Мотив

***

Моти́в — побу­ди­тель­ная при­чина; при­чина, кото­рая побуж­дает чело­века к дея­тель­но­сти и при­даёт ей осмыс­лен­ность, направ­лен­ность, воз­буж­дает (подо­гре­вает) инте­рес, твор­че­ское вдох­но­ве­ние, целе­устрем­лён­ность.

Ана­ли­зи­руя дея­тель­ность людей, чело­век нередко под­вер­га­ется иску­ше­нию – сво­дить моти­ва­цию, обу­слов­ли­ва­ю­щую слож­ное, мно­го­фак­тор­ное, мно­го­пла­но­вое явле­ние к одному мотиву. Чтобы легче спра­виться с этим иску­ше­нием, важно пони­мать:

  • даже и внешне схожие дей­ствия, поступки разных людей (и даже схожие дей­ствия одного чело­века, но совер­ша­е­мые им в разное время, при раз­лич­ных обсто­я­тель­ствах) могут быть обу­слов­лены раз­ными моти­вами;
  • даже более или менее про­стое дей­ствие, совер­ша­е­мое одним чело­ве­ком, далеко не всегда бывает обу­слов­лено одним един­ствен­ным моти­вом; чаще всего в основе чело­ве­че­ских дей­ствий лежит не один, а несколько моти­вов;
  • мотивы чело­века могут меняться (напри­мер, чело­век при­хо­дит в храм с чисто потре­би­тель­ским моти­вом, но, уве­ро­вав, его моти­вом ста­но­вится бого­по­зна­ние;
  • если известно, что такое-то и такое-то дей­ствие, осу­ществ­ля­е­мое тем или иным чело­ве­ком, моти­ви­ру­ется непо­до­ба­ю­щими хри­сти­а­нину моти­вами, это вовсе не значит, что хри­сти­а­нину не подо­бает совер­шать ана­ло­гич­ных дей­ствий; воз­можно, что такого рода дей­ствия могут осу­ществ­ляться и по бла­го­че­сти­вым моти­вам (напри­мер, помощь бедным ради рекламы и само­воз­вы­ше­ния — помощь бедным по любви к Богу и ближ­ним);
  • мотив(ы) Бога всегда направ­лены на спа­се­ние чело­века и огра­ни­че­ние зла;
  • дей­ствие, моти­ви­ро­ван­ное тем или иным чело­ве­ком, не может ниве­ли­ро­вать дей­ствие Про­мысла Божьего (не может быть реа­ли­зо­вано вопреки воле Божьей).

Напри­мер, госу­дар­ство стре­мится под­чи­нить цер­ковь своему вли­я­нию, чтобы иметь «ручную», управ­ля­е­мую им наци­о­наль­ную цер­ковь. Но это не значит, что его усилия могут ней­тра­ли­зо­вать Бога в Церкви.

Поло­жим, свя­щен­но­слу­жи­тель, осу­ществ­ляя слу­же­ние, движим корыст­ными моти­вами (или миря­нин, зашед­ший в храм исклю­чи­тельно с потре­би­тель­скими целями). Однако из-за того, что лично он руко­вод­ству­ется такими мер­кан­тиль­ными сооб­ра­же­ни­ями, храм не пере­стаёт быть храмом, Гос­подь не пере­стаёт быть для моля­щихся, участ­ни­ков Цер­ков­ных Таинств Пода­те­лем бла­го­дати, мило­сти.

Допу­стим, некий чело­век посе­щает цер­ков­ные бого­слу­же­ния для улуч­ше­ния своего имиджа или для того, чтобы «дого­во­риться с Богом». Но это не озна­чает, что можно мани­пу­ли­ро­вать Богом, навя­зать ему свою злую волю.

Когда в страну при­во­зят чудо­твор­ные свя­тыни, то кто-то может заме­тить, что рядом уже была такая же свя­тыня или, что глав­ная Свя­тыня – Святые Дары – есть в любом храме. Но это вовсе не значит, что стоять даже 6 или 8 часов в оче­реди к свя­тыне бес­плодно и без­бла­го­датно.

Не имеет смысла осуж­дать людей, при­хо­дя­щих в храм с непра­виль­ными моти­вами, лучше разъ­яс­нить им верные мотивы осно­ва­ния и суще­ство­ва­ния Церкви Божией.

***

Многие гово­рят, что у них нет вре­мени на Цер­ковь или обу­че­ние осно­вам духов­ной жизни. Иногда уточ­няю — “если батюшка 1000 евро за испо­ведь будет пла­тить, то най­дётся время”? Пред­по­ла­гаю, что если бы собе­сед­ник не чув­ство­вал в моих словах под­воха, то сле­ду­ю­щим вопро­сом было бы — “а как часто можно испо­ве­до­ваться?”.
Пока мы живы, у нас у всех есть в сутках 24 часа. Всегда. Ни меньше, ни больше. Если чело­век не в раб­стве или заклю­че­нии, то он рас­пре­де­ляет эти 24 часа по соб­ствен­ному усмот­ре­нию. Когда кто-то гово­рит, что у него нет вре­мени на Бога, то это обычно озна­чает, что ему важнее что-то другое. Поэтому нали­чие вре­мени – это всегда вопрос при­о­ри­те­тов, плот­ный график здесь ни при чём…
К. Бори­сов

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки