Сребролюбие

См. раздел: СОЦИ­АЛЬНО-ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКОЕ УЧЕНИЕ

***

Сребролю́бие – третья из восьми глав­ных стра­стей, состо­я­щая в нена­сыт­ном уве­ли­че­нии мате­ри­аль­ных благ. Про­ти­во­по­лож­ной среб­ро­лю­бию доб­ро­де­те­лью явля­ется нес­тя­жа­ние.

Среб­ро­лю­бие – нару­ше­ние второй запо­веди, идо­ло­по­клон­ство, покло­не­ние «золо­тому тельцу»: «Нельзя слу­жить Богу и мам­моне» (Мф.6:24), то есть богат­ству. Основ­ные виды среб­ро­лю­бия: жад­ность (страсть к обла­да­нию) и ску­пость (страсть к сохра­не­нию). Жад­ность хочет захва­тить чужое, ску­пость боится отдать свое. 

Среб­ро­лю­бие пара­зи­ти­рует на неуве­рен­но­сти в буду­щем (потреб­но­сти в без­опас­но­сти) и гор­до­сти (потреб­но­сти быть при­знан­ным, ува­жа­е­мым).

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник назы­вает эту страсть «тмо­гла­вым бесом среб­ро­лю­бия». Суще­ствует мно­же­ство раз­но­вид­но­стей этого недуга: жад­ность, ску­пость, любо­с­тя­жа­ниемше­ло­им­ство, лихо­им­ство, сквер­но­при­быт­че­ство, коры­сто­лю­бие… Во всех про­яв­ле­ниях стра­сти среб­ро­лю­бия есть один общий мотив – любовь к самому про­цессу при­об­ре­те­ния и обла­да­ния.

***

Если гор­дость оце­ни­ва­ется свя­тыми отцами как корень всех зол, то почему апо­стол Павел назвал корнем всех зол среб­ро­лю­бие?

В Первом посла­нии к Тимо­фею апо­стол Павел и дей­стви­тельно назвал корнем всех зол среб­ро­лю­бие (1Тим.6:10).

Однако это сви­де­тель­ство не идёт враз­рез с оцен­кой отцов и учи­те­лей Церкви. Выра­жа­ясь иначе, между ними нет прин­ци­пи­аль­ных про­ти­во­ре­чий. Объ­яс­нить эту кажу­щу­юся раз­ницу можно при помощи сле­ду­ю­щих дово­дов.

Опре­де­ле­ние гор­до­сти как пер­во­при­чины (или, что то же, корня) вся­кого зла стро­ится на том осно­ва­нии, что изоб­ре­та­те­лем зла вообще и его глав­ным сея­те­лем в нынеш­нем мире явля­ется диавол.

Как известно, диавол пал отнюдь не из-за среб­ро­лю­бия. В самом деле, о каком среб­ро­лю­бии могла идти речь в неве­ще­ствен­ном ангель­ском мире, совер­шенно чуждом товарно-денеж­ных отно­ше­ний?

По сви­де­тель­ству Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, диавол пал, воз­гор­див­шись своими совер­шен­ствами, из-за гор­до­сти (Ис.14:12–14). Как святые отцы, так и апо­стол Павел гово­рят об этом со всей убеж­ден­но­стью (1Тим.3:6). Сле­до­ва­тельно, в вопросе о пер­во­ис­точ­нике зла, апо­стол и все­лен­ские отцы были еди­но­душны.

Если даже выне­сти факт паде­ния сатаны за скобки и опре­де­лить, в чём состо­яла внут­рен­няя при­чина гре­хо­па­де­ния самого чело­века, ока­жется, что и в этой редак­ции не среб­ро­лю­бие нужно назы­вать при­чи­ной и корнем всех зол.

Известно, что по созда­нии чело­века ему была предо­став­лена во вла­де­ние вся земля, причём предо­став­лена как Боже­ствен­ный дар (Быт.1:28).

То есть все те блага, кото­рые в нынеш­нем веке имеют денеж­ный экви­ва­лент, все те блага, стре­мясь запо­лу­чить кото­рые, совре­мен­ные греш­ники пре­да­ются обо­га­ще­нию, Бог предо­ста­вил Адаму и Еве бес­платно.

Тем не менее они всё же пошли против Бога, скло­ни­лись ко злу. Что же послу­жило толч­ком? Гор­де­ли­вое рас­по­ло­же­ние сердца (а не среб­ро­лю­бие), жела­ние стать как Бог (Быт.3:5).

При­ни­мая в сооб­ра­же­ние слова апо­стола Павла, необ­хо­димо обра­тить вни­ма­ние на кон­текст его речи.

В инте­ре­су­ю­щем нас настав­ле­нии он гово­рит о жела­ю­щих обо­га­щаться. Здесь же он сооб­щает, к чему при­во­дит эта гре­хов­ная страсть: среб­ро­любцы запу­ты­ва­ются в сетях иску­ше­ний, впа­дают во многие вред­ные и без­рас­суд­ные похоти; через это они погру­жа­ются в бед­ствия и пагубу (1Тим.6:9).

Из слов апо­стола явствует убе­ди­тельно, что среб­ро­лю­бие служит корнем мно­же­ства зол. Но почему же тогда он не сказал прямо «мно­же­ства», но сказал «всех» (зол)?

С одной сто­роны это можно назвать рито­ри­че­ским пре­уве­ли­че­нием, исполь­зо­ван­ным им для уси­ле­ния мысли, гипер­бо­лой (при­меры подоб­ного рода пре­уве­ли­че­ний встре­ча­ются в Писа­нии неод­но­кратно).

С другой сто­роны среб­ро­лю­бие можно счи­тать одной из форм про­яв­ле­ния гор­до­сти (ведь не явля­ется же среб­ро­лю­бие харак­тер­ной чертой сми­рен­но­муд­рого чело­века).

Это значит, что хотя не каждый гордец — среб­ро­лю­бец, тем не менее каждый среб­ро­лю­бец — гордец. Соот­вет­ственно ска­зан­ному, каждый среб­ро­лю­бец бывает иску­шаем как прочие гор­децы. До тех пор, пока он под­вер­жен среб­ро­лю­бию (как одной из осо­бен­но­стей про­яв­ле­ния гор­до­сти) — он под­вер­жен и самой гор­до­сти.

В этом ключе рече­ние апо­стола Павла под­ра­зу­ме­вает сле­ду­ю­щий ком­мен­та­рий: не среб­ро­лю­бие как тако­вое, а гор­дость, обна­ру­жи­ва­е­мая (в том числе и) через среб­ро­лю­бие, есть корень всех зол.

***

См. ДЕНЬГИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки