Мнение Церкви

Мне́ние Це́ркви — 1) поня­тие, исполь­зу­е­мое в рамках про­сто­на­род­ного языка, в дей­стви­тель­но­сти озна­ча­ю­щее не мнение пол­ноты Церкви, а мнение членов весо­мой или суще­ствен­ной её части; 2) сви­де­тель­ство Церкви по тем или иным рели­ги­оз­ным вопро­сам, осно­ван­ное на огра­ни­чен­ных или кос­вен­ных данных Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, част­ных свя­то­оте­че­ских мне­ниях, заве­домо пре­под­но­си­мое именно как (авто­ри­тет­ное, достой­ное вни­ма­ния) мнение; 3) суж­де­ние или пози­ция Все­лен­ской Церкви по теку­щим вопро­сам гло­баль­ного харак­тера по поводу цер­ков­ного управ­ле­ния, цер­ков­ной жизни; 4) мнение помест­ной Церкви, не нашед­шее все­об­щего сочув­ствия или при­зна­ния в лице всех Помест­ных Церк­вей.

Когда мы гово­рим о мнении Церкви, то под­ра­зу­ме­ваем, что такое-то или такое-то суж­де­ние раз­де­ля­ется не отдель­ными чле­нами цер­ков­ной общины, а Цер­ко­вью как тако­вой. К обла­сти мнений под­па­дает, к при­меру, учение о Днях Тво­ре­ния мира. Так, Писа­ние сооб­щает, что види­мый мир был сотво­рен в тече­нии шести Дней. Однако, какова дли­тель­ность этих Дней, нам допод­линно неиз­вестно. При­ме­ни­тельно к дан­ному случаю Цер­ковь сви­де­тель­ствует, что у нас нет доста­точ­ных осно­ва­ний для одно­знач­ного утвер­жде­ния по этому вопросу и пред­ла­гает рас­смат­ри­вать его в двух воз­мож­ных вари­ан­тах: а) День — сутки; б) День — неиз­вест­ный по про­дол­жи­тель­но­сти период. В прин­ципе и первый, и второй вари­анты, рас­смат­ри­ва­е­мые отдельно один от дру­гого, отоб­ра­жают част­ные бого­слов­ские мнения (см.: Тео­ло­гу­мен). Общим же для Церкви явля­ется суж­де­ние о том, что вопрос о про­дол­жи­тель­но­сти твор­че­ских Дней не сего­дняш­ний день не имеет бес­спор­ного раз­ре­ше­ния. Соб­ственно это суж­де­ние и под­па­дает под кате­го­рию общего мнения Церкви. Допу­сти­мость в рамках веро­уче­ния обоих вари­ан­тов и невоз­мож­ность без­ого­во­рочно выбрать один, отвер­гая другой, сводит их в единый раздел учения Пра­во­слав­ной Дог­ма­тики, но не при­дает им дог­ма­ти­че­ского досто­ин­ства.

***

Офи­ци­аль­ное мнение Церкви: что это, и когда оно выска­зы­ва­ется?

Раз­ницу между пози­цией Церкви и мне­нием отдель­ного свя­щен­ника пояс­нил пред­се­да­тель Сино­даль­ного инфор­ма­ци­он­ного отдела Вла­ди­мир Легойда.

«В Церкви счи­тают…» – за этой фразой в СМИ может скры­ваться что угодно. Цитата из поста­нов­ле­ния Собора, заяв­ле­ния Пат­ри­арха, интер­вью пред­се­да­теля сино­даль­ного отдела или записи блога сель­ского свя­щен­ника. Далее может сле­до­вать любое пред­ло­же­ние: от соци­аль­ной про­граммы до отно­ше­ния к фасо­нам одежды, от захо­ро­не­ния Ленина до кано­ни­за­ции Ста­лина. Воз­ни­кает шум в СМИ, волна пуб­ли­ка­ций и пере­по­стов в соци­аль­ных сетях. Часто резуль­та­том ока­зы­ва­ется скан­дал вокруг Церкви и обви­не­ние ее в оче­ред­ном «заси­лье» и «мра­ко­бе­сии».

Офи­ци­аль­ная пози­ция Церкви выска­зы­ва­ется редко

«Офи­ци­аль­ная пози­ция Церкви выра­жа­ется по огра­ни­чен­ному кругу вопро­сов, совер­шенно опре­де­лен­ным обра­зом и не остав­ляет ника­ких дву­смыс­лен­но­стей. Если Пат­ри­арху нужно что-то ска­зать, он гово­рит это прямо и не исполь­зует такие кос­вен­ные формы (как заяв­ле­ние ВРНС – ред.)».

