Распечатать

Мнение Церкви

AAA

Мне́ние Це́ркви — 1) понятие, используемое в рамках простонародного языка, в действительности означающее не мнение полноты Церкви, а мнение членов весомой или существенной её части; 2) свидетельство Церкви по тем или иным религиозным вопросам, основанное на ограниченных или косвенных данных Божественного Откровения, частных святоотеческих мнениях, заведомо преподносимое именно как (авторитетное, достойное внимания) мнение; 3) суждение или позиция Вселенской Церкви по текущим вопросам глобального характера по поводу церковного управления, церковной жизни; 4) мнение поместной Церкви, не нашедшее всеобщего сочувствия или признания в лице всех Поместных Церквей.

Когда мы говорим о мнении Церкви, то подразумеваем, что такое-то или такое-то суждение разделяется не отдельными членами церковной общины, а Церковью как таковой. К области мнений подпадает, к примеру, учение о Днях Творения мира. Так, Писание сообщает, что видимый мир был сотворен в течении шести Дней. Однако, какова длительность этих Дней, нам доподлинно неизвестно. Применительно к данному случаю Церковь свидетельствует, что у нас нет достаточных оснований для однозначного утверждения по этому вопросу и предлагает рассматривать его в двух возможных вариантах: а) День — сутки; б) День — неизвестный по продолжительности период. В принципе и первый, и второй варианты, рассматриваемые отдельно один от другого, отображают частные богословские мнения (см.: Теологумен). Общим же для Церкви является суждение о том, что вопрос о продолжительности творческих Дней не сегодняшний день не имеет бесспорного разрешения. Собственно это суждение и подпадает под категорию общего мнения Церкви. Допустимость в рамках вероучения обоих вариантов и невозможность безоговорочно выбрать один, отвергая другой, сводит их в единый раздел учения Православной Догматики, но не придает им догматического достоинства.

***

Официальное мнение Церкви: что это, и когда оно высказывается?

Разницу между позицией Церкви и мнением отдельного священника пояснил председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.

«В Церкви считают…» – за этой фразой в СМИ может скрываться что угодно. Цитата из постановления Собора, заявления Патриарха, интервью председателя синодального отдела или записи блога сельского священника. Далее может следовать любое предложение: от социальной программы до отношения к фасонам одежды, от захоронения Ленина до канонизации Сталина. Возникает шум в СМИ, волна публикаций и перепостов в социальных сетях. Часто результатом оказывается скандал вокруг Церкви и обвинение ее в очередном «засилье» и «мракобесии».

Официальная позиция Церкви высказывается редко

«Официальная позиция Церкви выражается по ограниченному кругу вопросов, совершенно определенным образом и не оставляет никаких двусмысленностей. Если Патриарху нужно что-то сказать, он говорит это прямо и не использует такие косвенные формы (как заявление ВРНС – ред.)».

«Я считаю, что пасторская позиция вообще (позиция Церкви всегда пасторская) избегает обострения ситуации, которая уже разделяет людей, и в случае, когда Церковь занимает какую-то одну позицию, она может способствовать еще большему разделению».

«Моя личная позиция состоит в том, что пастырь и пастырская позиция должна учитывать наличие разных точек зрения. И в ситуации, когда какой-то шаг, когда он звучит не от имени какого-то батюшки, а от лица всей Церкви, может вызвать дальнейшее обострение и жесткое столкновение разных, то пастырская мудрость заключается в том, чтобы этого не делать».

«Христианская догматика определяет узкую сферу, несогласие с которой позволяет утверждать, что человек не христианин. Вот если завтра кто-нибудь выступит и скажет, что Иисус Христос – не Бог, то, уверяю вас, будет выражена четкая и ясная позиция Русской Православной Церкви, в которой будет сказано, что мы с этим не согласны.<…> Проблема русской политики с моей точки зрения заключается в том, что мы пытаемся решать в политической плоскости все проблемы, включая проблемы добра и зла. Пока мы будем решать в политической плоскости проблемы добра и зла, мы не консолидируем общество никогда» 

Позиция Церкви – не позиция корпорации или политической силы

«У Церкви нет идеологической программы. Церковь – это место, где у Чаши встречаются люди с разными политическими позициями. Это не мешает им быть христианами»

«Позиция Церкви — не корпорации, не политической силы, которая должна обозначит свой интерес и свои взгляды на те или иные процессы — позиция Церкви заключается в том, что у нас 90 детских домов в Церкви, что мы говорим о проблемах с государством, которые у нас в этой сфере есть. Что патриарх на Рождество обратился к нашим гражданам и попросил их усыновлять детей — вот это позиция Церкви. Если бы мы были политической партией, мы бы вышли на одну из площадей, можно на какую-нибудь третью площадь, понимаете».

