Что можно подумать, прочитав название сериала «Отец Матвей»? Смотря кто прочтет. Если это будет человек воцерковленный, он сразу подумает: «А почему не отец Матфей?» И, конечно, любой решит, что фильм этот о непростой жизни священника, о судьбах его прихожан, о том, как батюшка к ним спешит на помощь, а они — к нему. В таких фильмах жизнь кажется немного приукрашенной, утрированно проникнутой деталями церковной жизни, немного припудренной и слегка елейной. Но с первых кадров понятно, что всё пойдет не так. Традиционно добрая и порядочная мама священника (Елена Антипова) окажется молодящейся особой в брючках, не кормящей домочадцев пирогами, а наливающей сыновьям водки и отказывающейся посидеть с внуками, пока невестка будет рожать ей внучку в роддоме.
Первые эпизоды
Первые эпизоды 20-серийного фильма режиссера Валерия Девятилова напоминают… начало балабановского «Брата»: брат батюшки приходит из тюрьмы. Сидят за столом мать и два сына, празднуют возвращение. Мать оказывает тому, кто не в ладу с законом, больше любви и внимания, нежели своему сыну-священнику. Отец Матвей внутренне страдает — его мать всегда на стороне балбеса-брата, она не понимает роли своего сына-священника в её жизни и не принимает его выбор. В первой серии брат совершает кражу в церкви, где служит отец Матвей, и вновь попадает за решетку. А батюшку, как допустившего такой кощунственный недосмотр, строгое начальство «ссылает» в Суздаль и благословляет на настоятельство в храме, в котором служить невозможно ввиду его непригодного состояния…
Только что родившую матушку, младенца-дочь и двоих маленьких сыновей отец Матвей привозит в дом, находящийся в аварийном состоянии. Мрак бытовой дополняется таким же мраком атмосферы городка, в котором предстоит жить и служить. Да еще и мрак в душе: брат в тюрьме, мать прокляла сына-батюшку. Два брата — две противоположности. Но настолько ли они разные?
С самой первой серии фильм заявлен как детектив, а не притча-житие доброго батюшки. Начинается всё с кражи, а потом идут преступления посерьезнее. И в старых добрых традициях главный герой, совершенно не подходящий для роли детектива, оказывается косвенным свидетелем или участником раскрытия преступления. Итак, наш отец Матвей — доморощенный детектив. У него интуиция, чутье на преступления, он замечает детали, и они не дают ему покоя, пока не приведут к результату расследования. Тот же криминальный талант, что и у брата, только проявляется он с противоположной стороны.
Зло и добро рядом
В фильме жизнь показана реальной, где зло и добро рядом, и зла больше, а добро — всё равно сильнее. Выбранный режиссером прием идти от отрицания очевидного работает, фильм смотрится на одном дыхании, с интересом, сюжет полон неожиданности, с нетерпением ждешь следующую серию. Каждая представляет собой отдельную историю. Да, фильм увлекательный, хотя это и сказка о добром батюшке, нестяжательном и, можно было бы сказать, бесстрастном… если бы не его необычное увлечение. Почему сказка? Потому что несчастный тот городок, в котором происходит около 20 убийств и тяжелых преступлений одно за другим. И тут есть свои шаблонные «добрый» и «злой» полицейские. «Добрый» дружит с батюшкой, воцерковляется, во всём ему помогает и подпускает к расследованиям, тогда как «злой», конечно, против. По законам жанра преступниками оказываются самые неожиданные личности, нередко скромные и тихие, как героиня последней серии.
Что касается героев фильма, жертв и преступников, все они не похожи на картонных персонажей, живые и настоящие, и порой трудно догадаться, кто преступник. И храмы такие в бедственном положении имеются, и посылают священников на их восстановление, и действительно находятся добрые прихожане и благотворители, помогающие восстановить святыню… Так что художественная правда здесь тоже есть. Да и мать и брат меняются и раскаиваются, поворачиваются лицом к своему Матвею. Эта линия, тревожащая зрителя с самого начала, закрывается благополучно.
Так в чём же христианский мотив фильма о батюшке? Неужто он создан только для того, чтобы существовал еще один детектив с еще одним необычным непредсказуемым сыщиком? Актеру Владимиру Колганову удалось создать образ батюшки реалистичным и глубоким. Мягкость, сочувствие, жалость к несчастным людям, погрязшим в грехах, ненавязчивость в проповедях, желание всем помочь, войти в положение, не осудить — разве не такие черты мы хотели бы видеть в священнике? Это батюшка, который ждет, когда Господь Сам коснется сердца человека и человек будет готов это понять.
Матушка Валентина
Матушка Валентина (Виктория Адельфина) несколько шаблонна, но если бы она была похожа характером на мать отца Матвея, было бы совсем грустно. Как это и в жизни бывает, матушка занимается благотворительностью, открывает столовую для бедных, организовывает церковный хор, сама регентует и поет на клиросе, даже выступает с певчими на концерте… Она — скромное и тихое продолжение батюшки. И она же — помощница во всех смыслах… даже в раскрытии преступлений. Какая-то деталь, намек, произнесенный матушкой невзначай, или ситуация, в которую она попадает, дает ключ к разгадке преступлений. И в этом также прослеживается и момент веры, внимательности человека, который молится и слышит Бога. Например, матушка говорит о том, что туфли на платформе ей не нравятся — в них она становится выше, и это ей непривычно… И отец Матвей, обратив внимание на её слова, вычисляет убийцу. На примере этой серии можно рассмотреть и христианский, духовный подтекст фильма, который совершенно не очевиден, а запрятан в сюжете, что считаю несомненным достоинством фильма.
Два брата
В сюжете серии — два брата-актера, один успешный, второй не очень, поэтому он стал продюсером. Вопреки заповедям он «желает чужую жену» — состоит в любовной связи с супругой брата-актера, завидует славе, во всём хотел бы быть на месте брата, даже ростом мечтает стать выше, как брат, и потому носит туфли на высокой подошве. Поняв, кто убийца, батюшка рассказывает завистнику историю о Каине и Авеле. Если смотреть внимательно, и другие серии соответствуют каким-то моментам Священного Писания в современном варианте.
Нравственная направленность
Важное в этом детективном сериале: он имеет нравственную направленность, сама личность батюшки вызывает доверие. Например, есть серия, в которой преступница признается на исповеди в убийстве. Преступление остается нераскрытым: священник не может нарушить тайну исповеди. Интересны линии других персонажей, например, молодого лейтенанта полиции Ивана Шермана (Родион Галюченко) и его невесты, впоследствии жены, медсестры Ульяны (Марина Волкова). Впечатляет игра Леонида Громова в роли начальника РОВД, майора Олега Павловича Скибы…
Фильм оставляет светлое впечатление, несмотря на тот мрак, в котором живут люди городка. Все они через свои ошибки или потрясения движутся к вере, к Богу, попадают в храм. В сериале заданы многие вопросы о жизни священников, волнующие мирян. Например, немой ответ на часто задаваемый вопрос — передвижение отца Матвея по городку на велосипеде, а потом — подарок от прихожан подержанного отечественного автомобиля…
Концовка фильма с одной стороны символична, с другой — кажется недосказанной. В отца Матвея стреляют, он оказывается в реанимации, лежит на ИВЛ. Рядом с ним — матушка. Она выходит в коридор и видит, сколько людей, переживающих за жизнь отца Матвея, пришло ей посочувствовать. Все они участники детективных историй, происходящих в городке. Всех их соединила в часы скорби или в добром порыве личность батюшки. Выживет ли он? Этот вопрос остается открытым. Поэтому концовка кажется незавершенной.
Конечно, всем хочется, чтобы выжил отец Матвей и жизнь продолжалась. И чтобы появился второй сезон сериала «Отец Матвей».
Комментировать