«Я считаю, что пас­тор­ская пози­ция вообще (пози­ция Церкви всегда пас­тор­ская) избе­гает обостре­ния ситу­а­ции, кото­рая уже раз­де­ляет людей, и в случае, когда Цер­ковь зани­мает какую-то одну пози­цию, она может спо­соб­ство­вать еще боль­шему раз­де­ле­нию».

«Моя личная пози­ция состоит в том, что пас­тырь и пас­тыр­ская пози­ция должна учи­ты­вать нали­чие разных точек зрения. И в ситу­а­ции, когда какой-то шаг, когда он звучит не от имени какого-то батюшки, а от лица всей Церкви, может вызвать даль­ней­шее обостре­ние и жест­кое столк­но­ве­ние разных, то пас­тыр­ская муд­рость заклю­ча­ется в том, чтобы этого не делать».

«Хри­сти­ан­ская дог­ма­тика опре­де­ляет узкую сферу, несо­гла­сие с кото­рой поз­во­ляет утвер­ждать, что чело­век не хри­сти­а­нин. Вот если завтра кто-нибудь высту­пит и скажет, что Иисус Хри­стос – не Бог, то, уверяю вас, будет выра­жена четкая и ясная пози­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в кото­рой будет ска­зано, что мы с этим не согласны.<…> Про­блема рус­ской поли­тики с моей точки зрения заклю­ча­ется в том, что мы пыта­емся решать в поли­ти­че­ской плос­ко­сти все про­блемы, вклю­чая про­блемы добра и зла. Пока мы будем решать в поли­ти­че­ской плос­ко­сти про­блемы добра и зла, мы не кон­со­ли­ди­руем обще­ство нико­гда» 

Пози­ция Церкви – не пози­ция кор­по­ра­ции или поли­ти­че­ской силы

«У Церкви нет идео­ло­ги­че­ской про­граммы. Цер­ковь – это место, где у Чаши встре­ча­ются люди с раз­ными поли­ти­че­скими пози­ци­ями. Это не мешает им быть хри­сти­а­нами»

«Пози­ция Церкви — не кор­по­ра­ции, не поли­ти­че­ской силы, кото­рая должна обо­зна­чит свой инте­рес и свои взгляды на те или иные про­цессы — пози­ция Церкви заклю­ча­ется в том, что у нас 90 дет­ских домов в Церкви, что мы гово­рим о про­бле­мах с госу­дар­ством, кото­рые у нас в этой сфере есть. Что пат­ри­арх на Рож­де­ство обра­тился к нашим граж­да­нам и попро­сил их усы­нов­лять детей — вот это пози­ция Церкви. Если бы мы были поли­ти­че­ской пар­тией, мы бы вышли на одну из пло­ща­дей, можно на какую-нибудь третью пло­щадь, пони­ма­ете».

«Знаете, любо­пыт­ный момент, вот все гово­рят: слу­шайте, у вас такой бренд, почему вы не можете мощно дви­нуться? Почему вы не можете всех заткнуть? Пред­став­ля­ете? Завтра я выхожу, говорю: все молчат! Гово­рит только Легойда! Именно потому, что мы не кор­по­ра­ция, именно потому нас объ­еди­няет не пози­ция по поводу рок-оперы «Иисус Хри­стос — супер­звезда» или там отно­ше­ние к Федору Михай­ло­вичу Досто­ев­скому, Пуш­кину, или Льву Нико­ла­е­вичу Тол­стому, а нечто прин­ци­пи­ально иное». 

Репу­та­ция Церкви и пове­де­ние свя­щен­ни­ков

«Еще в конце IV или начале V века, Авгу­стин сказал, что пове­де­ние свя­щен­ни­ков и хри­стиан, плохое пове­де­ние, кото­рые было, кстати ска­зать, и в III веке, и в IV, влияет на авто­ри­тет Церкви, но не влияет на ее истину. Вот это очень важно всем пони­мать – кри­ти­кам церкви, ее защит­ни­кам и так далее. Я не говорю, что авто­ри­тет это неважно…»

90% сооб­ще­ний в СМИ не свя­заны с рели­гией

«В послед­нее время, вот вы гово­рите — много инте­реса к рели­гии и так далее, я абсо­лютно убеж­ден, говорю это с полной ответ­ствен­но­стью, что 90% инфор­ма­ци­он­ных сооб­ще­ний, филь­мов, чего угодно, выхо­дя­щих сего­дня в эфир, в самом широ­ком смысле слова — от печат­ного до теле­ви­зи­он­ного, ника­кого отно­ше­ния к содер­жа­нию рели­ги­оз­ной жизни вообще и пра­во­слав­ной в част­но­сти, не имеют. Ника­кого!»

Что гово­рит о выска­зы­ва­ниях свя­щен­ни­ков в СМИ  Пат­ри­арх?

Напом­ним, что в 2012 году Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл неод­но­кратно выска­зы­вался об ответ­ствен­но­сти свя­щен­ни­ков за выска­зы­ва­ния в СМИ и о раз­нице между мне­нием свя­щен­ника и мне­нием Церкви.

Так на пас­тыр­ской тра­пезе в Храме Христа Спа­си­теля перед молит­вен­ным сто­я­нием в защиту Церкви 22 апреля Пред­сто­я­тель при­звал свя­щен­ни­ков не участ­во­вать в ток-шоу: «То, что совер­шаем мы в обще­ствен­ном про­стран­стве, как, впро­чем, и в любом другом, мы должны осно­вы­вать на молитве и све­рять с опытом святых отцов, подвиж­ни­ков, молит­вен­ни­ков, с неиз­ме­ня­е­мым и одно­вре­менно вечно юным насле­дием Церкви. И сего­дняш­ний наш ответ хули­те­лям, кле­вет­ни­кам, лжецам — это не тот ответ, кото­рый хлестко звучит в Интер­нете, или на стра­ни­цах прессы, или в так назы­ва­е­мых ток-шоу, при­рода кото­рых именно в том, чтобы раз­вле­кать людей… Эти обсуж­де­ния часто пре­вра­ща­ются в обсуж­де­ние тра­ги­че­ских судеб людей, ярмарку тще­сла­вия, когда участ­ники шоу сорев­ну­ются друг с другом, желая заво­е­вать сим­па­тии зри­те­лей».

31 октября на закры­тии фести­валя пра­во­слав­ных СМИ «Вера и слово» Пат­ри­арх также под­черк­нул, что эпа­ти­ру­ю­щие выска­зы­ва­ния недо­пу­стимы для свя­щен­но­слу­жи­теля: «Наше дело – сви­де­тель­ство­вать, жизнью и словом своим, жерт­вен­ными делами. Наше дело – ходить по боль­ни­цам и при­ю­там, зани­маться с без­дом­ными, нар­ко­ма­нами, алко­го­ли­ками, с без­бож­ни­ками нашими, кото­рые мечутся, сами до сих пор не могут понять, где они, во что они верят и во что не верят. Наше дело — моло­дежь спа­сать… Конечно, такого рода работа при­но­сит меньше пиара, ниже рей­тинги пуб­лич­но­сти. Не нужно за этими рей­тин­гами пуб­лич­но­сти гнаться. Это не наше дело, это все очень гре­ховно».

И в докладе на Епар­хи­аль­ном собра­нии г. Москвы 28 декабря Свя­тей­ший Пат­ри­арх также гово­рил об отно­ше­нии Церкви и СМИ: «В совре­мен­ной инфор­ма­ци­он­ной среде любая новость, свя­зан­ная с Цер­ко­вью, рас­смат­ри­ва­ется через лупу. Любой недо­стой­ный посту­пок чело­века, свя­зан­ного с Цер­ко­вью, вызы­вает шквал нега­тив­ных пуб­ли­ка­ций. Несо­мненно, что ряд СМИ при­бе­гает к исполь­зо­ва­нию недо­сто­вер­ной, заве­домо ложной инфор­ма­ции, прак­ти­кует тех­нику инфор­ма­ци­он­ных вбро­сов. Эти методы, харак­тер­ные для инфор­ма­ци­он­ных войн, подчас исполь­зу­ются и против Церкви. Цер­ковь учит людей пра­вед­ной жизни, и мы, ее члены, как я уже сказал, при­званы быть при­ме­ром для неве­ру­ю­щих и мало­ве­ру­ю­щих не только в словах, но и делах. Тогда мы выиг­раем любую инфор­ма­ци­он­ную войну, не всту­пая в нее».

под­го­то­вил Арсе­ний Загу­ляев
журнал “Нескуч­ный сад”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки