Исполины

***

Исполи́ны (евр. «нефи­лим») — люди необык­но­венно боль­шого роста и боль­шой физи­че­ской силы, пред­ста­ви­тели древ­них племен. Среди испо­лин­ских племён Свя­щен­ное Писа­ние отме­чает: Рефа­и­мов (Эмимов), Ена­ки­мов, Зуз­и­мов, Замзу­з­и­мов.

В допо­топ­ной вет­хо­за­вет­ной исто­рии об испо­ли­нах сооб­ща­ется в сюжете о сме­ше­нии сынов Божьих и доче­рей чело­ве­че­ских: «В то время были на земле испо­лины, осо­бенно же с того вре­мени, как сыны Божии стали вхо­дить к доче­рям чело­ве­че­ским, и они стали рож­дать им: это силь­ные, издревле слав­ные люди» (Быт. 6:4). Согласно Пре­да­нию Церкви, сыны Божии были потом­ками бла­го­че­сти­вого Сифа, а дочери чело­ве­че­ские - нече­сти­вого Каина.

Все­мир­ный потоп, уни­что­жив­ший всех людей, за исклю­че­нием спас­шихся в ков­чеге, погу­бил и допо­топ­ных гиган­тов. Среди потом­ков Ноя особою, испо­лин­скою стáтью отли­ча­лись Рефа­имы и сыны Ена­ковы. В част­но­сти об этом гово­рится в опи­са­нии Эмимов, кото­рых соот­но­сят с Рефаи­мами, и кото­рые сопо­став­ля­ются с сынами Ена­ко­выми: «…прежде жили там Эмимы, народ вели­кий, мно­го­чис­лен­ный и высо­кий, как сыны Ена­ковы, и они счи­та­лись между Рефаи­мами, как сыны Ена­ковы; Моави­тяне же назы­вают их Эми­мами» (Втор. 2:10–11).

Во время пре­бы­ва­ния Авра­ама в Пале­стине Рефа­имы насе­ляли Аште­роф-Кар­наим (Быт. 14:5). Этот народ был отме­чен Богом среди прочих наро­дов, насе­ляв­ших Обе­то­ван­ную землю (Пале­стину), кото­рая пред­на­зна­ча­лась в насле­дие потом­ству Авра­ама (Быт. 15:20).

Послед­ним пред­ста­ви­те­лем пле­мени Рефа­и­мов счи­та­ется Ог, царь Васан­ский (Втор. 3:11). Он был убит сынами Изра­иля, завер­шив­шими, нако­нец, своё стран­ство­ва­ние по «бес­ко­неч­ной» пустыне и про­би­вав­ши­мися к обе­то­ван­ной земле. О складе фигуры этого вели­кана можно судить по габа­ри­там его смерт­ного ложа: «длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей муже­ских» (Втор. 3:11).

Отдель­ные потомки Рефа­и­мов участ­во­вали в сра­же­ниях против Давида. Одна­жды, один из них, «Иесвий, …у кото­рого копье было весом в триста сиклей меди и кото­рый опо­я­сан был новым мечом, хотел пора­зить Давида. Но ему помог Авесса, сын Саруин, [и спас Давида Авесса] и пора­зил Фили­стим­ля­нина и умерт­вил его» (2Цар. 21:16–17). «Было ещё сра­же­ние в Гефе; и был там один чело­век рослый, имев­ший по шести паль­цев на руках и на ногах, всего два­дцать четыре, также из потом­ков Рефа­и­мов» (2Цар. 21: 20).

В свое время отец Енаков жил в посе­ле­нии «Кириаф-Арбы» (впо­след­ствии — Хеврон) (Быт. 23:2; Нав. 21:11). Когда евреи, осво­бо­див­шись из Еги­пет­ского плена, достигли Хана­ана, в Хев­роне жили «дети Ена­ковы» (Чис. 13:23). Насколько они пре­вос­хо­дили тело­сло­же­нием Изра­иль­тян, хорошо видно из слов согля­да­таев, ходив­ших высмат­ри­вать обе­то­ван­ную землю: «мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис. 13:34).

Пре­ем­ник Моисея, Иисус Навин «пора­зил [всех] Ена­ки­мов на горе, в Хев­роне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иуди­ной и на всей горе Изра­и­ле­вой; с горо­дами их предал их Иисус закля­тию; не оста­лось [ни одного] из Ена­ки­мов в земле сынов Изра­и­ле­вых, оста­лись только в Газе, в Гефе и в Азоте» (Нав. 11:21–22).

Воз­можно, что Голиаф из Гефа, победа над кото­рым про­сла­вила юного Давида, был одним из потом­ков Ена­ки­мов. Опи­са­ние этого еди­но­борца впе­чат­ляет: «ростом он — шести локтей и пяди… И одет он был в чешуй­ча­тую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди… И древко копья его, как навой у ткачей» (см.: 1Цар. 17:4–7).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки