Божественная сущность

Аудио-версия статьи

Боже́ственная су́щность (греч. Θεία Οὐσία) – при­ня­тое в пра­во­слав­ном бого­сло­вии обо­зна­че­ние при­роды Бога, отлич­ной от Его внеш­них дей­ствий; онто­ло­ги­че­ское содер­жа­ние Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей.

Согласно учению Церкви, сущ­ность (есте­ство, при­рода) нетвар­ного Боже­ства непо­зна­ва­ема для твар­ного мира. Св. Васи­лий Вели­кий ука­зы­вает, что нет ни одного поня­тия, кото­рое могло бы объять всю при­роду Бога и спо­собно ее выра­зить. «…Я знаю, что Бог есть, – гово­рит св. Васи­лий. – Но что такое есть сущ­ность Его, постав­ляю сие выше разу­ме­ния».

По мысли св. Гри­го­рия Бого­слова, суще­ство Божие есть «Святая Святых, закры­ва­е­мая и от самих сера­фи­мов». Следуя свя­тому, пред­став­лять себя зна­ю­щим, что есть Бог рав­но­значно повре­жде­нию ума. Он утвер­ждает, что «Боже­ствен­ная при­рода есть как бы море сущ­но­сти, неопре­де­лен­ное и бес­ко­неч­ное, про­сти­ра­ю­ще­еся за пре­делы вся­кого поня­тия о вре­мени и при­роде».

По слову св. Гри­го­рия Нис­ского, «велико и непро­хо­димо рас­сто­я­ние, отде­ля­ю­щее несо­здан­ное есте­ство от всякой создан­ной сущ­но­сти». Подобно обшир­ному морю, Боже­ствен­ная при­рода не дает знаков, ука­зу­ю­щих на какое-либо начало. «Бог не может быть охва­чен ни именем, ни поня­тием, не иной какой пости­га­ю­щей силой ума, – изъ­яс­няет св. Гри­го­рий, – … Он пре­бы­вает выше вся­кого не только чело­ве­че­ского, но даже ангель­ского и пре­мир­ного пости­же­ния».

Следуя св. Гри­го­рию Паламе, сущ­ность Бога также без­условно непо­сти­жима не только для чело­ве­че­ского интел­лекта, но и для всего ангель­ского мира. Сущ­ность Бога непо­сти­жима потому, что «Бог пре­вы­шает все суще­ству­ю­щее, и Он выше вся­кого есте­ства».

Учение Церкви о непо­сти­жи­мо­сти и транс­цен­дент­но­сти Боже­ствен­ной сущ­но­сти не про­ти­во­ре­чит воз­мож­но­сти Бого­по­зна­ния, не ума­ляет его зна­че­ния и не сви­де­тель­ствует о невоз­мож­но­сти позна­вать Бога. Неиз­ре­чен­ная Боже­ствен­ная сущ­ность, оку­тан­ная таин­ствен­ным мраком по Своему «сокро­вен­ному место­пре­бы­ва­нию» (Дио­ни­сий Аре­о­па­гит), обна­ру­жи­вает свои свой­ства в Боже­ствен­ных дей­ствиях или энер­гиях. Именно в дей­ствиях Бог откры­ва­ется твар­ному миру как Его Творец и Про­мыс­ли­тель.

***

См. АПО­ФА­ТИ­ЧЕ­СКОЕ БОГО­СЛО­ВИЕ, КАТА­ФА­ТИ­ЧЕ­СКОЕ БОГО­СЛО­ВИЕТРАНС­ЦЕН­ДЕНТ­НОСТЬ БОГА, ИММА­НЕНТ­НОСТЬ БОГА, БЛА­ГО­ДАТЬ
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки