Валерий Мурзин, Денис Серенко
Миссионерская деятельность Святейшего Синода и православные братства на примере деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства

Доклад В. Ю. Мур­зина и Д. С. Серенко (г. Сочи) был зачи­тан на II науч­ной кон­фе­рен­ции «Свя­тей­ший Синод в исто­рии рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти», на секции «Мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность Свя­тей­шего Синода и пра­во­слав­ные брат­ства». Кон­фе­рен­ция, посвя­щен­ная 300-летию учре­жде­ния Свя­тей­шего Пра­ви­тель­ству­ю­щего Синода, состо­я­лась 12 ноября 2021 года (г. Санкт-Петер­бург, Пре­зи­дент­ская биб­лио­тека).

Всту­пи­тель­ное слово доклад­чика. Напомню слу­ша­те­лям, что одной из древ­ней­ших тер­ри­то­рий совре­мен­ной России, где появи­лось хри­сти­ан­ство, явля­ется Чер­но­мор­ское побе­ре­жье Кав­каза и совре­мен­ного Сочи. По пре­да­нию, именно здесь про­хо­дил мис­си­о­нер­ский путь апо­стола Андрея Пер­во­зван­ного. Пра­во­слав­ная исто­рия Сочи нача­лась давно, но ее оче­ред­ной виток насту­пил после при­со­еди­не­ния тер­ри­то­рии совре­мен­ного Сочи к Рос­сий­ской импе­рии. Адри­а­но­поль­ский мирный дого­вор 1829 года после окон­ча­ния русско-турец­кой войны послу­жил нача­лом рос­сий­ской исто­рии осво­е­ния этих мест. После окон­ча­ния Кав­каз­ской войны 21 мая 1864 года на тер­ри­то­рии Сочи стала устра­и­ваться цер­ков­ная жизнь и появи­лись новые мис­си­о­неры и свя­щен­но­слу­жи­тели.

Мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность при­суща Церкви от начала ее осно­ва­ния, и хотя в древ­но­сти мис­си­о­нер­ство не имело опре­де­лен­ных четких форм и пара­мет­ров, оно суще­ство­вало в тех или иных формах еван­гель­ского бла­го­ве­стия и слу­же­ния людям.

Сино­даль­ный период дея­тель­но­сти Рус­ской Церкви озна­ме­но­вал себя мно­гими собы­ти­ями и свер­ше­ни­ями. Гео­гра­фи­че­ское рас­ши­ре­ние Рос­сий­ской импе­рии как хри­сти­ан­ского — пра­во­слав­ного — госу­дар­ства тре­бо­вало от цер­ков­ного ведом­ства — Свя­тей­шего Пра­ви­тель­ству­ю­щего Синода актив­ной работы по про­све­ще­нию наро­дов. Так появ­ля­ются про­све­ти­тели Сибири и Даль­него Востока, а позд­нее — Аляски и Японии. Мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность ста­но­вится не только фак­ти­че­ской, но и начи­нает при­об­ре­тать свои черты и осо­бен­но­сти, а также систем­ный подход и харак­тер.

Вместе с тем на фоне в целом успеш­ной внеш­ней цер­ков­ной миссии — обра­ще­ния нехри­стиан в Пра­во­сла­вие — в рели­ги­оз­ной жизни рос­сий­ского обще­ства появ­ля­ются про­блемы, свя­зан­ные с рас­ко­лом и сек­тант­ством, и воз­ни­кает насущ­ная потреб­ность во внут­рен­ней мис­си­о­нер­ской работе, направ­лен­ной на исце­ле­ние рас­ко­лов и избав­ле­ние от суе­ве­рий. «Внут­рен­няя миссия как особый епар­хи­аль­ный инсти­тут борьбы с рас­ко­лом воз­никла в 1828 году: импе­ра­тор Нико­лай Пав­ло­вич пове­лел Синоду учре­дить про­ти­во­рас­коль­ни­чью миссию в Перм­ской губер­нии, он же указал состав миссии и спо­собы веде­ния мис­си­о­нер­ского дела. К нико­ла­ев­ским мерам пре­се­че­ния сек­тант­ства и рас­кола отно­сился запрет стро­ить молит­вен­ные дома, ссылка “совра­ти­те­лей”; непо­кор­ных отда­вали в сол­даты. Соб­ственно мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность раз­ви­ва­лась крайне мед­ленно» 5.

Свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов) отме­чал, что идея мис­си­о­нер­ства еще мало раз­вита в Рос­сий­ской Церкви, и реко­мен­до­вал заняться цен­тра­ли­за­цией и рас­ши­ре­нием мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти. Мит­ро­по­лит Фила­рет пре­красно пони­мал необ­хо­ди­мость миссии, ока­зы­вал под­держку и помощь мис­си­о­не­рам, ведшим про­по­ведь среди язы­че­ских наро­дов: архи­манд­риту Мака­рию (Глу­ха­реву), свя­ти­телю Инно­кен­тию (Вени­а­ми­нову). В 1861 году свя­ти­тель Фила­рет ука­зы­вал: «…в наше время между теми, кото­рые назы­ва­ются вер­ными, немало таких, кото­рые нуж­да­ются в учении огла­шен­ных и, к боль­шому при­скор­бию, это встре­ча­ется между людьми, кото­рые более других имеют при­тя­за­ние на про­све­ще­ние. Дока­за­тель­ства сего видны и в книгах, и в образе жизни» [6, с. 45]. Таким обра­зом, «мит­ро­по­лит утвер­ждал, что и для пра­во­слав­ных нужны своего рода мис­си­о­неры» 5.

На этом фоне появ­ля­ются первые епар­хи­аль­ные брат­ства, кото­рые брали на себя миссию про­све­ще­ния народа, зани­ма­лись актив­ной печат­ной дея­тель­но­стью, устра­и­вали пуб­лич­ные беседы с рас­коль­ни­ками для изоб­ли­че­ния их заблуж­де­ний и т. п. Как пра­вило, во главе таких братств стояли архи­ереи или же архи­ереи попе­чи­тель­ство­вали о них при пред­се­да­тель­стве лиц в духов­ном сане, а иногда и мирян. В неко­то­рых слу­чаях брат­ства при­бе­гали к помощи поли­цей­ских мер госу­дар­ства там, где сек­танты про­яв­ляли особую актив­ность и вно­сили соблазн, увле­кая в свои ряды пра­во­слав­ных. Однако в 1905 году в цер­ков­ной поли­тике рос­сий­ского госу­дар­ства «был сделан пово­рот­ный шаг». Имен­ной Высо­чай­ший Указ, данный Сенату, от 17 апреля 1905 года «Об укреп­ле­нии начал веро­тер­пи­мо­сти» поста­вил мис­си­о­не­ров перед необ­хо­ди­мо­стью пере­смотра всего дела миссии [см.: 5]. Первый пункт указа тре­бо­вал «при­знать, что отпа­де­ние от пра­во­слав­ной веры в другое хри­сти­ан­ское испо­ве­да­ние или веро­уче­ние не под­ле­жит пре­сле­до­ва­нию и не должно влечь за собою каких-либо невы­год­ных в отно­ше­нии личных или граж­дан­ских прав послед­ствий, причем отпав­шее по дости­же­нии совер­шен­но­ле­тия лицо при­зна­ется при­над­ле­жа­щим к тому веро­ис­по­ве­да­нию или веро­уче­нию, какое оно для себя избрало» [7, с. 237–238].

В этих новых для Рос­сий­ской импе­рии усло­виях рели­ги­оз­ной жизни появ­ля­ются подвиж­ники пра­во­слав­ной веры, осно­вы­ва­ю­щие свою дея­тель­ность на делах мило­сер­дия и душе­по­пе­чи­тель­ства, а пра­во­слав­ные брат­ства, несмотря на свою обще­ствен­ную само­ор­га­ни­за­цию, ста­но­вятся надеж­ной опорой для свя­щен­но­на­ча­лия Рос­сий­ской Церкви и госу­дар­ства, забо­тясь о духов­ном про­све­ще­нии и пат­ри­о­тизме.

