Т. Сидаш

Скрижаль. Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов

Содержание

От редактора

Скрижаль Послание Паисия, архиепископа Константинополскаго Новаго Рима и Вселенскаго патриарха, к святейшему Никону, патриарху Московскому и всея Великия, и Малыя, и Белыя России, о неких нужнейших винах церковных Предисловие к читателю Предзрение главизное на единуюкуюждо бываемых скрыжалей и таинств в божественном священнодействии, собранное от Иоанна, иерея Нафанаила Глава 1 Глава 2. Что знаменует клепало Глава 3. Что знаменует конхи церкве, сиречь круглость последняя олтаря Глава 4. Что знаменует трапеза Глава 5. Что знаменует катапетасма, сиречь завеса трапезы, и четыри столпы ея Глава 6. Что знаменует илитон Глава 7. Чесо ради в стауропигиих поставляется божественный крест созади жертвеника от востока Глава 8. Что знаменует лихниа, яже висит внутрь жертвеника Глава 9. Что знаменует фимиатон Глава 10. Что знаменует киворий Глава 11. Что есть жертвеник Глава 12. Что есть олтарь Глава 13. Что знаменует амвон Глава 14. Что знаменует наос, или храм, и яко в Троицы единаго Бога образует храм Глава 15. Кого образует архиерей Глава 16. Что знаменует священнейшее «синфронон», сиречь сопрестолие, в немже седит архиерей Чесо ради глаголются «серафими» Чесо ради глаголются «херувими» Чесо ради глаголются «престоли» О властех О началех, и архангелех, и ангелех О архангелех О ангелех Яко же божественное блаженство: Ови убо свяшенноначалници: Ови убо свшенноначалствуеми: Глава 17. О предложении, и что знаменует предложение Глава 18. Что многосветная, и двонадесятосветная, и трисветная, и прочая возжигаемая в церкви Глава 19. Что убо храм образует Глава 20. Яко ветхая образоваху вся новыя благодати Глава 21. Яко святых и священных домов презирателие, и иных святых, погубляются и растлеваются Глава 22. Кая свеща приношаемая, и что знаменует лампада, вожжигаемая в жертвенице Глава 23. Что знаменуют двостолпия и космит, иже есть верху, и пепл Глава 24. О стоянии во храме: како должни суть стояти христиане Глава 25. Яко между собою даются таинства и между собою совершаются Глава 26. Седмь таинств, сиречь дарований, имать епископ Глава 27. Яко у епископа токмо миро и рукоположения, и рукама его во вся дарования постизает епископства благодать Глава 28. Яко источник священнства – Христос, и от Него наследники Его благодать подается; «наследник» же глаголется он, иже, егда умрет един патриарх, или епископ, или священник, входит и сядет на престоле и на области его Глава 29. О монашеской схиме Глава 30. О священной литургии Первое убо да речем Глава 31. Что являет схождение архиерея от престола и что являют священныя одежды Глава 32. Чесо ради суть седмь одеждь архиерейских и кия суть Глава 33. Что являют реки архиерескаго стихаря, и что мандия, и что помата мандии, и что енколпий архиерейский, сиречь нанедреник Глава 34. Что знаменует жезл, егоже держит архиерей Глава 35. Что являет лампада, юже поставляют пред архиереом Глава 36. Что являет единакаяждо от одежд архиерейских Глава 37. В киих образуют они, иже облачают архиерея, и чесо ради сходит к западным странам Глава 38. Что знаменует благословение от перваго архиереа, еже приемлют первее архиерее, и священницы, и клирицы, егда хотят облачитися во одежды, и творят поклон, таже облачаются Глава 39. Что являют белыя священныя одежды священника, и чесо ради облачается в червленыя одежды в Великий пост Глава 40. Что являет оброснение главы священника Глава 41. Что являет одежда священника Глава 42. Чесо ради не опоясуют священници фелониа Глава 43. Что знаменуют диакони Глава 44. Что знаменует стихарь Глава 45. Что знаменует епитрахиль Глава 46. Что являет пояс Глава 47. Что являют нарукавници Глава 48. Что являет фелоний Глава 49. Что являет омофорий Глава 50. Что являет монашеская схима Что являет пострижение главы Что являет куколь и камилавка Глава 51. Како именуется приносимое в священнодействие Глава 52. Что являет предложение Глава 53. Чесо ради дается время от архиерея священнику Глава 54. Что являет проскомидиа Что являет хлеб Глава 55. Что являет копие Глава 56. Что знаменует блюдо Глава 57. Что являет вино Глава 58. Что являет вода Глава 59. Что являет чашя Глава 60. Что являет сосудохранителница Глава 61. Что знаменует антимисий Глава 62. Что знаменует покров чаши Глава 63. Что являет покров блюда Глава 64. Что являет завеса, сиречь воздух Глава 65. Что являет кадилница Глава 66. О совершаемых в приношении честных Даров, чесо ради изначала не полагаются честныя Дары в жертвенице Глава 67. Чесо ради священник не творит Дар вся хлебы, яже приносят ему, но он токмо, егоже хощет разлучити от иных хлеб, священнодействует Глава 68. Чесо ради на хлебе образует священник страсть Христову Глава 69. О воспоминании Господни, и чесо ради начинает священник от того глагола речения Глава 70. О совершаемых, сиречь бываемых в хлебе Глава 71. Что являет астериск, святии покровы и воздух Глава 72. Чесо ради фимиам по проскомидии Глава 73. Паки о совершаемых в проскомидии Глава 74. Зри паки прилежно начинания проскомидии Глава 75. О частицах, приношаемых в предложении о святых и всех благочестивых Глава 76. О божественном приобщении, яко не подобает [священнику причащатися от частиц ниже самому, ниже иного кого причащати, разве от Владычного] тела токмо Глава 77. Зане приношение есть во осуждение их, яко же и во оныя, иже причащаются страшных таинств непокоянно, яко же глаголет божественный Павел Глава 78. Кая глаголемая по воспоминании и яко приношение есть благодарное и молебное тожде Глава 79. Чесо ради покрываются святыя Дары, и о глаголемых Глава 80. О всей литургии вкратце Глава 81. О славословии, еже творим в начале Глава 82. Чесо ради первее просим мир Глава 83. Что хощет прошение милости везде Глава 84. Еже како предаемся Богу Глава 85. О глаголемых антифонех и в них молитвах Глава 86. Знаменование божественныя литургии в малых словесех Глава 87. Толкование перваго антифона Глава 88. Что знаменует в началех литургии певаемая пророческая Глава 89. Толкование втораго антифона Глава 90. Толкование третияго антифона Глава 91. О показании Евангелия и о Трисвятой песни Глава 92. О молитве, яже глаголется по песни, и возглашениих Глава 93. О чтении писаний и чине их, и что являют Глава 94. О прошениих, яже глаголем по Евангелии Глава 95. О херувимской песни, лик поет Херувимскую песнь Глава 96. О преношении божественных Даров в жертвеник Глава 97. О молитвах, яже глаголются по преношении Даров в жертвеник, и наказаниих священника к народу Глава 98. О исповедании веры, о нихже священник научает верных и молится, и о нихже они к нему отвещают Глава 100. О освящении дара и прежде сего благодарении Глава 101. Яко Христос рече: сие творите в мое воспоминание, предания ради страшных таинств Глава 102. О оных, ихже неции укоряют, и ко укорению ответ и разрешение Глава 103. Яко в церкви древле жертва совершается по подобному нам образу Глава 104. Чесо ради священник во освящении Даров не Сына, но Отца призывает Глава 105. О жертве оной и что есть приемлемое жертвы Глава 106. О молитвах, глаголемых по жертве, и чесо ради зде воспоминаетъ святыя и Пресвятую изряднее Глава 107. Никифора Ксанфопула толкование в «Честншую», к священномонаху и еклисиарху господину Неофиту, о Одигитрии Глава 108. Другий богородичен, Глас 8, его же поем, стояще вси со многим благоговением за чюдо, еже бысть в святей лавре Афонстей, яко же последи имам явити е Глава 109. О нихже священник ради себе молится, о святых Дарех, и о киих повелевает верным молитися Глава 110. О молитве Глава 111. О богопреданной молитве, преклонении глав, и благодарении к Богу, и славословии Глава 112. Священник, вознося святая, вопиетъ к народу: святая святым. И вернин отвещают Глава 113. Что знаменует теплая вода, юже влагают в таинства Глава 114. По коему словеси таинства суть знаменительна Церкве Глава 115. О призвании верных на причащение и она, яже предглашают вернии во святыя Дары, иже показуются Глава 116. О молитве священника о них, иже возглашает по причащении Глава 117. О благодарении и славословии, еже творит священник по литургии Глава 118. О усопших, аще освящаются от трапезы подобие живым Глава 119. Яко в душу его, иже причащается, приидет первее освящение Глава 120. О ходатайстве Христове Глава 121. Яко освящение бывает усопшим совершеншее Глава 122. О общем благодарении за причащение таинств в конец божественныя литургии Паисий, милостию Божиею архиепископ Константинополский, новаго Рима, и вселенский патриарх Первое прошение Второе вопрошение Третие вопрошение Деяние собора 1654 года Возглашения, смиреннаго никона Патриарха, Благочестивеишему Великому Государю царю и великому князю, Алексию михаиловичю Всеа Руси, и Всему священному Собору Соборное деяние еже бысть в констянтинополи, написася убо тамо Еллиногрецким диалектом, воньже облечено притече во преславный православно царьствующий град москву, в немже стяжа си словенска диалекта одеяние, егоже красоту да зрит всяко верных состояние Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Приложение. Послание патриарха Никона к Паисию патриарху Константинопольскому Деяние собора 1655 года Предисловие к читателем Наказание о еже како и киими исправися сия божественная книга служебник, с древних греческих книг, святыя горы Афона, и прочих, и харатейских главенских. Сказание в кратце, како, и ким исправися чин проскомедии, Божественныя литургии, в велицей россии, и в кая лета Толкование в кратце о Богородичне частице, яже есть по первей просфоре агнца, о вторыя просфоры иземлемая: и о девятих частицах от оретия просфоры, приношаемых в предложении Божественнаго хлеба, во время проскомедии, и коея ради вины кяждо от них приносится Пристяжение Деяние собора 1656 года Вопрос великаго государя святейшаго НИКОНА архиепископа московскаго, и всея великия и малыя и белыя россии патриарха, с сущими его сынове, и сослужители, всего освященнаго собора, к восточныя церкве патриархом, антиохийскому, и сербскому. И митрополитом, никейскому и молдавскому, о еже како персты десници имети, имиже воображати налице образ креста Ответ пресвятейшаго, и блаженнейшаго патриарха, великаго Божия града антиохии, и всего востока, господа макария, ко пресвятейшему архиепископу московскому, господу НИКОНУ, всеа великиа и малыа и белыя россии патриарху ДАМАСКИНА монаха, иподиакона и студита, слово в поклонение честнаго и животворящаго креста, глаголемое втретию неделю святых постов О еже коими персты десныя руки и зоображати крест Николаа священнаго, малакса, протопопа навплийскаго, о знаменовании соединяемых перстов руки священника, внегда благословити ему христоименитыя люди Максима монаха грека сказание о еже како подобает известно и твердо блюсти символ сиречь исповедание православныя веры От книги монаха зиновия, бывша ученика премудраго максима грека, яже написана, во обличение ереси феодосия косого, иже бысть в лето 7060. Глава 51 Тогоже, от 46-го слова Дозде списание зиновия монаха. Святаго иоанна дамаскина, от главы десятыя Тогоже в слове еже о поклонении икон наеретики СЛОВО ОТВЕЩАТЕЛЬНОЕ к читателем книги сия, толкования святыя Литургии и прочих церковных таинств, Великаго Государя Святейшаго Никона, архиепископа Московскаго и всея великия и малыя и белыя России Патриарха НИКОН, Божиею милостию Архиепископ царствующаго великаго града Москвы, и всея великия и малыя и белыя России Патриарх. Из предисловия к Служебнику, напечатанному в 1656 году Послесловие редактора: раскол и начало русского тоталитаризма Деяния Московского собора 1654 г. Скрижаль. (Москва, 1655–1656) НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА В РОССИИ Философские аспекты «Скрижали» Введение I. Экклезиология II. Учение о божественном епископе III. Учение о таинствах Заключение Приложение 1. Павел Алеппский. Москва. Торжественное служение патриархов в Неделю Православия. Осуждение икон нового письма и двуперстия Приложение 2. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии 1. Приготовление к Литургии 2. Почему честные дары не с самого начала полагаются на престоле 3. О том, что дары предлагаются Богу как начатки человеческой жизни 4. Почему нужно было, чтобы дары служили начатками человеческой жизни 5. Почему полагается не весь хлеб, но вырезается особая часть 6. Почему над хлебом священник изображает страдания Христовы 7. В чем состоит воспоминание Господа 8. О том, что совершается над хлебом 9. Для чего Господь повелел творить это в Его воспоминание 10. О том, что говорится при приношении даров после воспоминания (Господа); также о том, что это приношение есть вместе и благодарственное, и просительное 11. Для чего дары покрываются и что при этом говорится 12. О начальном славословии 13. Что значит постоянное моление о милости 14. О предании (себя Богу) 15. Об антифонах и произносимых в продолжение их молитвах 16. Знаменование священнодействия в общем очертании 17. Изъяснение первого антифона 18. Что означают пророческие изречения, поемые в начале священнодействия 19. Изъяснение третьего антифона 20. О явлении Евангелия и о Трисвятой песни 21. О молитве, читаемой во время пения этой песни, и о священных возглашениях 22. О чтении Писаний, порядок их и знаменования 23. О прошениях, следующих за Евангелием 24. О внесении честных даров в алтарь 25. О том, что совершается по внесении даров, о молитвах и наставлениях священника народу 26. Об исповедании веры и о том, к чему после него священник увещевает верных и о чем молится, и что они отвечают ему 27. Об освящении даров и о предшествующем ему благодарении 28. На каком основании мы несомненно веруем в таинство 29. О том, в чем латиняне относительно этого укоряют нас, и ответ на их укоры О том, что и в Латинской Церкви таинство Евхаристии совершается таким же образом 31. Почему священник призывает освятить дары не Сына, а Отца 32. О самой жертве и о том, над чем совершается жертва 33. О молитвах после жертвоприношения и о том, по какой причине здесь воспоминаются святые, особенно же Пресвятая (Богородица) 34. О том, как священник молится о Святых Дарах про себя и о чем повелевает молиться верным Приложение 3. Иеромонах Тарасий (Курганский). Перелом в древнерусском богословии (Великороссийское и малороссийское богословие в ХѴI-ХѴII вв.) Глава I. Общий характер богословия московского и киевского Богословы московские I. Общие сведения о них II. Церковность древнерусского богословствования III. Источник разумения богооткровенных истин – созерцание IV. Святоотеческие системы христианского учения V. Богословие древнерусское в отношении к древнему и к современной ему жизни VI. Древнерусское богословие и монашество Богословы киевские I. Религия и богословие латинян II. Киевское богословие III. Разделение Киевского Катехизиса IV. Содержание учений о вере, надежде и любви Глава 2. Сравнительное учение о воплощении и искуплении I. Общий характер отеческого учения о Сыне Божием II. Древнеотеческое учение о воплощении III. Учение о том же Московских богословов IV. Особенности западного богословствования о воплощении V. Значение воплощения с аскетической (церковной) точки зрения VI. Искупление от власти диавола VII. Русские богословы о том же VIII. Искупление у латинских и южнорусских богословов Глава 3. Разбор учения о таинствах I. Учение древнеотеческое II. Учение о благочестии Московских богословов III. Учение о таинствах в латинском и Киевском богословии  

 

Данная книга представляет собой сборник документов, позволяющий составить исчерпывающее представление о первых годах никоновской реформы. В него вошли Деяния Соборов 1654,1655 и 1656 гг., на последнем из которых впервые был соборно проклят древнерусский обряд и уклад церковной жизни. Впервые мы переиздаем русским шрифтом и знамя тогдашней реформы – составленный и переведенный Арсением Греком по инициативе и благословению патриарха Никона сборник новогреческих текстов, получивший в московском издании 1655 г. имя «Скрижаль». В приложениях к основному корпусу текстов мы публикуем фрагмент из «Путешествия» Павла Алеппского – одного из колоритнейших хронографов эпохи; литургический трактат Николая Кавасилы, бывший, несомненно, одним из источников греческих авторов «Скрижали»; а также превосходную работу иеромонаха Тарасия (Курганского), освещающую тогдашнее состояние Московской и Киевской богословских школ. Книга предназначена широкому кругу читателей, интересующихся отечественной историей, средневековым русским богословием и православной литургикой как таковой.

От редактора

Старопечатные книги, выходившие на Московском печатном дворе в XVII веке, отличаются нестабильной орфографией. Собственно говоря, само понятие «орфографии», правописания, на наш взгляд, к ним еще не применимо. Грамотность, орфография, развитая пунктуация, устойчивость словообразовательных моделей и принципов словоупотребления, разработанная стилистика высказывания – все это, помимо естественного обучающего влияния школы, зависит и от «кодифицирующего» воздействия печатной книги. Лишь постепенно складывается общепринятая, национальная система правил письма, применимая, в конечном итоге, ко всему множеству литературных текстов, производимых на языке страны, становящаяся все более и более «строгой» по мере накопления опыта книгоиздательской деятельности и совершенствования образовательной методики. Одним словом, книжная культура, культура печатного слова, литература есть система самоорганизующаяся, плохо поддающаяся сознательному регулированию и требующая времени для своего оформления.

Работая со старопечатной книгой, конкретно в нашем случае – со старопечатной московской книгой XVII в., лишь в 30-е гг. столетия вышедшей «из колыбели», – следует помнить об этом. Мы можем говорить только о более или менее регулярно повторяющихся в первых печатных церковных книгах приемах графики, то есть об узусе (лат. «обычае») употребления в них тех или иных языковых средств, не более. Эти книги очень похожи на рукописи, в них еще многое зависит от субъективного начала наборщика и редактора-"справщика», нет единообразия написаний, отсутствует четко проводимая рубрикация текста, даже словоделение присутствует не всегда. А что уж говорить о логическом членении высказывания, первейший признак и инструмент которого «осмысленная» пунктуация! Печатная книга по большей части, труд коллективный; у людей, участвовавших в производстве, у «справщиков» могли быть разные представления о правильности написания, о том, что важно и что не важно соблюсти в тексте... В итоге получались книги, выходившие относительно большим для того времени тиражом, внутри которого практически каждый экземпляр мог чем-нибудь отличаться от своих «собратьев»! Это хорошо известно литературоведам и специалистам-редкокнижникам: при цитировании любого старинного издания принято ссылаться на конкретный экземпляр, указывая его шифр в той или иной библиотеке.

Что касается данного издания, воспроизводящего под одной обложкой материал разного характера: старопечатную книгу «Скрижаль» и издание современного ей рукописного сборника церковных соборов середины XVII в., впервые осуществленное в XIX в., – то здесь необходимо сказать следующее:

1. Сборник «Деяний церковного собора 1654 г.» воспроизведен нами со всей возможной «фотографической» точностью по кириллическому изданию братства св. митр. Петра 1887 г. Официальные документы эпохи заслуживают того, чтобы быть представленными современному читателю во всем своем своеобразии. «Правка» вносилась лишь в исключительных случаях, а именно: nonema sacra, особенно «имена Божьи» (Бог, Господь Христос, Спас, Дева... и т. д.) и основные производные от них, – там, где эти слова встречаются в тексте соборных постановлений в полном написании со строчной буквы, – по принятому сегодня обыкновению напечатаны с прописной; подобные же имена, стоящие под «титлами», раскрыты также с большой буквы. Кроме того, мы отказались от графем, вышедших из употребления в гражданском шрифте: ера (ъ) в конце слов на согласную (кроме характерных написаний, вроде отнюдь), ятя, фиты, «десятеричной» i (a также ï), юса малого (вместо него употребляется я), греческих кси, пси и ижицы. Грецизированные написания, типа «аггел» (ангел), «сигглит» {синклит), русифицированы. В случаях явных опечаток и рассогласования отдельных членов предложения со своим грамматическим окружением мы не исправляли «ошибки», но ставили указание (sic). В целом, набор достаточно точно копирует работу церковных издателей XIX века, как раз и стремившихся, в силу драматической ситуации с расколом русской Церкви и непрекращающимся спором о правильности обрядов и церковных книг, не изменить ни одной черты подлинника. Насколько им (и нам) это удалось, может показать лишь сравнение наших изданий с рукописью «Деяний», хранящейся ныне в Государственном Историческом музее в Москве.

2. «Скрижаль» подверглась более серьезной редактуре. Это произведение сложнее и по своей структуре, и по содержанию. Буквальное воспроизведение сего «ученого трактата» в том виде, в каком он вышел в 1656 г. из стен Московского Печатного двора, особенно в части пунктуации, на наш взгляд, пошло бы в ущерб восприятию современным читателем его непростого содержания. Скажем более: чтобы воспроизвести текст «учительной» книги, а не набор букв и слов, его составляющих, нам просто-таки пришлось по-новому членить громоздкие риторические периоды, отделяя, по возможности, одно высказывание от другого и устанавливая типы и границы синтаксических связей в предложении... Напечатать такую книгу – значило попытаться понять ее содержание. Понимание же, восприятие смыслов – процесс, естественно, субъективный. Поэтому редактор заранее просит у читателя прощения за возможные «темные места» в тексте, оставшиеся непроясненными, и за известную долю субъективности в осмыслении оригинальной авторской теодицеи. Благодаря современным технологиям, любой желающий ныне может ознакомиться непосредственно с подлинником старопечатной «Скрижали», размещенном в Интернете на сайте Троице-Сергиевой лавры.


Источник: Скрижаль. Акты соборов 1654,1655,1656 годов. — СПб «Свое издательство», 2013. — 640 с. ISBN 978-5-4386-5194-9

Комментарии для сайта Cackle