Кандило

  • Кан­дило Полный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь
  • Кан­дило Пра­во­слав­ная Бого­слов­ская энцик­ло­пе­дия

Канди́ло (от греч. κανδήλα, лат. candela — лам­пада, свеча) —

1) под­вес­ной на цепях све­тиль­ник в виде чаши;
2) боль­шой под­свеч­ник, сто­я­щий перед иконой в храме;
3) источ­ник света в храме, такой как свеча, под­свеч­ник, лам­пада.

kandilo 01 - Кандило

Что сим­во­ли­зи­рует кан­дило?

Кан­дило явля­ется сим­во­лом «света духов­ного», про­све­ща­ю­щего мир. За бого­слу­же­нием кан­дила горят всегда, даже при сол­неч­ном свете, при этом коли­че­ство воз­жи­га­е­мых кандил зави­сит от тор­же­ствен­но­сти совер­ша­е­мого бого­слу­же­ния. Кан­дило «зна­ме­нует цер­ковь и милость, и про­све­ще­ние, еже дается во все чело­ве­че­ство, ибо лепо есть при­но­сити свет чести ради ко истин­ному свету Богу, и елей щедрот ради, а масло мило­сти его», — гово­рится в «Скри­жали»

kandilo 05 - Кандило

Что такое поли­кан­дило и чем оно отли­ча­ется от пани­ка­дила?

Поли­кан­дило (πολύς – многий и κανδήλα – свеча) – это боль­шое кан­дило, мно­го­свещ­ник, то есть све­тиль­ник, име­ю­щий мно­же­ство (тра­ди­ци­онно 7 или 12) ветвей с местами для уста­новки свечей / мест для вли­ва­ния и воз­жи­га­ния елея. «Пани­кан­дило» (πάς – весь и κανδήλα – свеча) – все­свещ­ник, све­тель­ник, име­ю­щий более 12 гнезд для уста­новки свечей. При этом пани­ка­дила обычно под­ве­ши­ва­ются в центре храма под купо­лом.

Как раньше воз­жи­га­лись высоко под­ве­шен­ные кан­дила?

Для воз­жи­га­ния высоко под­ве­шен­ных кандил и других све­тиль­ни­ков исполь­зо­ва­лись спе­ци­аль­ные шесты с фити­лем, про­пи­тан­ным воском. Для гаше­ния кандил при­ме­ня­лись «гасила», сде­лан­ные в виде неболь­шого полого мед­ного или желез­ного конуса на длин­ной руко­яти или желез­ные щипцы. К нижней части кан­дила могли при­креп­ляться раз­но­об­раз­ные под­вески: вор­варка с кистью из шел­ко­вых и золот­ных нитей, стек­лян­ный шар, дере­вян­ное или метал­ли­че­ское яблоко, кото­рое в XVII в. транс­фор­ми­ро­ва­лось в пере­вер­ну­тую луко­вич­ную главку. К кан­дилу нередко под­ве­ши­ва­лись стра­у­со­вые яйца как символ Вос­кре­се­ния Хри­стова. Их при­но­сили в храм вместе с пас­халь­ными дарами и при­ве­ши­вали в нижней части кандил, а в гре­че­ских храмах поме­щали над све­тиль­ни­ками.

Из чего дела­ются свечи, пред­на­зна­чен­ные для кан­дила?

Для наполь­ного поли­кан­дила исполь­зу­ются обыч­ные свечи, кото­рые про­да­ются в цер­ков­ной лавке. Нередко нахо­дя­ща­яся в центре поли­кан­дила боль­шая свеча дела­ется не из воска, а из фар­фора или металла (внутри пустая), и лишь сверху ее, внутри, поме­ща­ется метал­ли­че­ская или стек­лян­ная лам­падка с горя­щим в ней маслом. Это масло в неко­то­рые дни на все­нощ­ных может упо­треб­ляться для елео­по­ма­за­ния.

Когда впер­вые появи­лись кан­дила и как они тогда выгля­дели?

Кан­дила были широко рас­про­стра­нены в древ­нем мире. Тер­ра­ко­то­вые и медные кан­дила раз­лич­ных форм в боль­шом коли­че­стве были най­дены в хри­сти­ан­ских ката­ком­бах. Впо­след­ствии они стали неотъ­ем­ле­мым атри­бу­том хри­сти­ан­ского храма. Визан­тий­ские брон­зо­вые и сереб­ря­ные кан­дила V–VII вв., под­ве­шен­ные на трех цепях, дела­лись в виде сосу­дов полу­сфе­ри­че­ской, цилин­дри­че­ской или фигур­ной формы, ваз с под­до­ном или с неболь­шими нож­ками. Поддон и ножки, кре­пя­щи­еся в нижней части под­вес­ных кандил, были необ­хо­димы для уста­новки све­тиль­ни­ков на плос­кость при запол­не­нии их маслом и смене фитиля. Подоб­ная кон­струк­ция под­вес­ных на цепях брон­зо­вых литых све­тиль­ни­ков была известна еще в искус­стве Др. Рима I в. Цепи визан­тий­ских брон­зо­вых кандил VI–XI вв. сво­ди­лись к цепе­дер­жа­телю, кольцу или крюку. В начале XII в. рус­ский игумен Даниил писал, что во время палом­ни­че­ства в Иеру­са­лим видел кан­дила, в кото­рые вли­вают масло и ставят фитили в оло­вян­ных дер­жа­те­лях. Он же поста­вил на гробе Гос­под­нем «свое» кан­дило «от всей Рус­ской земли» (см.: Житие и хож­де­ние Дани­ила, игу­мена Рус­ской земли).

Когда в России появи­лись наполь­ные кан­дила и как они выгля­дели?

Когда именно на Руси появи­лось первое постав­ное кан­дило, ска­зать трудно. Между тем известно, что, по край­ней мере, в XVI–XVII вв. наполь­ные све­тиль­ники исполь­зо­ва­лись в нов­го­род­ских храмах. Постав­ные кан­дила изго­тав­ли­ва­лись в виде полу­сфе­ри­че­ских сереб­ря­ных или медных чаш, кото­рые часто кре­пи­лись на высо­ких медных или оло­вян­ных сто­я­нах в виде баля­син.

kandilo 04 - Кандило

Когда в России появи­лись под­вес­ные кан­дила и как они выгля­дели?

Кан­дила были заим­ство­ваны из Визан­тии и появи­лись на Руси вместе с ико­нами и пред­ме­тами бого­слу­жеб­ной утвари. Мед­но­ли­тые кан­дила XI–XIII вв. изго­тав­ли­ва­лись в виде неболь­ших глад­ких полу­сфе­ри­че­ских чаше­чек на невы­со­ком под­доне с тремя ажур­ными цепями (иногда с кре­сти­ками), кото­рые кре­пи­лись вверху к кольцу. Кан­дила на Руси также отли­ва­лись из бронзы, олова, выко­вы­ва­лись из меди, медных спла­вов, серебра и золота. Цепи кан­дила в верх­ней части кре­пи­лись к чашечке, сде­лан­ной в форме полу­сферы или коло­коль­чика с коль­цом для под­ве­ши­ва­ния. Кан­дила под­ве­ши­вали на цепях к желез­ному кова­ному крон­штейну, укреп­лен­ному на стене, или к верх­ней части киота. В XVII–XVIII вв. крон­штейны часто изго­тав­ли­ва­лись фигур­ной формы, в виде ветвей с цве­тами, отрост­ками, кре­стами, коро­нами, с изоб­ра­же­ни­ями Анге­лов, птиц, дра­ко­нов. У ико­но­стаса над цар­скими две­рями кан­дила обычно под­ве­ши­ва­лось на шнуре, что поз­во­ляло при необ­хо­ди­мо­сти его опус­кать и под­ни­мать.

В кан­ди­лах в виде полу­сфе­ри­че­ских чаш воз­жи­гали масло или воск. Чашу кан­дила напол­няли олив­ко­вым («дре­вян­ным») маслом, и зажи­гали фитиль. Из такого кан­дила, постав­лен­ного на блюдо с зер­нами пше­ницы, брали елей при совер­ше­нии таин­ства Еле­освя­ще­ния. В чашу кан­дила нередко насы­пали речной песок, в кото­рый ста­ви­лись и воз­жи­га­лись свечи. В чашах кан­дила с воском одно­вре­менно могло гореть несколько фити­лей.

В XVII–XVIII вв. древ­ней­ший тип под­вес­ных К. в виде откры­той полу­сферы изме­нился: на чашах появи­лись крышки с гнез­дами для свечей, на крыш­ках, как пра­вило, кре­пи­лись неболь­шие высту­па­ю­щие свеч­ники, а в центре – свеч­ник боль­шого диа­метра или под­лам­пад­ник, в кото­рый ста­вили стек­лян­ный стакан с маслом. В таких све­тиль­ни­ках одно­вре­менно могли воз­жи­гать и свечи, и масло. Формы чаш К. посте­пенно услож­ня­лись, они ста­но­ви­лись более круп­ными и обильно укра­шен­ными, с плос­кими или выпук­лыми чекан­ными лож­ками и рас­ти­тель­ным орна­мен­том, над­пи­сями вязью, изоб­ра­же­ни­ями креста, херу­ви­мов и сера­фи­мов и др. Форма сереб­ря­ных кандил из полу­сфе­ри­че­ской со вре­ме­нем была пре­об­ра­зо­вана в шле­мо­вид­ную, чаша стала глу­бо­кой и укра­ша­лась чекан­ными, гра­ви­ро­ван­ными или скан­ными узо­рами.

Сереб­ря­ные кан­дила XVII–XVIII вв. дости­гали более полу­метра в диа­метре. Они под­ве­ши­ва­лись перед боль­шими хра­мо­выми ико­нами, и за каждым из них закреп­ля­лось соот­вет­ству­ю­щее назва­ние: «кадило Спа­сово», «кадило Бого­ма­тери» и др.

Позд­нее кан­дила делали из дра­го­цен­ных и цвет­ных метал­лов, укра­шали эмалью, дра­го­цен­ными кам­нями, золо­че­нием. В метал­ли­че­скую чашу кан­дила часто поме­щали стакан цвет­ного стекла, такие кан­дила нередко можно встре­тить и сейчас.

kandilo 02 - Кандило

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки