные клас­си­фи­ка­ции стра­стей. Чело­век соеди­няет в себе плот­ское и духов­ное начала. Поэтому в соот­вет­ствии с этим стра­сти делятся на телес­ные и душев­ные. Первые имеют свою почву в телес­ных потреб­но­стях, вторые – в душев­ных. Ясно гра­ницу между ними про­ве­сти трудно, так как «эпи­центр» всех стра­стей нахо­дится в душе. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные телес­ные стра­сти: «чре­во­уго­дие, про­жор­ство, рос­кошь, пьян­ство, ядение в тайне, разные роды сла­сто­лю­бия, блуд, пре­лю­бо­де­я­ние, рас­пут­ство, нечи­стота, кро­во­сме­ше­ние, дето­рас­тле­ние, ско­то­лож­ство, худые поже­ла­ния и всякие про­ти­во­есте­ствен­ные и постыд­ные стра­сти…» (Доб­ро­то­лю­бие. Т.2, Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра, 1993, с. 371). Куре­ние отно­сится к про­ти­во­есте­ствен­ной стра­сти, ибо хро­ни­че­ское отрав­ле­ние себя ядом не коре­нится в обла­сти есте­ствен­ных потреб­но­стей тела.

Все стра­сти явля­ются кам­нями пре­ткно­ве­ния на нашем пути к спа­се­нию. По своему про­ис­хож­де­нию при­рода чело­века как тво­ре­ние Пре­муд­рого Бога, как образ и подо­бие Его, обла­дает совер­шен­ством. Цель всей нашей хри­сти­ан­ской жизни – соеди­ниться  с Богом и только в Нем одном обре­сти бла­жен­ство вечной жизни. Совер­шая дело спа­се­ния, мы должны вос­ста­но­вить в себе образ Божий, иска­жен­ный мно­го­раз­лич­ными гре­хами, и стя­жать подо­бие нашему Небес­ному Роди­телю. Пока чело­век нахо­дится в плену стра­сти, душа его не может вос­ста­но­вить иска­жен­ный образ и вер­нуть пер­во­здан­ное бого­по­до­бие. Если чело­век побеж­ден стра­стями, то душа его осквер­ня­ется, ум мерт­веет, воля ока­зы­ва­ется бес­силь­ной. Святые отцы это состо­я­ние назы­вают вторым идо­ло­по­клон­ством. Чело­век как куми­рам покло­ня­ется своим стра­стям. Идо­ло­по­клон­ник не может насле­до­вать Цар­ствие Небес­ное (Еф. 5:5). «Без чистоты от стра­стей душа не вра­чу­ется от гре­хов­ных неду­гов, и не при­об­ре­тает славы, утра­чен­ной пре­ступ­ле­нием» (преп. Исаак Сирин).

Любая страсть, явля­ясь болез­нью души, неви­ди­мыми зве­ньями сцеп­лена с дру­гими неду­гами. Непро­хо­ди­мых стенок в душе нет. Вко­ре­нив­ша­яся страсть спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию и других поро­ков. Грубо про­яв­ля­ется эгоизм. Мать, куря­щая во время про­гулки над коляс­кой, в кото­рой спит мла­де­нец, удо­вле­тво­ре­ние стра­сти ставит выше здо­ро­вья своего ребенка. Куря­щие роди­тели, как пра­вило, научают этому своих детей. Дети не явля­ются их соб­ствен­но­стью. Когда они зара­жают их на всю их жизнь этой губи­тель­ной при­выч­ной, посту­пают не только против хри­сти­ан­ской сове­сти, но и вопреки обще­че­ло­ве­че­ской морали.

Если чело­век осо­знал пагуб­ность куре­ния, он часто уны­вает, видя, что стал плен­ни­ком этой при­вычки и не имеет сво­боды. С куре­нием также тесно связан грех само­оправ­да­ния, при­туп­ле­ние нрав­ствен­ного чув­ства. При­ми­рив­шись с этой стра­стью, чело­век  про­щает себе и другие сла­бо­сти, ибо велика сила пре­це­дента.

Грехом куре­ние явля­ется еще и потому, что раз­ру­шает здо­ро­вье. По общему учению святых отцов жизнь и здо­ро­вье даны нам Богом как дар. Сокра­щать жизнь пагуб­ными при­выч­ками и нездо­ро­вым обра­зом жизни есть серьез­ный грех. Куря­щий чело­век вредит своему здо­ро­вью и здо­ро­вью при­сут­ству­ю­щих. Нет, наверно, ни одного порока и извра­ще­ния, кото­рый не пыта­лись бы оправ­дать. Попытки гово­рить о «поло­жи­тель­ных» сто­ро­нах куре­ния выгля­дят жал­кими по срав­не­нии с дан­ными, кото­рыми рас­по­ла­гает меди­цина. В табаке содер­жится нико­тин (до 2%) – силь­ный яд. Суль­фат нико­тина при­ме­ня­ется для уни­что­же­ния вре­ди­те­лей с.-х. рас­те­ний. При куре­нии табака нико­тин вса­сы­ва­ется в орга­низм и вскоре про­ни­кает в мозг. Курит чело­век еже­дневно в тече­ние многих лет. Сред­ний куриль­щик делает около 200 затя­жек в день. Это состав­ляет при­мерно 6000 в месяц, 72 000 в год и свыше 2 мил­ли­о­нов затя­жек у 45-лет­него куриль­щика, кото­рый начал курить в воз­расте 15 лет. Такая затя­нув­ша­яся нико­ти­но­вая атака при­во­дит к тому, что яд со вре­ме­нем нахо­дит в орга­низме слабое звено и вызы­вает тяже­лую болезнь. В тече­ние 30 лет куриль­щик выку­ри­вает  при­мерно 20000 сига­рет, или около  160 кг табака, погло­щая  в сред­нем  800 г нико­тина. В одной  сига­рете содер­жится при­мерно 6–8 мг нико­тина,  из кото­рых 3–4 мг  попа­дают в кровь. Для чело­века смер­тель­ная  доза нико­тина  состав­ляет от 50–100 мг (2–3 капли). В табач­ном  дыме обна­ру­жен  целый ряд  кан­це­ро­ге­нов, вызы­ва­ю­щих рак. Огром­ное коли­че­ство  в табаке  и радио­ак­тив­ных  веществ. При выку­ри­ва­нии одной пачки  сига­рет в  день чело­век  полу­чает дозу  ради­а­ции, в 7 раз пре­вы­ша­ю­щую дозу, при­знан­ную  пре­дельно допу­сти­мой Меж­ду­на­род­ным согла­ше­нием  по защите  от ради­а­ции. Дока­зано, что ради­а­ция табач­ного  про­ис­хож­де­ния явля­ется глав­ной при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния  рако­вых забо­ле­ва­ний.

Страсть явля­ется резуль­та­том сло­же­ния чело­ве­че­ской гре­хов­ной воли и актив­но­сти демо­ни­че­ских сил, хотя и неви­ди­мой, но весьма реаль­ной. Бесов­ские силы тща­тельно ста­ра­ются скрыть свое соуча­стие в паде­нии людей. Однако есть виды губи­тель­ного порока, в кото­рых особая роль диа­вола явля­ется оче­вид­ной. Самую впе­чат­ля­ю­щую иллю­стра­цию дает исто­рия таба­ко­ку­ре­ния. Испа­нец Роман Пано в 1496 г. после вто­рого пла­ва­ния Х.Колумба привез табач­ные семена из Аме­рики в Испа­нию. Оттуда табак про­ни­кает в Пор­ту­га­лию. Фран­цуз­ский посол в Лис­са­боне   Жан Нико (от его фами­лии полу­чил назва­ние нико­тин) в 1560 г. пре­под­нес табач­ные рас­те­ния каче­стве лекар­ствен­ного сред­ства коро­леве Ека­те­рине Медичи (1519–1589), стра­дав­шей миг­ре­нями. Увле­че­ние таба­ком быстро стало рас­про­стра­няться сна­чала в Париже, а потом во всей Фран­ции. Затем нача­лось побед­ное шествие табака по всей Европе. Все губи­тель­ное для чело­века диавол стре­мится навя­зать людям под личи­ной «полез­ного». Среди врачей 16 века многие счи­тали табак лекар­ствен­ным сред­ством. Когда появи­лись сви­де­тель­ства вре­до­нос­ных послед­ствий куре­ния, увле­че­ние зашло настолько далеко, что оста­но­вить заразу уже не уда­лось. Первое время куре­ние пре­сле­до­ва­лось, и куриль­щи­ков жестоко нака­зы­вали. В Англии куриль­щи­ков водили по улицам с петлей на шее, а упор­ных даже каз­нили. Англий­ский король Яков I в 1604 г. напи­сал труд «О вреде табака», в кото­ром писал: «Куре­ние – отвра­ти­тель­ный для зрения, омер­зи­тель­ный для обо­ня­ния, вред­ный для мозга и опас­ный для легких обычай». Рим­ский папа Урбан VII отлу­чал от церкви веру­ю­щих. При­ни­ма­лись и другие меры. Однако каждый раз побе­ди­те­лями ока­зы­ва­лись куриль­щики, про­из­во­ди­тели табака, тор­говцы им – все те, кто рас­про­стра­не­ние губи­тель­ного порока сде­лали своей про­фес­сией. Кнут, казни ока­за­лись бес­сильны перед этой губи­тель­ной стра­стью, быст­рое рас­про­стра­не­ние кото­рой сильно напо­ми­нает эпи­де­мию (точнее пан­де­мию). Какая-то сила, пре­вос­хо­дя­щая чело­ве­че­скую, делает людей рабами вред­ней­шей при­вычки, от кото­рой подав­ля­ю­щее боль­шин­ство не рас­ста­ется до самой смерти.

 В России куре­ние появи­лось в начале 17 века в Смут­ное время. Его при­несли поляки и литовцы. Царь Михаил Рома­нов сурово пре­сле­до­вал люби­те­лей дья­воль­ского зелья. В 1634 г. был издан указ, по кото­рому куриль­щики полу­чали шесть­де­сят палоч­ных ударов по подош­вам. Во второй раз отре­зался нос. По Уло­же­нию 1649 г. царя Алек­сея Михай­ло­вича преду­смат­ри­ва­лось нака­за­ние тому, у кого был найден табак: бить кнутом до тех пор, пока не при­зна­ется, откуда табак полу­чил. Суро­вые меры преду­смат­ри­ва­лись в отно­ше­нии тор­гу­ю­щих: резать носы и ссы­лать в даль­ние города. Ввоз в страну табака был запре­щен. Усилия оста­но­вить ока­за­лись без­ре­зуль­татны. Царь Петр I был люби­те­лем куре­ния. В 1697 году были сняты все запреты. Петр I предо­ста­вил англи­ча­нам моно­по­лию на тор­говлю таба­ком в России. Та стре­ми­тель­ность, с какой этот губи­тель­ный порок стал рас­про­стра­няться в народе, наво­дит на самые груст­ные мысли. Сейчас еже­годно в России про­из­во­дится около 250 мил­ли­ар­дов сига­рет и еще 50 мил­ли­ар­дов штук при­во­зится. Таким обра­зом, страна потреб­ляет 300 мил­ли­ар­дов. Россия в насто­я­щее время зани­мает первые место в мире по росту таба­ко­ку­ре­ния. Зна­чи­тель­ная масса куря­щих – под­ростки. И еще одна без­от­рад­ная осо­бен­ность нашей страны –  феми­ни­за­ция куре­ния. По данным Все­мир­ной орга­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, в России курит 70% мужчин и 30% женщин. На жен­ский орга­низм куре­ние дей­ствует осо­бенно раз­ру­ши­тельно. По мате­ри­а­лам еже­год­ной кон­фе­рен­ции Радио­ло­ги­че­ского обще­ства Север­ной Аме­рики, куря­щие жен­щины при прочих равных усло­виях (иссле­до­ва­тели при­ни­мали во вни­ма­ние воз­раст боль­ных, стаж куре­ния, вид исполь­зу­е­мых табач­ных изде­лий и другие фак­торы) забо­ле­вают раком легких при­мерно в два раза чаще, чем муж­чины. Канад­ские врачи на основе ста­ти­сти­че­ских данных, собран­ных в Ван­ку­вере и Кве­беке, утвер­ждают, что у женщин, кото­рые начали куре­ние в воз­расте до 25 лет шансы воз­ник­но­ве­ния зло­ка­че­ствен­ной опу­холи груди воз­рас­тают на 70%. Спе­ци­а­ли­стам в обла­сти соци­аль­ной пси­хо­ло­гии хорошо известна сила воз­дей­ствия на чело­века окру­же­ния. Сейчас зна­чи­тель­ную часть нашей город­ской среды состав­ляют огром­ных раз­ме­ров щиты, на кото­рых рекла­ми­ру­ется раз­ру­ши­тель­ный для здо­ро­вья яд. Хоть на секунду, хоть на одно мгно­ве­ние заду­мы­ва­ются ли люди при­част­ные к мас­со­вому отрав­ле­нию людей, что на Страш­ном Суде за все при­дется дать ответ. 

 Можно ли изба­виться от куре­ния? Можно. В Англии за послед­ние 10–15 лет пере­стало курить около 10 млн. чело­век. Каждый день курить бро­сает почти 2000 чело­век! Согласно общему учению святых отцов чело­век с помо­щью Божией может побе­дить любую страсть. Вели­кий старец Амвро­сий Оптин­ский дает советы в борьбе с неду­гом куре­ния: «Пишете, что вы не можете оста­вить табак курить. Невоз­мож­ное от чело­век воз­можно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оста­вить, созна­вая от него вред для души и тела, так как табак рас­слаб­ляет душу, умно­жает и уси­ли­вает стра­сти, омра­чает разум и раз­ру­шает телес­ное здо­ро­вье мед­лен­ной смер­тью. – Раз­дра­жи­тель­ность и тоска – это след­ствия болез­нен­но­сти души от таба­ко­ку­ре­ния. Сове­тую вам упо­тре­бить против этой стра­сти духов­ное вра­чев­ство: подробно испо­ве­дай­тесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и при­ча­сти­тесь Святых Таин, и читайте еже­дневно, стоя, Еван­ге­лие по главе или более; а когда напа­дет тоска, тогда читайте опять, пока не прой­дет тоска; опять напа­дет и опять читайте Еван­ге­лие. – Или вместо этого кла­дите, наедине, по 33 боль­ших поклона, в память земной жизни Спа­си­теля и в честь Святой Троицы».

 Почему же так мало людей рас­ста­ется с «подар­ком диа­вола»? Потому, что боль­шин­ство куриль­щи­ков не хочет оста­вить эту при­вычку. А те, кто желают этого и пред­при­ни­мают шаги к этому, в дей­стви­тель­но­сти, не имеют внут­рен­ней реши­мо­сти. Несмотря на поры­ви­стые усилия, люди неод­но­кратно бро­са­ю­щие курить, в глу­бине души срод­ни­лись с этой стра­стью. Бог всегда готов помочь чело­веку в этом спа­си­тель­ном деле, но ждет от него подвига. «Когда из любви к Богу жела­ешь совер­шить какое дело, пре­де­лом жела­ния сего поставь смерть; и, таким обра­зом, на самом деле спо­до­бишься взойти на сте­пень муче­ни­че­ства в борьбе с каждой стра­стью, и не поне­сешь ника­кого вреда от того, что встре­тится с тобой внутри оного пре­дела, если пре­тер­пишь до конца и не рас­сла­бе­ешь. Помыш­ле­ние немощ­ного рас­судка немощ­ною делает силу тер­пе­ния; а твер­дый ум тому, кто сле­дует помыш­ле­нию его, сооб­щает даже и силу, какой не имеет при­рода» (преп. Исаак Сирин).

Православие.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки