Как оторваться от наркотиков?

диакон Андрей. Из книги «Неа­ме­ри­кан­ский мис­си­о­нер»


Чтобы чело­век ото­рвался от нар­ко­ти­ков,
ему нужна сверх­мо­ти­ва­ция.

— Какие Цер­ковь может пред­ло­жить методы про­ти­во­дей­ствия нар­ко­ма­нии?

— Как-то я поехал с этим вопро­сом к одному заме­ча­тель­ному свя­щен­нику в Санкт-Петер­бург. Этот уди­ви­тель­ный чело­век оста­вил приход, квар­тиру в Питере и уехал в глухой лес, где создал общину нар­ко­ма­нов, следуя основ­ному прин­ципу лече­ния нар­ко­ма­нии – изо­ли­ро­вать их от при­выч­ной среды. Шаг очень серьез­ный, если учесть, что он семей­ный чело­век, не монах. Одно дело, когда ты только свою судьбу реша­ешь, и другое – когда семья. Так вот, я спро­сил у него:

— Какие у вас методы борьбы с нар­ко­ма­нией?

А он улыб­нулся, развел руками и отве­тил:

— Ну какие методы… Любить их, молиться с ними, рабо­тать с ними, жить с ними. Вот и все.

Так что нет какой-то особой цер­ков­ной тех­но­ло­гии коди­ро­ва­ния, про­мывки мозгов. Пра­во­слав­ная Цер­ковь вообще бояз­ливо отно­сится к душе чело­века и не втор­га­ется в нее со вся­кими гип­но­ти­че­ским мето­дами.

Одно нужно: вера. Чтобы чело­век ото­рвался от нар­ко­ти­ков, ему нужна сверх­мо­ти­ва­ция. Именно поэтому свет­ские мето­дики реа­би­ли­та­ции недо­ста­точно эффек­тивны. Мотивы, кото­рые они пред­ла­гают, слиш­ком слабы. Выле­читься – чтобы жить. А жить зачем и как? – Чтобы каждое утро на работу ездить, а по вече­рам с семьей соба­читься? Снова оку­нуться в мир «попсы»? Но это слиш­ком недо­ста­точ­ный стимул, чтобы поки­нуть пре­делы той фее­ри­че­ской мат­рицы, в кото­рой живет нар­ко­ман.

У Церкви же есть свой мотив, кото­рый очень убе­ди­те­лен для многих людей. Ока­зы­ва­ется, «напиться до чер­ти­ков» – это больше, чем идиома. Тысячи нар­ко­ма­нов напи­ва­ются и нака­лы­ва­ются до «види­ков», в кото­рых все чаще начи­нают видеть чер­ти­ков. Я помню, музы­кант Алек­сандр Бары­кин мне рас­ска­зы­вал, что сам прошел через это: попу­ляр­ность, голо­во­кру­же­ние от успеха, нар­ко­тики, модная йога. А одна­жды просто понял, что нир­вана – это реаль­ность, черное небы­тие. И бро­сился к Пра­во­сла­вию в поис­ках защиты.

А одна­жды в Под­мос­ко­вье подо­шел ко мне маль­чишка лет пят­на­дцати и пора­зил меня своим вопро­сом: «Ска­жите, отец Андрей, Гос­подь сможет меня спасти, если я умру как само­убийца? Нет, я не буду себя как-то спе­ци­ально уби­вать, я ведь себя уже убил нар­ко­ти­ками. Мне недолго оста­лось. И я каюсь. Может ли Гос­подь меня поми­ло­вать?».

Многие люди сна­чала видят черную под­ос­нову духов­ного мира – то, с чем боролся Хри­стос. И после этого пони­мают: дурь надо побе­дить не для того, чтобы затем «добиться успе­хов в труде и личной жизни». А потому, что смерть под дурью – это путь к такому ужасу, о кото­ром ничего не знают люди неве­ру­ю­щие и трез­вые. В пятом томе «Гарри Пот­тера» Дам­бл­дор гово­рит, что худшее из всех заблуж­де­ний Тем­ного Лорда – это мнение, будто нет ничего хуже смерти. И именно это неве­рие Дам­бл­дор счи­тает самым слабым местом своего врага…

Если же чело­век пони­мает, что навсе­гда раз­ру­шить тело можно, а душу – нельзя, что в полу­раз­ру­шен­ном состо­я­нии душа будет вла­читься из веч­но­сти в веч­ность, – вот тогда у него и воз­ни­кает та самая сверх­мо­ти­ва­ция в борьбе за душу.

— Так что, выход все-таки воз­мо­жен?

— Выход воз­мо­жен. Но я очень боюсь высту­пать в каче­стве реклам­ного агента и гово­рить: «При­хо­дите к нам, фирма гаран­ти­рует изле­че­ние». Какие могут быть гаран­тии, когда речь идет о чело­веке, в кото­рого уже вце­пи­лись бесы? Кстати, тот же питер­ский свя­щен­ник мне сказал: «Обычно чело­век несколько меся­цев живет в общине. Потом уходит в мир. Я пре­ду­пре­ждаю, что этого мало, что можно сорваться. Так и про­ис­хо­дит. Но я этому раду­юсь – потому, что когда он опять к нам вер­нется, у него уже не будет излиш­ней само­уве­рен­но­сти. В нем появится нор­маль­ное чув­ство хри­сти­ан­ского сми­ре­ния, а значит, он будет ждать и звать Божию помощь. И тогда лече­ние про­дол­жится».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки