Как стать монахом? Современные примеры подготовки к иноческой жизни

Как стать монахом? Современные примеры подготовки к иноческой жизни

Иером. Евтихий (Очкивский)
(6 голосов4.7 из 5)

Один из современных молодых людей спросил старца о своих помыслах об уходе в монастырь и получил в ответ правило: посещать Всенощные бдения, регулярно причащаться, дома ежедневно дополнительно к обычным молитвам читать одну кафизму из Псалтири, одну главу из Евангелия и две из Апостола, сотню Иисусовых молитв, а также писания святых отцов о монашестве.

Почему это важно? Святитель Игнатий Брянчанинов в 17-й главе книги “Приношение современному монашеству” пишет: “Молитва должна быть главным подвигом инока. В ней должны сосредоточиться и совокупиться все его подвиги; посредством её инок прилепляется теснейшим образом к Господу, соединяется во един дух с Господом (1Кор. 6:11). С самого вступления в монастырь необходимо научиться правильной молитве, чтоб преуспеть в ней и посредством её изработать своё спасение“.

И ещё: “Молитва есть зерцало иноческого преуспеяния. Рассматривая молитву свою, инок познаёт, достиг ли он спасения, или ещё бедствует в волнующемся страстном море, вне священной пристани.” А также: “Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди из тех двух заповедей, в которых сосредоточиваются закон, пророки и Евангелие (Мф. 22:37–40). Невозможно человеку устремиться всем помышлением, всею крепостию своею, всем существом своим к Богу иначе как при действии молитвы…”

Важно сразу понять, что в монастырях никто не будет стоять над душой и заставлять молиться в келии. В современных монастырях это находится всецело на совести самого монаха. Потому лучше привыкнуть к определённому правилу ещё до монастыря, а в стенах обители оно должно только увеличиваться и совершенствоваться.

Как подготовиться к исполнению обета безбрачия

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: “Приходящие к сему (иноческому) подвигу должны всего отречься, всё презирать, всему посмеяться, всё отвергнуть, чтобы положить им твёрдое основание. Благое же основание, трёхсоставное или трёхстолпное, составляют незлобие, пост и целомудрие” (Слово 1.10).

Думаю не надо говорить, что желающему дать в будущем обет целомудрия нужно решительно оставить не только блуд, но и рукоблудие в любом его виде. А вот упомянуть о том, что приводит к таким плачевным падениям будет не лишним.

Как известно, к разжиганию блудной страсти приводят бесстыдное рассматривание женщин, особенно полуобнажённых; дерзкая беседа с ними, а также употребление алкоголя.

О последнем хотелось бы заметить, что в некоторых монастырях вообще запрещено винопитие. В других обителях вино подают к трапезе по большим праздникам и то в очень умеренных количествах — примерно сто грамм.

Ещё до поступления в монастырь надо отказаться от привычки свободного и неконтролируемого потребления алкоголя. В большинстве монастырей пьянство, наряду с непослушанием, служит одной из основных причин исключения из братства.

Теперь хотелось бы сказать о бесстыдном рассматривании женщин и беседах с ними. Сейчас мы находимся в таких обстоятельствах, что, даже будучи в уединении, мы можем даже непроизвольно заниматься этим непотребством. Имеются в виду просмотры игровых фильмов, блуждания по просторам интернета с его навязчивой рекламой и т. д. Помимо воли наше воображение постоянно приходит в возбуждённое состояние от мимолётных сцен и картинок.

Желающему постнической жизни необходимо отказаться от такого просмотра интернет-информации, тем более фильмов. Освободившееся время можно будет употребить на молитву, чтение Священного Писания и святых отцов.

Пост, трапеза и незлобие ума

Очень важен вопрос о посте.

В большинстве монастырей по уставу две трапезы: обед и ужин. Утром допустимо попить чай с хлебом или чем благословят. Обед чаще всего в 12, но может быть и в 11 или 13, по-разному. Ужин бывает до вечерней службы около 16-ти или после неё — около 20-ти. Многим тяжело привыкнуть к таким режимам питания.

Готовясь к монастырской жизни, хорошо постепенно приучать себя и к такому виду поста — не есть до 11-ти дня. Кроме того, иноки не употребляют в пищу мясо.

Это тоже вид поста, в котором они следуют за апостолом Павлом: “И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего” (1Кор.8:13). Но монахи не едят мяса преимущественно для того, чтобы ослабить блудную брань.

Ещё мы видели у преподобного Иоанна Лествичника одним из оснований новоначалия в иноческой жизни — незлобие. Это тоже важный момент. Тот же преподобный рассматривает монастырь как духовную больницу. В лечебницах, как известно, мало врачей, много больных. Потому часто приходится несправедливо терпеть напраслину, обиды. Это помогает очищать душу от грехов, становиться духовно выше. Только при условии, если всё это переносится с терпением и благодарностью Богу.

Вот к такому терпению и надо приучать себя ещё до монастыря, чтобы не возгораться гневом по всякому пустяку.

В монастырях не любят тех, кто нарушает спокойствие братии, пусть и справедливыми возмущениями.

Инок должен быть смиренным, терпеливым и кротким. Этому надо начинать учиться ещё до монастыря.

Сон и молитвенный распорядок дня

И последнее на что хотелось бы обратить внимание готовящегося к иноческой жизни — это долгий сон.

Один брат был глубоко верующим. Но имел он слабость — любил поспать. В монастыре полунощница, на которую обязана была приходить вся братия, начиналась в 5 утра. Брат же раньше 7-ми встать никак не мог. Он был художником и помогал иконописцам.

Начальство терпело его слабость, но и не продвигало по иноческой лестнице. Большинство братий после месяца послушаний переходила из гостиницы в братский корпус, он же почти год жил с новоприбывшими. Через три месяца облачали в чёрный послушнический халат, а через полгода в подрясник.

Брат же так и ходил в мирских одеждах. Ему было обидно, но он терпел, а избавиться от своей слабости никак не мог. Прошло довольно много времени, пока брат с Божьей помощью справился со своей немощью. Впоследствии он стал монахом, а позже и иеродиаконом.

В большинстве монастырей братское правило начинается в 6. Но есть и такие, со строгим уставом, где начало в 5 и даже 3. При таком раннем подъёме сон не может быть длинным, по 9-10 часов.

Нужно постараться привыкнуть вставать пораньше и спать поменьше — часов 7, не больше 8-ми. Хорошие монахи спят даже меньше 6-ти часов. Но эта привычка приобретается постепенно.

Вредные привычки нужно оставить… а квартиру?

Думаю, многие понимают, что в монастыре нельзя курить. Это и так понятно.

Бросить курить лучше заранее, потому что первое время жизни в монастыре и так сложно и непривычно. Если ещё терпеть ломку из-за курения, то может стать вообще невыносимо.

Также хотелось бы предупредить от преждевременной продажи жилья и даже выписки по месту жительства. Не надо спешить делать это перед отъездом в монастырь, даже если вы всё решили окончательно и бесповоротно. Многие жизненные обстоятельства не зависят от нас. Возможно придётся возвратиться на некоторое время домой, а потом опять искать свой монастырь. От искушений никто не застрахован.

Кроме того, перед самой поездкой хорошо бы связаться с настоятелем монастыря и взять у него благословение на приезд в обитель на послушание. Во многих монастырях не всегда есть места для проживания, в некоторых их надо подготовить.

А как же родители, супруги, дети?

Подводя итог всему сказанному, хотелось бы напомнить о главных моментах, на которые стоит обратить внимание решившему послужить Богу в монашеском чине.

Первое — это родители. Есть ли на кого оставить их? Смогут ли они жить без вашей помощи? Если родители верующие, то надо бы взять у них благословение на монашескую жизнь. Хотя, в случае продолжительного упорства с их стороны, допускается уйти в монастырь и без их благословения.

Препятствием может послужить также брак и несовершеннолетние дети. Только с обоюдного согласия супругов один из них может уйти в монастырь.

Затем, когда такие препятствия преодолены, надо подготовить себя к жизни в обители.

Следует иметь молитвенное правило, регулярно ходить на службы, исповедоваться, причащаться, читать Священное Писание и творения святых отцов. Начать бороться с гневливостью и блудным разжжением. Следует привыкать к новому режиму сна и еды; бросить вредные привычки, отвыкать от игровых фильмов и бесконтрольного пребывания в интернете. И главное — не забывать просить помощи Божьей на этом нелёгком пути. И она обязательно придёт.

 

Комментировать