«Знаете, любопытный момент, вот все говорят: слушайте, у вас такой бренд, почему вы не можете мощно двинуться? Почему вы не можете всех заткнуть? Представляете? Завтра я выхожу, говорю: все молчат! Говорит только Легойда! Именно потому, что мы не корпорация, именно потому нас объединяет не позиция по поводу рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» или там отношение к Федору Михайловичу Достоевскому, Пушкину, или Льву Николаевичу Толстому, а нечто принципиально иное». 

Репутация Церкви и поведение священников

«Еще в конце IV или начале V века, Августин сказал, что поведение священников и христиан, плохое поведение, которые было, кстати сказать, и в III веке, и в IV, влияет на авторитет Церкви, но не влияет на ее истину. Вот это очень важно всем понимать – критикам церкви, ее защитникам и так далее. Я не говорю, что авторитет это неважно…»

90% сообщений в СМИ не связаны с религией

«В последнее время, вот вы говорите — много интереса к религии и так далее, я абсолютно убежден, говорю это с полной ответственностью, что 90% информационных сообщений, фильмов, чего угодно, выходящих сегодня в эфир, в самом широком смысле слова — от печатного до телевизионного, никакого отношения к содержанию религиозной жизни вообще и православной в частности, не имеют. Никакого!»

Что говорит о высказываниях священников в СМИ  Патриарх? 

Напомним, что в 2012 году Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался об ответственности священников за высказывания в СМИ и о разнице между мнением священника и мнением Церкви.

Так на пастырской трапезе в Храме Христа Спасителя перед молитвенным стоянием в защиту Церкви 22 апреля Предстоятель призвал священников не участвовать в ток-шоу: «То, что совершаем мы в общественном пространстве, как, впрочем, и в любом другом, мы должны основывать на молитве и сверять с опытом святых отцов, подвижников, молитвенников, с неизменяемым и одновременно вечно юным наследием Церкви. И сегодняшний наш ответ хулителям, клеветникам, лжецам — это не тот ответ, который хлестко звучит в Интернете, или на страницах прессы, или в так называемых ток-шоу, природа которых именно в том, чтобы развлекать людей… Эти обсуждения часто превращаются в обсуждение трагических судеб людей, ярмарку тщеславия, когда участники шоу соревнуются друг с другом, желая завоевать симпатии зрителей».

31 октября на закрытии фестиваля православных СМИ «Вера и слово» Патриарх также подчеркнул, что эпатирующие высказывания недопустимы для священнослужителя: «Наше дело – свидетельствовать, жизнью и словом своим, жертвенными делами. Наше дело – ходить по больницам и приютам, заниматься с бездомными, наркоманами, алкоголиками, с безбожниками нашими, которые мечутся, сами до сих пор не могут понять, где они, во что они верят и во что не верят. Наше дело — молодежь спасать… Конечно, такого рода работа приносит меньше пиара, ниже рейтинги публичности. Не нужно за этими рейтингами публичности гнаться. Это не наше дело, это все очень греховно».

И в докладе на Епархиальном собрании г. Москвы 28 декабря Святейший Патриарх также говорил об отношении Церкви и СМИ: «В современной информационной среде любая новость, связанная с Церковью, рассматривается через лупу. Любой недостойный поступок человека, связанного с Церковью, вызывает шквал негативных публикаций. Несомненно, что ряд СМИ прибегает к использованию недостоверной, заведомо ложной информации, практикует технику информационных вбросов. Эти методы, характерные для информационных войн, подчас используются и против Церкви. Церковь учит людей праведной жизни, и мы, ее члены, как я уже сказал, призваны быть примером для неверующих и маловерующих не только в словах, но и делах. Тогда мы выиграем любую информационную войну, не вступая в нее».

подготовил Арсений Загуляев

журнал «Нескучный сад»