Теологумен

***

Теологу́мен (от греч. θεολογούμενον (тео­ло­гу­ме­нон)) – 1) част­ное бого­слов­ское мнение, не явля­ю­ще­еся обще­обя­за­тель­ным для всех хри­стиан; 2) бого­слов­ское мнение, под­дер­жан­ное одним или рядом святых отцов.

О воз­мож­но­сти появ­ле­ния бого­слов­ских мнений мит­ро­по­лит Мака­рий (Бул­га­ков) пишет так: «Дог­маты одни могут назы­ваться рас­кры­тыми, другие – нерас­кры­тыми только отно­си­тельно; потому что как нет дог­ма­тов, кото­рые были бы совер­шенно нерас­крыты в Церкви (о каждом непре­менно суще­ствует в ней какое-либо ясное учение), так точно нет дог­ма­тов рас­кры­тых до малей­ших подроб­но­стей: о каждом (даже о дог­мате Святой Троицы) всегда можно пред­ло­жить такие вопросы, на кото­рые ответа не найдем в поло­жи­тель­ном учении Церкви, и надобно будет огра­ни­чи­ваться только част­ными мне­ни­ями, своими ли, или древ­них зна­ме­ни­тых пас­ты­рей Церкви». Сле­до­ва­тельно, воз­мож­ность появ­ле­ния бого­слов­ских мнений свя­зана с прин­ци­пи­аль­ной невоз­мож­но­стью для чело­века исчер­пать все содер­жа­ние веро­учи­тель­ной истины в сло­вес­ной фор­муле.

 В исто­рии есть мно­же­ство при­ме­ров, когда хри­сти­ан­ские бого­словы, а иногда и Помест­ные соборы, будучи побуж­да­емы ере­ти­ками или стре­мясь раз­ре­шить вопросы, на кото­рые нет исчер­пы­ва­ю­щего ответа в цер­ков­ном учении, пред­ла­гали фор­му­ли­ровки, суж­де­ния и системы, кото­рые рас­кры­вают и пояс­няют те или иные истины веро­уче­ния. По словам свт. Гри­го­рия Бого­слова, «любо­мудр­ствуй о мире и о мирах, о веще­стве, о душе, о разум­ных — добрых и злых при­ро­дах, о вос­кре­се­нии, суде, мздо­воз­да­я­нии, Хри­сто­вых стра­да­ниях. Каса­тельно этого и успеть в своих иска­ниях не бес­по­лезно, и оши­биться не опасно». Здесь име­ется в виду, конечно, не вопрос о дей­стви­тель­но­сти Вос­кре­се­ния и Суда, а раз­мыш­ле­ния о вто­ро­сте­пен­ных с соте­рио­ло­ги­че­ской точки зрения тема­ти­че­ских вопро­сах.

В отли­чие от дог­ма­тов, бого­слов­ские мнения не имеют обя­зы­ва­ю­щего харак­тера, исклю­чи­тель­ного фун­да­мен­таль­ного соте­рио­ло­ги­че­ского зна­че­ния и апри­ори без­оши­боч­ного ста­туса. Если дог­маты при­няты всей Цер­ко­вью, то мнения – ее частью. Дог­ма­ти­че­ское учение внут­ренне непро­ти­во­ре­чиво, бого­слов­ские мнения могут допол­нять или вза­и­мо­ис­клю­чать друг друга. В каче­стве при­мера бого­слов­ских мнений (тео­ло­гу­ме­нов) можно при­ве­сти вопрос о вре­мени тво­ре­ния анге­лов (до тво­ре­ния нашего мира, в первый день тво­ре­ния или позже), то или иное пони­ма­ние образа Божия в чело­веке, вопрос о телес­но­сти анге­лов и чело­ве­че­ских душ.

Част­ные бого­слов­ские мнения и тео­ло­гу­мены почти сино­ни­ми­че­ские поня­тия с той раз­ни­цей, что тео­ло­гу­мен это мнение, осно­ван­ное на выска­зы­ва­ниях одного или несколь­ких отцов Церкви; а част­ное мнение – это раз­мыш­ле­ние, суж­де­ние цер­ков­ного писа­теля, бого­слова, фило­софа прямо не про­ти­во­ре­ча­щее соборно при­ня­тым дог­ма­там. По мнению мит­ро­по­лита Фила­рета (Вах­ро­ме­ева), «дог­маты можно сопо­ста­вить с зако­нами при­роды, тео­ло­гу­мены — с обще­при­ня­тыми тео­ри­ями, а част­ные бого­слов­ские мнения — с гипо­те­зами.. Нали­чие част­ных, пусть даже про­ти­во­ре­чи­вых бого­слов­ских мнений в той или иной Помест­ной Церкви гово­рит о том, что мысль в этой Церкви не замерла, что она явля­ется плодом искрен­них усилий и добрых наме­ре­ний познать истину в более широ­ком объеме». Тео­ло­гу­ме­ном счи­та­ется не любое суж­де­ние отца Церкви. Напри­мер, исто­ри­че­ские, фило­ло­ги­че­ские или натур­фи­ло­соф­ские выска­зы­ва­ния не явля­ются тео­ло­гу­ме­нами. Тео­ло­гу­мен — это обя­за­тельно интер­пре­та­ция какой-либо веро­учи­тель­ной истины. Так как тео­ло­гу­мен пред­став­ляет собой плод духов­ного опыта свя­того, ему далеко не всегда можно пред­по­чи­тать свое личное бого­слов­ское мнение (или мнение нека­но­ни­зи­ро­ван­ного бого­слова). Тео­ло­гу­мен может быть сопо­став­лен только с суж­де­нием дру­гого свя­того отца по тому же духов­ному вопросу.

Бла­го­че­сти­вое бого­слов­ское мнение (тео­ло­гу­мен), всегда имеет один из 2‑х кри­те­риев:

  • допу­сти­мость (не про­ти­во­ре­чие Св. Писа­нию и Св. Пре­да­нию);
  • истин­ность (соот­вет­ствие Св. Писа­нию и Св. Пре­да­нию).

Если какой-либо тео­ло­гу­мен раз­де­ля­ется мно­гими свя­тыми отцами, в таком случае гово­рят о «consensus patrum», или «согла­сии отцов» по тому или иному вопросу. С исти­ной, при­ни­ма­е­мой consensus patrum, без­условно, необ­хо­димо счи­таться каж­дому члену Церкви.

В случае если бого­слов­ское мнение отвер­га­ется цер­ков­ным авто­ри­те­том (пра­во­слав­ным цер­ков­ным собо­ром или «согла­сием отцов»), то оно явля­ется ложным. Однако до тех пор, пока отсут­ствует собор­ное опре­де­ле­ние по этому вопросу, Цер­ковь может тер­петь раз­лич­ное к нему отно­ше­ние. В исто­рии бывали случаи, когда неко­то­рые част­ные бого­слов­ские мнения, когда-то вос­при­ни­мав­ши­еся как допу­сти­мые, впо­след­ствии были при­знаны оши­боч­ными.

Как хри­сти­а­нин может опре­де­лить допу­сти­мость бого­слов­ского мнения на прак­тике?

Прежде всего, необ­хо­димо све­риться со Свя­щен­ным Писа­нием и пра­во­слав­ными сим­во­ли­че­скими тек­стами, чтобы узнать учение Церкви по теме, к кото­рой пред­ла­га­ется бого­слов­ское мнение. Свт. Феофан Затвор­ник дает такой совет: «Если какое-либо место Писа­ния рас­ше­ве­лит мысль, а эта мысль, в свою оче­редь, начнет делать выводы, неот­ра­зимо тес­ня­щи­еся в голову, – ничего: пра­во­слав­ный и от этого не прочь, но только обхо­дится с этими выво­дами, своими порож­де­ни­ями, не как с род­ными чадами, а как с пасын­ками: под­вер­гает их испы­та­нию, встав­ляя их во всю сово­куп­ность истин святой веры, содер­жа­щихся в пра­во­слав­ном кати­хи­зисе, и смот­рит, вяжутся ли они с ними, и, если не вяжутся или про­ти­во­ре­чат им, гонит вон из головы, как детей неза­кон­но­рож­ден­ных. Если же не сможет сде­лать этого сли­че­ния сам, то обра­ща­ется или к живым, или к преж­ним учи­те­лям и их вопро­шает». Поло­же­ния, опре­де­лен­ные Цер­ко­вью в каче­стве дог­ма­тов, содер­жатся в ее сим­во­ли­че­ских книгах, в веро­учи­тель­ных раз­де­лах. Согла­сие с их содер­жа­нием служит кри­те­рием допу­сти­мо­сти того или иного бого­слов­ского мнения.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки