Покаяние самоубийцы. О смысле жизни

Покаяние самоубийцы. О смысле жизни

Иером. Евтихий (Очкивский)
(6 голосов5.0 из 5)

Небольшой и назидательный рассказ о настоящей христианской любви – той, от которой хочется жить, а не покончить с собой.

Осень. Серая дождливая погода. Унылые лица прохожих. Мокрый асфальт, мокрые ноги, мокрые лица. Но у девушки под капюшоном глаза влажные не от дождя.

Она идёт, не разбирая дороги. Ей не хочется остаться наедине с собой. На неё всё сильнее и сильнее накатывают мысли о самоубийстве. Она уже размышляла, как это сделать, и каждый раз её останавливал страх. Он был сильнее душевной боли.

Ей рисовалась картина, как она поднимается на крышу высотки, находит открытую дверь на технический этаж, а там и выход на крышу. И вот оно – долгожданное избавление… Девушка уже не раз смотрела с высоты балкона на землю и ей представлялось, как это будет… Страх сковывал её мысли и чувства, и становилось как будто легче. Мысли о самоубийстве немного отходили.

«Нет, – решила она, – если и заканчивать жизнь, то лучше напиться таблеток. Без крови и этого ужаса высоты. Просто засну и не проснусь. Вот только как купить столько таблеток, чтоб наверняка? Нужны сильные снотворные, а они по рецепту…»

Девушка повернула за угол. Перед ней открылся вид на старинную церковь из красного кирпича. Двери и ворота её открыты, и множество людей шли в неё, крестясь у входа. Девушка медленно двигалась по тротуару, церковь была на другой стороне улицы. Поравнявшись со входом в ворота, она вдруг остановилась и ей тоже захотелось перекреститься вместе со всеми. Но на этой стороне улицы никто не крестился. Здесь прохожие спешили по домам и некоторые даже толкали её.

Переход был немного в стороне, но машины по улице ездили редко. Девушка не пошла на переход, оглянулась по сторонам и перешла дорогу. Оказавшись перед воротами церкви, она остановилась. Какая-то женщина подошла слева, повернулась к церкви, перекрестилась и сделала лёгкий поклон. Девушка тоже несмело подняла руку для крестного знамения и наклонила голову. Какое-то облегчение вдруг охватило её душу. Как будто что-то давило на неё и после креста и поклона свалилось с её плеч. Боль в сердце не прошла, но в голове как будто немного прояснилось. Удивление, смешанное с любопытством — вот чувства, которые нахлынули на девушку. И она неожиданно для себя пошла вместе с людьми в сторону церкви.

У входа девушка остановилась. Внутри царил полумрак. Горели тёплые огоньки лампад и свеч. Людей немного. И какой-то запах, такой притягивающий и умиротворяющий. Девушка перекрестилась и вошла внутрь. Приятная теплота объяла её после сырости на улице. Тихое, мелодичное и непонятное пение лилось откуда-то сверху. На душе становилось легче. Мрак, в который она погрузилась в последние месяцы, стал проходить, ослаблять свои мерзкие холодные щупальца. Девушка в нерешительности остановилась у входа, не решаясь пойти дальше.

– Ещё одна в штанах, – недовольно пробурчал чей то трескучий старушечий голос. – Как на дискотеку ходят. Ни стыда, ни совести.

Только сейчас девушка осознала, в каком виде зашла в церковь. Хорошо, хоть капюшон не скинула. Она уже со стыдом собиралась выйти, как вдруг раздался чей то добрый голос:

– Это у тебя, Прокофьевна, ни стыда ни совести. Человек к Богу пришёл, а ты её своими придирками смущаешь. Сегодня в штанах пришла, в следующий раз, как все, наденет юбку. Хорошо, что пришла, милая. Не бойся, иди к иконе Матери Божией, Она тебя ждёт.

Добрая женщина показала на большую икону, у которой стояли люди и молились. На ней была изображена Богородица с задумчивым, добрым, неземным взглядом, а маленький Иисус стоял у Неё на коленях и прижимался к Её лицу. Это было так трогательно! Позже девушка узнала, что это образ «Взыскание погибших». И её Божья Матерь взыскала, как погибающую овечку, заблудившуюся среди стремнин и пропастей гор.

Сейчас же девушка стояла, как и другие люди перед иконой и крестилась. Какая-то теплота разливалась в душе. Молящиеся подходили к Богородице и целовали образ. Некоторые долго стояли, прислонившись лбом к стеклу. Было так необычно… Девушка тоже робко подошла, перекрестилась и поцеловала икону. Шёпотом попросила добрую, понимающую Богородицу о помощи. Быстро смущённо отошла и остановилась поодаль.

Отсюда ей открылась какая-то очередь в полумраке храма. Люди не спеша подходили к священнику, что-то тихо говорили ему. Он отвечал, потом накрывал их голову длинным красивым «шарфом», висящим у него на шее, что-то кому-то говорил. Потом как будто гладил склонившегося человека по голове. Люди отходили от священника с какими-то светящимися радостью глазами. Так показалось девушке. И ей тоже захотелось, что бы её накрыли этим «шарфом» и погладили по голове. Она подошла и стала в конец очереди.

Пение закончилось и кто то стал протяжно монотонно читать. Девушка прислушивалась. Понятных слов было немного. Но чтение успокаивало. За много месяцев у неё впервые стал проявляться какой то интерес к жизни. Она стала разглядывать украдкой окружающих людей, иконы на стенах. Глаза святых смотрели на неё не осуждающе, а как-то понимающе, с неземной любовью. Так ей казалось. Люди вообще не обращали на неё никакого внимания. У многих были закрыты глаза, у других взгляд был какой-то отрешённый, сосредоточенный на чём-то внутреннем. Девушка вдруг почувствовала, что ей хорошо здесь, в полумраке мерцающих лампадок и свеч, среди этих икон и людей.

Вот подошла её очередь. Было страшно, и она уже хотела повернуться и уйти. Но священник, старенький батюшка, ласково взглянул на неё и кивнул ей головой. Девушка подошла и молчала. Потом сказала:

– Я не знаю, что говорить.

– Первый раз на исповеди? – спросил священник.

– Да.

– Вы крещёная?

– В детстве крестили, но я не помню, – ответила девушка.

– Хорошо. На исповеди надо говорить то, в чём нас осуждает совесть, что нас тревожит. Это голос Божий в душе. Она подсказывает нам, в чём мы провинились перед Богом. В этом надо принести покаяние Господу и постараться больше так не делать, – священник замолчал и сделал выжидательную паузу.

– Я не хочу жить, не вижу никакого смысла в этой жизни, – призналась девушка. – Меня никто не любит, и я никому не нужна.

Она вдруг жалобно всхлипнула и начала плакать. То, что мучило её все эти месяцы, неожиданно прорвалось наружу. Ласковый голос священника располагал к откровению. Всё мрачное напряжение последних месяцев прорвалось в этих немногих словах и вылилось в неудержимые слёзы.

Священник подождал, пока девушка немного успокоится, и участливо спросил:

– С парнем поссорились?

– Да, он бросил меня и ушёл к лучшей подруге, – ответила девушка. – Но не только. Родители не обращают на меня внимания. Для папы, кроме работы, ничего не существует. А мама всегда раздражённая, ей всё не нравится, всё не так. Мне сейчас даже поговорить не с кем. Зачем так жить дальше? Зачем страдать? Хотя и умирать страшно…

– Вы пришли в церковь, значит верите в Бога? – спросил священник.

– Да, я верю, что Кто-то там есть.

– Значит, должны верить, что этот мир сотворён Богом. Как думаете, для чего Он его сотворил, для чего дал жизнь человеку?

– Не знаю, – растерянно ответила девушка. – Я никогда не задумывалась об этом.

– Бог сотворил мир, чтобы поместить в нём Своё главное творение — человека. А вот самого человека Он сотворил для того, чтобы люди жили в любви к Богу и ближним своим. В этом высшее наслаждение души, её счастье и предназначение. Но люди забывают самое главное — любовь к Богу. Они стремятся обрести в ближних любовь к себе. В этом люди видят счастье. Улавливаете ошибку?

– Пока нет, – растерянно ответила девушка.

Священник спокойно продолжал:

– Да, многие не улавливают. Направление любви противоположное: не от себя к Богу и через Него к ближним, а от ближних к себе любимому. Надо изменить направление движения. Не брать от ближних, а давать.

После небольшой паузы священник снова начал говорить:

– Святые пишут, что Господь таким образом сотворил сердце человека, чтобы в нём помещался бесконечный Бог. Потому, если человек не открывает своё сердце Господу, а пытается его бездну насытить какими-то земными вещами: богатством, властью, славой, даже «любовью», как называют страсть похоти не понимающие, что такое настоящая любовь, человек не может всем этим насытить бездну своего сердца. Сколько бы он ни получал земных благ, ему мало, и он стремится к ещё большим. И так, пока этот бессмысленный бег не прервёт смерть. Как же избавиться от этой ненасытимости и, по сути своей, страдания — страсти, как называют это святые отцы?

– Как? – робко спросила девушка.

– Надо бездонную глубину сердца наполнить бесконечным Богом. Всё просто. Святые отцы по-разному называют это. Одни «исканием Бога», другие «стремлением к Богу», ещё «стяжанием Бога». Святой Серафим Саровский называл это «стяжанием Святого Духа». Вот в этом и кроется смысл человеческой жизни. Идя таким путём, человек приходит к счастью, или как его называет Евангелие — блаженству.

Священник на мгновение замолчал, потом продолжил:

– Если мы в центре круга поместим Бога, а людей по окружности, то увидим следующее: по мере приближения к центру — к Богу, окружность уменьшается и расстояние между соседними точками становится меньше. Так и мы, по мере приближения к Богу, приближаемся и к своим ближним. Чем крепче наша любовь к Богу, тем крепче наша любовь к ближним. И наступает момент, когда мы можем и самую нашу жизнь отдать за ближних или полностью посвятить им. Настоящая любовь тем и отличается от страсти, что страсть привыкла брать, а любовь – отдавать и жертвовать. И такая любовь — дар Божий. Чтобы его получить, надо научиться любить Бога. Теперь поняли, в чём Ваша ошибка?

– В том, что я жду любви от других? А надо любить Бога и с Его помощью любить других?

– Да, Вы всё правильно понимаете, – подтвердил священник. – Такая любовь приносит человеку счастье.

– Но ведь если любить других, не получая ничего взамен, то это приносит страдание, – возразила девушка.

– Страдание в этом мире — неизменный спутник настоящей любви. Она — дар от Господа и потому вызывает зависть у врагов Бога и человека — диавола. Он считает себя хозяином этого мира и потому всячески враждует против Бога и всего, что от Него исходит и Ему принадлежит. Совершенная любовь была распята на Кресте. Я говорю о Господе Иисусе Христе, Который так «возлюбил мир», то есть человека, что изволил добровольно пострадать за него для очищения от грехов и спасения из адской пропасти. В этом мире любовь страдает и тем спасает человека. Очищает его от грехов, делает способным для жизни со святыми. Делает способным для вечного счастья. Но и в этой земной жизни приносит счастье своему обладателю. Хотя и не совершенное.

Священник замолчал, давая обдумать сказанное.

– Хотите попробовать пойти путём христианской любви? – спросил он.

– Да, а что надо для этого делать?

– Начните жить христианской жизнью и присоединяйтесь к нашим волонтёрам милосердия. Они помогают детям-сиротам, инвалидам, тяжело больным людям. Так будете учиться любить Бога и ближних. И обретёте своё христианское счастье.

Священник рассказал, как и когда приходить в церковь, молиться, поститься, исповедоваться, причащаться. Где найти волонтёров. Он видел, что девушка с интересом слушает, и знал, что Божья Матерь обрела ещё одну верную дочь.

Комментировать

1 Комментарий

  • Филипп, 07.06.2024

    Очень трогательная и поучительная история.
    Я тоже пришёл в церковь в поисках утешения от скорбей жизни. И в поисках настоящей любви, которая неисчерпаемая.

    Ответить »