Целью христианской жизни является спасение. Но спасение в христианстве понимается не так, к примеру, как в буддизме, то есть как исключительно избавление от страданий. Последнее является следствием соединения с Богом, что святые отцы называют богообщением или обо́жением. По этой причине преподобный Серафим Саровский называл главной целью жизни христианина «стяжание Святого Духа»[1]. Это соединение с Богом, «стяжание Святого Духа» или обожение, невозможно для человека, не очищенного от страстей.
Что такое страсть?
В современном обществе распространено вполне положительное отношение к страсти как таковой. Многие искренне считают, что страсть наполняет жизнь человека радостью и смыслом, делает её яркой и красивой. И наоборот, человек бесстрастный предстает в сознании этих людей как бесчувственный, крайне скучный и неинтересный, почти мертвый.

У святых отцов мы находим иное понимание страсти. Оно соответствует церковнославянскому переводу термина «страсть» – страдание. Согласно святоотеческим писаниям страсть – это состояние души, при котором естественные человеческие чувства выходят из-под контроля и приводят к ситуации, в которой не человек владеет ими, а сами чувства превращают человека в своего раба. Он страдает, будучи невольником, рабом дурной привычки, которая стала как бы его второй природой («привычка – вторая натура»), выполняет её прихоти, не в силах сопротивляться. Неслучайно последняя ступень перед формированием страсти в душе называется пленением. Об этом и свидетельствовали святые отцы: «Если кто увлекается страстью, – предостерегает нас авва Дорофей, – то он будет рабом страсти»[2].
И в противовес этому человек бесстрастный в православной традиции – тот, кто владеет своими чувствами и не дает им выйти из-под контроля разума. Его нельзя назвать бесчувственным, наоборот, он чувствует очень тонко и сильно, но не идет на поводу у своих чувств, а сам управляет ими, обращая в нужную сторону. Этот идеал был известен и ценился еще во времена ветхозаветные: Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Притч.16:32). То есть человек, владеющий собой, будучи микрокосмом, владеет через себя всем миром, а тот, кто не владеет собой, даже если он властвует над всем миром, потеряв или не обретя себя, не владеет ничем.
Зависимость от страстей превращается в самую страшную несвободу, от которой нас может избавить только Сам Господь, Который говорит: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31, 32). Свобода от страстей открывает нам доступ к Богу, к Его безграничным благости, премудрости и силе.
Таким образом, страсть – это то, что заграждает нам путь к Богу и Его безграничной свободе. Поэтому каждому христианину необходимо четко уяснить себе, что страсти нам нужно всячески избегать и сторониться, поскольку страсть – болезнь души, болезнь, которая делает невозможным наше соединение с Богом, а следовательно, спасение.
Одно из наиболее полных определений страстей мы находим у святителя Феофана Затворника: «Страсти не суть какие-либо легкие помышления или пожелания, которые являются и потом исчезают, не оставляя по себе следа, это сильные стремления, внутреннейшие настроения порочного сердца. Они глубоко входят в естество души и долгим властвованием над нами и привычным удовлетворением их до такой степени сродняются с нею, что составляют, наконец, как бы её природу»[3].
Губительность страсти для человека
Страсть есть начало греха. Но, даже если человек, обладаемый страстью, по тем или иным причинам не согрешит делом, сама эта страсть, поселившаяся в душе, помрачает внутреннего человека, отделяет его от Бога и, как следствие, от спасения. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5), – свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов. А «грех есть тьма и тьма глубокая», – разъясняет нам святитель Иоанн Златоуст[4]. Как тьма бежит от света, так и человек, наполненный тьмой страстей, не может находиться рядом с Солнцем Правды. Божественная благодать, которую принимает верующий человек в свою душу, становится для него радостью и блаженством. И наоборот, тьма греха, наполнившая душу человека чуждого Богу, заставляет его воспринимать божественный свет как жгущее пламя.
Господь наш Иисус Христос так говорил об этом в беседе с Никодимом: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3:19, 20).

Церковное предание сохранило нам множество историй, которые раскрывают для нас опасность и губительность страсти, даже если она не была исполнена делом. Вот одна из них.
«В одном монастыре была некая монахиня, племянница игуменьи. Она любила юношу, который часто приходил в монастырь, чтобы посмотреть на сестру. Названная монахиня так вожделела его, что искала способ и подходящий момент, чтобы соединиться вместе, – дабы она на деле согрешила, потому что в уме и помысле они уже часто развратничали. В таком неподобающем вожделении бедная монахиня скончалась, так и не исполнив желания, потому что ей не позволяло место. При смерти она исповедовала все остальные грехи и, приняв Святое Причащение, скончалась. Но о своей похоти она духовнику не сказала, что она согрешила бы, если бы представился подходящий момент.
Игуменья очень любила эту монахиню, потому что та была её родственницей. Когда она совершала поминовение, то молилась Господу, чтобы Он объявил, в каком месте та находится. Так она молилась в посте и плаче много дней и увидела её в видении. Она была мрачной и безобразной и сказала игуменье: „Знай, матерь моя, что я мучаюсь”. Игуменья удивилась этим словам: „Как это возможно? Ведь ты – дева. Ты с детства пришла в монастырь. Ты сохраняла все чины монашеского жительства. Почему же ты мучаешься?” И та сказала вышеназванную причину. Игуменья отвечает: „Я не верю этому. Милостивый Бог за одну только похоть плоти, когда ты этого не совершала, не будет тебя мучить вечно”. А она говорит: „Не удивляйся, я справедливо осуждена. Очи Высшего Бога не переносят видеть ни грязного дела, ни грязной мысли – её надо смыть святой исповедью. А я, хотя и не совершила грех на деле, но мыслью часто развратничала: я только не нашла подходящего места и времени, чтобы грех был сделан. Знай, что многие, не только миряне, но и монахи мучимы за то, что не заботились о исповедании грехов. Вразуми сестер монастырских, чтобы они тщательно исповедовались, если желают спасения”. Когда игуменья всё увидела, она очень скорбела о потере племянницы»[5].
Из сказанного мы можем сделать вывод, что борьба со страстями является необходимой принадлежностью каждого христианина.
Происхождение страстей
Истоки всякой страсти, проявляющейся в человеческой природе, берут свое начало в Эдемском саду, а точнее, в грехопадении наших прародителей. Когда праматерь Ева поддалась диавольскому искушению, она, по мысли святых отцов, позволила увлечь себя тремя основополагающими страстями. Это чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, или, в терминологии апостола Иоанна Богослова: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин.2:16). И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание… (Быт.3:6).
– И увидела жена, что дерево хорошо для пищи – «похоть плоти», чревоугодие;
– и что оно приятно для глаз – «похоть очей», сребролюбие, привязанность к материальному;
– и вожделенно, потому что дает знание – «гордость житейская», тщеславие.

Страстность природы передается нам от прародителей через рождение. От неё не свободны даже младенцы: «Младенцы невинны по своей телесной слабости, – рассуждал об этом блаженный Августин, – а не по душе своей. Я видел и наблюдал ревновавшего малютку: он еще не говорил, но бледный, с горечью смотрел на своего молочного брата»[6].
Падшее состояние человеческой природы составляет наше поле битвы и может быть исцелено только во Христе, Который и победил названные выше страсти во время искушения в пустыне (Мф.4:1-11). Но и от самого человека требуются немалые усилия для победы над страстями. А для того чтобы эти усилия принесли добрые плоды, нам необходимо знать о правилах этой борьбы и средствах достижения победы, о чём мы и постараемся побеседовать в ближайшем будущем.
[1] Серафим Саровский, прп. Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни
[2] Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания, поучение 11
[3] Феофан Затворник, свт. «Страсти и борьба с ними» Часть I. Общая схема и стратегия борьбы со страстями: 5. Почему необходима борьба со страстями
[4] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Беседа 5
[5] Агапий Ланд(ос), инок Критский. Грешников спасение. Глава 7
[6] Августин, блж. Исповедь. Кн. 1, ч. 7.
Комментировать