Чревоугодие

Аудио-версия статьи

См. раздел: ПРА­ВО­СЛАВ­НЫЙ ПОСТ – ЦЕЛЬ ИЛИ СРЕД­СТВО?

***

Чревоуго́дие – при­страст­ность к еде, про­яв­ля­ю­ще­еся либо в обиль­ном потреб­ле­нии пищи (объ­яде­ниях), либо в чрез­мер­ной изби­ра­тель­но­сти по отно­ше­нию к пище, чрез­мер­ном услаж­де­нии её вкусом (гур­ман­стве). Cтрасть «чре­во­уго­дие» выде­ля­ется в числе восьми особых гре­хов­ных стра­стей.

Чре­во­уго­дие – нару­ше­ние второй запо­веди, один из видов идо­ло­по­клон­ства. Так как чре­во­угод­ники воз­вы­шают чув­ствен­ное удо­воль­ствие, то, по слову апо­стола Павла «их бог – чрево» (Флп.3:19), т.е. чрево – их кумир, идол.

Формы про­яв­ле­ния чре­во­уго­дия:

  1. вле­че­ние к потреб­ле­нию чрез­мерно боль­шого, неоправ­дан­ного физио­ло­ги­че­ски коли­че­ства пищи – мно­го­яде­ние (чре­во­бе­сие, чре­во­не­истов­ство);
  2. чрез­мер­ное вле­че­ние к осо­бого рода пище­вым изыс­кам, к гур­ман­ству – гор­тан­обе­сие;
  3. чрез­мер­ное вле­че­ние к засто­льям и пир­ше­ствам;
  4. чрез­мер­ное вле­че­ние к алко­голю, пьян­ство;
  5. при­стра­стие к опре­де­лен­ного рода пище­вым про­дук­там (слад­кому, пече­ному, аро­ма­ти­зи­ро­ван­ным гази­ро­ван­ным напит­кам, шоко­ладу и пр.);
  6. нару­ше­ние постов;
  7. тай­но­яде­ние.

Воз­мож­ные послед­ствия чре­во­уго­дия:

Послед­ствия чре­во­уго­дия могут ска­зы­ваться как на духов­ном, так и на физи­че­ском здо­ро­вье чело­века.

В духов­ном отно­ше­нии страсть чре­во­уго­дия опасна тем, что служит при­чи­ной фор­ми­ро­ва­ния ряда прочих гре­хов­ных стра­стей, таких, напри­мер, как уныние, блуд.

Одна из раз­но­вид­но­стей чре­во­уго­дия, пьян­ство, может спо­соб­ство­вать совер­ше­нию самых раз­но­об­раз­ных пре­ступ­ле­ний против Бога и ближ­него (лжи, сквер­но­сло­вия, свя­то­тат­ства, бого­хуль­ства, раз­до­ров, вражды, воров­ства, наси­лия, гра­бе­жей, раз­боев, убийств).

Будучи не увра­че­ван­ной, страсть чре­во­уго­дия низ­во­дит веру­ю­щего до уровня идо­ло­по­клон­ника (Флп.3:19). Алго­ритм такого паде­ния хорошо рас­крыт Мои­сеем на при­мере Изра­иля: «И [ел Иаков, и] утуч­нел Изра­иль, и стал упрям; утуч­нел, отол­стел и раз­жи­рел; и оста­вил он Бога, создав­шего его, и пре­зрел твер­дыню спа­се­ния своего» (Втор.32:15).

В отно­ше­нии физи­че­ского здо­ро­вья чре­во­уго­дие может при­во­дить к серьёз­ным функ­ци­о­наль­ным рас­строй­ствам телес­ных орга­нов и систем; к тяже­лым забо­ле­ва­ниям.

В Свя­щен­ном Писа­нии чре­во­уго­дие обо­зна­чено как один из наи­бо­лее вре­до­нос­ных плот­ских грехов.

Так, Книга Исхода отме­чает, что при­вя­зан­ность сынов Изра­иля к вкус­ной и сытной пище до того затме­вала их разум, что одна­жды, утра­тив воз­мож­ность есть досыта, они не только дерз­нули на ропот, но и при­ня­лись воз­ды­хать о хотя и раб­ской, без­бож­ной, но зато вполне сытой жизни в Египте (Числ.11:4–6). Впо­след­ствии пророк Иезе­ки­иль поста­вил чре­во­уго­дие в один ряд с гор­до­стью и празд­но­стью (Иез.16:49). Иисус, сын Сира­хов, счёл нужным отме­тить, что от зло­упо­треб­ле­ния яст­вами бывает бес­сон­ница, рези в животе и даже холера (Сир.31:23). Нако­нец, Спа­си­тель прямо запо­ве­до­вал апо­сто­лам воз­дер­жи­ваться от объ­еде­ния и пьян­ства (Лк.21:34).

Доб­ро­де­тели, про­ти­во­по­лож­ные чре­во­уго­дию:

Воз­дер­жа­ние, пост­ни­че­ство.

Методы борьбы:

Методы борьбы с чре­во­уго­дием могут вклю­чать как духов­ные, аске­ти­че­ские, так и пси­хо­ло­ги­че­ские сред­ства.

Поскольку всякий грех может быть пре­одо­лен не иначе как с помо­щью Божьей, постольку понятно, что на первом месте должна стоять молитва и пока­я­ние. Кроме того, важную роль здесь играет моби­ли­за­ция воли, сми­ре­ние, бого­угод­ный труд, само­дис­ци­плина.

В каче­стве част­ных при­ё­мов уместно обо­зна­чить сле­ду­ю­щие: ста­раться, насколько воз­можно, при­дер­жи­ваться пра­виль­ного раци­она пита­ния (упо­треб­лять более или менее про­стую пищу); поки­дать тра­пезу прежде пол­ного насы­ще­ния; соста­вить режим пита­ния и стре­миться его испол­нять; избе­гать лишних засто­лий; соблю­дать уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью посты; воз­дер­жи­ваться от алко­голя.

***

“Знай, что часто бес при­се­дит желудку, и не даёт чело­веку насы­тится, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле”.
прп. Иоанн Лествич­ник

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки