Потоп всемирный

***

Пото́п всеми́рный – потоп планетарного масштаба, произошедший по волеизъявлению Бога в качестве наказания людей за богоотступничество и крайнюю развращенность.

«Третий сын Адама был Сиф, от него пошло человечество, которое стало служить Богу, но и оно развратилось. Они стали брать в жены дочерей из рода Каинова. И потом, наконец, наступил такой момент, когда человечество всё развратилось, кроме восьми человек, семьи праведного Ноя, и Бог послал на землю Всемирный Потоп. Спаслись только восемь человек, которые были верны Богу. Бог, тем самым показал, что… сколько бы человек не делали зло, они никаким образом не смогут за счёт количества оправдать своё зло. Так что, имейте в виду, что всякие разговоры типа «все так делают» не помогут оправдаться…».
священник Даниил Сысоев

***

Возможно ли, чтобы вся земля оказалась под водой в одно и то же время, как говорится в Библии?

Как указывает английский исследователь Артур Гук, английский ученый, естествоиспытатель и гидрограф Джон Меррей установил, что если бы поверхность земли была превращена в плоскость, то имеется так много воды в морях, которые в некоторых местах достигают шести миль глубины, что ее хватило бы, — чтобы покрыть землю целиком одновременной повсеместной глубиной в две мили. Конечно, для верующих людей все эти доказательства не нужны, т. к. они знают, что Всемогущий Господь Бог, сотворивши небо и землю, безусловно мог затопить всю сушу водами потопа. (см.: Достоверность библейских чудес / Артур Гук; Пер. А. Добрынин. — Гельсингфорс : Рус. еванг. журн. «Верность», 1929. — 90, [5] с. : ил.; 18 см.).

Мог ли потоп охватить не всю поверхность земли, а лишь ее часть?

Существуют различные мнения относительно того, был ли потоп всемирным. О том, что потоп охватил всю поверхность планеты, в частности, пишет свт. Филарет Московский («Толкование на Книгу Бытия»). Но есть и такое мнение, что потоп мог быть всемирным не в полном смысл слова. Вспомним, для чего Господь совершил потоп: Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что мысли их были зло на всякое время… И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил. (Быт.6:7). Следовательно, потоп мы можем представить и в виде наводнения, охватившего только лишь пространство земли, населенное людьми, а как велико было это пространство во время потопа, мы до конца не знаем. При этом нас может не смущать то обстоятельство, что Библия несколько раз говорит о потопе, как о распространившемся «по всей земле». Христос говорил, что царица Савская приходила послушать Соломона «от пределов земли» (Мф.12:42), хотя та пришла всего лишь из Йемена. И когда Лука говорит, что в день Пятидесятницы в Иерусалиме были представители «из всякого народа под небесами» (Деян.2:5), вряд ли стоит понимать его так, что японцы и новозеландцы присутствовали в тот день в Иерусалиме. Библия, христианская литература, имеющая объектом своих забот человеческую душу, часто называют землей и даже вселенной лишь область обитания человеков, и даже лишь область определенной человеческой культуры, созревшей для воздействия Священного Писания. Воспитанная на Библии Византия, именовала вселенной (др.-греч. οἰκουμένη – ойкумена, т. е. «заселенная» (земля), от οἰκέω «населяю, обитаю») освоенную человечеством часть мира, почему и императоров своих называла «повелителями вселенной» и Константинопольскому патриарху дала титул вселенского.

Можно ли рассматривать потоп, охвативший будь то всю землю или только значимую ее часть, как, своего рода, чудо, которого не было ни до, ни после?

Чудо состоит не в громадности потопа. Чудо в том, что человек был предупрежден об этом и что от гибели спасся не самый сильный, хитрый или сметливый, а самый праведный.

Сохранился ли рассказ о потопе в памяти различных народов мира?

Широкая распространенность предания о потопе свидетельствует о том, что потоп был событием, охватившим все человечество, и оно сохранилось в памяти многих ветвей человеческого рода. Указанный выше исследователь Артур Гук сообщает, что халдеи, финикияне, вавилоняне, фригийцы, сирияне, персы, греки и даже армяне – все они имели, более или менее, согласные сказания о потопе. Повествование фригийцев, например, упоминает Еноха, как предвозвестившего потоп, и передает, что он плакал и молился об участи ожесточенных нераскаявшихся жителей допотопного мира. Найдена была древняя фригийская монета, с грубым изображением ковчега, и букв «N-0» на одной из ее сторон, несомненно, относящихся к Ною. Дальше мы обнаруживаем, что Индия и Китай имеют записи о потопе и, что при потопе, был спасен некто с семью человеками его семьи. Мексиканцы имели предание о человеке, который сделал судно, чтобы спастись от катастрофы. Предание о потопе имели и различные племена североамериканских индейцев. Подтверждения вселенского потопа ученые находят в мифологии и сказаниях у различных народностей по всему миру.

Существуют ли научные исследования, позволяющие сказать о том, что потоп действительно был?

На основании геологических и археологических раскопок установлено, что имеется в земле мощный слой глины, илистого наслоения, который не имеет в себе никаких остатков органической животной жизни (факт нахождения под слоем песка толстого илистого слоя, в первой половине ХХ века, обнаружил археолог Чарльз Леонард Вулли). Этот слой резко отделяет слои каменного века (палеолита), от последующих слоев: неолита, бронзового и железного века. Один из основоположников современной научной археологии, французский ученый Габриель де Мортилье, назвал этот слой hiatus, т. е. перерыв. Это илистое наслоение со дна морского произошло, как полагают, под действием мирового катаклизма, т. е. суша опустилась ниже уровня океана, воды которого и затопили всю землю, все горы. Как и говорит о том Моисей: «и разверзлись все источники великой бездны» (Быт.7:11), а затем уже упоминает о дожде. Причем эти илистые наслоения покрывают мощным слоем всю Европу, Северную Африку и Западную Азию, до высоких гор. Французский естествоиспытатель, натуралист Жорж Леопольд Кювье так и назвал эти отложения, этот мощный илистый слой, Deluge (Делюж) – потоп.

Когда был Всемирный потоп?

Наиболее приемлемой для академической науки считается гипотеза, согласно которой сказания о Всемирном потопе у народов Ближнего Востока, нашедшие отражения затем в Ветхом Завете, являются воспоминаниями о катаклизме, датируемом примерно 5500 годом до Р. Х. Именно в тот период из-за грандиозного землетрясения Черное море перестало быть замкнутым морем (каковым в наши дни является, например, Каспийское море). Уровень воды поднялся на 140 метров, Средиземное море оказалось соединенным с Черным через проливы, а береговая линия увеличилась вдвое, затопив территории, которые на тот момент были одними из самых густонаселенных людьми районов. Память об этой природной катастрофе, уничтожившей огромное по тем временам число людей, согласно данной теории, и трансформировалась затем в сказания о Всемирном потопе.

Чем питались животные во время потопа?

Во-первых, возможно, что ковчег располагал определенными помещениями для хранения запасов пищи, хотя бы на какое-то время. Известно также, что многие животные в какие-то особые периоды употребляют пищи крайне мало. Скажем, медведь вообще не ест, пока спит. Но чем могли питаться плотоядные животные – тигры, львы? Ряд этих животных тоже употребляют в пищу травы, но на одной траве долго не продержишься, нужно было нечто для них необходимое – мясо или заменитель мяса, белковая пища. Вероятно, это было молоко животных, которое в достаточном количестве присутствовало на ковчеге. Любое млекопитающее животное, естественно, вкушает естественную молочную пищу, которая при необходимости заменяет ему все остальное (в экстремальной ситуации). Как предположение, как теорию это можно принять.

Почему в средние века находились противники поиска ковчега?

В Средние Века люди не решались искать ковчег. В самой средневековой Армении поиски ковчега осуждались, однако, вовсе не по этой причине: гора Арарат считалась святой, и искать там ковчег было равносильно кощунству.

Правда ли, что Ноев ковчег находится на горе Арарат?

На протяжении многих веков предпринимались попытки найти остатки Ноева ковчега в районе горы Арарат – там, где, согласно одной из традиций, ковчег пристал к земле по окончании потопа. В XIXXXI веках в тех местах побывало несколько экспедиций: одни исследователи заявляли, что не обнаружили ковчега, другие же утверждали, что видели нечто, идентифицированное как его остатки. Однако сообщения последних не являются достаточно убедительными. Более того, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат, так как такое название горной вершине на северо-востоке современной Турции дали европейцы (см. Библейскую энциклопедию Брокгауза, статью «Арарат»).

Какова была площадь Ноева ковчега?

В ковчеге было три этажа. Размер каждого — 300 локтей в длину и 50 локтей в ширину. «Локоть» равняется примерно 45 см или 0,45 м. Значит, в наших мерах величина каждого этажа в ковчеге была такова:
длина: 300 х 0,45 = 135 м., ширина: 50 х 0,45 = 22,5 м.,
площадь каждого этажа: 135 х 22,5 = 3040 кв. м.
Общая «жилплощадь» всех трех этажей равнялась: 3040 х 3 = 9120 кв. м.

Print Friendly, PDF & Email