Монашеская жизнь: искушения послушников в кельях
26.10.24

Монашеская жизнь: искушения послушников в кельях

Иером. Евтихий (Очкивский)
(5 голосов5.0 из 5)

Какие искушения поджидают желающих посвятить свою жизнь Богу и делающих свои первые шаги в укреплении веры? Своим опытом монашеской жизни продолжает делиться автор «Азбуки веры» иеромонах Евтихий.

Монастырская жизнь
Фото: www.pravoslavie.ru

Доступность сети интернет в монастырях

К сожалению, сегодня в большинстве обителей насельникам не ограничивают доступ к смартфонам или интернет сети. А это чаще всего влечет «ночные бдения» у экрана у тех, кто пришел в монастырь уже со сложившейся гаджет-зависимостью.

В одном из монастырей пришлось наблюдать такую картину.

Шла утренняя служба. Уже начали читать часы. Служащий священник, облачившись после входных молитв, достал щипцами уголь из упаковки и положил на электроплитку, а затем включил её. Сейчас в алтарях таким образом практически повсеместно разжигают кадила: удобно, безопасно, быстро.

Затем иеромонах помыл руки в умывальнике, читая положенную при этом молитву. Вытерев руки, подошёл к жертвеннику и стал выкладывать служебные просфоры и делать прочие приготовления к проскомидии. Окончив все необходимые действия, он благоговейно встал перед жертвенником, сделал положенные поклоны и стал читать молитвы, целуя при этом священные сосуды. Всё шло благочинно и своим ходом. На клиросе читают часы, а в алтаре священник в одиночестве и в молитвенном полумраке готовится приносить Бескровную Жертву.

Вдруг слышится шум открывшейся двери алтаря, нервное сопение и звуки то ли быстрых поклонов, то ли приседаний. Из полумрака появляется недовольное лицо послушника-пономаря. Он, не делая поклона, складывает руки для благословения и, получив его, отходит. Слышится его недовольное бормотание.

Смысл в том, что священник не дождался пономаря и сам разжёг уголь. Иеромонаху оставалось только просить прощения у послушника, что он не дал ему исполнить своё послушание. Между тем, пономарь должен был прийти раньше священника и подготовить всё необходимое к службе, в том числе зажечь лампадки.

История эта кажется невероятной, но так действительно было и не раз. Всё встанет на свои места, если посмотреть, как провёл этот послушник вчерашний вечер и ночь.

Придя с послушаний в келью после ужина, он не сел читать авву Дорофея или «Лествицу», но открыл браузер телефона и с интересом стал путешествовать по всему миру. Сидя в келье, он побывал и на Донбассе, и в Америке, и даже в Мексике. Везде что-то случилось, везде интересно.

А вот реклама интересного фильма. «Давай посмотрю начало», — промолвил пономарь. Где заканчивается начало того фильма — сказать трудно, потому досмотрел до конца. А там ещё что-то интересное. Скучная и монотонная монастырская жизнь отошла на задний план. Экран телефона дарил целый фонтан ярких впечатлений.

Послушник видел, что уже далеко за полночь, но оторваться от смартфона не мог. И только около трёх часов ночи, измождённый своей дорогой игрушкой, он лёг в кровать. Часы же начинали читать в семь утра. Как тут вовремя встать?! Хорошо, что вообще пришёл. Что не в настроении? А кто невыспавшимся будет радоваться жизни?

телефон

Это болезнь нашего века. В основном, каждый имеет это искушение у себя в кармане.

Как с этим бороться? Я не знаю, дорогой читатель. Мне кажется, выход есть только один: собрался идти в монастырь, так купи себе кнопочный простой телефон. Иначе голос соблазна будет постоянно и громко звучать прямо у тебя в кармане. И тогда вместо обучения азам монашеской жизни, читая книги святых отцов, послушник будет любоваться миром, который он якобы оставил. Через экран смартфона в монастырь широкой дверью входит грешный мир, водворяется прямо посреди кельи и выгнать его оттуда будет уже очень трудно. Почти невозможно.

Только спустя годы, когда образуется навык монашеской жизни и умение бороться со своими греховными страстями, можно будет без риска падения пользоваться смартфоном, как источником нужной информации. И то — большой вопрос.

Искушение праздностью

Однако даже, если человек серьёзно решил оставить мир и посвятить жизнь свою Богу, а для этого отказался от его дорогого детища — Интернета, это вовсе не значит, что мир так просто забудет его.

Сидя уставшим в келье, послушник подвергается наплыву воспоминаний. Память услужливо рисует ему знакомых людей, полюбившиеся когда-то пейзажи и натюрморты, а воображение искусно дорисовывает себя посреди них. Некоторые так проводят часы, лёжа на своей кровати. Бесплодные мечтатели. Телом они оставили мир, а душа их плотно засела в его липких сетях.

Чтобы такого не случилось, нужно с первых дней в монастыре начать привыкать к келейным монашеским занятиям: молитве, чтению, рукоделию. Придя с послушания, лучше сначала сесть почитать, отдохнуть и настроиться на духовный лад. Для чтения в первые месяцы в монастыре очень полезны, разумеется, Новый Завет и толкования на него святых отцов. Затем сугубо монашеское чтение, азбука иноческой жизни: «Лествица» и Душеполезные поучения аввы Дорофея с ответами на вопросы преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Постника.

Также с самого начала хорошо взяться за изучение наследия святителя Игнатия Брянчанинова и особенно «Приношения современному монашеству». Этот праведник досконально изучил наследие святых отцов, проанализировал его, систематизировал и сделал выводы по практическому применению его в наши дни. Там же можно найти и рекомендации по келейному правилу. Он рассказывает о полезности и количестве земных поклонов, о том, как читать пятисотницу, каноны, акафисты и Псалтирь.

Надо заметить, что чтение Псалтири не только душеполезно, но помогает лучше понимать и храмовое богослужение, которое сплошь состоит из стихов Псалтири. Пятисотница же, или внимательное чтение пятисот Иисусовых молитв, является основой для непрестанной молитвы и трезвения в продолжение всего дня. Хотя начинать упражняться молитвой Иисусовой надо с небольшого количества — с сотни. И, конечно, на келейное правило надо брать благословение у духовника. Как и на чтение.

Ещё очень важным элементом борьбы с праздностью является келейное рукоделие. Это должно быть нехитрое занятие, которое позволило бы вместе с ним заниматься и молитвой Иисусовой. Чтобы руки были заняты делом, а ум — молитвой. Для такой цели очень хорошо подходит плетение чёток. Потому во многих монастырях братья любят это дело. Такое занятие помогает бороться с унынием и тягой к Интернету, развлечениям, которые первое время в монастыре очень сильны. Занимающиеся плетением чёток уже не придут в алтарь обвинять служащего священника в том, что он лезет не в своё дело.

Итак, самое лучшее оружие от праздности, Интернет-зависимости — молитва, чтение и рукоделие.

Борьба с наплывом помыслов

Это ещё не всё. Даже сидя за рукоделием и творя молитву Иисусову, или читая книги святых отцов, или Псалтирь, послушник подвержен наплыву помыслов. Да, они не будут такими навязчивыми и сокрушительными, как у пребывающего в праздности. Но помыслы всё равно будут стучаться в голову и сердце.

Потому с первых шагов в монашескую жизнь надо начать обучаться одному из главных дел монаха — трезвению. «Храни своё сердце», — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Это хранение, простыми словами, заключается в сопротивлении злым помыслам и водворении на их место молитвы или добрых мыслей.

Фото: ru.kinorium.com

Лучше всего трезвение сочетается с молитвой. Сидит монах, плетёт чётки и тихонько, вслух самому себе говорит: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мягрешного». Когда он чувствует, что внимание рассеивается, и его одолевают помыслы, инок усиливает молитву: начинает читать её громче, быстрее, с напряжением. Так мобилизуется воля, и молитва отгоняет помыслы. Но такой приём хорош для тех, кто уже давно занимается молитвой Иисусовой.

Для начинающих будет лучше молиться непосредственно против страсти, которая одолевает их в этот момент. Например, пришли воспоминания о том, как хорошо ответил брату на вопрос. И вот они начинают обрастать подробностями и новыми мыслями, рассуждениями. Вот так было бы хорошо сказать или вот так.

Поймав себя на таком мечтании, послушник понимает, что попал в руки тщеславия. И он сразу же обращается к Богу: «Согрешил, Господи, тщеславием, прости меня грешного. Господи, помоги мне избавиться от него. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание». Последняя молитва из вечернего правила может повторяться несколько раз. Бесы очень не любят обличения. Потому исповедь своей страсти Господу в молитве и просьба Его о помощи может легко отогнать страстный, в данном случае — тщеславный, помысл.

Но, бывает, греховный помысл не отходит так легко. Иногда в голову начинают лезть навязчивые мысли. Тогда святые отцы советуют использовать гнев против них. Преподобный Никодим Святогорец предлагает для этого стих из 118-го псалма: «Неправду возненавидех и омерзих. Совершенною ненавистью возненавидех я, во врази быша ми». Это надо произнести с гневом на греховный помысл. А затем уже обратиться с молитвой о помощи ко Господу по схеме, показанной выше. Обычно такое гневное движение души помогает прогнать навязчивые мысли.

Бывает, если страсть сильно укоренилась, или бесы очень наглы, даже гневное движение не помогает избавиться от навязчивых помыслов. Тогда надо встать, перекреститься и сделать несколько земных поклонов с молитвой Богу. Когда в борьбу вступает и тело, тогда паутина мыслей рассеивается намного быстрей.

Такой образ борьбы с помыслами поможет в келейном уединении. Но, кроме этого, святые отцы настоятельно советуют новоначальным для успешной борьбы с грехом почаще прибегать к исповеди духовнику. Во многих монастырях устанавливают еженедельную исповедь братии. Не надо пренебрегать этим таинством. Было бы хорошо и ежедневно исповедоваться, как то делали древние монахи. К сожалению, в современных монастырях эта традиция утрачена.

Фото: Илья Тимин. kareliya.ru

Так что для успешной монашеской жизни с самых первых дней в обители, ещё с послушнического подрясника, стоит отказаться от свободного посещения интернета. Также помогут келейная молитва и чтение трудов святых отцов, несложное рукоделие, а самое главное — трезвение.

Если послушник так разумно будет распоряжаться своим келейным временем, то его путь к Богу будет прямым, искренним и приносящим монашеский плод.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...