В 1885 году была учре­ждена Сухум­ская епар­хия Гру­зин­ского экзар­хата Пра­во­слав­ной Греко-Рос­сий­ской Церкви, в состав епар­хии вошли цер­ков­ные орга­ни­за­ции ново­об­ра­зо­ван­ной Чер­но­мор­ской губер­нии с ее адми­ни­стра­тив­ным цен­тром в Ново­рос­сий­ске. Основ­ные заботы о духов­ном про­све­ще­нии и обра­зо­ва­нии в тот период легли на плечи цер­ков­ных дея­те­лей. Так, епи­скоп Сухум­ский Ага­фо­дор (Пре­об­ра­жен­ский) за два года своего управ­ле­ния епар­хией открыл 22 школы, по его ини­ци­а­тиве была учре­ждена цер­ковно-архео­ло­ги­че­ская комис­сия. Именно епи­скоп Ага­фо­дор освя­щал отстро­ен­ный в 1891 году первый в Сочи собор во имя Архан­гела Миха­ила. Когда позд­нее епи­скоп Ага­фо­дор был пере­ве­ден на Став­ро­поль­скую кафедру, он воз­гла­вил Став­ро­поль­ский отдел Импе­ра­тор­ского Пра­во­слав­ного Пале­стин­ского обще­ства (ИППО), под эгидой кото­рого про­дол­жал зани­маться духов­ным и науч­ным про­све­ще­нием своей паствы.

Боль­шую роль в про­све­ти­тель­ной дея­тель­но­сти на Чер­но­мор­ском побе­ре­жье начала XX века играли именно пра­во­слав­ные брат­ства, кото­рые были осно­ваны в Сухуме (Алек­сан­дро-Нев­ское), Сочи (Свято-Нико­ла­ев­ское) и Анапе (Свято-Оси­ев­ское). Эти брат­ства помо­гали в орга­ни­за­ции школ, стро­и­тель­стве храмов, печат­ной дея­тель­но­сти для духов­ного и исто­ри­че­ского про­све­ще­ния.

Пред­се­да­тель Сочин­ского Свято-Нико­ла­ев­ского брат­ства Павел Ампли­е­вич Рос­сиев тру­дился на свет­ском и цер­ков­ном попри­щах. Он радел о про­све­ще­нии насе­ле­ния, бла­го­тво­ри­тель­но­сти, борьбе за трез­вость, сохра­не­нии исто­рии Чер­но­мор­ского побе­ре­жья. На Хлу­дов­ской сто­роне Сочи возник коми­тет по постройке церкви и школы. В фев­рале 1912 года коми­тету был отве­ден уча­сток земли из бывших имений В. А. Хлу­дова, где наме­ча­лось устрой­ство церкви, стро­и­тель­ство приюта и школы [см.: 1, л. 9, 12]. Храм был обу­строен на раз­ва­ли­нах быв­шего хлу­дов­ского вин­ного завода. Уже в декабре 1913 года при этом храме начало свою дея­тель­ность осно­ван­ное П. А. Рос­си­е­вым Сочин­ское Свято-Нико­ла­ев­ское брат­ство [см.: 9, с. 219—223], а в мае 1914 года храм был освя­щен [см.: 3, с. 3].

1 hram sv nikol - Миссионерская деятельность Святейшего Синода и православные братства на примере деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства
Вид на Сочи с Хлу­дов­ской сто­роны. Камен­ное здание в бывшем хлу­дов­ском имении, в кото­ром был устроен и освя­щен Свято-Нико­ла­ев­ский храм

П.А. Рос­сиев ста­но­вится пред­се­да­те­лем совета брат­ства, а свя­щен­ник Евге­ний Ива­нов­ский — его сек­ре­та­рем. В состав брат­ства входят как про­стые люди, так и име­ни­тые сочинцы, такие, как началь­ник Сочин­ского округа Ф. И. Яников, устро­и­тель­ница первой сочин­ской боль­ницы М. Н. Зино­вьева, Е. А. Куш­лян­ский и другие нерав­но­душ­ные жители города. Брат­ство ведет обшир­ную и раз­но­сто­рон­нюю дея­тель­ность — от слу­же­ния делу народ­ного про­све­ще­ния до бла­го­тво­ри­тель­но­сти и борьбы за трез­вость. С начала Первой миро­вой войны брат­чики соби­рают сред­ства для помощи мало­иму­щим семьям офи­це­ров и солдат, убыв­ших на фронт, отправ­ляют на фронт собран­ные денеж­ные сред­ства и необ­хо­ди­мое веще­вое иму­ще­ство, помо­гают обу­строй­ству лаза­ре­тов для ране­ных офи­це­ров и солдат.

2 o evgenij - Миссионерская деятельность Святейшего Синода и православные братства на примере деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства
Свя­щен­ник Евге­ний Ива­нов­ский
3 pismo podp - Миссионерская деятельность Святейшего Синода и православные братства на примере деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства
Письмо причта Свято-Нико­ла­ев­ской церкви в кан­це­ля­рию Сочин­ского лес­ни­че­ства, под­пи­сан­ное свя­щен­ни­ком Евге­нием Ива­нов­ским и Павлом Рос­си­е­вым. СГА. Ф. 10, оп. 1, д. 172, л. 9

Сле­дует отме­тить, что обшир­ная дея­тель­ность Сочин­ского Свято-Нико­ла­ев­ского брат­ства была известна далеко за пре­де­лами Сочи. В 1915 году почет­ным членом брат­ства ста­но­вится обер-про­ку­рор Свя­тей­шего Синода В. К. Саблер, почет­ный член ИППО. В 1916 году указом послед­него Рос­сий­ского само­держца импе­ра­тора Нико­лая Алек­сан­дро­вича Рома­нова храм брат­ства во имя свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца на Хлу­дов­ской сто­роне полу­чает статус само­сто­я­тель­ного при­хода с назна­че­нием причта «из свя­щен­ника и пса­лом­щика» и жало­ва­ния ему из казны [см.: 8, с. 196—197]. Эти исто­ри­че­ские факты сви­де­тель­ствуют о при­зна­нии дея­тель­но­сти сочин­ского брат­ства на высо­ком госу­дар­ствен­ном уровне.

 Глав­ной своей зада­чей Сочин­ское Свято-Нико­ла­ев­ское брат­ство счи­тало сохра­не­ние чистоты Пра­во­слав­ной веры и духа пат­ри­о­тизма перед вызо­вами рево­лю­ци­он­ных пере­мен, сек­тант­ства и ниги­лизма, уси­ли­вав­шихся в обще­стве того вре­мени. Павел Рос­сиев видел соци­аль­ное и мис­си­о­нер­ское слу­же­ние брат­ства основ­ными сред­ствами борьбы за души людей в обще­стве, погру­жав­шемся в сумерки мате­ри­а­ли­сти­че­ских теорий и учений.

В декабре 1914 года начи­на­ется выпуск жур­нала «Изве­стия Сочин­ского Свято-Нико­ла­ев­ского брат­ства», глав­ным редак­то­ром кото­рого ста­но­вится П. А. Рос­сиев. В октябре 1916 года усер­дием брат­ства на старой базар­ной пло­щади (ныне улица Поярко) откры­ва­ется первая на побе­ре­жье часовня-книж­ница в помощь рас­про­стра­не­нию рели­ги­озно-нрав­ствен­ной и научно-обра­зо­ва­тель­ной лите­ра­туры, для книж­ной тор­говли брат­ства. Освя­щает часовню отец Евге­ний Ива­нов­ский в сослу­же­нии свя­щен­ни­ков собора Архан­гела Миха­ила, после чего Павел Рос­сиев про­из­но­сит речь о важ­но­сти и зна­че­нии книж­ного дела и про­све­ще­ния в целом. Вместе с отцом Евге­нием Ива­нов­ским Павел Рос­сиев при­ни­мал уча­стие и в откры­тии гру­зин­ской биб­лио­теки, где им также была про­из­не­сена речь о зна­че­нии этого собы­тия [см.: 4, с. 39].

4 chasovnja proekt - Миссионерская деятельность Святейшего Синода и православные братства на примере деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства
Архи­тек­тур­ный проект брат­ской часовни-книж­ницы

Особо сле­дует вспом­нить о бес­смен­ном пред­се­да­теле совета Сочин­ского Свято-Нико­ла­ев­ского брат­ства — Павле Ампли­е­виче Рос­си­еве, кото­рый отдал делу брат­ства все свои силы и остался верен ему даже до смерти (в сен­тябре 1920 года П. А. Рос­сиев был аре­сто­ван в Сочи «совет­ской вла­стью» по обви­не­нию в редак­ти­ро­ва­нии статей контр­ре­во­лю­ци­он­ного харак­тера и 12 октября того же года Чер­но­мор­ским ЧК при­го­во­рен к рас­стрелу).

 Павлу Рос­си­еву при­хо­дили многие бла­го­дар­ствен­ные письма и от воен­ных чинов с фронта, и от епи­ско­пата, управ­ляв­шего Сухум­ской епар­хией, и от свет­ских лиц раз­ного звания. Однако глав­ным сви­де­тель­ством хри­сти­ан­ского досто­ин­ства и актив­ной соци­аль­ной пози­ции Рос­си­ева стало его уча­стие как миря­нина от Сухум­ской епар­хии в Помест­ном соборе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 1917–1918 годов. Известно, что на этом соборе после весьма дли­тель­ного пере­рыва, т. н. Сино­даль­ного пери­ода, вновь изби­ра­ется Пат­ри­арх всея Руси Тихон (Бела­вин). Уча­стие в Помест­ном соборе — это боль­шая честь, и слу­чай­ным людям ее ока­зать не могли. Кроме того, имя Павла Рос­си­ева известно в числе участ­ни­ков Рус­ского Цер­ков­ного собора 1919 года на Став­ро­по­лье [см.: 10]. На этом соборе была учре­ждена Кубан­ская епар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Кроме соци­ально полез­ной и мис­си­о­нер­ско-про­све­ти­тель­ной дея­тель­но­сти, Павел Рос­сиев от лица воз­глав­ля­е­мого им Сочин­ского Свято-Нико­ла­ев­ского брат­ства забо­тился о сохра­не­нии исто­ри­че­ского насле­дия: древ­них храмов, могил героев Оте­че­ства, зани­мался кра­е­ве­де­нием, рато­вал о созда­нии исто­ри­че­ского музея в Сочи, был ини­ци­а­то­ром празд­но­ва­ния памят­ных дат, уста­нов­ле­ния пат­ри­о­ти­че­ских памят­ни­ков. Нет ника­ких сомне­ний в том, что уча­стие граж­дан­ского обще­ства в жизни госу­дар­ства имеет боль­шое зна­че­ние. Видный госу­дар­ствен­ный дея­тель Рос­сий­ской импе­рии И. Л. Горе­мы­кин, почет­ный член ИППО, закон­чив­ший тра­ги­че­ски свои дни жизни в Сочи на заре раз­бу­ше­вав­шейся рево­лю­ции, неко­гда писал о зем­ском само­управ­ле­нии, сто­рон­ни­ком кото­рого он являлся: «Осно­вой дей­стви­тель­ной силы госу­дар­ства, какова бы ни была его форма, есть раз­ви­тая и окреп­шая к само­сто­я­тель­но­сти лич­ность; выра­бо­тать в народе спо­соб­ность к само­устрой­ству и само­опре­де­ле­нию может только при­вычка к само­управ­ле­нию, раз­ви­тие же бюро­кра­тии и пра­ви­тель­ствен­ной опеки создает лишь обез­ли­чен­ные и бес­связ­ные толпы насе­ле­ния, люд­скую пыль» [цит. по: 2, с. 85]. (В декабре 1917 года в Свято-Нико­ла­ев­ском храме свя­щен­ник Евге­ний Ива­нов­ский отпе­вал семью Горе­мы­ки­ных, уби­ен­ных в Сочи. Есть вос­по­ми­на­ния, что люди при отпе­ва­нии зажи­гали свечи, а потом неко­то­рые на домаш­них дверях выжи­гали ими кресты, так как счи­тали страст­ными.)

Зна­че­ние дея­тель­но­сти Сочин­ского Свято-Нико­ла­ев­ского брат­ства трудно пере­оце­нить. Его про­све­ти­тель­ная работа и бла­го­тво­ри­тель­ное слу­же­ние вполне отоб­ра­жены в жур­нале «Изве­стия Сочин­ского Свято-Нико­ла­ев­ского брат­ства», изда­вав­шемся брат­ством один-два раза в месяц с декабря 1914 года. Темы пуб­ли­ка­ций этого жур­нала оста­ются акту­аль­ными и сего­дня, они лишены сугубо иде­а­ли­сти­че­ского вос­при­я­тия цер­ков­ной жизни, будучи не только бла­го­по­вест­во­ва­тель­ными, но и на «злобу дня». Годо­вые ком­плекты номе­ров «Изве­стий Сочин­ского Свято-Нико­ла­ев­ского брат­ства» (1914–1916) сохра­ни­лись в фондах Рос­сий­ской наци­о­наль­ной биб­лио­теки (РНБ). В жур­нале опи­сы­ва­ются все зна­чи­мые исто­ри­че­ские собы­тия ста­нов­ле­ния и дея­тель­но­сти брат­ства.

5 izvest br - Миссионерская деятельность Святейшего Синода и православные братства на примере деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства
Первый номер «Изве­стий Сочин­ского Свято-Нико­ла­ев­ского брат­ства»

Нет ника­кого сомне­ния в том, что брат­ство было делом необ­хо­ди­мым в Сочи тех лет, и труды его досто­чти­мых участ­ни­ков еще найдут свое место в исто­ри­че­ской памяти не только сочин­цев, но и всех нерав­но­душ­ных к исто­рии рос­сиян.

Вале­рий Мурзин, Денис Серенко (город Сочи)


Источ­ники:

  1. Сочин­ский город­ской архив (СГА). Ф. 10. Оп. 1. Д. 172.
  2. Гурко В. И. Черты и силу­эты про­шлого: Пра­ви­тель­ство и обще­ствен­ность в цар­ство­ва­ние Нико­лая II в изоб­ра­же­нии совре­мен­ника. М., 2000.
  3. Освя­ще­ние храма во имя свт. Нико­лая на Хлу­дов­ской сто­роне // Сочин­ский листок. Сочи, 1914. № 404. 6 мая. С. 3.
  4. Серенко Д. С. Павел Рос­сиев в судь­бах Сочи начала XX в.: У исто­ков соци­аль­ной и куль­тур­ной жизни города // Сочин­ский кра­е­вед. Сочи, 2019. С. 38—41.
  5. Слёз­кина О. В. Про­блемы дея­тель­но­сти мис­си­о­не­ров сино­даль­ной внут­рен­ней миссии (по мат-лам жур­нала «Мис­си­о­нер­ское обо­зре­ние» за 1896—1916 гг.) 
  6. Собра­ние мнений и отзы­вов Фила­рета, мит­ро­по­лита Мос­ков­ского и Коло­мен­ского, по учеб­ным и цер­ковно-госу­дар­ствен­ным вопро­сам, изда­ва­е­мое под ред. прео­свящ. Саввы, архиеп. Твер­ского и Кашин­ского: В 7 т. СПб., 1887. Т. 5. Ч. 1.
  7. Полн. собр. зако­нов Рос­сий­ской импе­рии: Собр. 3‑е. T. 25. 1905. СПб., 1908.
  8. Указ Его Импе­ра­тор­ского Вели­че­ства Само­держца Все­рос­сий­ского из Св. Пра­ви­тель­ству­ю­щего Синода Гру­зино-Име­ре­тин­ской Св. Синода кон­торе об откры­тии при­хода при Нико­ла­ев­ской церкви пос. Сочи // Вест­ник Гру­зин­ского экзар­хата. Тифлис, 1916. № 7. 1 апр. С. 196–197.
  9. Учре­ди­тель­ное собра­ние Св.-Николаевского брат­ства в Сочи // Там же. 1914. № 6. 15 марта. С. 219–223.
  10. Юго-Восточ­ный Рус­ский Цер­ков­ный собор 1919 г. / Сб. док. под ред. Ю. А. Бирю­ко­вой. М., 2018 
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки