Рецензия на фильм «Право выбора»
1.11.24

Рецензия на фильм «Право выбора»

Татьяна Дашкевич
(6 голосов3.7 из 5)

Если вы хотите посмотреть уютный, добрый православный фильм, то кинокартина «Право выбора» вам точно не подойдет. Дело не в бедности бюджета, хоть и снята картина на народные деньги по благословению протоиерея Димитрия Смирнова, который на момент создания фильма был главой Патриаршей комиссии по защите материнства и детства.
С первых кадров просмотра начинаешь съёживаться от бестактных вопросов и советов врача: «Что будем делать? — Конечно, аборт»…
Эпизод показан как конвейер действий врачей и пациентов. Тем самым подчёркнута обыденность и холодность, с какими они подчас принимают решение. Никто не говорит о том, что аборт — это лишение жизни собственного ребенка, непоправимый грех убийства самого близкого и беззащитного в этот момент человека.
Интеллигентная мать, ведущая на аборт свою юную дочь, молодая жена, талантливая творческая натура, желающая работать, а не растить ребенка, девочка, скрывающая от родителей беременность, юная любительница курортов, многодетная мама, уставшая от недосыпа и забот… Одни растерянные, неуверенные, другие напуганные и запуганные, третьи делающие вид, что проблемы не существует… Девочки, девушки, женщины…
Здесь много историй, таких знакомых и безысходных на первый взгляд… Только на первый взгляд. Потому что плата за благополучие — убийство, принесение в жертву этому благополучию и мнимому спокойствию ребёнка, данного Богом. И спокойствия не будет. Потому что это грех, глубоко ранящий душу. А ещё — это операция, совсем небезопасная для женщины.
«То, что остается в тазу после операции, видит только врач», — говорит главный герой фильма. Но ведь еще остается грубый пожизненный рубец и на душе женщины, сделавшей её. Короткий эпизод в палате абортниц, показывающий женщин до и после операции как будто рассказывает о жизни всего народа, а не только этих несчастных. Потому что проблема эта — народная, глобальная. Кто-то из мудрых наших современников назвал её Третьей мировой войной.
Оказывается, в России хотя бы раз в жизни делали аборт 80% женщин, в стране в год прерывается более 4 миллионов беременностей.
Автор фильма, режиссер, сценарист и продюсер Елена Пискарева в одном из интервью поделилась, что хотела показать проблему аборта с разных сторон и этим самым дать женщине право на выбор: казнить своего ребенка или помиловать. И хорошо, если выбор уже будет обоснован, напитан знаниями и впечатлениями, полученными при просмотре фильма-крика, фильма-шока. Проблема аборта в нем показана с разных позиций: семьи, государства, врача, общества, матери, отца, родственников и даже нерожденного ребенка.

Несмотря на то, что фильм является художественным, я бы назвала его почти документальным, просветительским, социальным, поскольку в нём ведется откровенный и смелый разговор, подкрепленный фактами, не подлежащими сомнению или художественному приукрашиванию.
В «Праве выбора» нет назидательных разговоров и проникновенных проповедей. Здесь проповедь — сама жизнь, только та, которую мы не видим. Мы не видим, по тому же слову одного из персонажей — главврача роддома — что остается в тазу после операции. Но в этом фильме мы видим и это, и многое другое, вызывающее шок.

Сюжет таков: в роддом небольшого городка назначают нового главврача, многодетного отца, который к аборту относится не как к медицинской операции, глубоко переживает каждое прерывание беременности и тем самым — смертельный приговор зародившейся жизни.
Коллектив роддома настроен к позиции нового главврача враждебно: оказывается, акушерам-гинекологам выгоднее сделать несколько абортов, чем провести одни роды. Новый руководитель приходит в клинику не один — в ней появляется молодая женщина-психолог, она пытается спасти детские жизни. Из ее уст звучит единственная фраза-проповедь, очень важная, говорящая именно о том, что зачатие происходит по воле Бога, и в этот момент у ребенка уже появляется Ангел-хранитель. Эту тихо сказанную фразу можно и не услышать, но именно она и наполняет фильм смыслом.
Людей, общество, конечно, волнует множество вопросов, касающихся темы продолжения рода человеческого. И врачи поднимают их. Делая аборт, убирают сгустки клеток или живого человека? Чем опасно прерывание беременности на позднем сроке? Нужно ли рожать детей с отклонениями? Стоит ли быть родителями наркозависимым или алкоголикам? Какая судьба ждет отказников? Достойно ли вырастит и воспитает ребенка мать-одиночка? Как отнесется окружение к малолетней маме?..
Вопросов много, и милосердный врач готов на них ответить, а психолог — помочь… Постепенно сознание врачей этого роддома меняется. И поток-конвейер, которым начинается фильм, прерывается. Диалог врач — пациент уже наполнен противоположным смыслом: «Будем рожать? — Ну конечно, рожать!» Но все же желание прервать беременность все так же возникает у многих женщин…

Очень болезненно и откровенно показаны эпизоды постабортного синдрома. Мы плачем вместе с теми, кто сожалеет о том, чего уже не вернуть. Убить легко, воскресить невозможно…
В фильме много реальных кадров, снятых в роддоме: крошечные эмбрионы шевелят ручками и ножками, в живот женщины на большом сроке беременности колют убивающее вещество, отказной ребенок плачет в пустой комнате… Огромное впечатление производит «лекция» с видеосопровождением, на кадрах которого разделывают трупики эмбрионов под звучание «Реквиема».
Никого не оставит равнодушным эпизод сна одной из абортниц: она играет со своей дочкой, веселая девочка убегает от нее, как бы желая спрятаться, а на полу остаются кровавые следы ее босых ножек… Это не единственная метафора в фильме. Смотрятся они как отдельные законченные эпизоды-притчи. Несмотря на документальность темы, фильму присуща глубокая образность.
…Общественность не поддерживает благие начинания этого новаторского роддома, чей главврач желает повысить рождаемость за счет отказов от абортов. Зато спасено немало детских жизней. Одна из них — жизнь маленького Алеши. Его семнадцатилетняя мама Юля и является главной героиней фильма. Девушка претерпевает нарекания родни, отказ от нее любимого человека, тяжелую физическую работу, жизнь в социальном приюте… Но Алеша рождается и семья восстанавливается, любимый возвращается, все счастливы рядом с младенцем.
Проблема поломанных судеб и вреда от аборта остается нерешенной. Но рождение Алеши и возвращение Юли в семью все же оставляют надежду на то, что ситуация наладится и в глобальном смысле.

Я бы позволила себе сказать с уверенностью: женщина, посмотревшая этот фильм, не пойдет на убийство своего ребенка. И мужчина — тоже.
Хочется отметить замечательную работу оператора и актеров. В фильме снимались Эдуард Флёров, Ирина Пегова, Борис Каморзин, Валентина Ляпина и другие.

Кадры из фильма «Право выбора»

Кадры из фильма "Право выбора"

Кадры из фильма "Право выбора"

Кадры из фильма "Право выбора"

Кадры из фильма "Право выбора"

Комментировать

Загрузка формы комментариев...