Откро­ве­ние Боже­ствен­ное

***

Открове́ние Боже́ственное – про­яв­ле­ние Бога в мире; само­рас­кры­тие Бога миру и чело­веку, в рамках кото­рого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыс­лах, дей­ствиях (а также о резуль­та­тах неко­то­рых Его дей­ствий).

Можно ска­зать, что Боже­ствен­ное Откро­ве­ние – рас­кры­тие Богом Себя чело­веку в ответ на чело­ве­че­ское жела­ние познать своего Созда­теля, в ответ на дея­тель­ный поиск Бога со сто­роны людей. Бог сотво­рил весь род чело­ве­че­ский, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и неда­леко от каж­дого из нас» (Деян.17:27). Стре­мясь к Богу, чело­век не может познать Его исклю­чи­тельно соб­ствен­ными уси­ли­ями, но и само это стрем­ле­ние имеет, в созна­нии Божьем, опре­де­лен­ную цен­ность.

В рамках пра­во­слав­ного бого­сло­вия раз­ли­чают два вида Боже­ствен­ного откро­ве­ния: есте­ствен­ное и сверхъ­есте­ствен­ное.

Есте­ствен­ное Откро­ве­ние состоит в том, что Бог откры­вает Себя в Своём тво­ре­нии, подобно тому как худож­ник откры­вает себя в своей кар­тине или автор в своём сочи­не­нии. Но такой метод Бого­по­зна­ния весьма огра­ни­чен, ведь Боже­ствен­ное бытие нетварно. В Своем сверх­бы­тии Бог пре­вос­хо­дит все Свои созда­ния. Не явля­ясь умо­по­сти­га­е­мым объ­ек­том или вос­при­ни­ма­е­мым чув­ствами явле­нием, Он не может быть познан уси­ли­ями чело­ве­че­ского ума или чувств, как позна­ются твар­ные пред­меты нашего мира. Именно поэтому, рас­кры­вая Себя, Бог нис­хо­дит к чело­веку Сам. «Спа­си­тель отнюдь не сказал, будто познать Бога реши­тельно невоз­можно, – учит св. Ириней Лион­ский, – а сказал только, что никто не может познать Бога без Боже­ствен­ной воли, без науче­ния от Бога, без Его откро­ве­ния («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соиз­во­лил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необ­хо­ди­мые позна­ния».

Рас­кры­ва­ясь чело­веку, Бог сооб­щает ему знание о Себе сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом. «Сверхъ­есте­ствен­ное знание есть то, кото­рое при­вхо­дит в ум путем, пре­вы­ша­ю­щим его есте­ствен­ные спо­собы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от еди­ного Бога, когда найдет Он ум очи­щен­ным от вся­кого веще­ствен­ного при­стра­стия и объ­ятым Боже­ствен­ной любо­вью». Сверхъ­есте­ствен­ное знание о Боге сооб­ща­ется чело­ве­че­ской душе Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, исхо­дя­щей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посред­ством Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа чело­век усва­и­вает истины Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Апо­стол Павел утвер­ждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Гос­по­дом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3). Это значит, что испо­ве­дать Христа Гос­по­дом может только тот, на чье ум и сердце воз­дей­ство­вала Боже­ствен­ная бла­го­дать.

Боже­ствен­ная бла­го­дать пре­бы­вает в Церкви, пода­ется в Святых Таин­ствах. Поэтому Цер­ковь явля­ется и хра­ни­тель­ни­цей Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. «Позна­ется Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афон­ский. – Нашей Пре­слав­ной Церкви дано Духом Святым разу­меть тайны Божии». Всю пол­ноту истины, полу­чен­ную от Христа, апо­столы воз­ве­стили Церкви (Деян.20:27). По слову св. Иринея Лион­ского, апо­столы поло­жили в Цер­ковь все, что отно­сится к истине. Будучи «стол­пом и утвер­жде­нием истины» (1Тим.3:14), Цер­ковь хранит бого­от­кро­вен­ные веро­учи­тель­ные истины, назы­ва­е­мые дог­ма­тами.

При­знаки истин­но­сти сверхъ­есте­ствен­ного откро­ве­ния:

  • Сооб­щает чело­веку непо­сред­ствен­ное веде­ние Бога. В момент вос­при­я­тия сверхъ­есте­ствен­ного откро­ве­ния Божия чело­век не только вос­при­ни­мает откры­ва­е­мые ему истины, но и полу­чает опыт лич­ност­ного бого­об­ще­ния.
  • Таин­ствен­ность и воз­вы­шен­ность откры­ва­е­мых людям истин: сверхъ­есте­ствен­ное откро­ве­ние Божие, в отли­чие от есте­ствен­ного, как пра­вило, пре­по­да­ется людям в особых про­мыс­ли­тель­ных целях, по особым слу­чаям. Даже Божьи про­роки, пере­да­вав­шие содер­жа­ние откро­ве­ния прочим людям, не рауз­мели откры­ва­е­мые им высшие тайны во всей пол­ноте (Ис.40:13–14)
  • Удо­вле­тво­ряет есте­ствен­ным рели­ги­оз­ным, духовно-нрав­ствен­ным стрем­ле­ниям и потреб­но­стям чело­века.
  • Под­твер­жда­ется чуде­сами. Так, Сам Спа­си­тель, под­твер­ждая Своё мес­си­ан­ское досто­ин­ство, ссы­лался на совер­шен­ные Им дела: «Я же имею сви­де­тель­ство больше Иоан­нова: ибо дела, кото­рые Отец дал Мне совер­шить, самые дела сии, Мною тво­ри­мые, сви­де­тель­ствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5:36).
  • Под­твер­жда­ется сбы­точ­но­стью про­ро­честв. Напри­мер, многие про­ро­че­ства о Христе, кото­рые были про­из­но­симы в разное время, раз­ными (в раз­лич­ных отно­ше­ниях) людьми (отли­чав­ши­мися друг от друга соци­аль­ным поло­же­нием, уров­нем обра­зо­ва­ния, воз­рас­том и т. п.), сбы­лись с деталь­ной точ­но­стью; многие, кото­рым пока ещё не суж­дено было сбыться, сбу­дутся в буду­щем.

***

Хри­сти­ан­ское учение об откро­ве­нии

Из книги про­фес­сора Иван Михай­ло­вич Андре­ева (Андре­ев­ского) «Пра­во­слав­ная апо­ло­ге­тика»

Слово «откро­ве­ние» озна­чает сверхъ­есте­ствен­ное откры­тие Богом непо­зна­ва­е­мых истин людям. Чело­век есть часть мира. Мир создан без уча­стия чело­века. Чело­век огра­ни­чен вре­ме­нем своего рож­де­ния и смерти и про­стран­ством своего пре­бы­ва­ния. Как часть не может познать целого, так и чело­век не может познать всего. Он не может сам, соб­ствен­ными силами ума постичь ни пер­во­при­чины всего суще­ству­ю­щего, ни смысла своей и миро­вой жизни, ни цели все­лен­ной. Эти вопросы, кото­рые встают и тре­буют раз­ре­ше­ния в созна­нии каж­дого чело­века, нераз­ре­шимы чело­ве­че­ским умом. Един­ствен­ный воз­мож­ный способ раз­ре­ше­ния этих и многих других насущ­ней­ших духов­ных запро­сов заклю­ча­ется в откро­ве­нии. Если Бог захо­чет открыть людям эти непо­зна­ва­е­мые истины, тогда и только тогда чело­век сможет познать их.

Бог захо­тел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Еди­но­род­ного Сына, Гос­пода нашего Иисуса Христа, Кото­рый принес людям истину, способ ее позна­ния (метод или путь позна­ния истины) и под­лин­ную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Хри­стос (Ин.14:6).

В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Никто нико­гда не гово­рил так, как име­ю­щий власть откры­вать истину.

Хри­стос есть пол­нота бого­от­кро­вен­ной истины. Его устами гово­рил Сам Бог, каждое слово Его было абсо­лют­ная чистая истина. Ибо Сам Он, Спа­си­тель мира, был Сын Божий, был истин­ный Бог.

Откро­ве­ние совер­ша­лось посте­пенно. Гос­подь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сна­чала Он дал, через чудес­ные и дивные явле­ния при­роды и ее зако­нов, так назы­ва­е­мое есте­ствен­ное откро­ве­ние. Затем дал сверхъ­есте­ствен­ные откро­ве­ния через духо­нос­ных про­ро­ков и через чудес­ные явле­ния в чело­ве­че­ской исто­рии. И нако­нец, дал полное бла­го­вест­ное откро­ве­ние в Сыне, Бого­че­ло­веке Христе.

В состав вся­кого сверхъ­есте­ствен­ного откро­ве­ния непре­менно входит: пред­ска­за­ние буду­щего, рас­кры­тие тайн Божиих и разъ­яс­не­ние таких рели­ги­озно-нрав­ствен­ных истин, кото­рые пре­вы­шают все воз­мож­но­сти и спо­соб­но­сти чело­ве­че­ского позна­ния.

Откро­ве­ние при­роды (как окру­жа­ю­щей чело­века, так и самого чело­века, глав­ным обра­зом его созна­ния) гово­рит о том, что вне чело­века, над ним, т. е. выше его, есть при­чина, сила и муд­рость твор­че­ского начала, сви­де­тель­ству­ю­щая о нали­чии Выс­шего Суще­ства, име­ю­щего харак­тер лич­но­сти, т. е. что суще­ствует Бог. Все так назы­ва­е­мые дока­за­тель­ства бытия Божия есть резуль­тат этого есте­ствен­ного откро­ве­ния.

Чест­ный и нор­маль­ный чело­ве­че­ский ум через рас­смот­ре­ние при­роды мира и при­роды соб­ствен­ного созна­ния при­хо­дит к убеж­де­нию в суще­ство­ва­нии Бога. И только лука­вый или ненор­маль­ный ум может Его отри­цать.

«Сказал безу­мец в сердце своем: нет Бога» (Пс.13:2, 52, 2)…

Но кроме убеж­де­ния в суще­ство­ва­нии Бога, чело­век желает и лич­ного с Ним обще­ния.

Рели­гия начи­на­ется не с при­зна­ния Бога (это, соб­ственно говоря, задача фило­со­фии), а с обще­ния с Ним. Это обще­ние чело­века с Богом невоз­можно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так назы­ва­е­мое сверхъ­есте­ствен­ное откро­ве­ние.

Кроме под­раз­де­ле­ния откро­ве­ния на есте­ствен­ное и сверхъ­есте­ствен­ное, раз­ли­ча­ются еще и другие виды откро­ве­ния: непо­сред­ствен­ное и посред­ствен­ное, внеш­нее и внут­рен­нее.

Непо­сред­ствен­ное откро­ве­ние есть сооб­ще­ние Самим Богом тех или других рели­ги­оз­ных истин избран­ни­кам-людям (напри­мер, про­року-бого­видцу Моисею).

Посред­ствен­ное откро­ве­ние бывает тогда, когда оно сооб­ща­ется людям через бого­вдох­но­вен­ных лиц (напри­мер, про­ро­ков) или высших разум­ных существ – Анге­лов (напри­мер, бла­го­ве­стие Деве Марии).

Внеш­ним откро­ве­нием назы­ва­ется самый факт сооб­ще­ния истины, а внут­рен­ним – факт усво­е­ния сооб­щен­ного. Для послед­него необ­хо­димо сверхъ­есте­ствен­ное вдох­но­ве­ние, кото­рое обычно опре­де­ля­ется словом «бого­вдох­но­ве­ние».

Обычно «бого­вдох­но­вен­но­стью» обо­зна­ча­ется сверхъ­есте­ствен­ное воз­дей­ствие Духа Божи­его на про­ро­ков и апо­сто­лов, под наи­тием Кото­рого они пра­вильно изъ­яс­няли сооб­щен­ные им откро­ве­ния и верно изла­гали их в свя­щен­ных книгах. Такие свя­щен­ные книги полу­чали наиме­но­ва­ние «бого­вдох­но­вен­ных».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки