Келарь

Ке́ларь (греч. κελλάριος, κελλάρης, κελλαρίτης; лат. cellarius, сellerarius) —

1) (в узком смысле слова) адми­ни­стра­тивно-хозяй­ствен­ная долж­ность в мона­стыре;
2) (в широ­ком смысле слова) хозяй­ствен­ная долж­ность при той или иной цер­ков­ной орга­ни­за­ции (при­ходе, пра­во­слав­ном сту­ден­че­ском летнем лагере и т. д.).

Крат­кая исто­рия поня­тия

Изна­чально в свет­ском греко-рим­ском мире обо­зна­че­ние «келарь» отно­си­лось к рабам, отве­чав­ших за учет про­дук­тов, веде­ние счет­ных книг в бога­тых рим­ских домах. Со вре­ме­нем этот слово пере­шло в цер­ков­ный обиход. В мона­ше­ской среде кела­рями назы­ва­лись лица, отве­чав­шие за опре­де­лен­ные хозяй­ствен­ные вопросы, свя­зан­ные c мона­стыр­ской жизнью. Счи­та­ется, что пер­во­на­чально келари, как пра­вило, отве­чали за хра­не­ние и рас­пре­де­ле­ние про­дук­то­вых запа­сов. Вообще же, на про­тя­же­нии исто­ри­че­ского раз­ви­тия мона­ше­ской жизни келари могли отве­чать как за узкий круг хозяй­ствен­ных вопро­сов (напри­мер, за выдачу повару про­дук­тов), так и за гораздо более широ­кий.

В ран­не­хри­сти­ан­ские вре­мена про­то­ти­пами кела­рей были диа­коны, на кото­рых были воз­ло­жены обя­зан­но­сти «пещись о столах» (Деян.6:2). Как известно из Книги Деяний апо­сто­лов, в число первых диа­ко­нов были избраны и вошли люди «изве­дан­ные, испол­нен­ные Свя­того Духа и муд­ро­сти» (Деян.6:2-3). В после­ду­ю­щие вре­мена под­ра­зу­ме­ва­лось (отме­ча­лось в мона­ше­ской лите­ра­туре), что и к выбору пре­тен­ден­тов на долж­ность келаря сле­дует под­хо­дить с особой ответ­ствен­но­стью. В келари, напри­мер, реко­мен­до­ва­лось постав­лять людей, спо­соб­ных хра­нить совесть пред Богом, опыт­ных в мона­ше­ской жизни, разум­ных, понят­ли­вых. Не в послед­нюю оче­редь особое вни­ма­ние к кан­ди­да­там на эту долж­ность уде­ля­лось в связи с тем, что испол­няя данное послу­ша­ние, подвиж­ник мог столк­нуться с осо­быми иску­ше­ни­ями: свое­во­лием, тай­но­яде­нием, игно­ри­ро­ва­нием бого­слу­же­ний под пред­ло­гом заня­то­сти хозяй­ствен­ными нуж­дами, неза­кон­ным исполь­зо­ва­нием мате­ри­аль­ных благ и пр.  Не слу­чайно в исто­рии мона­ше­ской жизни суще­ство­вала и такая прак­тика назна­че­ния на долж­ность келаря, в соот­вет­ствии с кото­рой выбор зави­сел не только от игу­мена, но и от братии мона­стыря.

В цер­ков­ной пись­мен­но­сти первые упо­ми­на­ния об особой цер­ков­ной долж­но­сти келаря отно­сятся к сер. IV в. н. э. – вре­мени рас­про­стра­не­ния обще­жи­тель­ного мона­ше­ства. Тема­тику келар­ского послу­ша­ния затра­ги­вали, напри­мер, такие подвиж­ники бла­го­че­стия как свт. Васи­лий Вели­кий, прп. Вен­дикт Нур­сий­ский, прп. Феодор Студит и др.

В период Сред­не­ве­ко­вья в круп­ных мона­сты­рях келари играли осо­бенно важную роль в осу­ществ­ле­нии хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, зани­мая довольно высо­кое место в управ­лен­че­ском аппа­рате оби­те­лей. Напри­мер, в Сту­дий­ском мона­стыре келарь отве­чал за кла­до­вую и сохран­ность про­дук­то­вых запа­сов, отпус­кал про­дукты на кухню, под­чи­нялся игу­мену, эко­ному и его помощ­нику, но при этом сам имел в под­чи­не­нии помощ­ни­ков, а также повара.

По при­меру гре­че­ских мона­сты­рей долж­ность келаря появи­лась и в рус­ских мона­сты­рях. Поло­жим, в Киево-Печер­ском мона­стыре она суще­ство­вала уже в  XI в., при Фео­до­сии Печер­ском, кото­рый ввел в  данной оби­тели устав, создан­ный на основе Сту­дий­ского. В Печер­ском мона­стыре в зону ответ­ствен­но­сти келаря вхо­дило заве­до­ва­ние съест­ными при­па­сами, брат­ской тра­пе­зой и просфор­ней. В свою оче­редь ключи от погре­бов и скла­дов хранил ключ­ник – помощ­ник келаря.

В XII в. труд келаря отме­тил в своем зна­ме­ни­том «Ска­за­нии о чер­но­риз­цем чине» свт. Кирилл Туров­ский. «Носи же мыс­лен­ное тесто до тех пор, – наста­и­вал он, про­водя парал­лель между еврей­ским наро­дом и хри­сти­ан­ским подвиж­ни­ком, – пока будет у тебя на главе плешь, и верою перейди море, т. е. забудь дела житей­ские и как манну, при­ни­май от руки келаря даро­вой хлеб». В этих словах, помимо про­чего, зало­жен тот смысл, что бла­го­даря (в том числе)  келарю братия, при­ни­ма­ю­щие от келаря «даро­вый хлеб», могут не заду­мы­ваться о добыче еже­днев­ного про­пи­та­ния, что поз­во­ляет им уде­лять больше вре­мени молитве и иным формам мона­ше­ского дела­ния. Таким обра­зом, келарь – это не просто адми­ни­стра­тивно-хозяй­ствен­ная долж­ность, но и осо­бого рода важная форма мона­ше­ского труда.

К рубежу XV–XVI вв. объем обя­зан­но­стей келаря в неко­то­рых рус­ских мона­сты­рях был довольно широк. Скажем, келарь мог отве­чать не только за все внут­рен­ние мона­стыр­ские хозяй­ствен­ные дела, но и осу­ществ­лять надзор за мона­стыр­скими вла­де­ни­ями. Согласно Уставу прп. Иосифа Волоц­кого, келарь, наряду с каз­на­чеем и игу­ме­ном, являлся одной из трех клю­че­вых фигур мона­стыря. Известны случаи, когда на доку­мен­тах пери­ода XVI в., касав­шихся сферы мона­стыр­ского хозяй­ство­ва­ния, даже ста­ви­лась келар­ская печать. К XVII в. келари круп­ных мона­сты­рей имели судеб­ную власть над мона­стыр­скими кре­стья­нами, зани­ма­лись полу­че­нием с них оброка, имели адми­ни­стра­тив­ную и судеб­ную власть над при­пис­ными мона­сты­рями. Нередко у кела­рей были особые помощ­ники – под­ке­лар­ники. Раз­ви­тие и уси­ле­ние пози­ции келаря при­вело к тому, что, напри­мер, лицо зани­мав­шее долж­ность келаря Троице-Сер­ги­ева мона­стыря во 2‑й пол. XVII в. явля­лось дьяком Мона­стыр­ского при­каза.

Упадок вли­я­ния мона­стыр­ских кела­рей связан с рефор­мами Петра I и Ека­те­рины II, ска­зав­ши­мися, в част­но­сти, в утрате мона­сты­рями былой финан­со­вой само­сто­я­тель­но­сти.

Келарь в совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В совре­мен­ной прак­тике мона­стыр­ской жизни Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви келарь — долж­ност­ное мона­стыр­ское лицо. В его обя­зан­но­сти, как пра­вило, входит закупка, рас­пре­де­ле­ние, учет и обес­пе­че­ние сохран­но­сти про­до­воль­ствия, обес­пе­че­ние кухни мона­стыря всех необ­хо­ди­мым сырьем.

Несмотря на то, что опи­са­ние долж­но­сти келаря фор­мально может несколько меняться в зави­си­мо­сти от устава кон­крет­ного мона­стыря, тем не менее, на базо­вом уровне поня­тие «келарь» и его обя­зан­но­сти опре­де­ля­ются «Поло­же­нием о мона­сты­рях и мона­ше­ству­ю­щих», кото­рый был принят на Архи­ерей­ском Соборе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Так в пункте V «Внут­рен­нее управ­ле­ние мона­сты­рем» в под­пункте 5.3 ска­зано что долж­ность келаря суще­ствует «для наблю­де­ния за сохран­но­стью про­до­воль­ствия и при­го­тов­ле­нием тра­пезы в соот­вет­ствии с уста­вом. Под попе­че­нием келаря нахо­дятся мона­стыр­ские кухни и склады». Келарь явля­ется одной из пяти клю­че­вых мона­стыр­ских долж­но­стей – помощ­ни­ков игу­мену. Именно поэтому келарь входит в т. н. «духов­ный собор» мона­стыря: «В состав духов­ного собора входят основ­ные долж­ност­ные лица мона­стыря: духов­ник братии, бла­го­чин­ный, каз­на­чей, эконом, келарь, риз­ни­чий, а также иные насель­ники доб­ро­де­тель­ной жизни, обла­да­ю­щие духов­ным рас­суж­де­нием. Состав духов­ного собора, а также изме­не­ния в нем утвер­жда­ются епар­хи­аль­ным архи­ереем по пред­став­ле­нию игу­мена».

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки