Табачный самогипноз

Оглав­ле­ние

Виньетка

 

Табач­ный само­гип­ноз

О вреде куре­ния гово­рят давно, убе­ди­тельно и … без­ре­зуль­татно. Девять из десяти куриль­щи­ков счи­тают куре­ние без­обид­ной при­выч­кой, уза­ко­нен­ной совре­мен­ным обще­ством, а если это пра­во­слав­ные – легким, про­сти­тель­ным грехом, с кото­рым можно пре­спо­койно жить. Поис­тине прав свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Не столько забо­тится дьявол о том, чтобы гре­шили, сколько о том, чтобы не видели греха и оста­ва­лись греш­ни­ками».

Мало кого убеж­дают аргу­менты не в его пользу; чтобы их при­нять, надо быть доста­точно рас­су­ди­тель­ным чело­ве­ком. Как гово­рил свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов, всего легче сде­латься пороч­ным, но трудно стя­жать доб­ро­де­тели. Доб­ро­де­тель – свой­ство воли. Мало кому помо­гут изба­виться от табач­ной зави­си­мо­сти и мно­го­чис­лен­ные уни­зи­тель­ные факты. Напри­мер, то, что Адольф Гитлер при­зна­вал куре­ние (наряду с пьян­ством, внед­ре­нием пор­но­гра­фии и раз­ре­ше­нием абор­тов) силь­ней­шим ору­дием пора­бо­ще­ния народа на заво­е­ван­ных тер­ри­то­риях его же соб­ствен­ными руками. «Ника­ких при­ви­вок, ника­кой гиги­ены, только водка и табак!» – декла­ри­ро­вал он в 1942 году.

Куре­ние – воис­тину дья­воль­ское изоб­ре­те­ние. Воз­никло оно в гиб­ну­щих куль­ту­рах Цен­траль­ной Аме­рики задолго до эпохи Колум­бо­вых откры­тий как часть риту­а­лов покло­не­ния язы­че­ским богам ацте­ков, кото­рым при­но­си­лись, в числе прочих, и чело­ве­че­ские жертвы. Хри­сти­ане пре­красно знают, что это за «боги» …

Сего­дня в жертву дья­волу доб­ро­вольно при­но­сят себя сотни мил­ли­о­нов людей на земном шаре. «О как тща­тельно диавол и мир засе­вает своими пле­ве­лами ниву Хри­стову, кото­рая есть Цер­ковь Божия, – писал святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский. – Вместо Слова Божия усердно сеется слово мир­ское, вместо ладана – табак. Бедные хри­сти­ане! Совсем отпали от Христа».

А ведь все могло бы быть иначе, если бы Россия оста­ва­лась Пра­во­слав­ной. Тот факт, что тема таба­ко­ку­ре­ния фак­ти­че­ски не рас­смот­рена Свя­тыми Отцами, и гово­рит как раз о том, что пра­во­слав­ное созна­ние пони­мает, насколько этот грех направ­лен против Бога, про­ти­во­есте­стве­нен всей при­роде чело­века и осквер­няет храм его тела, отме­чен­ного в при­роде особой боже­ствен­но­стью про­ис­хож­де­ния. Бого­от­ступ­ни­че­ство – это всегда помут­не­ние созна­ния, и, как это грубо не звучит, ум чело­века, отсту­пив­шего от Бога, «ста­но­вится или ско­то­по­доб­ным или демо­но­по­доб­ным», как гово­рил святой Гри­го­рий Палама.

Табак не только дья­воль­ское изоб­ре­те­ние, но и сред­ство, кото­рым дьявол при­вя­зы­вает к себе чело­века. «Всякий, дела­ю­щий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34); «Ибо, кто кем побеж­ден, тот тому и раб» (2Петр. 2:19), – вот что читаем мы в Новом Завете.

Зло­вон­ный запах табака при­кры­вает запах духов­ного раз­ло­же­ния.

Уста­нов­лено, что нега­тив­ные душев­ные состо­я­ния при­во­дят к изме­не­нию гор­мо­наль­ного фона чело­века. Обра­зу­ю­щи­еся при стрес­сах и прочих внут­рен­них кон­флик­тах хими­че­ские веще­ства выво­дятся из орга­низма через внеш­ние покровы; выде­ле­ния при этом имеют тяже­лый запах. Упо­треб­ле­ние табака делает невоз­мож­ным рас­по­зна­ние духов­ного состо­я­ния других людей на самом глу­бо­ком био­ло­ги­че­ском уровне.

При­вычка куре­ния заглу­шает в чело­веке совесть и посто­янно тол­кает его на нару­ше­ние запо­веди о любви к ближ­нему (при­ме­ров тому, когда куриль­щик не в силах поду­мать об окру­жа­ю­щих, вынуж­ден­ных поне­воле дышать дымом его сига­рет, несть числа).

Чело­век с сига­ре­той – оли­це­тво­ре­ние все­общ­но­сти греха, став­шего уже нормой в обще­ствен­ном созна­нии. Нормой, отри­ца­е­мой, однако, созна­нием нрав­ственно здо­ро­вым. Куря­щие живут по ими же при­ду­ман­ным зако­нам морали, пре­да­вая свою совесть инстинкту немощи без­воль­ного стад­ного боль­шин­ства. Вот почему сига­рета в зубах – всегда почти тонкий знак опре­де­лен­ной про­даж­но­сти и пре­да­тель­ства. Вос­ку­ряя фимиам бесам стра­стей, раз­во­ди­мых нами и гнез­дя­щимся в жилище нашего тела, куриль­щик пре­дает, тем самым, образ Божий в себе, про­пи­ты­ва­ясь духом зло­во­ния и мед­лен­ного физи­че­ского само­убий­ства. «Разве не знаете, что вы храм Божий, – гово­рил апо­стол Павел, – и Дух Божий живет в вас? Если кто разо­рит храм Божий, того пока­рает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор. 3:16–17). Каких еще слов для вра­зум­ле­ния куриль­щика тре­бу­ется более?!

Дока­за­тельств, фактов, аргу­мен­тов и убе­ди­тель­ней­ших при­ме­ров того, что куре­ние несет лишь вред и поги­бель, бес­чис­лен­ное мно­же­ство. И цель этой статьи не в том, чтобы убе­дить кого-либо в необ­хо­ди­мо­сти бороться с этой духов­ной немо­щью, а в том, чтобы помочь побо­роть в себе беса сей бого­мерз­кой стра­сти тем, кто уже решился на этот шаг, при­го­то­вив в своей душе место для бла­го­дати Божией. Испро­сив бла­го­дать Божию в молит­вах, чело­век испы­ты­вает на себе ее уди­ви­тель­ное воз­дей­ствие и ощу­щает незри­мую помощь своей уязв­лен­ной воле.

Совет пре­по­доб­ного Силу­ана Афон­ского

В 1905 году отец Силуан провел несколько меся­цев в России, часто посе­щая мона­стыри. В одно из таких путе­ше­ствий, в поезде он занял место напро­тив купца, кото­рый дру­же­ским жестом рас­крыл перед ним свой сереб­ря­ный порт­си­гар и пред­ло­жил ему сига­рету. Отец Силуан побла­го­да­рил за пред­ло­же­ние, но отка­зался. «Не потому ли, батюшка, вы отка­зы­ва­е­тесь, что счи­та­ете это грехом? – спро­сил купец и доба­вил: – Но куре­ние помо­гает часто в дея­тель­ной жизни; хорошо пре­рвать напря­же­ние в работе и отдох­нуть несколько минут. Удобно при куре­нии вести дело­вую или дру­же­скую беседу и вообще в ходе жизни. ..» И дальше, пыта­ясь убе­дить отца Силу­ана взять сига­рету, он про­дол­жал гово­рить в пользу куре­ния. Тогда все-таки отец Силуан решился ска­зать: «Гос­по­дин, прежде чем заку­рить сига­рету, помо­ли­тесь, ска­жите одно «Отче наш». Но купец отве­тил: «Молиться, перед тем как курить, как-то не идет». Пре­по­доб­ный Силуан заме­тил: «Итак, всякое дело, перед кото­рым не идет несму­щен­ная молитва, лучше не делать».

Куре­ние, таким обра­зом, отда­ляет чело­века от гор­него духов­ного мира, служит одним из серьез­ных пре­пят­ствий на пути спа­се­ния соб­ствен­ной бес­смерт­ной души, скло­няя ее ко греху и под­чи­няя свое­во­лию тлен­ной плоти.

«Если при­сту­па­ешь к какому делу и не видишь на то воли Божьей, – уве­ще­вает свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов, – ни за что не делай того. Не остав­ляй воли Божьей, чтобы испол­нять волю людей». Итак, доро­гой чита­тель, прежде чем заку­рить вновь, вспомни совет пре­по­доб­ного Силу­ана и поду­май, мог бы ты про­честь сна­чала «Отче наш» или мыс­ленно взять бла­го­сло­ве­ние на это, несо­мненно, важное для тебя дело.

Совет пре­по­доб­ного Амвро­сия Оптин­ского

«Пишете, что вы не можете оста­вить табак курить. Невоз­мож­ное от чело­век воз­можно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оста­вить, созна­вая от него вред для души и тела, так как табак рас­слаб­ляет душу, умно­жает и уси­ли­вает стра­сти, омра­чает разум и раз­ру­шает телес­ное здо­ро­вье мед­лен­ной смер­тью. – Раз­дра­жи­тель­ность и тоска – это след­ствия болез­нен­но­сти души от таба­ко­ку­ре­ния.

Сове­тую вам упо­тре­бить против этой стра­сти духов­ное вра­чев­ство: подробно испо­ве­дай­тесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и при­ча­сти­тесь Святых Таин, и читайте еже­дневно, стоя, Еван­ге­лие по главе или более; а когда напа­дет тоска, тогда читайте опять, пока не прой­дет тоска; опять напа­дет и опять читайте Еван­ге­лие. – Или вместо этого кла­дите, наедине, по 33 болъ­ших поклона, в память земной жизни Спа­си­теля и в честь Святой Троицы» – такой ответ полу­чил от пре­по­доб­ного Амвро­сия один миря­нин, заяд­лый куриль­щик, обра­тив­шийся за сове­том к свя­тому, не сумев сам спра­виться с этой пагуб­ной стра­стью. По про­чте­нии письма он заку­рил папи­роску, но вдруг почув­ство­вал силь­ную голов­ную боль и вместе с тем отвра­ще­ние к табач­ному дыму – и ночью не курил. На другой день маши­нально заку­ри­вал несколько раз, но боль воз­вра­ща­лась и не поз­во­ляла гло­тать дым. Так и бросил. Спустя неко­то­рое время чело­век этот при­е­хал к старцу, чтобы лично побла­го­да­рить его. Пре­по­доб­ный Амвро­сий кос­нулся палоч­кой его головы – и боль с тех пор уже не воз­вра­ща­лась ни по какому поводу.

Обра­ще­ние за помо­щью ко святым в раз­лич­ных нуждах имеет в России огром­ную прак­тику. Святые хода­тай­ствуют за нас, помо­гая нам избе­жать послед­ствий совер­ша­е­мых нами грехов, в самой при­роде кото­рых – при ослу­ша­нии воли Божией и, как след­ствие, неми­ну­е­мое нака­за­ние. Не за грехи, но сами грехи нака­зы­вают нас, отвра­щая нас от Божи­его бла­го­сло­ве­ния и Божией помощи. Поэтому чем силь­нее наше жела­ние полу­чить помощь от Бога, тем настой­чи­вее должны мы искать ее в молит­вах ко Гос­поду, Пре­свя­той Бого­ро­дице и угод­ни­кам Божиим. Так, напри­мер, изда­те­лям известны кон­крет­ные случаи исце­ле­ния от недуга таба­ко­ку­ре­ния по молит­вам пред Казан­ской иконой Божией Матери, а также чудес­ное исце­ле­ние извест­ного пра­во­слав­ного изда­теля С. А. Нилуса, курив­шего нещадно 33 года, по молит­вам пред иконой Божией Матери Оди­гит­рии Смо­лен­ской. Исце­ля­лись куриль­щики по молит­вам ко бла­жен­ной Ксении Петер­бург­ской, святым цар­ствен­ным муче­ни­кам, а также по молит­вам бла­го­че­сти­вых близ­ких куря­щего, зака­зы­ва­ю­щих за него чтение Псал­тири о здра­вии и молебны в мона­сты­рях.

Молитва от стра­сти куре­ния пре­по­доб­ному Амвро­сию Оптин­скому

Пре­по­добне отче Амвро­сие, ты, имея дерз­но­ве­ние пред Гос­по­дом, умоли Вели­ко­да­ро­ви­того Вла­дыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечи­стой стра­стью. Гос­поди! Молит­вами угод­ника Твоего, Пре­по­доб­ного Амвро­сия, очисти мои уста, оце­ло­мудри сердце и насыти его бла­го­уха­нием Духа Твоего Свя­того, да отбе­жит от мене далече злая табач­ная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.

Молитва неду­гу­ю­щего стра­стью куре­ния

Мно­го­мило­сти­вый Гос­поди! Услыши про­ше­ние мое, прими молитву недо­стой­ного раба Твоего, не возг­ну­шайся язв моих, не отвра­тись от мене. Якоже иногда еси исце­лил среб­ро­лю­би­вую душу Закхея мытаря, исцели и мою душу, болез­ну­щую мно­гими страстьми и бедами. Гос­поди, вонми гласу моле­ния моего, услыши сте­на­ния и жалкий вопль мой. О, горе мне, горе мне греш­ному, поелику упо­доб­ля­юсь идо­ло­по­клон­ни­кам, не сты­жусь вос­ку­рять фимиам бесов­ский, не сты­жусь оскорб­лять Тебя, Гос­поди, лукав­ством сердца моего. Иску­шаю Тебя чрез­мер­ной наде­ян­но­стью на Твое дол­го­тер­пе­ние. Стоя во Святем Храме Твоем, убла­жа­юсь бла­го­уха­нием ладана, а по часе паки таяжде услаж­да­юсь куре­ние зло­во­ния. Осквер­няю уста мои и сими же устами гла­голю сло­веса хва­леб­ные к Тебе. Аки пес воз­вра­ща­ется к своей бле­во­тине, тако же аз греху служу. Всем бо яко грех есть сие, но не имам дерз­но­ве­ния отре­щися мзды наем­ни­чей. Мно­го­мило­сти­вый Гос­поди! Сни­зойди моей немощи, прости мое непо­треб­ство, укрепи мя, даждь ми тер­пе­ние и муже­ство душев­ное, не остави мене, не даждь мне погиб­нути в тине гре­хов­ней, Спаси, Гос­поди! Поги­баю! Яко же иногда еси, Гос­поди, исце­лил, по молит­вам Пре­чи­стой Мате­рее твоея, неко­его мужа Сергия – исцели и мене недо­стой­ного. Якоже иногда еси Гос­поди, изба­вил, по молит­вам пре­по­доб­ного Амвро­сия Оптин­ского от сквер­ной при­вычки неко­его Алек­сея Мос­ков­ского – избавь и мене ока­ян­ного. Якоже иногда еси Гос­поди, сво­бо­дил, по молит­вам святых отец Киево-Печер­ских, от дав­ле­ю­щей стра­сти неко­его Мак­сима и поста­вил его слу­жити Тебе во Святем Храме Твоем – темже и мене сквер­наго и нечи­с­таго сво­боди, и даждь ми послу­жити правде Твоей, и пора­бо­тати без лено­сти тощно Тебе Гос­поду моему Иисусу Христу во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки