Если созрела решимость посвятить себя Богу в монашеском чине, надо ли сразу всё бросать и ехать в обитель, или будет лучше подготовиться к такому шагу? Размышляем над примерами святых отцов и их учением о подготовке к мироотречной жизни.
В желании достичь совершенной христианской жизни монахи дают три основных обета: нестяжания, безбрачия и послушания. Основания для них они находят в словах Господа: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф.19:21).
Если же монашеская жизнь — это совершенное христианство, значит ей должна предшествовать некая подготовительная стадия.
Безусловно, прежде принятия иноческого пострига, человек проходит искус в обители несколько лет, готовится к принесению обетов. Но и сама жизнь послушника в монастыре кардинально отличается от его деятельности в миру, на приходе.
Проходили ли подготовку к монашеской жизни святые отцы?
«Переменил светлые одежды на убогие и стал вести отшельническую жизнь»
Святитель Иоанн Златоуст, будучи юношей и пройдя обучение в Афинах, возвратясь в родную Антиохию, узнаёт, что друг его Василий постригся в монахи. Под влиянием убеждений своего товарища, Иоанн тоже решается оставить мир и удалиться в пустыню. Придя за благословением к матери, он неожиданно получает отказ.
Мать его, Анфуса, была верующей женщиной, но просила единственного сына покоить её одинокую старость, а по смерти уже решать, куда идти дальше. Отец его умер рано и оставил значительное состояние сыну, а мать Иоанна не вышла больше замуж и посвятила себя воспитанию отрока.
“Под влиянием таких просьб матери Иоанн решился до времени не уходить из дому; но, и оставшись дома, он переменил светлые одежды на убогие и стал вести отшельническую жизнь, проводя время в молитве и изучении слова Божия,” — сказано в житии будущего святителя.
Епископ Антиохийский Мелетий приметил благочестивого юношу, крестил его (в то время крещение принимали уже в зрелом возрасте) и рукоположил во чтеца. Так прошло три года, мать Иоанна скончалась. “Похоронив её, Иоанн немедленно раздал нуждающимся всё имущество, даровал свободу рабам и рабыням, а сам поселился в монастыре и стал иноком,” — говорится в его житии.
Преподобный Сергий «не будучи еще в монастыре, вёл иноческую жизнь»
В 20 лет будущий преподобный стал просить родителей благословение на монашескую жизнь. Но и с ним повторилось искушение святителя Иоанна Златоуста — ему отказали. Братья его женились и разъехались, и родители просили младшего сына покоить их старость. Только после их смерти преподобный вместе со старшим братом, который к тому времени остался без жены, отправился на поиски уединённой жизни.
Но святой с детства отличался аскезой:
«Зная, что воздержанием лучше всего побеждаются страсти, юный отрок наложил на себя строгий пост: по средам и пятницам он ничего не вкушал, а в прочие дни питался только хлебом и водою… Если ему встречался кто-либо из неимущих, то Варфоломей (будущий преподобный Сергий) радостно делился с ним своей одеждой и всячески старался послужить ему. Не будучи еще в монастыре, он вёл иноческую жизнь», — сказано в его житии.
Тернистый путь к монашеству прп. Феодосия Печерского
Совсем другую ситуацию с родительским благословением мы видим у преподобного Феодосия Печерского. Его мать не пускала не только в монастырь, но и в паломничества. Она хоть и была верующей, но очень строгой и властной женщиной. Юноша сбежал от неё в пещеры к преподобному Антонию. Но был он, в отличии от святых Иоанна и Сергия, не единственным и последним сыном. С матерью оставался младший брат Феодосия.
До своего ухода в монастырь, юноша так же, как и святые Иоанн и Сергий, вёл в миру жизнь, похожую на иноческую. Он ежедневно ходил в церковь и не играл со сверстниками, но держался уединённо. Когда подрос, выучился грамоте и стал читать божественные книги. Затем трудился вместе с крестьянами на поле, хоть мать его ругала за это.
Из жития святого не видно, кем был его отец, но можно понять, что из знатного рода. Потом юноша пёк просфоры. Мать не давала и это делать ему. Очень тернистым оказался путь подготовки к монашеству.
Хочется заметить, что даже после пострига Феодосия мать приходила к нему в монастырь и хотела забрать его оттуда. Но на этот раз ей пришлось смириться с решением сына. Ему даже удалось убедить её постричься в соседнем женском монастыре, чтобы она могла иногда приходить к нему.
В монастырь без родительского благословения
Уход в монастырь без родительского благословения видим и в житии преподобного Варлаама Печерского. Он был сыном первого княжеского боярина и надеяться на благословение никак не мог.
Преподобный Антоний после беседы с Варлаамом повелел преподобному Никону, бывшему в священном сане, постричь его в монахи.
С большим гневом пришёл Иоанн, отец Варлаама, в пещеру к монахам и силой разогнал их, а сына забрал. Боярин посадил Варлаама под замок. Три дня сидел там ново-постриженный монах, ни с кем не разговаривая, не принимая пищи, скинув светлые боярские одежды, надетые на него отцом.
Видя такое смирение и терпение сына, Иоанн умилился. Он сжалился над Варлаамом и испугался, как бы тот не умер от голода и холода. Призвав его, отец со слезами попрощался с ним и отпустил к преподобному Антонию, который с братией молился о ново-постриженном.
Итак, мы не всегда видим, что святые получали благословение на монашество от своих родителей.
Иногда будущие преподобные, когда не оставались последней опорой их старости, следовали заповеди Спасителя: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10:37).
Совет, как уйти в монастырь
В поиске наставлений в сложных ситуациях, когда не просто покинуть мир, мы можем найти ответы в книге святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться»:
“Решение произнесено, но когда и как его исполнить, на это надо пождание терпеливое. Нельзя рвануться вдруг при вашей обстановке, когда всё, как ожидаете, будет поперёк. Родительское благословение – первое условие. Его надо выждать.
Ждите и молитесь. Господь, вложивший в вас такое благое намерение, Сам приведёт его и в исполнение незаметным образом, как под гору скатываются санки. Сказывать не сказывайте, а, держа в душе одну мысль, всё молитесь Господу, чтобы Он привёл в исполнение ваше намерение, как знает Его премудрая воля. Между тем сами в себе прилаживайтесь к тому роду жизни – не изменением внешних порядков, а внутренним строем”.
Вообще всю эту книгу очень полезно было бы прочитать готовящемуся к монашеской жизни. Это переписка святителя со своей духовной дочерью, которая под его влиянием впоследствии стала монахиней. Здесь можно найти весь духовный строй от молитвы и “внутрьпребывания” до причастия и борьбы с искушениями, а также подготовки к монашеской жизни.
Итак, из поучений святителя Феофана и примеров святых, мы видим, что подготовка к мироотречной жизни должна состоять в молитве, посте, покаянии, борьбе с греховными наклонностями, регулярном хождении к церковным службам и причащении, духовном чтении, добрых делах.
Но ведь это и есть жизнь ревностного боголюбивого мирянина, скажет кто-то. Действительно, сначала надо стать хорошим прихожанином.
Комментировать